Технология социальной работы с дезадаптированными детьми и подростками
Автор работы: Пользователь скрыл имя, 25 Июля 2014 в 20:12, курсовая работа
Краткое описание
Глубокие социальные потрясения, происходящие в российском
обществе, кризисное состояние экономики, культуры и образования
катастрофически ухудшают условия жизни и воспитания детей и молодежи,
неизбежно приводят к увеличению количества и разнообразия трудностей и
рисков, с которыми сталкиваются ребенок и его родители в процессе жизни и
развития. Как следствие, исследователи отмечают целый ряд негативных
тенденций в детской и подростковой среде.
Результаты этих негативных явлений наблюдаются в росте
подростковой преступности, в увеличении числа беспризорных и
безнадзорных детей, в возрастании масштабов детского алкоголизма и
наркомании.
Содержание
Введение.............................................................................................................. 3
Глава 1. Теоретико-методологические основы социальной работы с
дезадаптированными детьми и подростками................................................... 7
1.1 Особенности функционирования дезадаптированных детей и
подростков в современном обществе................................................................ 7
1.2 Нормативно-правовые основы социальной работы с
дезадаптированными детьми и подростками................................................. 12
Глава 2. Особенности технологии социальной работы с
дезадаптированными детьми и подростками................................................. 17
2.1 Характеристика общих технологий социальной работы с
дезадаптированными детьми и подростками................................................. 17
2.2 Социально-профилактическая работа как способ оказания
социальной помощи.......................................................................................... 20
Заключение....................................................................................................... 41
Список использованных источников и литературы.................
Вложенные файлы: 1 файл
Министерство образования и науки Российской Федерации
ИНСТИТУТ МЕЖДУНАРОДНЫХ СОЦИАЛЬНО-ГУМАНИТАРНЫХ
СВЯЗЕЙ
Кафедра социологии, социальной работы и молодежной политики
КУРСОВАЯ РАБОТА
по дисциплине: «Технология социальной работы»
на тему: «Технология социальной работы с дезадаптированными
детьми и подростками»
Выполнил студент 2 курса
заочного отделения
Большакова Л. Е.
Принял преподаватель
Паршина В. В.
__________________________
МОСКВА - 2014
- 2 -
СОДЕРЖАНИЕ
Введение.............................................................................................................. 3
Глава 1. Теоретико-методологические основы социальной работы с
дезадаптированными детьми и подростками................................................... 7
1.1 Особенности функционирования дезадаптированных детей и
подростков в современном обществе................................................................ 7
1.2 Нормативно-правовые основы социальной работы с
дезадаптированными детьми и подростками................................................. 12
Глава 2. Особенности технологии социальной работы с
дезадаптированными детьми и подростками................................................. 17
2.1 Характеристика общих технологий социальной работы с
дезадаптированными детьми и подростками................................................. 17
2.2 Социально-профилактическая работа как способ оказания
социальной помощи.......................................................................................... 20
Заключение....................................................................................................... 41
Список использованных источников и литературы............................... 44
- 3 -
ВВЕДЕНИЕ
Глубокие социальные потрясения, происходящие в российском
обществе, кризисное состояние экономики, культуры и образования
катастрофически ухудшают условия жизни и воспитания детей и молодежи,
неизбежно приводят к увеличению количества и разнообразия трудностей и
рисков, с которыми сталкиваются ребенок и его родители в процессе жизни и
развития. Как следствие, исследователи отмечают целый ряд негативных
тенденций в детской и подростковой среде.
Результаты этих негативных явлений наблюдаются в росте
подростковой преступности, в увеличении числа беспризорных и
безнадзорных детей, в возрастании масштабов детского алкоголизма и
наркомании.
В настоящее время острейшую социально-экономическую и
нравственную значимость приобрел феномен социального сиротства и
детской безнадзорности. По данным доклада уполномоченного по правам
ребенка, «главный омбудсмен» России Павел Астахов, в 2012 году почти 700
тыс. безнадзорных детей, которые находятся в интернатах, детских домах и
приютах. Но это только дети, попавшие в поле зрения социальных служб.
Экспертные оценки количества беспризорных и безнадзорных значительно
выше, их количество оценивалось примерно до 5-7 миллионов детей, из них
так называемые «социальные сироты» - 90%, не ходят в школу 3 млн. детей,
около 5 млн. живут на улице
1
.
