Автор работы: Пользователь скрыл имя, 06 Октября 2015 в 16:21, реферат
1. Личность: понятие и теории развития личности
2. Развитие политической мысли в эпоху Нового времени
Содержание: | ||
1. |
Личность: понятие и теории развития личности |
3 |
2. |
Развитие политической мысли в эпоху Нового времени |
10 |
Список использованных |
18 | |
1. Личность: понятие и теории развития личности.
Понятие личности относится к числу наиболее сложных в человекознании. В русском языке давно употребляется термин "лик" для характеристики изображения лица на иконе. В европейских языках слово "личность" восходит к латинскому понятию "персона", что означало маску актера в театре, социальную роль и человека, как некое целостное существо. В восточных языках, таких как китайский или японский, слово "личность" связывают не только с лицом человека, но даже в большей степени с его телом. В европейской традиции лицо рассматривается в оппозиции с его телом, так как лицо символизирует душу человека, а для китайского мышления характерно понятие "жизненность, куда входят и телесные, и духовные качества индивида"[2].
Сразу рассматривать человека как личность нельзя, так как существует такое понятие как "становление личности" из которого можно сделать вывод, что личность формируется в процессе жизнедеятельности, не приобретается при рождении. Итак, проследим путь от рождения до формирования личности.
Первый этап - человек. Можно сказать "родился человек", подразумевая какое-то человеческое существо, но не выделял определенных особенностей. Человек - это общеродовое понятие, это совокупность физиологических и психологических особенностей, отличающих человеческое существо от других живых существ.
Второй этап - индивид. Индивид - это конкретный представитель человеческого рода.
Третий этап - индивидуальность. Индивидуальность - это совокупность физических, психических, внешних особенностей, отличающих одного индивида от другого. В процессе роста у ребенка формируется характер, который зависит от внешнего и внутреннего мира. В зависимости от этих факторов ребенок растет спокойным или неуравновешенным (психические особенности), здоровым или больным (физические особенности), красивым или с дефектами (внешние особенности).
И, наконец, четвертый этап - личность. Личность - это социальная сущность человека, совокупность социальных характеристик, которые появляются в ходе социального опыта. Личность формируется и развивается в процессе своей жизнедеятельности, т.е. приобретается определенный социальный опыт. Хотелось бы выделить следующие факторы развития личности (потребность и является социальным опытом):
1. Биологическая наследственность
- она создает изначальное
2. Физическое окружение
- означает, что особенности в
поведении людей во многом
определяются особенностями
3. Культура общества - т.е. каждое
общество дате всем своим предс
4. Групповой опыт - в результате взаимодействия и общения с другими людьми человек осваивает множество социальных ролей, а также формирует собственный "Я - образ", который появляется в результате оценок окружающих.
5. Индивидуальный опыт - это совокупность чувств, эмоций, впечатлений, событий, переживаний, пережитых личностью. Индивидуальный опыт уникален и неповторим.
В учебнике "Философия" под редакцией доктора философских наук В.П. Кохановского выделяются три вида личности и четыре типа личности, подробнее которые я хочу раскрыть. Итак, выделяют физическую, социальную и духовную личности.
Физическая личность или физическое Я - это тело, или, телесная организация человека, самый устойчивый компонент личности, основанный на телесных свойствах и самоощущениях. Тело не только первый "предмет" для познания, но и обязательный компонент личностного мира человека, как помогающее, так и мешающее в процессах общения. К физической личности можно также отнести одежду, домашний очаг, произведения ручного и интеллектуального труда - украшения его быта, коллекции, письма, рукописи. По данным элементам можно много сказать о человека, о его увлечениях. Сразу распознать творческую личность. Защита себя, своего тела, своей идентичности, равно как и своего ближайшего окружения, относится к числу древнейших личностных качеств человека и в истории общества, и в истории индивида. Как сказал Г. Гейне: каждый человек есть "целый мир, рождающийся и умирающий вместе с ним"[3].
