Социология формальной организации Питера-Михаэля Блау

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 01 Апреля 2014 в 23:54, реферат

Краткое описание

Цель работы – изучить социологию формальных организаций Питера- Михаэля Блау.
Задачи: 1. Раскрыть понятие формальной организации в концепции Питера Блау
2.Исследовать критику теории формальных организация Вебера
3. Рассмотреть методологию исследования формальной организации
Метод исследования - анализ научной литературы.

Содержание

Введение. 3
1.Понятие формальной организации в концепции Питера Блау 5
2. Критика теории формальных организация Вебера. 8
3.Методология исследования формальной организации. 14
Заключение. 18
Список использованной литературы. 19

Вложенные файлы: 1 файл

социология.docx

— 46.08 Кб (Скачать файл)

ФЕДЕРАЛЬНОЕ ГОСУДАРСТВЕННОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ

УЧРЕЖДЕНИЕ ВЫСШЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ

«МУРМАНСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ТЕХНИЧЕСКИЙ УНИВЕСИТЕТ»

 

 

 

Кафедра истории и социологии

 

 

 

 

 

 

Реферат

По дисциплине: «Социология»

Тема: «Социология формальной организации Питера-Михаэля Блау»

 

 

 

 

 

Студентка:

2 курс очной формы обучения

 

Специальность: «Реклама и связи с общественностью»

ФИО: Рученина Ксения Игоревна

 

 

 

 

 

 

Преподаватель: профессор, доктор социологических наук, Рябев В.В.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

МУРМАНСК

2013

Содержание

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Введение.

 

Организация - это социальная категория и одновременно - средство достижения целей. Это-место, где люди строят отношения и взаимодействуют. Поэтому в каждой формальной организации существует сложное переплетение неформальных групп и организаций, которые образовались без вмешательства руководства. Эти неформальные объединения часто оказывают сильное влияние на качество деятельности и организационную эффективность.

        Блау Питер Михаэль - американский социолог, профессор социологии Колумбийского университета, президент Американской социологической ассоциации (1973-1974). В первых своих исследованиях, синтезируя идеи М. Вебера со структурно-функциональным подходом, Блау предпринимает попытку определить источники структурных изменений в формальных организациях  и тенденции развития бюрократических организаций в современном капиталистическом обществе. Приобрел известность теоретика организации своими работами "Динамика бюрократии" (1955) и (совместно с В. Скотом) "Формальные организации: сравнительный подход" (1962).  

Блaу ориентировался на понимание причин и механизмов возникновения, существования, изменения и распада различных типов социальной организации. Обмен, Блaу определяет как специфический тип ассоциации включающий действия, которые зависят от получаемых от других лиц вознаграждений и которые прекращаются при прекращении ожиданий этих вознаграждений. Блaу пошел нетрадиционным путем в попытке формулирования некоторых принципов, действующих на всех уровнях социальной организации.

С помощью концепции Блaу можно попытаться объяснить причины и механизмы возникновения и разрушения различных типов социальной организации. При этом в концепции отсутствуют принципы «выведения», на основание которых может быть осуществлен переход от простейших структур к более сложным.

         Цель работы – изучить социологию формальных организаций Питера- Михаэля Блау.

Задачи: 1. Раскрыть   понятие формальной организации в концепции Питера Блау

2.Исследовать критику теории формальных организация Вебера

3. Рассмотреть методологию  исследования формальной организации

Метод исследования - анализ научной литературы.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

1.Понятие формальной организации в концепции Питера Блау

Существует много различных организаций, но, когда мы говорим «организация», обычно совершенно ясно, что подразумевается под этим термином. Мы можем называть организацией, скажем, Американскую медицинскую ассоциацию или департамент государственных сборов, профсоюз или компанию «Дженерал моторе», церковь, Союз дочерей американской революции или армию. Но семью не назовем организацией, так же как не назовем ею группу друзей или сообщность, экономический рынок или политические институты общества. Какой же специфический и дифференциальный критерий мы подразумеваем, когда интуитивно выделяем организации из других видов социальных группировок и институтов? Очевидно, этот критерий должен иметь какое-то отношение к тому, как поведение человека становится социально организованным, но он не связан — как можно подумать при первом взгляде — с наличием социального контроля, предписывающего и организующего поведшие индивидов, ибо такой контроль имеет место и в том и в другом случаях.1

Существует два фундаментальных закона, управляющих социальной жизнью. Один из них — закон организаций. Возникновение социальных структур может быть совокупным результатом самых разных действий самых разных индивидов, каждый из которых преследует свои собственные цели. Либо же они могут появляться в результате совместных усилий индивидов, преследующих общие цели.

