Студенческая молодежь. Проблемы и особенности

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 17 Мая 2012 в 20:50, реферат

Краткое описание

Научный интерес к такой общественной группе молодежи, как студенчество, определяется тем, что, во-первых, в развитом обществе бурно развивающиеся отрасли народного хозяйства, наука и культура обуславливают дальнейшее увеличение численности и качества подготовки специалистов с высшим образованием (по отношению к другим группам учащейся молодежи); во-вторых, возрастает социально-экономическая значимость учебно-подготовительных функций учащихся вузов; в-третьих, студенчество является важнейшим источником воспроизводства интеллигенции; в-четвертых, той большой ролью, которую играет студенчество в общественно-политической жизни нашей страны.
В философско-социологической литературе проблема студенчества начала активно разрабатываться в 60-е гг.

Вложенные файлы: 1 файл

Студенческая молодежь . Проблемы и особенности.docx

— 201.88 Кб (Скачать файл)

 

 

 

 

 

Студенческая  молодежь.

  Ее проблемы и особенности

 

 

 

 

 

 

Введение

Так как я сама являюсь студенткой, я сразу выбрала эту тему, тем  более, вопрос о роли студенчества в  нашем обществе и, в частности, в  группе молодежи, весьма актуален по многим причинам. 
Научный интерес к такой общественной группе молодежи, как студенчество, определяется тем, что, во-первых, в развитом обществе бурно развивающиеся отрасли народного хозяйства, наука и культура обуславливают дальнейшее увеличение численности и качества подготовки специалистов с высшим образованием (по отношению к другим группам учащейся молодежи); во-вторых, возрастает социально-экономическая значимость учебно-подготовительных функций учащихся вузов; в-третьих, студенчество является важнейшим источником воспроизводства интеллигенции; в-четвертых, той большой ролью, которую играет студенчество в общественно-политической жизни нашей страны.

В философско-социологической литературе проблема студенчества начала активно  разрабатываться в 60-е гг. Различные  аспекты этой проблемы, такие, как  социальные источники пополнения студенчества, особенности различных его профессиональных групп, высшая школа как канал  социальных перемещений, рассматривались  такими исследователями, как Дмитриев А.В., Иконникова С.Н., Колесников Ю.С., Лисовский  В.Т., Рубин Б.Г., Рубина Л.Я., Руткевич М.Н., Саар Э.А., Титма М.Х., Филиппов Ф.Р. и др.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Глава I 
Итак, кто же они – студенты?

 

Студенчество  как социальная группа

Несмотря на различия своего социального происхождения и, следовательно, материальных возможностей, студенчество связано общим видом деятельности и образует в этом смысле определенную социально-профессиональную группу. Общая деятельность в сочетании с территориальным сосредоточением порождает у студенчества известную общность интересов, групповое самосознание, специфическую субкультуру и образ жизни, причем это дополняется и усиливается возрастной однородностью, которой не имеют другие социально-профессиональные группы. Социально-психологическая общность объективируется и закрепляется деятельностью целого ряда политических, культурно-просветительских, спортивных и бытовых студенческих организаций. 
Студенчество не занимает самостоятельного места в системе производства, студенческий статус является заведомо временным, а общественное положение студенчества и его специфические проблемы определяются характером общественного строя и конкретизируются в зависимости от уровня социально-экономического и культурного развития страны, включая и национальные особенности системы высшего образования. 
Но в настоящее время в научной литературе еще нет достаточно полного определения понятия «студенчество», как нет и единого мнения по вопросу о характере и специфике труда студенчества. 
Понятие «студенчество», данное в книге ростовских социологов Б.Рубина и Ю.Колесникова «Студент глазами социолога», заключается в следующем: «Студенчество – это мобильная социальная группа, целью существования которой является организованная по определенной программе подготовка к выполнению высоких профессиональных и социальных ролей в материальном и духовном производстве»  [1] .  Здесь главная мысль авторов сводится к тому, что студенчество следует рассматривать как социальную группу в системе вуза, которая имеет свою цель, свои специфические особенности и которая готовится к выполнению социальных ролей и функций интеллигенции. «Студенчество, - пишут Б.Рубин и Ю.Колесников, - как социальная группа функционирует в системе высшего образования, выступает в качестве объекта производства, предметом которого является не вещь, а сам человек, личность. Поэтому главной формой производства является обучающе-образовательная деятельность» [2].

