Автор работы: Пользователь скрыл имя, 22 Января 2014 в 15:00, реферат
Цель работы: рассмотреть содержание социализации личности, ее фаз и этапов
Задачи:
1. Раскрыть содержание понятия «Социализация личности»
2. Исследовать фазы и этапы социализации личности.
Введение. 3
Понятие «Социализация личности» 4
Фазы и этапы социализации личности 7
Детство 8
Подростковый возраст 10
Ранняя зрелость, или молодость 12
Средний возраст, или зрелость 17
Пожилой возраст, или старость 19
Смерть 22
Заключение 25
Список литературы 26
Оглавление
Введение. 3
Понятие «Социализация личности» 4
Фазы и этапы социализации личности 7
Детство 8
Подростковый возраст 10
Ранняя зрелость, или молодость 12
Средний возраст, или зрелость 17
Пожилой возраст, или старость 19
Смерть 22
Заключение 25
Список литературы 26
Введение.
Известно, что младенец вступает
в большой мир как
Тема моей контрольной работы: «Социализация личности, ее фазы и этапы». Объектом исследования является личность как социальное существо. Предмет исследования: социализация личности, ее фазы и этапы.
Цель работы: рассмотреть содержание социализации личности, ее фаз и этапов
Задачи:
1. Раскрыть содержание
понятия «Социализация
2. Исследовать фазы и этапы социализации личности.
Понятие «Социализация личности»
В условиях усложнения социальной жизни актуализируется проблема включения человека в социальную целостность, в социальную структуру общества. Основным понятием, которое описывает такого рода включения, является «социализация», позволяющая человеку стать членом общества.
Под социализацией понимается процесс вхождения индивида в социум, что порождает изменения в социальной структуре общества и в структуре личности. Последнее обстоятельство обусловлено фактом социальной активности человека, а следовательно, его способностью при взаимодействии со средой не просто усваивать ее требования, но и изменять эту среду, влиять на нее.
Социализация - процесс, посредством
которого индивидом усваиваются
нормы его группы таким образом,
что через формирование собственного
"Я" проявляется уникальность
данного индивида как личности, процесс
усвоения индивидом образцов поведения,
социальных норм и ценностей, необходимых
для его успешного
Процесс социализации непрерывен и продолжается в течение всей жизни человека. Окружающий нас мир меняется, требуя соответствующих изменений и от нас. Человеческая сущность не высекается навечно из гранита, она не может в детстве окончательно сформироваться так, чтобы больше уже не меняться. Жизнь - это адаптация, процесс непрерывного обновления и изменения. Трехлетние дети социализированы в рамках детского садика, студенты - в рамках избранной ими профессии, новые работники - в рамках своего учреждения или предприятия, муж и жена - в рамках созданной ими молодой семьи, новообращенные - в рамках своей религиозной секты, а пожилые люди - в рамках дома для престарелых. Так или иначе все общества имеют дело с жизненным циклом, начинающимся с зачатия, продолжающимся вплоть до стадии старения и завершающимся смертью. По богатейшей канве органического возраста общества ткут причудливые социальные узоры: в одной культуре девочка 14 лет может быть ученицей средней школы, а в другой - матерью двоих детей; 45-летний мужчина может находиться в расцвете деловой карьеры, еще только продвигаться вверх по политической лестнице или уже завершить карьеру, если он профессиональный футболист, а в каком-то ином обществе человек этого возраста обычно уже отходит в мир иной и почитается младшими родственниками как предок. Во всех культурах принято делить биологическое время на соответствующие социальные единицы. Если рождение, половое созревание, зрелость, старение и смерть являются общепризнанными биологическими фактами, то именно общество придает каждому из них вполне определенное социальное значение.
Человек - существо социальное. Однако ни один человек не рождается готовым членом общества. Интеграция индивида в общество - длительный и сложный процесс. Он включает в себя усвоение социальных норм и ценностей, а также процесс освоения ролей.
Социализация идет по двум взаимно переплетающихся направлениям. С одной стороны, включается в систему социальных отношении, индивид усваивает культурный опыт своего общества, его ценности и нормы. В данном случае он является объектом общественного воздействия. С другой стороны, социализируясь, человек все шире и активнее участвует в делах общества и дальнейшем развитии его культуры. Здесь он выступает уже как субъект социальных отношении. Куликов Л.М. Основы социологии и политологии. Учебное пособие /Л.М.Куликов. - М.:Финансы и статистика,2000.- С 117-118
В структуру социализации
включаются социализант и социализатор,
социализирующее воздействие, первичная
и вторичная социализация. Социализантом
является индивид, подвергающийся социализации.