Актуальность темы исследования обусловлена тем, что проблема
воспитания подрастающего поколения приобретает особую роль на
современном этапе нашего государства, характеризующемся бурными
преобразовательными процессами в различных областях общественной
1
Климантова Г.И., Федотовская Т.А. Профилактика беспризорности и безнадзорности несовершеннолетних,
находящихся в трудной жизненной ситуации // Журнал "Вестник Совета Федерации" Аналитический
материал отдела проблем социальной политики аналитического управления. - 2012 (официальный сайт
Комитета Совета Федерации по социальной политике http://council.gov.ru/)
- 4 -
жизни, существенным обновлением всей системы сложившихся отношений в
обществе.
Способность общества обеспечить полноценную жизнедеятельность
для всех детей без исключения - показатель социального здоровья самого
общества и необходимое условие его устойчивого развития.
В меняющихся условиях современного российского общества только
помощь со стороны государства позволяет обеспечивать нормальную
жизнедеятельность детям. Реформирование российского общества и
последующие за этим кризисные явления порождают кризисные ситуации в
семье. Как следствие, в большинстве своем от этого страдают дети. Попадая
в кризисные ситуации, зачастую
дети становятся беглецами,
беспризорниками, безнадзорными.
Безнадзорные дети - дети, лишенные присмотра, внимания, заботы,
позитивного влияния со стороны родителей или лиц, заменяющих их.
Безнадзорный ребенок живет под одной крышей с родителями, сохраняет
связи с семьей, у него еще есть эмоциональная привязанность к какому-либо
члену семьи, но связи эти хрупки и находятся под угрозой атрофии и
разрушения.
Беспризорные дети - дети, которые не имеют родительского или
государственного
попечения,
постоянного
места
жительства,
соответствующих возрасту позитивных знаний, необходимого ухода,
систематического обучения и развивающего воспитания.
Дети-беглецы - дети, убежавшие из дома или из воспитательного
учреждения вследствие разрыва с родителями, возникшего тяжелого
конфликта с учителями, воспитателями, сверстниками, деформирования
ценностных ориентаций и других причин, приведших к кризису отношений.
Среди таких детей нарастает социальная дезадаптация, растет
заболеваемость. Бесспорно, что дети, находящиеся в кризисных ситуациях
нуждаются в помощи со стороны государства и общества.
- 5 -
В настоящее время в стране осуществляются меры, направленные на
улучшение положения детей в России. Принят ряд федеральных законов,
введена президентская программа «Дети России», в субъектах Российской
Федерации разрабатываются законодательные акты и программы,
направленные на защиту прав детей, нуждающихся в социальной поддержке
и реабилитации. В системе социальной защиты населения создана сеть
учреждений для разных категорий детей, нуждающихся в социальной
поддержке.
В качестве приоритетной, концептуальной идеи, основного
направления
в
преодолении
безнадзорности,
беспризорности,
правонарушений,
наркомании
обозначена задача
—
создать
и
совершенствовать комплексную систему профилактической работы,
защищать права детей и подростков.
В свою очередь, концептуальным в проблеме профилактики является
ее понимание как социально значимого явления, как части социальной
политики государства. Исходя из понимания первичности семьи в решении
проблем становления, формирования личности ребенка необходимо большое
внимание уделить работе с семьей, в этом круге проблем — семье группы
социального риска. Семейное неблагополучие является одной из причин,
определяющих
состояние
правонарушений
и
преступлений
несовершеннолетних.
Учитывая вышеобозначенные проблемы, актуальность данного
исследования
по
теме
«Технология
социальной
работы
с
дезадаптированными детьми и подростками» не вызывает сомнений.
Социальные потребности общества и государства в преодолении
безнадзорности и защите прав несовершеннолетних, недостаточная научная
обоснованность
принятой
на
уровне
законодательной
нормы
индивидуальной профилактической работы с несовершеннолетними,
необходимость освоения новых технологий социальной работы и определили
интерес автора в выборе темы исследования.
- 6 -
Объект исследования: дезадаптированные дети и подростки.
Предмет
исследования:
технологии
социальной
работы
с
дезадаптированными детьми и подростками.
Цель исследования: определение и анализ эффективности применения
различных технологий социальной работы с дезадаптированными детьми и
подростками с целью их последующей адаптации в обществе.
