Автор работы: Пользователь скрыл имя, 14 Марта 2014 в 12:36, курсовая работа
Целью исследования является изучение темы «Социальные санкции».
Для достижения поставленной цели были решены следующие задачи:
1. Изучить сущность и элементы социального контроля (нормы и санкции)
2. Определить и проанализировать содержание социального контроля.
3. Проанализировать функции социальных санкций.
Введение……………………………………………………………………...2
Глава 1. Определение социального контроля……………………..………..4
Глава 2. Элементы социального контроля …………………………………7
2.1. Социальные санкции…………………………………………………….9
2.2. Социальные нормы……………………………………………………..11
Глава 3. Механизмы действия социального контроля..…………………..14
3.1.Субъекты социального контроля и его виды……………………….....19
3.2.Функции социального контроля………………………………………..23
Заключение…………………………………………………………………..30
Список используемой литературы…………………………………………33
МОСКОВСКИЙ АВТОМОБИЛЬНО-ДОРОЖНЫЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ТЕХНИЧЕСКИЙ УНИВЕРСИТЕТ (МАДИ)
ФАКУЛЬТЕТ ЛОГИСТИКИ И ОБЩЕТРАНСПОРТНЫХ ПРОБЛЕМ
КАФЕДРА СОЦИОЛОГИИ И УПРАВЛЕНИЯ
Курсовая работа
по дисциплине Социология
Социальные санкции
Выполнила: студентка 1 курса
группы 1БЛ1 факультета логистики
и общетранспортных проблем
Бителева Екатерина Игоревна
Проверила: старший преподаватель
кафедры социологии и управления
Пахомова Инна Александровна
Москва
2011
Содержание:
Введение…………………………………………………………
Глава 1. Определение социального контроля……………………..………..4
Глава 2. Элементы социального контроля …………………………………7
2.1. Социальные санкции…………………………………………………….9
2.2. Социальные нормы……………………………………
Глава 3. Механизмы действия социального контроля..…………………..14
3.1.Субъекты социального контроля и его виды……………………….....19
3.2.Функции социального контроля………………………………………..23
Заключение……………………………………………………
Список используемой литературы…………………………………………33
Введение
Пытаясь открыть законы общества, дать определение человека и изучить законы, по которым он живет и развивается, социология не может не интересоваться и отношением, существующим между обществом и индивидом. И можно утверждать, что социологическая теория, объясняя общество и элементы, из которых оно состоит, стремится определить так же отношения общества и индивида, объясняя это отношение в соответствии со своим пониманием сущности общества.
Существуют разные теории, которые сводят общество к индивидам или рассматривают индивида как всего лишь часть, «молекулу» общества. Существует так же и представление, что индивид и общество - это два отдельных и независимых друг от друга явления, которые имеют собственные отдельные и независимые законы своего возникновения и развития. Между тем человек и общество непременно взаимосвязаны. Они не могут быть рассмотрены изолированно, отдельно друг от друга: нет общества без человека, но и человек существует только в обществе.
Изучение социального контроля, т. е. совокупности средств, с помощью которых общество или социальная группа гарантирует конформное поведение его членов по отношению к ролевым требованиям и ожиданиям, целесообразно начинать с рассмотрения социального порядка, внутри которого люди взаимодействуют друг с другом.
Рассмотрим, например, упорядоченное внутреннее устройство, наблюдаемое нами в суете мегаполиса. Даже беглого взгляда на городскую жизнь достаточно, чтобы заметить, что множество людей в определенное время занимают свои рабочие места без каких-либо видимых корректив и указаний. Тысячи транспортных средств начинают движение по определенным маршрутам без видимых наблюдателей и распорядителей и при этом довольно редко сталкиваются. Множество машинных механизмов работают в строго определенное время и в строго определенной взаимосвязи, причем их продукция передается по длинным цепочкам и непременно достигает потребителей.
Можно бесконечно продолжать рисовать картину того, что мы называем социальным порядком – т. е. системы, включающей в себя индивидов, отношения между ними, привычки, обычаи, действующие незаметно, способствующие выполнению работы, необходимой для успешного функционирования этой системы. Индивид или группа могут знать, что ожидает от них общество, но это не всегда побуждает их к действию. Поэтому нет такого общества, которое могло бы функционировать без разработанной системы правил и норм, предписывающих выполнение каждым индивидом требований и обязанностей, необходимых для общества.
