Способы воздействия на людей во время общения

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 10 Апреля 2014 в 16:09, реферат

Краткое описание

Свобода общественной жизни требует от каждого члена общества активных речевых действий и умения говорить убедительно. Ведь речь – это основной инструмент деятельности не только преподавателя, политика, юриста, но и любого другого работника гуманитарной сферы, каждого активного гражданина страны. Игнорирование этой очевидной истины приводит к полному отсутствию умения вести диалог, дискуссии в разных ситуациях, неспособности построить монолог, предназначенный именно для данной аудитории, произнести торжественную речь, добиться принятия аудиторией своих идей.

Содержание

Введение…………………………………………………………………….3
Принципы речевого воздействия………………………………………4
Способы воздействия на людей во время общения…………………..6
Заключение………………………………………………….…………….13
Список литературы…………………………………………………….…14

Вложенные файлы: 1 файл

Способы воздействия на людей во время общения.docx

— 41.01 Кб (Скачать файл)

 

 

Министерство образования и науки Российской Федерации      Волжский институт строительства и технологий                           (филиал)                                                                               федерального государственного образовательного учреждения высшего профессионального образования

«Волгоградский государственный архитектурно-строительный университет»

 

Кафедра экономика и менеджмент

 

Реферат

 

По дисциплине: «Социальная психология»

На тему: «Способы воздействия на людей во время общения»

 

 

 

 

Выполнила: студентка

уч. гр. ЭУП-1-10

Дорохова Ю. Н.

Проверил: Гончаренко М. Н.

 

 

 

 

 

Волжский 2014

Содержание

Введение…………………………………………………………………….3

  1. Принципы речевого воздействия………………………………………4
  2. Способы воздействия на людей во время общения…………………..6

Заключение………………………………………………….…………….13

Список литературы…………………………………………………….…14

 

Введение

 

Свобода общественной жизни требует от каждого члена общества активных речевых действий и умения говорить убедительно. Ведь речь – это основной инструмент деятельности не только преподавателя, политика, юриста, но и любого другого работника гуманитарной сферы, каждого активного гражданина страны. Игнорирование этой очевидной истины приводит к полному отсутствию умения вести диалог, дискуссии в разных ситуациях, неспособности построить монолог, предназначенный именно для данной аудитории, произнести торжественную речь, добиться принятия аудиторией своих идей. А ведь именно это является предметом риторики – дисциплины, которая со времен античности служила целям воспитания всесторонне развитой, общественно активной и гуманистически образованной личности, способствовала формированию активных коммуникативных умений и навыков. Правильное решение этой задачи является важнейшим залогом улучшения ситуации в стране, поскольку способность к ведению коммуникации – вопрос жизни и смерти для нашего общества. Большинство насильственных действий, начиная с разгрома ларьков и кончая гражданскими войнами – это, как правило, печальный итог нежелания и неумения вести грамотный диалог.

Нельзя забывать и еще об одной стороне риторической подготовки – воспитании не только хорошего оратора, но и сознательного слушателя. Не секрет, что в настоящее время неумение и нежелание слушать и анализировать речь другого подчас приводит к трагическому непониманию между участниками общения, напоминая больше разговор слепого с глухим. Это позволяет отдельным политическим и общественным деятелям легко манипулировать общественным сознанием. Поэтому важно научиться понимать коммуникативные намерения выступающего.

 

  1. Принципы речевого воздействия

Культура речевого воздействия. Речь должна соответствовать современным нормативным требованиям. Нормативная речь позволяет сохранять коммуникативное лидерство в таких активных формах профессиональной речи, как диалог, монолог. В риторике учитывают психолого-дидактические принципы речевого воздействия:

Доступность предполагает взвешенность содержания речи, учет культурно – образовательного уровня слушателей, их жизненного и производственного опыта. Многие люди слышат то, что хотят слышать. Поэтому следует принимать во внимание социальный состав аудитории (пенсионеры, молодежь, женщины, научные работники и т.д.). Эффективен прием актуализации содержания, использования малоизвестной информации (новизна и оригинальность), сочетания разнохарактерных сведений, их достоверность.

Ассоциативность означает вызов сопереживаний и соразмышлений, который достигается обращением к эмоциональной и рациональной памяти слушающих. Для этого используются такие приемы, как аналогии, ссылки на прецеденты, образность высказывания. Специальный ряд приемов связан с привлечением стихов, музыки, живописи, видеофильмов и т.п.