Данная цель может быть достигнута через решение следующих задач:
раскрыть особенности функционирования дезадаптированных детей и
подростков в современном обществе;
проанализировать нормативно-правовые основы социальной работы с
дезадаптированными детьми и подростками;
раскрыть общую характеристику технологий социальной работы с
дезадаптированными детьми и подростками;
рассмотреть социально-профилактическую работу как способ оказания
социальной помощи дезадаптированным детям и подросткам;
проанализировать литературу по изучаемой проблеме.
При написании данной работы были использованы следующие методы:
общенаучный дедуктивный метод, сравнительный метод, анализ документов
- законодательных актов, научной литературы; сравнительный анализ и
синтез
опыта
работы
специализированных
учреждений
для
дезадаптированных детей и подростков.
Структура работы определяется целями и задачами и включает
введение, две главы и четыре параграфа, заключение, список
использованных источников и литературы, составляющий 46 единиц.
- 7 -
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИКО-МЕТОДОЛОГИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ
СОЦИАЛЬНОЙ РАБОТЫ С ДЕЗАДАПТИРОВАННЫМИ ДЕТЬМИ И
ПОДРОСТКАМИ
1.1 Особенности функционирования дезадаптированных детей и
подростков в современном обществе
Социальная адаптация — это включение индивида или группы в
социальную среду, приспособление их к соответствующим правилам,
системе норм и ценностей, практике и культуре организации.
Социальная дезадаптация подростков — это нарушение процесса
социального развития, социализации индивида, основными признаками
который являются — нарушение норм морали и права, асоциальные формы
поведения и деформация системы ценностных ориентации, утрата
социальных связей с семьей и школой, резкое ухудшение нервно-
психического здоровья, увеличение ранней подростковой алкоголизации,
склонность к суициду.
На текущий момент определены следующие факторы, влияющих на
процесс дезадаптации подростков: наследственность (психофизическая,
социальная, социокультурная), психолого-педагогический фактор (дефекты
школьного и семейного воспитания), социальный фактор (социальные и
социально-экономические условия функционирования общества), социальная
деятельность самого индивида, т.е. активно-избирательное отношение к
нормам и ценностям своего окружения, его воздействию, а также личные
ценностные ориентации и способность к саморегулированию своего
окружения.
В современном российском обществе ситуация не только не
способствует разрешению проблемы дезадаптация детей и подростков, но,
наоборот, обостряет ее. За последние годы социально-экономические
причины, обусловливающие рост числа несовершеннолетних, поведение
которых является девиантным, не только не исчезли, а, наоборот, получили
дальнейшее развитие. Социальное неблагополучие проявляется в распаде
- 8 -
семейных и родственных связей, безнадзорности и бродяжничестве детей,
совершении ими антиобщественных поступков и правонарушений, пьянстве
и наркомании, Ранняя социальная дезадаптация приводит к формированию
поколения, не умеющего трудиться, создавать семью. Можно выделить ряд
следующих
социально-экономических,
политических
и
духовно-
нравственных факторов, так или иначе влияющих на увеличение количества
социально дезадаптированных подростков:
чрезмерная коммерциализация общества;
распад целого ряда социальных институтов, ранее работающих на
детство, социально-экономических условий функционирования семьи
(низкий материальный уровень, плохие жилищные условия);
сложное экономическое нравственное положение, в котором оказалось
большинство семей;
криминализация общества, возрастающее влияние культа силы;
потеря престижа образования и честного заработка.
Эти и многие другие факторы привели к переоценке жизненных
ценностей, возникновению нового идеала — так называемого «нового
русского», обладающего огромными доходами, но зачастую не имеющего
образования, достигшего богатства социально не одобряемыми способами.
Это приводит к тому, что у подростка возникает желание достичь успеха, не
прилагая к этому серьезных усилий.
Постоянную тенденцию к увеличению имеет социальное сиротство, т.е.
ситуация, при которой дети по вине родителей, не выполнивших
предназначенных им функций, оказываются на улице и становятся бомжами,
попрошайками, беспризорниками.
Однако социальная дезадаптация — процесс обратимый, поэтому, по
мнению многих ученых и практиков, можно не только предупреждать
отклонения в социальном развитии детей и подростков, но и управлять
процессом ресоциализации социально дезадаптированных детей и
подростков.