 Другой исследователь, А.Н.Семашко, пишет, что «было бы неправильным рассматривать студенчество как лишь состояние к подготовке и занятию статуса интеллигенции. Студенчество обладает всеми необходимыми характеристиками, достаточными для отнесения его к особой социальной группе, тат как оно отвечает всем установившимся признакам»[3]. В подтверждение своих доводов Семашко приводит следующие признаки: выполнение в обществе определенных функций, объективность существования, однозначная детерминированность поведения членов групп, определенная целостность и самостоятельность по отношению к другим социальным группам, специфические социально-психологические черты и системы ценностей. 
 
Таким образом, студенчество выполняет особую роль в системе общественного разделения труда, которая заключается в подготовке к выполнению функций интеллигенции. Не участвуя постоянно в производстве материальных и духовных ценностей, студенчество тем не менее частично участвует в опосредованном производительном и непроизводительном труде в форме учебы, роль которой в обществе возрастает. 
Студенчество, являясь составной частью молодежи, представляет собой специфическую социальную группу, характеризующуюся особыми условиями жизни, труда и быта, социальным поведением и психологией, системой ценностных ориентаций. Для ее представителей подготовка к будущей деятельности в избранной сфере материального или духовного производства является главным, хотя и не единственным занятием. 
Как социальная группа, студенчество является объединением молодых людей с определенными социально значимыми устремлениями и задачами.

Социально значимой чертой студенчества является также напряженный поиск  смысла жизни, стремление к новым  идеям и прогрессивным преобразованиям  в обществе. Эти стремления являются положительным фактором. Однако в  силу недостаточности жизненного (социального) опыта, поверхности в оценке ряда явлений жизни, некоторые студенты от справедливой критики недостатков  могут переходить к бездумному критицизму.

 

 

Социальный статус и  самочувствие студента

 
При рассмотрении статусной позиции студенчества обычно акцент делается на «переходность», «маргинальность» группы, занятой деятельностью  по подготовке к высококвалифицированному умственному труду, отличающуюся особыми  формами социальной активности, характерной  не только для обучающейся молодежи, но и для тех отрядов интеллигенции, пополнить которые она готовится  в вузе. 
В отечественных работах не всегда учитывается, что годы студенчества – вполне самостоятельный этап жизни человека, на протяжении которого он имеет и формирует собственную среду развития, участвует в таких видах деятельности, которые сегодня выступают в качестве личностно-образующих факторов и определяет модель социального поведения этой общественной группы. Среди показателей статуса студенчества можно выделить группу дескриптивных (пол, место жительства до вуза, образование родителей) и приобретенных, достигнутых человеком к настоящему моменту его жизни. 
Распределение студенчества по полу в течение многих лет остается почти неизменным.

Говорить о социальном статусе  студентов в зависимости от социальной принадлежности родителей весьма затруднительно в условиях перекомпозиции всей социальной структуры. В исследованиях был взят один признак – образование, связь которого с фактором выбора вуза была всегда сильной. 
Более важными являются те статусные характеристики, которые складываются в период обучения в вузе. Именно на этом этапе происходит дифференциация студентов, связанная с собственной активностью в учебной, научно-поисковой, общественно-полезной, экономической деятельности. Изучение этой дифференциации важно потому, что ее структура отчасти предопределяет будущий социальный статус специалистов и является прообразом распределения в социальной структуре группы населения с высшим образованием. Ясно, что традиционные и новые слои общества уже воспроизводятся с участием этой молодежи. 
Особенностью современного студенчества является то, что процесс его включения в общественную жизнь идет не только через учебную деятельность и профессиональную подготовку, но и путем формирования независимых материально-бытовых условий, новых форм проявления собственной активности и путем выбора форм социального взаимодействия.

 

Подавляющее большинство молодых  белорусов (85%), по их собственному признанию, в той или иной степени удовлетворены  своей жизнью.