Социальная личность складывается в общении с людьми, начиная с первичных форм общения матери с ребенком. По сути дела она предстает как система социальных ролей человека, в разных группах, мнением которым он дорожит. Все формы самоутверждения в профессии, общественной деятельности, дружбе, любви, соперничестве и т.д. формируют социальную структуру личности. Психологи отмечают, что довольство или недовольство собой всецело определяется дробью, в которой числитель выражает наш действительный успех, а знаменатель - наши притязания.
И, наконец, духовная личность составляет тот невидимый стержень, ядро нашего "Я", на котором все и держится. Это внутренние духовные состояния, отражающие стремление к определенным духовным ценностям и идеалам. Рано или поздно каждый человек, хотя бы в отдельные моменты жизни начинает задумываться над смыслом своего существования и духовного развития. Духовность человека не является чем-то внешним, она не приобретается путем образования или подражания даже лучшим примером.
Зачастую духовность не только "держит"
личность, но и является высшим благом,
верховной целостностью, во имя которой иногда жертвуют своей жизнью.
В знаменитом выражении Б. Паскаля о человеке,
как "мыслящем тростнике" подчеркивается
сила духа, даже при самых суровых условиях
бытия. Более того, история дает массу
примеров, когда интенсивная духовная
жизнь была залогом не только физического
выживания, но и активного долголетия.
Люди, сохраняющие свой духовный мир, как
правило, выживали и в условиях каторг
и концлагерей.
Выделение физической, социальной и духовной
личности носит достаточно условный характер.
Все эти стороны личности образуют систему,
каждый из элементов которой может на
разных этапах жизни человека приобретать
доминирующее значение. Известны периоды
усиленной заботы о своем теле и его функциях,
этапы расширения и обогащения социальных
связей, пики мощной духовной активности.
Вместе с тем, болезни, тяжелые испытания,
возраст и прочее могут изменить структуру
личности, привести к своеобразному её
"расщеплению" или деградации.
Также, выделяют несколько крупных социальных
типов личности:
Первый тип - "деятели". К ним относятся: рыболовы,
охотники, ремесленники, воины, земледельцы,
рабочие, инженеры, геологи, медики, педагоги,
менеджеры и т.д. Для них главное - активное
действие, изменение мира и других людей,
а также самого себя. Они живут работой,
находя в этом высшее удовлетворение,
даже если её плоды и не столь заметны.
Потребность в таких личностях была всегда
- эти люди активны, знают себе цену, обладают
чувством собственного достоинства, осознают
меру своей ответственности за себя, за
свою семью, за свой народ. Ещё Евангелист
Лука приводил слова Христа: "Жатвы
много, а делателей мало".
Второй тип - мыслители. Эти люди, по словам Пифагора, приходят в мир не для того чтобы соревноваться и торговать, а смотреть и размышлять. Образ мудреца, мыслителя, воплощавшего в себя традиции рода и его историческую память, всегда пользовался огромным авторитетом. Будда и Заратустра, Моисей и Пифагор, Соломон и Лао-Цзы, Конфуций и Махавира Джина, Христос и Мухамед считались либо посланцами богов, либо обожествлялись сами. Размышления о мире, о его происхождении, о человеке, о личности, о свободе и т.д. требуют много сил и, в како-то мере, мужества. Поэтому судьбы многих выдающихся мыслителей прошлого и настоящего трагичны, т.к. "никакой пророк не принимается в своем Отечестве".
Третий тип - люди чувств и эмоций, которые остро чувствуют, как "трещина мира" (Г. Гейне) проходит через их сердца. Прежде всего, это деятели литературы и искусства, гениальные прозрения которых зачастую опережают самые смелые научные прогнозы и прорицания мудрецов. Известно, например, что поэт А. Белый, ещё в 1921 году написал стихи, где упоминалась атомная бомба, а его велики современник А, Блок слышал "музыку" революции задолго до её начала. Таких примеров немало и они говорят о том, что мощь интуиции великих поэтов и художников граничит с чудом.
