Автор работы: Пользователь скрыл имя, 18 Мая 2013 в 18:29, реферат
Потребности человека разнообразны и образуют сложно структурированную систему. Сервисная деятельность также разделяется на большое количество направлений (сфер, форм, секторов и т. п.). Структура сервисной деятельности должна в общих чертах повторять структуру потребностей, соответствовать ей. Так, материальным и духовным потребностям соответствуют два направления сервисной деятельно-сти -- материально-ориентированная и духовно-ориентированная. На-личие индивидуальных, групповых и общечеловеческих потребно-стей выражается в существовании иерархии форм сервисной деятель-ности, охватывающей различные общности людей:
уровень микрорайона (бытовое обслуживание и ремонт);
уровень района;
уровень города (транспортная система);
1. Структура сервисной деятельности и удовлетворение потребностей.
1.1. Методы деятельности в сфере удовлетворения потребностей.
2. Материальные и духовные потребности.
2.1. Материальные потребности.
2.2 Духовные потребности.
3. Список используемой литературы.
«Структура сервисной
ПЛАН.
1. Структура сервисной деятельности и удовлетворение потребностей.
1.1. Методы деятельности
в сфере удовлетворения
2. Материальные и духовные потребности.
2.1. Материальные потребности.
2.2 Духовные потребности.
3. Список используемой литературы.
1. Структура сервисной деятельности и удовлетворение потребностей.
Сервис -- то особый вид человеческой деятельности, который направлен на удовлетворение потребностей клиента путем оказания услуг, востребованных отдельными людьми, социальными группа или организациями».
Потребности человека разнообразны
и образуют сложно структурированную
систему. Сервисная деятельность также
разделяется на большое количество
направлений (сфер, форм, секторов и
т. п.). Структура сервисной
уровень микрорайона (бытовое обслуживание и ремонт);
уровень района;
уровень города (транспортная система);
уровень региона внутри государства;
уровень отдельного государства (правовые услуги, финансовая система, здравоохранение, образование);
уровень региона, группы государств;
общемировой уровень (на нем пытаются действовать средства массовой информации и сервисные службы транснациональных корпораций).
Сфера услуг имеет постоянно развивающуюся структуру. В ней можно выделить крупные направления деятельности, которые сохра-няются в течение длительного времени. В России эти направления официально зафиксированы в Общероссийском классификаторе услуг населению ОК 002-93. Классификатор включает в себя сле-дующие группы услуг:
01-- бытовые услуги;
02-- услуги пассажирского транспорта;
03-- услуги связи;
04-- жилищно-коммунальные услуги;
05-- услуги учреждений культуры;
06-- туристские и эксплуатационные услуги;
07-- услуги физической культуры и спорта;
08-- медицинские услуги,
санаторно-оздоровительные
09-- услуги правового характера;
10-- услуги банков;
11-- услуги в системе образования;
12-- услуги торговли и общественного питания, услуги рынков;
80 -- прочие услуги.
Подробные обзоры основных классификаций услуг содержатся в трудах специалистов Московского государственного университета сер-виса. Так, согласно одной из наиболее распространенных классифи-каций можно выделить пять укрупненных видов сервисной деятель-ности:
технический сервис;
технологический сервис;
информационно-коммуникативный сервис;
транспортный сервис;
гуманитарный сервис.
Вопрос о методах сервисной деятельности не очень хорошо ис-следован и требует специальных пояснений.
Метод -- это способ осуществления какой-либо деятельности, совокупность приемов и операций, необходимых для теоретического и практического освоения действительности. В применении к сфере услуг метод сервисной деятельности можно, следовательно, определить как способ оказания услуг, совокупность приемов и операций, позволяющих оказывать услуги и удовлетворять потребности клиента.
Обычно на методы деятельности не обращают особого внимания, тем более если они давно сложились и применяются почти автоматически. Однако в сложных и кризисных ситуациях, возникающих в деятельности служб и предприятий, обнаруживается, что специальный анализ и корректировка методов деятельности позволяют повысить ее эффективность, а иногда помогают найти выходы из сложившейся кризисной ситуации.
Сервисная деятельность, как и потребности людей, которые она удовлетворяет, отличается сложностью и комплексностью. Поэтому в ней используется большой набор разнообразных методов, связь ме-жду которыми может быть отдаленной и опосредованной.