 

Сравнение полученных данных с результатами исследований, проведенных ИАЦ в  феврале 2009 г. и феврале 2010 г., фиксирует  повышение уровня социальной адаптации  белорусской молодежи. Так, за полтора  года на 9% увеличилось число респондентов, довольных своей жизнью, и соответственно уменьшилось количество недовольных (на 8,5%), см. диаграмму 1. [4]

В какой мере Вас устраивает сейчас Ваша жизнь?

(в % от  числа опрошенных)

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 
Глава II

Особенности студенческой молодежи

 

Своеобразие молодежи

Своеобразие молодёжи как социальной общности, по мнению академика Е.М.Бабосова, обусловлено следующими признаками:

·отсутствие собственного социального положения  в обществе;

·включенность в молодёжные движения и группировки;

·незавершенность  процесса формирования социальных качеств;

·многоступенчатость, возрастная предопределённость процесса становления и развития социального  потенциала молодых людей.

Молодёжь  представляет собой одну из перспективных  групп общества. По последним данным, она составляет почти четверть населения  Республики Беларусь. В целом же во второй половине ХХI века люди в возрасте до 30 лет будут составлять около 60 % населения Земли. От качества этого социального и электорального ресурса зависит будущее любого государства [5]. Молодёжь не является изолированной социально-демографической группой. Она включена во все процессы общественных взаимодействий, выполняя присущие ей функции:

·социализационная (включение в социально-стратификационные  слои общества);

·воспроизводственная (воспроизводство населения, возобновление  производства и потребления материальных благ и производственных отношений);

·трансляционная (усвоение и передача социального  опыта старших поколений младшим);

·инновационная (привнесение новшества во все сферы общественной жизни).

 

Опрос, проведенный в феврале 2009 года в вузах  республики, показал, что лидирующие места в системе ценностных ориентаций белорусского студенчества занимают здоровье (92,7%), семья (85,8%), интересная работа (84,9%), любовь, дружба  (81,7%), образование (80,3%). [6]

 

 

Студент как субъект  учебной деятельности.

 

Существенным показателем студента — субъекта учебной деятельности — служит его умение выполнять  все ее виды и формы. Однако результаты специальных исследований показывают, что большинство студентов не умеют слушать и записывать лекции, конспектировать литературу (в большинстве  случаев записывается только 18—20% лекционного материал). Они не умеют выступать перед аудиторией (28,8%), вести спор (18,6%), давать аналитическую оценку проблем (16,3%). На материале конкретного социологического исследования было показано, что 37,5% студентов стремятся хорошо учиться, 53,6% не всегда стараются, а 8% не стремятся к хорошей учебе. Но и у тех, кто стремится хорошо учиться, в 67,2% случаев учеба не идет хорошо.[7]

Перед преподавателем возникает ответственная  психолого-педагогическая задача формирования студента как субъекта учебной деятельности, что предполагает, прежде всего, необходимость  обучить его умению планировать, организовывать свою деятельность.

Отношение к студенту как социально  зрелой личности, носителю научного мировоззрения  предполагает учитывать, что это  не только система взглядов человека на мир, но и на свое место в мире. Другими словами, формирование мировоззрения студента означает развитие его рефлексии, осознание им себя субъектом деятельности, носителем определенных общественных ценностей, социально полезной личностью. Это в свою очередь означает для преподавателя необходимость усиления диалогичности обучения, специальной организации педагогического общения, создания для студентов условий возможности отстаивать свои взгляды, цели, жизненные позиции в учебно-воспитательной работе.

 