Возможно, многие люди видят красоту природы, но описать её так, как это делает поэт очень трудно. Поэт, словно волшебник описывает, например, кленовый лист, как живого человека, чувствующего и живущего[4].
А как художник, подбирая палитру красок, творит чудеса на холсте, и показывает, что как, например, море живет, радуется, грустит. Действительно, этот тип личности творит чудеса.
Четвертый тип - гуманисты и подвижники, отличающиеся обостренным чувством ощущения душевного состояния другого человека, как бы "вчувствуются" в него, облегчая душевное и телесное страдание. Их сила - в вере в свое предназначение, в любви к людям и всему живому, в активном деянии. Они сделали делом своей жизни милосердие. А. Швейцер, Ф.П. Гааз, А. Дюнон, Мать Тереза, Иисус Христос и тысячи их последователей в истории и нашей действительности - живые примеры служения людям, независимо от их расы, нации, возраста, пола, состояния, происхождения, вероисповедания и других признаков.
В современном обществе встречаются все четыре типа личности либо с определенной ярко выраженной характеристикой, либо включая в себя какую-то частичку от других типов личности. Нельзя утверждать, что определенный человек не относится ни к одному из типов, это неправильно, ведь, возможно в каждом человеке есть деятель, мыслитель, эмоциональный, чувственный, гуманист и подвижник.
На данный момент выделяют четыре теории развития личности:
а) "Ид" ("оно") - бессознательное поведение личности, это инстинкты, потребности, которые личностью не осознаются.
б) "Эго" ("Я") - это осознание человеком самого себя, своих желаний и потребностей.
в) "Суперэго" - осознание человеком норм и правил общества.
Из теории Фрейда можно сделать следующий вывод: личность - это существо противоречивое. Конфликт между бессознательным поведением и нормами общества способствует самореализации и развитию личности.
Значит поведением человека можно управлять, предлагая за определенные действия то или иное вознаграждение. Что ж с каждой из теорий можно поспорить или опровергнуть её, но наверняка каждая из теорий построена на реальных фактах[5].
Существует и иная классификация теорий развития личности (таблица 1):
Таблица 1 – Теории развития личности
Теория |
Представитель |
Сущность теории |
Теория развития личности |
Чарльз Кули |
Эффект «зеркального отражения» у людей представлений о том, как их оценивают другие. |
Джордж Герберт Мид |
Развитие личности включает несколько стадий, связанных с принятием на себя роли других людей и формированием «Я» и «Меня». | |
Психоаналитические теории |
Зигмунд Фрейд |
Личность в развитии проходит ряд последовательных стадий, заканчивающихся половой зрелостью; на каждой стадии напряженность между «Я» и «Оно». |
Эрик Эриксон |
Личность в ходе развития проходит стадии развития связанные с преодолением кризисов. | |
Теорий развития познания |
Жан Пиаже |
Способность мыслить развивается по мере прохождения последовательных стадий, каждая из которых способствует овладению новыми навыками. |
Теория нравственного развития |
Лоренс Кольберг |
Развитие личности включает несколько стадий, предполагающих развитие познавательной способности и пониманию чувств других людей. |
Личность - устойчивая система социально значимых черт, которые характеризуют индивида, продукт общественного развития и включения индивидов в систему социальных отношений посредством активной предметной деятельности и общения. Свойства личности - это то, что сближает индивидов в силу общности исторически и конкретно - социально обусловленных особенностей их жизнедеятельности. Индивид становится личностью в процессе освоения социальных функций и развития самосознания, т. е. осознания своей самотождественности и неповторимости как субъекта деятельности и индивидуальности, но именно в качестве члена общества. Стремление к слиянию с социальной общностью (к идентификации с нею) и вместе с тем - к обособлению, проявлению творческой индивидуальности делает личность и продуктом и субъектом социальных отношений, социального развития.