Эта система взаимных прав и обязанностей может действовать в полную силу в понятии «социальные санкции» или «социальный контроль».
Актуальность данной работы обусловлена большим интересом к теме социального контроля в современной науке.
Целью исследования является изучение темы «Социальные санкции».
Для достижения поставленной цели были решены следующие задачи:
1. Изучить сущность и элементы социального контроля (нормы и санкции)
2. Определить и проанализировать содержание социального контроля.
3. Проанализировать функции социальных санкций.
Предметом исследования является социальный контроль, на основе которого, возможно глобальное изучение социальных санкций.
Объектом исследования данной работы выступают социальные санкции, которые, несомненно, занимают одно из важнейших мест в развитии любого общества.
Глава 1. Определение социального контроля
Социальный контроль - особый механизм социальной регуляции поведения людей и поддержания общественного порядка. Кроме того, социальный контроль включает в себя совокупность материальных и символических ресурсов, которыми располагает общество для поддержания конформного поведения своих членов в рамках предписанных норм и санкций.
В его функционировании можно отметить две стороны (рис.1): нормативную, приводящую к действию ценностно-нормативных регуляторов человеческого поведения, и институциональную, которая представлена существованием в обществе системы субъектов социального контроля (специальных институтов, в функции которых входит регуляция поведения людей с помощью санкций).
Рис.1. Две стороны социального контроля.
С точки зрения. Ж - Гурвича, «социальный контроль может быть определен как совокупность культурных моделей, социальных символов, коллективных значений, ценностей, идей и идеалов, так же как и действий и процессов, которые их охватывают, рассматривают и используют и посредством которых каждое глобальное общество, каждая частная группа, каждая форма социабельности и каждый индивид, преодолевают антиномии, напряжения и конфликты, которые им свойственны, путем временного и нестабильного равновесия, находя также точки соприкосновения для новых усилии, направленных на коллективное творчество (созидание)».
Социальный контроль - это способ саморегуляции, обеспечивающий упорядоченное взаимодействие составляющих системы - элементов, посредством нормативного (в том числе правового) регулирования. Стабилизирующая функция системы социального контроля заключается в воспроизводстве господствующего типа общественных отношений, социальных (групповых, классовых, государственных) структур. Направленность и содержание социального контроля зависят от исторически обусловленных социально-экономических, политических, идеологических, моральных и иных социологически-культурных характеристик данной социальной системы.
Основная задача социального контроля — создание условий для устойчивости той или иной социальной системы, сохранение социальной стабильности и в то же время условий для позитивных изменений. Это требует от контроля большой гибкости, способности распознавать отклонения от социальных норм деятельности: дисфункциональные, приносящие обществу вред, и необходимые для его развития.
Социальный прогресс в развитии общества основан на изменениях, инновациях, привнесениях нового, однако невозможен без сохранения старого, если это старое заслуживает быть сохраненным для потомства. Самое важное в этом старом — нравственные законы, нормы, правила поведения, обычаи, которые составляют содержание культуры и без которых невозможна практика социальных отношений, жизнедеятельность общества. Переселяясь на другое, новое место народ переносит с собой не памятники материальной культуры, а обычаи, нормы, традиции.
Выделяется два типа социального контроля (рис.2).
Рис.2.Типы социального контроля.
Внешний контроль существует в неформальной
и формальной разновидностях.
Неформальный контроль основан на одобрении или осуждении родственников, друзей коллег, знакомых, общественного мнения, которое выражается через традиции, обычаи, либо средства массовой информации. Агенты неформального контроля — семья, род, религия — важные социальные институты. Неформальный контроль неэффективен в большой группе.
Формальный контроль основан на одобрении или осуждении со стороны официальных органов власти и администрации. Он действует на территории всей страны, основывается на писаных нормах — законах, указах, инструкциях, постановлениях. Осуществляют его образование, государство, партии, средства массовой информации.
Глава 2. Элементы социального контроля
Основные элементы системы социального контроля: нормы (привычка, обычай) и система санкций (рис.3).
Рис.3. Элементы социального контроля.