Материальные  ценности студентов

 
Успешность и эффективность  профессионального образования  может рассматриваться с позиций  отдельной личности, гражданского общества, семьи и государства. В этих позициях отражаются содержательная и функциональная стороны образования, их динамика. 
Обратим внимание на мотивацию выбора студентами своей специальности. В пятерке приоритетных мотивов – интерес к профессии, возможность проявить свои способности, авторитет вуза, перспектива хорошей работы по окончании учебы и влияние семейной традиции, советов родителей. 
Важное место в мотивации студентов даже в сегодняшних условиях отдается надежде в перспективе найти хорошую работу. В наибольшей степени эта ориентация выражена у юристов, несколько меньше – у экономистов, у студентов других вузов этот показатель колеблется от 20% до 28%. Он отражает реальную, ситуативную реакцию на рынок труда, когда ощущается дефицит специалистов в правовой области и в экономике. Этой же причиной объясняется обилие рождающихся коммерческих форм образовательной подготовки по этим специальностям. Но рынок быстро насыщается специалистами со «скоростной» подготовкой, а дефицит квалифицированных профессионалов остается. Разброс мнений, естественно, связан с противоречивостью отражения в молодежном сознании феномена «хорошая работа», соотносимого с престижем занятия, с гарантиями трудоустройства по специальности, с нормальными условиями и оплатой труда, с содержанием и творческой наполненностью профессиональной деятельности. 
В число мотивов выбора вузов включен и такой как «стремление продлить беззаботный период жизни». В тех вузах, где интерес к профессии и желание реализовать свои способности наиболее высоки, соответственно и ниже доля тех, кто настроен на беззаботный образ жизни. 
В целом четвертая часть студентов планирует работать в государственном секторе; 42% - в коммерческих структурах, по избранной специальности. Соотношение желающих работать в госструктурах и в коммерческих структурах составляет 1 к 2, по специальности и не по специальности 5 к 1. Именно тут основная проблема. Студенты в основном удовлетворены профессиональной подготовкой, но ощущают неподготовленность к работе в коммерческих, негосударственных структурах. 
Около 16% студентов планируют продолжить образование и заняться научно-исследовательской деятельностью.  
Хотели бы уехать за границу учиться и работать 16% студентов. Доля тех, у кого планов на будущее нет, составляет 11%.

 

 

 

 

 

Интеллектуально-образовательные  ценности

Результаты социологических исследований свидетельствуют: свои интеллектуальные, творческие способности молодые  люди оценивают весьма низко. Только 19% из них считают эти способности высокими, 22% называют себя талантливыми.

Столь низкая самооценка характеризует  неверие юных в свои силы, и это, естественно, негативно отражается на их притоке в сферу интеллектуального труда. В глазах молодежи продолжает быстро падать ценность умственного труда, образования и знаний. Даже студентами обладание знаниями ценится весьма низко.

В связи с усилением социального  и имущественного неравенства возрастает и неравенство образовательное, вследствие чего сужается социальная база развития интеллектуального потенциала молодежи. Серьезной угрозой обществу стала «утечка умов» за границу. Тем самым продолжается процесс  интеллектуального оскудения, умственного  вырождения российской нации.

Интеллектуально-образовательные  ценности молодежи следует рассматривать  в ракурсе ее умственного, творческого  потенциала, который, к сожалению, значительно  снизился за последние годы. Это  связано с ухудшением физического  и психическою состояния подрастающего поколения. Новые условия породили и новые проблемы, которые стали присущи социокультурным ценностям современной молодежи.

Можно выделить следующие черты, которыми характеризуются эти ценности:

Во-первых,

с конца 80-х годов в белорусском  обществе, особенно среди молодежи, началось резкое снижение ценностей  духовной культуры. Результаты проведенных  комплексных социальных исследований свидетельствуют о том, что "...ценности познания, искусства, творчества не имеют  высокого престижа даже среди студентов". Общий упадок культуры признают около 85% молодых людей, а среди творческой молодежи - 96%.

Во-вторых,

разрушается и претерпевает существенные деформации исторически сложившаяся  общечеловеческая и общебелорусская  иерархия социо-культурных ценностей, что особенно характерно для молодежи. Так, для большей ее части неоправданно приниженным является значение народного и духовного искусства, художественных произведений традиционных промыслов и ремесел.

В-третьих,

продолжается тенденция дальнейшей дегуманизации и деморализации  социокультурных ценностей, что выражается прежде всего в принижении, деформации и разрушении позитивного образа человека, личности нашего общества. То же самое проявляется и в неослабевающем интересе молодежи к восприятию сцен и эпизодов насилия и секса, жестокости и натуралистичности (кинематограф, телевидение, видео, рок-музыка, театр, литература, изобразительное искусство). Увлечение такого рода псевдоценностями противоречит традиционной народной нравственности.

Информация о работе Студенческая молодежь. Проблемы и особенности