Автор работы: Пользователь скрыл имя, 17 Мая 2012 в 20:50, реферат
Научный интерес к такой общественной группе молодежи, как студенчество, определяется тем, что, во-первых, в развитом обществе бурно развивающиеся отрасли народного хозяйства, наука и культура обуславливают дальнейшее увеличение численности и качества подготовки специалистов с высшим образованием (по отношению к другим группам учащейся молодежи); во-вторых, возрастает социально-экономическая значимость учебно-подготовительных функций учащихся вузов; в-третьих, студенчество является важнейшим источником воспроизводства интеллигенции; в-четвертых, той большой ролью, которую играет студенчество в общественно-политической жизни нашей страны.
В философско-социологической литературе проблема студенчества начала активно разрабатываться в 60-е гг.
Студенческая молодежь.
Ее проблемы и особенности
Введение
Так как я сама являюсь студенткой,
я сразу выбрала эту тему, тем
более, вопрос о роли студенчества в
нашем обществе и, в частности, в
группе молодежи, весьма актуален по многим
причинам.
Научный интерес к такой общественной
группе молодежи, как студенчество, определяется
тем, что, во-первых, в развитом обществе
бурно развивающиеся отрасли народного
хозяйства, наука и культура обуславливают
дальнейшее увеличение численности и
качества подготовки специалистов с высшим
образованием (по отношению к другим группам
учащейся молодежи); во-вторых, возрастает
социально-экономическая значимость учебно-подготовительных
функций учащихся вузов; в-третьих, студенчество
является важнейшим источником воспроизводства
интеллигенции; в-четвертых, той большой
ролью, которую играет студенчество в
общественно-политической жизни нашей
страны.
В философско-социологической
Глава I
Итак, кто же они – студенты?
Студенчество как социальная группа
Несмотря на различия своего социального
происхождения и, следовательно, материальных
возможностей, студенчество связано общим
видом деятельности и образует в этом
смысле определенную социально-профессиональную
группу. Общая деятельность в сочетании
с территориальным сосредоточением порождает
у студенчества известную общность интересов,
групповое самосознание, специфическую
субкультуру и образ жизни, причем это
дополняется и усиливается возрастной
однородностью, которой не имеют другие
социально-профессиональные группы. Социально-психологическая
общность объективируется и закрепляется
деятельностью целого ряда политических,
культурно-просветительских, спортивных
и бытовых студенческих организаций.
Студенчество не занимает самостоятельного
места в системе производства, студенческий
статус является заведомо временным, а
общественное положение студенчества
и его специфические проблемы определяются
характером общественного строя и конкретизируются
в зависимости от уровня социально-экономического
и культурного развития страны, включая
и национальные особенности системы высшего
образования.
Но в настоящее время в научной литературе
еще нет достаточно полного определения
понятия «студенчество», как нет и единого
мнения по вопросу о характере и специфике
труда студенчества.
Понятие «студенчество», данное в книге
ростовских социологов Б.Рубина и Ю.Колесникова
«Студент глазами социолога», заключается
в следующем: «Студенчество – это мобильная
социальная группа, целью существования
которой является организованная по определенной
программе подготовка к выполнению высоких
профессиональных и социальных ролей
в материальном и духовном производстве»
[1] . Здесь главная мысль авторов сводится
к тому, что студенчество следует рассматривать
как социальную группу в системе вуза,
которая имеет свою цель, свои специфические
особенности и которая готовится к выполнению
социальных ролей и функций интеллигенции.
«Студенчество, - пишут Б.Рубин и Ю.Колесников,
- как социальная группа функционирует
в системе высшего образования, выступает
в качестве объекта производства, предметом
которого является не вещь, а сам человек,
личность. Поэтому главной формой производства
является обучающе-образовательная деятельность»
[2].
Другой исследователь, А.Н.Семашко,
пишет, что «было бы неправильным рассматривать
студенчество как лишь состояние к подготовке
и занятию статуса интеллигенции. Студенчество
обладает всеми необходимыми характеристиками,
достаточными для отнесения его к особой
социальной группе, тат как оно отвечает
всем установившимся признакам»[3]. В подтверждение
своих доводов Семашко приводит следующие
признаки: выполнение в обществе определенных
функций, объективность существования,
однозначная детерминированность поведения
членов групп, определенная целостность
и самостоятельность по отношению к другим
социальным группам, специфические социально-психологические
черты и системы ценностей.
Таким образом, студенчество выполняет
особую роль в системе общественного разделения
труда, которая заключается в подготовке
к выполнению функций интеллигенции. Не
участвуя постоянно в производстве материальных
и духовных ценностей, студенчество тем
не менее частично участвует в опосредованном
производительном и непроизводительном
труде в форме учебы, роль которой в обществе
возрастает.
