Автор работы: Пользователь скрыл имя, 20 Октября 2013 в 21:22, курсовая работа
Цель исследования: изучить теоретические основы провести эмпирический анализ социально-педагогической работы с детьми, имеющими ограниченные возможности здоровья.
Задачи исследования:
1. Дать характеристику детей с ограниченными физическими возможностями.
2. Изучить методы и методики исследования.
3. Дать эмпирическую характеристику детей, имеющих ограниченные физические возможности
Введение 3
Глава 1. Теоретико-методологические аспекты социально-педагогической работы с детьми, имеющими ограниченные физические возможности 8
1.1. Характеристика детей с ограниченными физическими возможностями 8
1.2. Методы и методики исследования 22
Глава 2. Эмпирический анализ социально-педагогической работы с детьми, имеющими ограниченные физические возможности 27
2.1. Эмпирическая характеристика детей, имеющих ограниченные физические возможности 27
2.2. Анализ факторов , влияющих на взаимоотношения между родителями и детьми с ограниченными физическим возможностями 31
2.3. Технология работы социального педагога с детьми с ограниченными физическим возможностями 36
Заключение 48
Список литературы 51
Содержание
Введение 3
Глава 1. Теоретико-методологические аспекты социально-педагогической работы с детьми, имеющими ограниченные физические возможности 8
1.1. Характеристика детей с ограниченными физическими возможностями 8
1.2. Методы и методики исследования 22
Глава 2. Эмпирический анализ социально-педагогической работы с детьми, имеющими ограниченные физические возможности 27
2.1. Эмпирическая характеристика детей, имеющих ограниченные физические возможности 27
2.2. Анализ факторов , влияющих на взаимоотношения между родителями и детьми с ограниченными физическим возможностями 31
2.3. Технология работы социального педагога с детьми с ограниченными физическим возможностями 36
Заключение 48
Список литературы 51
Приложения …………………………………………………
Актуальность исследования. В связи с ростом в последние десятилетия числа аномальных детей особую значимость приобретает проблема социальной адаптации не только ребенка, страдающего той или иной тяжелой патологией, но и семьи, в которой он воспитывается. Ведущее место среди причин инвалидности у детей занимают физические нарушения – 75% (среди них – 23,2% опорно-двигательные и 25% с нарушением внутренних органов). Умственные нарушения занимают менее четверти от всех заболеваний вызывающих инвалидность – 20% [2].
Детский церебральный паралич (ДЦП) является одной из серьезнейших проблем человеческого сообщества. ДЦП возникает в результате недоразвития или повреждения головного мозга ребенка на различных этапах онтогенеза.
Ведущей проблемой семьи, воспитывающей ребенка с ДЦП, является ее социальная адаптация в обществе, вызванная совершенно новыми условиями жизнедеятельности, в которых оказалась семья после рождения «особого» ребенка. Родителям необходима система знаний, формирующих у них технологии ухода, обучения, воспитания, общения с ребенком. У детей с тяжелыми формами ДЦП усвоение моделей поведения и усвоение социальных значений (ценностей, установок) происходит преимущественно в рамках родительско-детских отношений, в которых преобладает симбиоз [31].
Больной ребенок требует повышенного внимания, особой заботы, иных сил, времени и финансовых расходов по его содержанию, развитию и воспитанию. Тем не менее, включение родителей в коррекционно-образовательный процесс является важнейшим условием полноценного развития ребенка с особыми образовательными потребностями. В решении этой сложной задачи семье нужны грамотные помощники.
Социально-педагогическое сопровождение направлено на создание условий для успешной социальной адаптации семьи, воспитывающей ребенка с тяжелыми формами церебрального паралича на этапе его подготовки к школьному обучению. Ведущая роль в организации социально-педагогического сопровождения принадлежит социальному педагогу как специалисту по работе с семьей, оказавшейся в трудной жизненной ситуации.
Состояние и степень разработанности проблемы. Проблемы семьи «особого» ребенка рассматривались в работах А.Н. Смирновой (1967), Г. Дейвида, М. Линдера (1978), Б.В. Зейгарник (1979, 1980), И.И. Мамайчук (1989), В.В.Ткачевой (1999), Е.М. Мастюковой, (2001), Л.М. Шипицыной (2002), Г. Фюр (2003) и других. По мнению авторов, родители детей данной категории испытывают огромные психологические трудности в связи с воздействием длительной травмирующей психику ситуации, явившейся результатом рождения в семье ребенка с проблемами развития. В таком состоянии родители часто оказываются не готовыми к оказанию помощи своему ребенку.
К сожалению, вопросы, касающиеся личностных особенностей при нарушениях двигательной сферы, важные для разработки проблем адаптации и интеграции, исследовались мало, к тому же, в основном, изучались дети дошкольного и младшего школьного возраста (Э.С. Калижнюк, 1979, 1987; И.И. Мамайчук, 1991). Для них разрабатывались программы медицинской реабилитации и отчасти социальной адаптации. Работ, посвященных подростковому возрасту, значительно меньше (И.Ю. Левченко, 1986, 1991, 2001).
Именно в подростковом возрасте лица с проблемами в развитии нуждаются в специальной помощи для того, чтобы достичь полноценного общественного бытия. На этих возрастных этапах закладываются основные социальные связи, отношения с обществом, происходит социальное становление человека, профессиональное самоопределение. От успешности психолого-педагогических и социальных мероприятий в этот период зависит дальнейшая судьба подростков. Ошибки в этой работе могут привести к нежелательным последствиям – уходу в болезнь, социальной изоляции.