Так, благодаря конкуренции индивидов и групп той или иной сообщности, их вступлению в отношения обмена с другими и использованию ими своих ресурсов для давления на других развиваются экономическая система и классовая структура. Как экономическая система, так и классовая структура обнаруживают организованные шаблоны социального поведения, хотя в явном виде усилия отдельных людей никто не организовывал. С другой стороны, национальное правительство или руководство футбольной команды, например, представляют собой социальные структуры, специально созданные для достижения определенных целей, и наблюдаемые в них закономерности отражают их целевую 'конструкцию. Различие здесь — ото в принципе различие, проводимое Уильямом Грэхемом  Самнером между «самовозникающими» и «предписанными» институтами. Организации суть социальные системы, порожденные формально вводимыми (предписанными) процедурами, а не просто самовозникающими силами. Хотя это различие аналитическое, так как обычно социальная система находится под взаимодействующим влиянием и самовозникающих, и предписанных сил, оно находит свое выражение в реально существующих образованиях — в той массе организаций, которые легко обнаружить в современных обществах.

Как только люди начинают взаимодействовать друг с другом, между ними развивается социальная организация, но отнюдь не каждый коллектив имеет формальную организацию. Критерий для определения, что такое формальная организация или, короче, просто организация, находится в процедурах мобилизации и координации усилий различных (обычно специализированных) подгрупп для достижения общих целей. 2Однако, если бы все отношения между членами организаций и всю их деятельность можно было полностью предопределить формальными процедурами, очевидно, что организации не представляли бы значительных проблем для научного исследования, так как в подобном случае любой феномен организации можно было бы фиксировать посредством простого анализа официальных структур деятельности и взаимодействия, уставов, инструкций и т. п. Фактически же социальное взаимодействие и проходящая в организациях деятельность никогда не могут полностью соответствовать официальным предписаниям (причем не только потому, что не все предписания являются непротиворечивыми); и их-то расхождения с формальньми схемами и являются объектом эмпирического исследования. Хотя определенной чертой организации служит формальная организация коллектива, научный интерес к ней вызван тем, что развивающаяся в ее рамках социальная структура с неизбежностью лишь приближенно совпадает с официально установленными формами. Обычно у организаций имеется административный механизм — специальный административный персонал, постоянно ответственный за поддержание организации и за координирование деятельности ее членов. На большом заводе, например, имеется не только рабочая сила, непосредственно занятая в производстве, но и администрация, состоящая из оперативного персонала, руководителей, канцелярских служащих и т. п. Для обозначения этих административных аспектов организации применяется термин «бюрократия». Обычно под этим термином подразумевается волокита и неэффективность, однако в социологии его значение нейтрально. Общим как для обиходного, так и для научного значения данного термина является то, что он указывает скорее на усилия, затрачиваемые для поддержания функционирования организации, а не на усилия, необходимые для достижения ее основных целей. Не все солдаты непосредственно участвуют в бою, не все работники промышленных концернов являются производственными рабочими, не все сотрудники полиции — «оперативные» сотрудники.

Многие члены каждой организации несут административные обязанности по поддержанию ее функционирования.3 Однако степень бюрократизации организаций весьма разнообразна. Она зависит от величины усилий, направленных на решение административных проблем, от процента административного персонала, от иерархического характера организаций, от жесткости административных процедур и т. п.

2. Критика теории  формальных организация Вебера.

 

В своей классической теории бюрократии Макс Вебер, немецкий социолог, выделил характерные черты бюрократически организованных формальных организаций.

Задачи организации распределяются среди различных позиций в ней как официальные обязанности. Здесь предполагается четкое разделение труда по позициям, делающие возможной высокую степень специализации. Специализация в свою очередь способствует повышению квалификации служебного персонала как непосредственно, так и опосредованно, через возможность найма сотрудников на основе их производственных качеств. 2.