Студенчество, являясь составной частью
молодежи, представляет собой специфическую
социальную группу, характеризующуюся
особыми условиями жизни, труда и быта,
социальным поведением и психологией,
системой ценностных ориентаций. Для ее
представителей подготовка к будущей
деятельности в избранной сфере материального
или духовного производства является
главным, хотя и не единственным занятием.
Как социальная группа, студенчество является
объединением молодых людей с определенными
социально значимыми устремлениями и
задачами.
Социально значимой чертой студенчества
является также напряженный поиск
смысла жизни, стремление к новым
идеям и прогрессивным
Социальный статус и самочувствие студента
При рассмотрении
статусной позиции студенчества
обычно акцент делается на «переходность»,
«маргинальность» группы, занятой деятельностью
по подготовке к высококвалифицированному
умственному труду, отличающуюся особыми
формами социальной активности, характерной
не только для обучающейся молодежи,
но и для тех отрядов
В отечественных работах не всегда учитывается,
что годы студенчества – вполне самостоятельный
этап жизни человека, на протяжении которого
он имеет и формирует собственную среду
развития, участвует в таких видах деятельности,
которые сегодня выступают в качестве
личностно-образующих факторов и определяет
модель социального поведения этой общественной
группы. Среди показателей статуса студенчества
можно выделить группу дескриптивных
(пол, место жительства до вуза, образование
родителей) и приобретенных, достигнутых
человеком к настоящему моменту его жизни.
Распределение студенчества по полу в
течение многих лет остается почти неизменным.
Говорить о социальном статусе
студентов в зависимости от социальной
принадлежности родителей весьма затруднительно
в условиях перекомпозиции всей социальной
структуры. В исследованиях был взят один
признак – образование, связь которого
с фактором выбора вуза была всегда сильной.
Более важными являются те статусные характеристики,
которые складываются в период обучения
в вузе. Именно на этом этапе происходит
дифференциация студентов, связанная
с собственной активностью в учебной,
научно-поисковой, общественно-полезной,
экономической деятельности. Изучение
этой дифференциации важно потому, что
ее структура отчасти предопределяет
будущий социальный статус специалистов
и является прообразом распределения
в социальной структуре группы населения
с высшим образованием. Ясно, что традиционные
и новые слои общества уже воспроизводятся
с участием этой молодежи.
Особенностью современного студенчества
является то, что процесс его включения
в общественную жизнь идет не только через
учебную деятельность и профессиональную
подготовку, но и путем формирования независимых
материально-бытовых условий, новых форм
проявления собственной активности и
путем выбора форм социального взаимодействия.
Подавляющее большинство молодых белорусов (85%), по их собственному признанию, в той или иной степени удовлетворены своей жизнью.
Сравнение полученных данных с результатами
исследований, проведенных ИАЦ в
феврале 2009 г. и феврале 2010 г., фиксирует
повышение уровня социальной адаптации
белорусской молодежи. Так, за полтора
года на 9% увеличилось число
В какой мере Вас устраивает сейчас Ваша жизнь?
(в % от числа опрошенных)
Глава II
Особенности студенческой молодежи
Своеобразие молодежи
Своеобразие молодёжи как социальной общности, по мнению академика Е.М.Бабосова, обусловлено следующими признаками:
·отсутствие собственного социального положения в обществе;
·включенность в молодёжные движения и группировки;
·незавершенность процесса формирования социальных качеств;
·многоступенчатость, возрастная предопределённость процесса становления и развития социального потенциала молодых людей.
Молодёжь представляет собой одну из перспективных групп общества. По последним данным, она составляет почти четверть населения Республики Беларусь. В целом же во второй половине ХХI века люди в возрасте до 30 лет будут составлять около 60 % населения Земли. От качества этого социального и электорального ресурса зависит будущее любого государства [5]. Молодёжь не является изолированной социально-демографической группой. Она включена во все процессы общественных взаимодействий, выполняя присущие ей функции:
·социализационная
(включение в социально-
·воспроизводственная (воспроизводство населения, возобновление производства и потребления материальных благ и производственных отношений);
·трансляционная
(усвоение и передача социального
опыта старших поколений
·инновационная (привнесение новшества во все сферы общественной жизни).
Опрос, проведенный в феврале 2009 года в вузах республики, показал, что лидирующие места в системе ценностных ориентаций белорусского студенчества занимают здоровье (92,7%), семья (85,8%), интересная работа (84,9%), любовь, дружба (81,7%), образование (80,3%). [6]
Студент как субъект учебной деятельности.