Социальный педагог призван решать сложные проблемы, связанные с социально-эмоциональным, физическим, интеллектуальным развитием этой категории людей, оказывать им всестороннюю помощь и поддержку, способствуя их успешной социализации.
Социальному педагогу во взаимодействии
с детьми и взрослыми с ограниченными
возможностями важно создать
атмосферу психологической
Объект исследования: дети с ограниченными возможностями здоровья.
Предмет исследования взаимоотношения между родителями и детьми с ограниченными возможностями здоровья
Цель исследования: изучить теоретические основы провести эмпирический анализ социально-педагогической работы с детьми, имеющими ограниченные возможности здоровья.
Задачи исследования:
Теоретической основой исследования выступили концепции развития и воспитания детей с особыми нуждами изложенные в трудах отечественных и зарубежных педагогов и психологов (Е.Ф. Архипова, Л.С. Выготский, М.В. Ипполитова, Э.С. Калижнюк, Я.А. Коменский, Д.Б. Эльконин и другие); система кондуктивного (управляемого) обучения детей с нарушениями опорно-двигательного аппарата (А. Петё, М. Хари); социально-медицинские исследования в области реабилитации детей с церебральным параличом (Б. и К. Бобат, В. Войта, Е.М. Мастюкова, О.Г. Приходько, К.А.Семенова, Л.М. Шипицына и другие); социально-психологические исследования проблем семьи, воспитывающей ребенка с особыми нуждами (И.Ю. Левченко, И.И. Мамайчук, Е.М. Мастюкова, А.Г.Московкина, В.Л.Мартынов, Г.В.Пятакова, М.М.Семаго, В.В. Ткачева, Э.Г. Эйдемиллер и другие).
Методы и методики исследования: анализ и обобщение научной литературы по проблеме исследования; тестирование с помощью методики Методика «Детско-родительские отношения подростков» (ДРОП)
Методики «Анализ семейного воспитания (АСВ)» Эйдемиллера-Юстицкиса; количественный и качественный анализ результатов исследования.
Эмпирическая база исследования: ОГБОУ «Костинская школа-интернат для детей сирот и детей, оставшихся без попечения родителей», Рязанская область. В исследовании приняли участие 15 детей подросткового возраста (13-15 лет, 10 мальчиков и 5 девочек) с ДЦП легкой тяжести с сохранным интеллектом. Манипулятивные функции развиты достаточно: они полностью обслуживают себя, пишут, многие – печатают на компьютере).
Практическая значимость: разработанная технология социально-педагогической работы может быть полезна в работе с детьми, имеющими ограниченные физические возможности.
Структура работы: работа состоит из введения, двух глав, заключения, списка литературы и приложений.
Существует довольно много классификаций
по различным основаниям для людей,
имеющих отклонения в здоровье и
развитии. В 1980 г. Всемирная организация
здравоохранения приняла
В проекте закона Российской Федерации
о специальном образовании
К физическим недостаткам относят
подтвержденные в установленном
порядке временные или
Психический недостаток – это утвержденный
в установленном порядке
Сложный недостаток сочетает в себе физические и (или) психические недостатки, подтвержденные в установленном порядке.
Тяжелый недостаток – подтвержденный
в установленном порядке
К отклонениям в физическом развитии ребенка могут быть отнесены болезнь, нарушения зрения, слуха, опорно-двигательного аппарата.
Психические отклонения от нормы связаны с умственным развитием ребенка, его психическими недостатками.
К этой группе отклонений относятся задержка психического развития (ЗПР) ребенка и умственная отсталость детей, или олигофрения (от греч. oligos – малый и phren – ум). Умственная отсталость может быть обусловлена врожденными дефектами нервной системы или являться результатом болезни, травмы или другой причины. У детей может проявляться различная степень выраженности умственной отсталости: от легкой – дебильности до глубокой – идиотии.
К психическим отклонениям
Еще одной разновидностью психических
отклонений являются нарушения эмоционально-
Согласно Федеральному закону РФ «О социальной защите инвалидов в РФ» от 24 ноября 1995 г. № 181 «Инвалид - лицо, которое имеет нарушение здоровья со стойким расстройством функций организма, обусловленное заболеванием, последствием травм или дефектами, приводящее к ограничению жизнедеятельности и вызывающее необходимость его социальной защиты» [35]. «Ограничение жизнедеятельности - это полная или частичная утрата лицом способности или возможности осуществлять самообслуживание, самостоятельно передвигаться, ориентироваться, общаться, контролировать свое поведение, обучаться и заниматься трудовой деятельностью» [35].
По официальной статистике в России сейчас насчитывается около 13 млн. инвалидов [2]. Среди нынешних инвалидов очень много молодых людей и детей. За последнее десятилетие опережающими темпами увеличилось число детей-инвалидов. Среди причин инвалидности на первом месте – заболевания нервной системы, на втором – психические расстройства, на третьем – врожденные аномалии.
Среди детей с отклонениями в развитии выделяют следующие группы:
· глухих и слабослышащих;
· слепых и слабовидящих;
· с недоразвитием речи;
· с нарушением опорно-двигательного аппарата;
· с задержкой психического развития;
· с первыми признаками шизофрении, невозможностью общения, с ранним аутизмом;
· дети с нарушениями в развитии [19].
Для больных детей характерна сосредоточенность на своей болезни, они не умеют общаться, привыкли к опеке, несамостоятельны, застенчивы. Кроме того, отмечаются ещё и специфические особенности, связанные с тем или иным заболеванием или патологией.