Сенсорность предусматривает широкое использование в коммуникационном общении цвета, света, звука, рисунков, моделей. Чем основательнее и разностороннее задействованы человеческие ощущения, тем эффективнее проникает информация в психику людей и тем активнее идет процесс ее освоения.

Экспрессивность предполагает эмоциональную напряженность речи, ее эмоциональный подтекст, выразительность мимики, жестов, позы выступающего. Такая, изнутри идущая, раскрытость выступающего свидетельствует о его полной самоотдаче. Страстность, неподдельная радость или грусть, сострадание – все это конкретные формы экспрессивности.

Интенсивность характеризует темп подачи информации, степень подвижности выступающего во время общения. Разная информация и различные люди нуждаются в дифференцированном темпе изложения и усвоения услышанного. Нужно учитывать темперамент людей, их подготовленность к принятию конкретного вида информации, личную заинтересованность в ней. Выступающий должен умело ориентироваться в настроении аудитории, вовремя предложить ей приемлемый скоростной режим усвоения информации.  

 

  1. Способы воздействия на людей во время общения

К способам общения, как отмечалось, относят также способы воздействия одного человека на другого (или других), когда мы стремимся "спровоцировать" его поведение в нужном нам направлении, найти в системе ее деятельности "слабые места", определить факторы, управляют, и пытаемся изменить их. Итак, любое воздействие осуществляется с целью формирования, закрепления или изменения установок, взглядов, отношений, чувств, действий и т.п.. Психологические механизмы различных по природе видов воздействия не одинаковы. Каждый из них специфичен и применяется при определенных условиях.

В группу психологических способов влияния на людей относятся внушение, подражание, психическое заражение и т.д.. Это механизмы, которые действуют в первую очередь на бессознательное. Существует еще такой важный способ  воздействия , как убеждение. В отличие от предыдущих его используют тогда, когда хотят повлиять на сознание человека. Если действие трех первых механизмов связана преимущественно с некритическим отношением людей к информации, поведения, эмоций тех, кто действует на них, то убеждение предполагает логическое мышление, критический анализ этих сигналов.

Убеждение - это способ влияния, когда человек обращается к сознанию, чувств и опыта другого человека с  тем , чтобы сформировать у него новые установки. Убеждение влияет не только на разум, но и на чувства, если обращение к другим сопровождается эмоциями. Итак, убеждения - это такое воздействие одного человека на другого или на группу людей, который действует на рациональное и эмоциональное в их единстве, формирует новые взгляды, отношения, отвечающие требованиям общества.

Убеждение не даст должного результата, если его подменили морализаторством. Поэтому лучше не употреблять слов типа "должен", "обязан", "как не стыдно" и др.. Такая форма воспринимается как формальная и к ней относятся иронически, а то и с презрением ..

Условиями эффективного убеждения считаются:

- соответствие его содержания  и формы уровню развития личности;

- всесторонность, последовательность  и обоснованность доказательств;

- учет индивидуальных особенностей  убеждаемых;

- использование как общих принципов, так и конкретных фактов;

- опора на всем известные  примеры и общепризнанные мнения;

- эмоциональность.

Убеждать словом - это большое искусство, требующее знаний психологии людей, законов этики и логики. Именно об этом писал известный ученый Б лезПаскаль: "Каждый знает, что понятие попадают в душу двумя путями: через разум и волю. Путь разума наиболее естественный, поскольку нельзя соглашаться ни с чем, кроме доказанных истин. Однако наиболее привычным ешлях свободы .. . Это путь низкий ..., поэтому все против него ".

Искусство убеждать заключается как в том, чтобы быть приятным, так и в том, чтобы логически обосновывать свою позицию и переводить мышления в речи. Приведем пример убеждения, которое основывается на законах логики и направлено к разуму человека, которого хотят убедить. В Эрмитаже есть картина Рембрандта "Поклонение волхвов". Долгое время ее считали копией. Затем специалисты смогли доказать, что это оригинал, аргументируя свое мнение так: если на нижних слоях картины являются поиски композиции, то такая картина, как известно, является оригиналом, на картине Рембрандта в Эрмитаже с помощью рентгеновской установки нашли поиски композиции, отсюда пришли к выводу: эта картина - оригинал. Такие аргументы влияют на ум человека и поэтому становятся эффективными.