Существенным показателем
Перед преподавателем возникает ответственная психолого-педагогическая задача формирования студента как субъекта учебной деятельности, что предполагает, прежде всего, необходимость обучить его умению планировать, организовывать свою деятельность.
Отношение к студенту как социально зрелой личности, носителю научного мировоззрения предполагает учитывать, что это не только система взглядов человека на мир, но и на свое место в мире. Другими словами, формирование мировоззрения студента означает развитие его рефлексии, осознание им себя субъектом деятельности, носителем определенных общественных ценностей, социально полезной личностью. Это в свою очередь означает для преподавателя необходимость усиления диалогичности обучения, специальной организации педагогического общения, создания для студентов условий возможности отстаивать свои взгляды, цели, жизненные позиции в учебно-воспитательной работе.
Материальные ценности студентов
Успешность и эффективность
профессионального образования
может рассматриваться с
Обратим внимание на мотивацию выбора
студентами своей специальности. В пятерке
приоритетных мотивов – интерес к профессии,
возможность проявить свои способности,
авторитет вуза, перспектива хорошей работы
по окончании учебы и влияние семейной
традиции, советов родителей.
Важное место в мотивации студентов даже
в сегодняшних условиях отдается надежде
в перспективе найти хорошую работу. В
наибольшей степени эта ориентация выражена
у юристов, несколько меньше – у экономистов,
у студентов других вузов этот показатель
колеблется от 20% до 28%. Он отражает реальную,
ситуативную реакцию на рынок труда, когда
ощущается дефицит специалистов в правовой
области и в экономике. Этой же причиной
объясняется обилие рождающихся коммерческих
форм образовательной подготовки по этим
специальностям. Но рынок быстро насыщается
специалистами со «скоростной» подготовкой,
а дефицит квалифицированных профессионалов
остается. Разброс мнений, естественно,
связан с противоречивостью отражения
в молодежном сознании феномена «хорошая
работа», соотносимого с престижем занятия,
с гарантиями трудоустройства по специальности,
с нормальными условиями и оплатой труда,
с содержанием и творческой наполненностью
профессиональной деятельности.
В число мотивов выбора вузов включен
и такой как «стремление продлить беззаботный
период жизни». В тех вузах, где интерес
к профессии и желание реализовать свои
способности наиболее высоки, соответственно
и ниже доля тех, кто настроен на беззаботный
образ жизни.
В целом четвертая часть студентов планирует
работать в государственном секторе; 42%
- в коммерческих структурах, по избранной
специальности. Соотношение желающих
работать в госструктурах и в коммерческих
структурах составляет 1 к 2, по специальности
и не по специальности 5 к 1. Именно тут
основная проблема. Студенты в основном
удовлетворены профессиональной подготовкой,
но ощущают неподготовленность к работе
в коммерческих, негосударственных структурах.
Около 16% студентов планируют продолжить
образование и заняться научно-исследовательской
деятельностью.
Хотели бы уехать за границу учиться и
работать 16% студентов. Доля тех, у кого
планов на будущее нет, составляет 11%.
Интеллектуально-
Результаты социологических
Столь низкая самооценка характеризует неверие юных в свои силы, и это, естественно, негативно отражается на их притоке в сферу интеллектуального труда. В глазах молодежи продолжает быстро падать ценность умственного труда, образования и знаний. Даже студентами обладание знаниями ценится весьма низко.
В связи с усилением социального и имущественного неравенства возрастает и неравенство образовательное, вследствие чего сужается социальная база развития интеллектуального потенциала молодежи. Серьезной угрозой обществу стала «утечка умов» за границу. Тем самым продолжается процесс интеллектуального оскудения, умственного вырождения российской нации.
Интеллектуально-
Можно выделить следующие черты, которыми характеризуются эти ценности:
Во-первых,
с конца 80-х годов в белорусском обществе, особенно среди молодежи, началось резкое снижение ценностей духовной культуры. Результаты проведенных комплексных социальных исследований свидетельствуют о том, что "...ценности познания, искусства, творчества не имеют высокого престижа даже среди студентов". Общий упадок культуры признают около 85% молодых людей, а среди творческой молодежи - 96%.
Во-вторых,
разрушается и претерпевает существенные деформации исторически сложившаяся общечеловеческая и общебелорусская иерархия социо-культурных ценностей, что особенно характерно для молодежи. Так, для большей ее части неоправданно приниженным является значение народного и духовного искусства, художественных произведений традиционных промыслов и ремесел.
В-третьих,
продолжается тенденция
Информация о работе Студенческая молодежь. Проблемы и особенности