Привычка — это устойчивый способ поведения
в определенных ситуациях, в некоторых
случаях принимающий для индивида характер
потребности, который не встречает отрицательной
реакции со стороны группы. У каждого индивида
могут быть свои привычки, например, рано
вставать, делать утром зарядку, носить
определенный фасон одежды и т.п. Существуют
привычки, которые общеприняты для всей
группы. Привычки могут складываться стихийно,
быть продуктом целенаправленного воспитания.
Со временем многие привычки перерастают
в устойчивые черты характера индивида
и выполняются автоматически. Также привычки
появляются в результате приобретения
навыков и устанавливаются традициями.
Некоторые привычки есть не что иное, как
пережитки старых обрядов и торжеств.
Обычно нарушение привычек не приводит к негативным санкциям. Если же поведение индивида соответствует принятым в группе привычкам, то оно встречает признание.
Обычай — типичная форма социальной регуляции поведения, воспринятая из прошлого, которая отвечает определенным моральным оценкам группы, и нарушение которой ведет к негативным санкциям. Обычай непосредственно связан с определенным принуждением для признания ценностей или принуждением в определенной ситуации.
Часто понятие «обычай» употребляют как синоним понятий «традиция» и «ритуал». Под обычаем подразумевается неуклонное следование пришедшим из прошлого предписаниям, и обычай, в отличие от традиций, функционирует не во всех областях социальной жизни. Отличие обычая от ритуала заключается не только в том, что он символизирует определенные социальные отношения, но и выступает в качестве средства, применяемого для практического преобразования и использования различных объектов.
Например, обычай требует уважать почтеннейших людей, уступать место пожилым и беспомощным людям, относиться к людям, занимающим высокую должность в группе, согласно этикету и т.д. Таким образом, обычай — это система признанных группой ценностей, определенные ситуации, в которых эти ценности могут иметь место, и эталоны поведения, соответствующие этим ценностям. Неуважение обычаев, их невыполнение подрывают внутреннюю сплоченность группы, так как данные ценности имеют для группы определенную важность. Группа, используя принуждение, побуждает отдельных своих членов в определенных ситуациях соблюдать соответствующие ее ценностям эталоны поведения.
В докапиталистическом обществе обычай являлся основным социальным регулятором общественной жизни. Но обычай выполняет не только функции социального контроля, поддерживает и укрепляет внутригрупповую сплоченность, он помогает передавать социальный и культурный опыт человечества от поколения к поколению, Т.е. выступает как средство социализации молодого поколения.
К обычаям относятся и религиозные обряды, и гражданские праздники, и производственные навыки и т.д. В настоящее время роль основного социального регулятора в современных обществах выполняют уже не обычаи, а социальные институты. Обычаи в «чистом» виде сохранились еще в сфере быта, морали, гражданской обрядности и в условных правилах различного рода — конвенциях (например, правила дорожного движения). В зависимости от системы общественных отношений, в которой они находятся, обычаи делятся на прогрессивные и реакционные, устаревшие. С устаревшими обычаями в развитых странах ведется борьба, утверждаются новые прогрессивные гражданские обряды и обычаи.
2.1 Социальные санкции
Санкции — это оперативные меры и средства, выработанные группой, необходимые для управления поведением ее членов, цель которых — обеспечить внутреннее единство и непрерывность общественной жизни, стимулируя для этого желательное поведение и наказывая нежелательное поведение членов группы.
Социальные санкции — разветвленная система вознаграждений за выполнение норм, то есть за девиантность. Выделяют четыре типа санкций: позитивные и негативные, формальные и неформальные. Они дают четыре типа сочетаний, которые можно изобразить в виде логического квадрата (табл.1).
Таблица 1. Виды социальных санкций
Формальные Санкции |
Позитивные санкции |
Негативные санкции |
Ф+ |
Ф– | |
Неформальные санкции |
Н+ |
Н– |
Формальные санкции (рис.3) — это реакция формальных институтов на какое-то поведение или действие в соответствии с заранее оформленной (в законе, уставе, положении) процедурой.
Неформальные (диффузные) санкции (рис.3) — это уже спонтанная, эмоционально окрашенная реакция неформальных институтов, общественного мнения, группы друзей, сослуживцев, соседей, т.е. непосредственного окружения на отклоняющееся от социальных ожиданий поведение. Так как индивид в одно и то же время является членом разных групп и институтов, то одни и те же санкции могут подкреплять или ослаблять действие других.