Методы удовлетворения потребностей можно, прежде всего, раз-делить на две группы: общие, применяемые в различных сферах че-ловеческой деятельности, и специфические, которые возникают и раз-рабатываются именно в сфере сервиса (хотя потом могут частично заимствоваться в других областях деятельности общества).
К общим можно отнести, прежде всего, наиболее фундаменталь-ные методы, необходимые для любой успешной деятельности, -- ме-тод объективного подхода и метод рассмотрения любых явлений в их изменении и развитии. (На языке философии это материалисти-ческий и диалектический методы). На первый взгляд, они могут по-казаться банальными, само собой разумеющимися. Но это ошибоч-ное, упрощенное мнение. Так, метод объективного подхода требует адекватно, неискаженно осмысливать ситуацию, действовать в соот-ветствии с законами природы, человеческой психики и принимать во внимание закономерности функционирования технических систем. В реальности нередка ситуация, когда руководитель или рядовой ра-ботник дают ошибочную оценку происходящему -- мнениям и на-строениям потребителей, качеству услуги, возможностям техники или коллег по работе, возникающим конфликтным ситуациям и т. п. Общий метод объективного подхода должен быть конкретизирован через специальные методы и методики сервисной деятельности, кото-рые дают возможность принимать правильные решения и достигать поставленных целей. Диалектический метод ориентирует на анализ любой ситуации в ее развитии. Так, если мы будем планировать приобретение технических средств для оказания услуг на основе сегодняшних потребностей, не учитывая их изменений (насколько воз-можно их предусмотреть), то спустя какое-то время можно оказаться в кризисной ситуации. Поэтому в любой сфере деятельности обще-ства осуществляется прогнозирование и предвидение с учетом на-правлений изменения существующей ситуации.
К общим методам относятся также системный подход, необходи-мый для организации деятельности в сфере услуг (особенно на долгое время и в крупных масштабах) и близкий к нему синергетический метод (синергетика -- общая теория самоорганизации, или теория эволюции и самоорганизации сложных систем).
1.1. Методы деятельности
в сфере удовлетворения
Частные, более конкретные методы деятельности в сфере удовле-творения потребностей можно, с нашей точки зрения, классифици-ровать на основе главных видов профессиональной деятельности ра-ботников сервиса:
Методы эксплуатационно-
Методы производственно-
Проектно-конструкторская деятельность использует специфи-ческие методы конструирования и проектирования, методы сбора и анализа информации.
Методы экспертно-аудиторской деятельности -- это методы тес-тирования, оценки, измерения и сравнения приемов и результа-тов оказания услуги с существующими нормами и стандартами.
Методы научно-
Таким образом, методология
сервисной деятельности представляет
собой синтез сложного набора общих
и специфических методов, представляющих
практически все сферы
2. Материальные и духовные потребности.
Некоторые современные ученые разделяют потребности на 3 груп-пы: материальные, социальные и духовные. Такое деление вызывает возражения, так как нарушает законы логики: все социальные по-требности могут быть включены в число материальных или в число духовных потребностей. Мы исходим из того, что деление потребно-стей на материальные и духовные происходит по одному основанию, а на социальные и биологические -- по другому. И первое, и второе деление полезны для понимания мира потребностей, так как они по-казывают различные закономерности их функционирования и раз-вития.
2.1. Материальные потребности.
Материальные потребности -- это потребности человека в обеспе-чении своего материального существования. В материальных потреб-ностях можно выделить два пласта: относительно простые матери-альные биологические потребности и более сложные -- материальные социальные потребности. К материальным биологическим относятся потребности в пище, одежде, жилище, благоприятной окружающей среде, физическом здоровье и физической безопасности, в продол-жении рода. В современном сервисе существует множество отраслей и направлений, которые обслуживают каждую из этих потребностей. Так, удовлетворением потребностей в пище непосредственно за-нимаются система общественного питания и ресторанный сервис, потребностей в одежде -- пошивочные и ремонтные ателье, склады и магазины, прачечные, химчистки, потребностей в жилище -- ре-монтно-строительные организации, потребностей в благоприятной сре-де -- уборочные службы, предприятия садово-паркового хозяйства и т. п. Безопасностью занимаются армия, полиция и охранные орга-низации, физическое здоровье и продолжение человеческого рода тре-буют медицинских, санаторно-курортных и спортивно-оздоровитель-ных услуг. Транспорт, связь и информационный сервис прямо или опосредованно обслуживают каждую из перечисленных областей.