Социализатор - окружение, оказывающее
социализирующее влияние на человека.
Обычно это агентуры и агенты социализации.
Агентурами социализации являются институты,
оказывающие социализирующее влияние
на индивида: семья, учреждения образования,
культуры средства массовой информации,
общественные организации. Агентами социализации
выступают лица, непосредственно окружающие
индивида: родственники, друзья, педагоги
и т.п. Так, для студента учебное заведение
является агентурой социализации, а декан
факультета - агентом. Действия социализиторов,
направленные на социализантов, называются
социализирующим воздействием. Бороноева
А.О. Основы социологии и политологии.
Учебное пособие/А.О.Бороноева, М.А.Василика.-М.:Гардарики,
Социализация - это процесс,
который продолжается всю жизнь.
Однако на различных этапах ее содержание
и направленность могут меняться.
В связи с этим выделяют первичную
и вторичную социализацию. Под
первичной социализацией
Итак, под социализацией понимают весь многогранный процесс очеловечивания человека, включающий в себя как биологические предпосылки, так и непосредственно само вхождение индивида в социальную среду и предполагающее: социальное познание, социальное общение, овладение навыками практической деятельности, включая как предметный мир вещей, так и всю совокупность социальных функций, ролей, норм, прав и обязанностей и т.д.; активное переустройство окружающего (природного и социального) мира; изменение и качественное преобразование самого человека, его всестороннее и гармоничное развитие.
Фазы и этапы социализации личности
Процесс социализации личности состоит из трех фаз. В первой происходит адаптация индивида, т. е. осваивая различные социальные нормы и ценности, он должен научиться быть как все, уподобиться всем, «потерять» на время свою личность. Вторая фаза характеризуется стремлением индивида к максимальной персоциализации, воздействию на людей, самоактуализации. И лишь в третьей фазе, при благоприятном исходе, происходит интеграция индивида в группу, когда он представлен в других своими особенностями, а у окружающих его людей есть потребность принять, одобрить и культивировать лишь те его индивидуальные свойства, которые им импонируют, соответствуют их ценностям, способствуют общему успеху и т. д. Всякая задержка на первой фазе или гипертрофированность второй фазы может привести к нарушению процесса социализации и его негативным последствиям. Удачной считается такая социализация, когда личность умеет защитить и утвердить свою индивидуальность и при этом интегрирована в социальную группу. Однако важно учитывать тот факт, что личность на протяжении своей жизни входит в разные социальные группы и, следовательно, многократно проходит все три фазы социализации. Однако в одних группах она может адаптироваться и интегрироваться, а в других - нет, в одних социальных группах ее индивидуальные качества ценятся, а в других - нет. Кроме того, и сами социальные группы и личность постоянно изменяются.
Социализация включает в себя различные этапы, стадии. В современной социологии этот вопрос решается неоднозначно. Одни ученые выделяют три стадии: дотрудовую, трудовую и послетрудовую. Другие подразделяют этот процесс на два этапа: «первичную социализацию» (от рождения до зрелой личности) и «вторичную социализацию», связанную с перестройкой личности в период ее социальной зрелости. Есть и другие точки зрения. Клочко Ю.Н.Социализация личности, её социальный статус и социальная роль./Ю.Н.Клочко, Н.Ю.Ермилова, А.Ю.Клочко// http://www.ncstu.ru
Детство
В средние века той концепции детства, которая характерна для нашего времени, просто не существовало. На детей смотрели как на маленьких взрослых. Произведения искусства и письменные документы средневековья изображают взрослых и детей вместе в одной социальной среде, носящих одинаковую одежду и занятых по преимуществу одними и теми же видами деятельности. Мир волшебных сказок, игрушек и книг, который мы считаем наиболее подходящим для детей, появился сравнительно недавно. Вплоть до XVII в. в западноевропейских языках слова, обозначающие молодых людей мужского пола - “boy” (в английском языке), “garson” (во французском) и “Knabe” (в немецком) (все три слова переводятся как “мальчик”), служили для описания мужчины в возрасте около 30 лет, ведущего независимый образ жизни. Специальных слов для обозначения детей и подростков мужского пола в возрасте от 7 до 16 лет не существовало. Слово “ребенок” выражало скорее родственные отношения, чем возрастные отличия. Только в начале XVII в. началось формирование новой концепции детства.
Какие бы определения ни
давали общества категории детства,
социализация детей начинается на самой
ранней стадии развития, в детстве,
когда примерно на 70% формируется
человеческая личность. Стоит запоздать,
как начнутся необратимые процессы.