Позиции или должности организованы в иерархическую структуру власти. Обычно такая иерархия имеет форму пирамиды, в которой каждое должностное лицо ответственно перед вышестоящим как за свои собственные решения и действия, так и за решения и действия своих подчиненных и в которой каждое должностное лицо располагает властью над теми, кто находится ниже его. Величина власти начальника над подчиненным четко обозначена. Решения и действия должностных лиц управляются формально установленной системой правил и инструкций. В принципе деятельность в таких административных организациях означает применение этих общих инструкций к конкретным ситуациям. Инструкции обеспечивают единообразие деятельности и вместе со структурой власти дают возможность координировать ее различные виды. Они обеспечивают также непрерывность деятельности независимо от изменений в штатах, поддерживая таким образом стабильность, которая отсутствует во многих других типах групп или коллективов, например таких, как социальные движения.4

Формальная организация располагает специальным административным штатом, в задачу которого входит обеспечение ее функционирования, в особенности функционирования ее каналов коммуникаций. Низший уровень такого административного аппарата составляют канцелярские служащие, ответственные за ведение письменной документации, в которой находят свое отражение все официальные решения и действия организации. В то время как  «производственный» штат участвует в достижении целей организации непосредственно — будь то производство машин, сбор налогов, ведение войны или лечение пациентов, — административный персонал участвует в достижении ее целей лишь опосредованно, путем поддержания ее функционирования.

Должностные лица в своих контактах с клиентами и другими должностными лицами обязаны руководствоваться безличностной ориентацией. Каждый клиент должен рассматриваться как очередное «дело», причем предполагается, что при этом сотрудник обязан отбросить все личные соображения и сохранять полнейшую эмоциональную беспристрастность; подобным же безличным образом следует обращаться и с подчиненными. Предполагается, что такой формальности будет способствовать социальная дистанция, существующая между иерархическими уровнями и между должностными лицами и их клиентами. Безличность и беспристрастность призваны предохранить рациональность суждений сотрудников при выполнении ими своих обязанностей от влияния личных чувств и настроений.5

Наем организацией сотрудника предусматривает его продвижение по службе. Типичное должностное лицо — это сотрудник, занятый в данной организации полный рабочий день и на всю жизнь связывающий свои надежды на продвижение с данным учреждением. Наем служащих основывается на производственных качествах кандидатов, а не на политических, семейных и других связях. Обычно эти качества устанавливаются либо специальной проверкой, либо по соответствующим документам, подтверждающим уровень подготовки и образования кандидатов (например, по дипломам колледжей).

Подобные образовательные ограничения создают определенную степень однородности среди должностных лиц, так как лишь относительно немногие выходцы из рабочего класса имеют высшее образование и ученые степени, хотя их число и увеличивается. Должностные лица не выбираются на позиции (должности), а назначаются, завися, таким образом, от вышестоящих начальников, а не от какой-либо группы избирающих. После прохождения периода проверки служащие вступают в должность на длительный срок и подлежат защите от произвольного увольнения. Вознаграждения выдаются им в виде жалованья, а после отставки по возрасту — в виде пенсии. Продвижение по службе происходит «либо по принципу старшинства, либо по принципу успешности работы, либо по обоим принципам вместе».

М. Вебер провел функциональный анализ взаимозависимости между параметрами бюрократии, где критерием функции служит рациональная эффективная бюрократия.6 Эффективное крупномасштабное решение комплексных административных задач требует их подразделения на ряд участков, ответственность за которые должны нести профессионально квалифицированные эксперты. Для управления каналами коммуникации и для координации требуется специальный административный персонал со строго иерархизированной властью. Такая иерархия помогает координировать решение различных задач, ставящихся для достижения целей организации. Благодаря иерархии власти чем выше иерархический уровень, на котором стоит тот или иной начальник, тем большим числом подчиненных может он руководить (прямо или опосредованно). Однако жесткий контроль за всеми решениями неэффективен и ведет к возникновению напряжений. Для стандартизации операций и ограничения прямого вмешательства руководителя главным образом исключительными случаями вводится система безличных официальных правил. Но, несмотря на профессиональную подготовку и официальные правила, личные чувства и предубеждения все-таки могут сказаться на способности индивида принимать рациональные решения. Функция предупреждения подобного вмешательства иррациональных факторов в официальные решения возлагается на безличность и беспристрастность. Чтобы безличная дисциплина иерархической бюрократии не вызывала отчуждения ее членов, они должны быть спокойны за свою карьеру, что уменьшает их отчуждение и повышает лояльность по отношению к организации.

Информация о работе Социология формальной организации Питера-Михаэля Блау