Все эти материальные потребности по своей природе биологиче-ские, но, как уже отмечалось, они проявляются у человека в специ-фической социальной форме. Даже биологические материальные потребности человека в отличие от потребностей животных истори-чески изменяются. С одной стороны, в них сохраняется некий инва-риант, общий для всех людей, а иногда для людей и животных. Так, всем людям необходим похожий набор химических веществ для пол-ноценного питания, а безопасность всегда и для всех включает в себя предохранение от механических повреждений тела и от попадания в организм ядовитых веществ. С другой стороны, сервисные техноло-гии неизбежно различаются у обществ, стоящих на разных ступенях развития. Любой вид сервиса исторически развивается. Если для обеспечения безопасности президента высокоразвитой страны мо-жет понадобиться, например, система противорадарной защиты са-молета, то вождю африканского племени она совершенно не нужна. Президента, в свою очередь, не могут удовлетворить услуги воинов с копьями и топорами, которые вполне справляются с охраной вождя племени.
Материальные социальные потребности появляются только у че-ловека. Вопреки мнению Гегеля и других идеалистов, социальное -- это не только мышление, но и вполне вещественная, материальная деятельность с предметами внешнего мира. К социальным матери-альным потребностям относятся труд и основанный на нем процесс материального производства, т. е. предметно-орудийная преобразова-тельная деятельность человека, общение -- взаимодействие в про-цессе трудовой деятельности и обмен продуктами труда. Материальные потребности не ограничиваются потребностями в так называе-мых материальных благах. Как отмечает Л. П. Буева, «специфически человеческое отношение к миру состоит не в потреблении, а в сози-дании; первое лишь необходимое условие и средство второго». Если потребности в пище и жилище -- главные биологические материальные потребности человека, то главная социальная материальная потребность -- это потребность в труде.
2.2 Духовные потребности.
Духовные потребности -- это потребности в знаниях, настроениях, переживаниях и впечатлениях. К духовным относятся потребности в познании, образовании, воспитании, смысле жизни. Их можно также классифицировать на основе форм общественного сознания разделив на нравственные, правовые, политические, эстетические, религиозные или атеистические потребности, потребность в мировозрении. Наконец, можно выделить относительно простые духовные потребности, существующие на уровне обыденного сознания, и сложные, которые удовлетворяются с помощью теоретического и художественного сознания.
Потребность в познании-- это стремление человека к знанию объективных явлений, свойств и закономерностей действительности. Она порождается материальными потребностями в успешной трудовой деятельности, которая не может существовать и совершенствоваться без накопления знаний о мире. Затем потребность в познани может приобретать относительную самостоятельность, превращаться в самоцель, так что ее связь с материальными потребностями становится опосредованной и завуалированной. У древних людей эта потребность удовлетворялась только с помощью обыденного познания. Затем появляются более сложные пути удовлетворения потребности в знаниях -- мифология и религия. В религии действительные знания о мире переплетаются с верой в сверхъестественное -- т. е, идеями, которые объявляются истинными без доказательств, на основе традиции. Наиболее развитые формы познания -- научное и ху-дожественное.
Научное познание нацелено на раскрытие объективных законов природы и общества, объяснение и предсказание изменений изучаемых явлений. Оно включает в себя проверяемые и проверенные фак-ты и обобщения. Художественное познание -- это особое эстетическое освоение действительности в художественно-образной форме. Оно может осуществляться с помощью искусства и включает в себя оценку вещей и событий как прекрасных или безобразных, низмен-ных или возвышенных, трагических или комических. Ценностно-ориентационная деятельность также опирается на познание (невозможно дать правильную оценку явлениям, которые не знаешь), но не сводится к нему.
Образование -- это процесс усвоения систематизированных зна-ний, умений и навыков. Оно является одной из главных потребностей человека, так как стало необходимым условием подготовки к труду и общению. Потребность в образовании по существу является конкретизацией и более развитой формой потребности в познании. В современном обществе человек нуждается не в каком-то неопреде-ленном наборе знаний, а в качественной системе образования и в на-дежных критериях этого качества. Образование рассматривается в современном мире как одна из частей сферы услуг. Им занимаются особые организации -- в основном учебные заведения. Государство осуществляет контроль за образованием для придания ему легитим-ности: лицензирование образовательных услуг является подтвержде-нием их качества и обеспечивает их стандартизацию, официальное признание при оценке уровня образованности конкретного лица.