В детстве закладывается
Большинство детей - довольно “податливый материал” в том смысле, что они способны вырасти и развиться во взрослых людей самых разных типов. Диапазон детских возможностей поистине удивителен. Например, к четвертому году жизни большинство российских детей полностью осваивает русский язык. К этому времени они уже также способны участвовать в сложных социальных взаимодействиях в соответствии с российскими культурными моделями. Дети демонстрируют общечеловеческие реакции на очень ранних стадиях своего развития. Еще не достигнув одного года, младенцы уже принимают участие в общественной жизни: указывают пальчиком на разные предметы - на витрину магазина, самолет, автомобиль, картинку, желая привлечь к этим предметам внимание взрослых. Таким образом дети демонстрируют не только понимание того, что другие люди могут видеть то, что видят они, но также уверенность, что взрослые обязательно посмотрят на то, к чему дети проявили интерес. К двум годам кукла у детей уже совершает какие-то действия, словно она живая и действует сама по себе, т.е. у детей появляется способность представлять других людей в качестве независимых агентов (или акторов). Большинство трехлеток уже способны возложить на одну куклу выполнение нескольких видов деятельности, связанных с ролью, что говорит о понимании ими социальной роли (ребенок представляет себе, что он врач, и осматривает куклу). В позднем дошкольном возрасте дети приобретают способность комбинировать игровые роли более сложным образом (ребенок представляет, что он - врач и одновременно отец). Большинство шестилетних детей могут представить, что они одновременно выполняют несколько ролей.
В дошкольном возрасте дети рассматривают собственное Я и свой разум просто как части тела. Однако в 6-8 лет они уже начинают различать разум и тело и понимать, что люди уникальны не потому, что выглядят по-разному, а потому что у каждого человека свои чувства и мысли. Дети начинают интуитивно приходить к определению собственного Я и распознавать различия между психологическими и физическими свойствами. Число критериев, на основании которых дети создают представления о других людях, постоянно растет по мере взросления детей. Самое интенсивное развитие имеет место в период с 7 до 8 лет, затем темпы изменений в концептуализации замедляются. Фактически различия между детьми 7 и 8 лет чаще бывают более значительными, чем различия между 8-летними и 15-летними.
Подростковый возраст
В большинстве стран подростковый период не рассматривается как социально значимый в жизненном цикле индивида. Хотя все молодые люди претерпевают физиологические изменения, связанные с половым созреванием, детям часто приходится брать на себя обязанности взрослых уже в возрасте 13 лет или даже раньше. По мере превращения населения европейских стран из преимущественно сельского в городское изменялась и роль детей в обществе. Дети уже не выполняли в семье значимой экономической функции, потому что рабочее место сделалось отделенным от дома. С течением лет обязательное посещение школы, законы о детском труде и специальные юридические уложения, касавшиеся “подростков”, привели к тому, что понятие “подростковый возраст” укоренилось и стало реальной социальной категорией.
В подростковый период у
индивидов происходят изменения
в росте и развитии, которые
можно считать поистине революционными.
После многих лет пребывания в
положении младших и зависимых
от взрослых, они неожиданно сравниваются
с взрослыми по физическому сложению,
росту и силе. Эти изменения
сопровождаются быстрым развитием
органов деторождения, что свидетельствует
о сексуальной зрелости. По мнению
неофрейдистов, например Эрика Эриксона,
основная задача подросткового периода
состоит в формировании достаточно устойчивой
личности. В повседневной жизни люди вступают
во взаимодействие друг с другом обычно
не на основании того, какие они на самом
деле, а на основании собственных представлений
о других людях и самих себе. Эриксон выдвигает
предположение, что оптимальное чувство
идентичности воспринимается как ощущение
адекватности самому себе. “Этому ощущению
с наибольшей очевидностью сопутствуют
чувство свободы собственного тела, чувство
“понимания того, что человеку нужно”,
и внутренняя уверенность в получении
ожидаемого признания от значимых в жизни
индивида людей”, поэтому для подростков
поиск собственной личности приобретает
особую остроту. Подобно акробатам на
трапеции, подросткам предстоит оторваться
от страховавшей их лонжи детства и, балансируя
в воздухе, добраться до следующей страхующей
лонжи - взрослости - и покрепче ухватиться
за нее. В этот период юным людям свойственно
путать свои социальные роли, их представления
о самих себе еще недостаточно четки. Несформировавшаяся
личность влечет подростков к поиску более
надежной опоры, вследствие чего они так
подвержены влияниям извне и легко вступают
во всяческие группировки, шайки, с головой
бросаются в любовные приключения или
общественные движения. http://www.djerelo.com/index.