Однако если человек не хочет, чтобы ее убедили, здесь не помогут ни логика, ни аргументация. Нельзя также достичь желаемого результата, если тот, кто убеждает, ведет свысока или снисходительно, стремится самоутвердиться, дойти до финала "победа - поражение". А потому, чтобы убедить другого, сначала следует добиться того, чтобы человек захотел выслушать внимательно и осмысленно предложенные ей доказательства. Для этого нужно выделить то общее, что объединяет людей, и установить психологический контакт. Затем целесообразно вместе проанализировать все аргументы обоих собеседников и прийти к общему выводу, согласия. Тогда убеждающее влияние на человек не будет навязанным, а соответствовать ее мыслям, взглядам, чувствам.

Внушение - это психологическое воздействие одного человека на другого или на группу людей, предусматривает некритическое восприятие высказанных мнений и свободы. В нашей стране значение внушения долго недооценивалось. Его называли буржуазным средством воздействия на людей. На самом же деле внушения занимает очень важное место в нашей жизни, оно является механизмом, который позволяет повлиять на бессознательное: установки, эмоциональные реакции, ожидания и т.д..

Внушение основывается на том обстоятельстве, что логика не играет главной роли в поведении людей, и большинство поступков продиктованы интуицией или эмоциями. Особенно нелогичны творческие процессы, в которых логика появляется лишь на последних этапах. Рациональность людей во много раз меньше, чем эмоциональность, поэтому на последнюю нужно обращать внимание прежде всего. Степень внушаемости зависит от возраста, личностных свойств, типа и характера мышления, состояния психики внушаемого в данный момент, авторитета внушающего, знания им оппонента, ситуации.

При внушение не достигается согласие, а лишь обеспечивается принятие информации, содержащей готово заключение. Используя информацию человек, на которого влияют, должен сам прийти необходимого вывода.

Выделяют следующие виды внушения на человека: 1) когда она находится в активном состоянии, 2) под гипнозом, 3) во время сна. Первым и основным является, конечно, внушение в активном состоянии.

Внушение может быть преднамеренным. Это целенаправленный и сознательно организован психологическое воздействие, когда сугестор (то есть тот, кто пользуется этим способом) знает, кому и что он хочет внушить и соответственно этому подбирает приемы воздействия. Желательно, чтобы сугестор был Человеком авторитетной, тогда ему доверять. Выделяют также внушение нечаянно, когда сугестор не ставит перед собой специальной цели, протея своими словами и действиями внушает другом именно то состояние, которое бы побуждал того к соответствующего действия.

По содержанию воздействия и конечным результатом внушения бывает положительным и отрицательным, этическим и неэтичным, за средствами воздействия - прямым и косвенным.

При прямом внушении сугестор призывает к определенному действию. Она передается как приказ, указание, распоряжение и запрет (например: "Всем быть завтра в 9:00 на работе", "Этот блок включать не будем" и др.).. При косвенном внушении сугестор не говорит прямо о своей цели, протея выражает свое отношение к предмету. Косвенное внушение рассчитано на некритическое восприятие информации, но для этого используются не приказу, а повествовательные формы. Цель достигается за счет того, что вызываются сильные эмоциональные реакции. Основными формами внушения является намек, одобрение, осуждение (например: "Наши соседи уже закончили вспашку" или "У нас механик никогда не проверяет станки" и т.д.)..

Одним из видов внушения является самовнушение. Это сознательное саморегулирование, внушение самому себе представлений, чувств, эмоций. В этом процессе Человек сам создает модель состояния или действий и вводит ее в свою психику. Модели самовнушения, по мнению известного психиатра В. Леви, "вводятся в память, переходят из кратковременной памяти в долговременную, из сознания в подсознание и, в конце концов, автоматически, невольно начинают влиять на самоощущение и поведение".

Согласно методике самовнушения, во-первых, надо выявить недостаток, которого человек хочет избавиться, а второе - разработать формулу самовнушения. Формулы должны быть направлены на себя. Создавать их следует от имени первого лица. Они должны быть не очень развернутыми, утверждая и состоять из глаголов, имеющих влиятельную силу (например: «Я буду придерживаться этого плана", "Я проснусь в 7:00", "Я закончу начатую работу сегодня").

Информация о работе Способы воздействия на людей во время общения