- 9 -
Социальная адаптация предполагает использование психологических
по своей природе механизмов — идентификации, интериоризации, эмпатии,
уподобления, приемов обратной связи. Объектами социальной адаптации
становятся ценности, требования, установки (семьи, групп, организаций,
территориальных и национальных общностей), складывающиеся в них
формы взаимодействия, связи и взаимоотношения, этика поведения в
различных системах, а также способы предметной деятельности.
В соответствии с этим дезадаптация — это неспособность или
невозможность индивида приспосабливаться к условиям и требованиям
социального окружения. Она обусловлена тем, что в наиболее значимые
периоды личностного развития ребенок не сумел использовать механизмы
адаптации, соответствующие характеру социальных влияний и отношений.
Результат дезадаптации — нарушение равновесия в отношениях с социумом,
искажение содержания целей, мотивов, ценностных ориентации, диффузия
социальных ролей вплоть до принятия тех из них, которые не позволяют
бесконфликтно решать проблемы, удовлетворять потребности («вор», «ху-
лиган» «бродяга» и пр.). Именно принятие на себя той или иной социальной
роли является показателем адаптации или дезадаптации личности.
Психологическая сущность социальной дезадаптации детей и
подростков может быть раскрыта, если будет известно, какие
психологические закономерности характерны для данного явления, какие
составляющие его образуют. Два обстоятельства являются важнейшими
предпосылками дезадаптации:
1) семейный фактор: для ребенка, находящегося в самом раннем возрасте,
пьянство родителей, их безразличие, граничащие с жесткостью, — факторы,
способствующие его патологическому развитию; для детей более позднего
возраста неблагоприятная семейная обстановка — лишь отягощающая, а
вовсе не обязательная предпосылка дезадаптации;
2) врожденная патология: выраженные в довольно стертом виде
церебральная недостаточность, легкие дисфункции мозга, обусловленные
- 10 -
родовыми или послеродовыми травмами мозга и головы, тяжелой
беременностью матери, повышенной психической возбудимостью самих
родителей. В совокупности с первым фактором они создают те особые,
отягощенные по сравнению с нормальными условиями, в которых
изначально появляются и формируются отклонения в психике,
способствующие дезадаптации.
Категории дезадаптированных детей и подростков, имеющих общие
истоки отклонений в поведении и развитии:
1) трудновоспитуемые дети, имеющие близкий к норме уровень
дезадаптации, который обусловлен особенностями темперамента, наличием
легких дисфункций мозга, нарушением внимания, недостаточностью
возрастного развития, особенностями социально-психологической и
педагогической ситуации воспитания и развития;
2) нервные дети, неспособные в силу возрастной незрелости
эмоциональной
сферы самостоятельно
справляться
с тяжелыми
переживаниями, обусловленными их отношениями с родителями и другими
значимыми для них взрослыми;
3) «трудные» подростки, не умеющие решать свои проблемы социально
приемлемым образом, характеризующиеся внутренними конфликтами,
акцентуациями характера, неустойчивой эмоционально-волевой сферой,
изменениями личности, которые под влиянием семейной обстановки,
воспитания, ближайшего окружения становятся явно выраженными и со
временем необратимыми;
4) фрустрированные подростки, которым свойственны устойчивые формы
саморазрушающего поведения, опасного для их здоровья (употребление
наркотиков, алкоголизм), духовного и нравственного развития (сексуальные
отклонения, домашнее воровство), будущего социального положения
(прекращение учебы, бродяжничество), самого факта их существования
(склонность к суициду, вызванная желанием избавиться от ощущения
собственной ненужности, отсутствия смысла жизни);
- 11 -
5) подростки-делинквенты,
постоянно
балансирующие
на грани
дозволенного и противоправного поведения, не сообразующегося с
социально приемлемыми представлениями о добре и зле.
В отечественной и зарубежной науке накоплен большой объем данных,
убедительно свидетельствующих о том, что на формирование дезадаптации
оказывают влияние следующие факторы:
запущенность как следствие внешне неблагополучных условия жизни и
воспитания,
недостатка
внимания
к
ребенку;
депривация как результат полного отсутствия со стороны родителей теплых,
близких отношений с ребенком, необходимых для его полноценного
развития;
фрустрация, обусловленная тем, что очень часто удовлетворению
жизненно важных потребностей ребенка препятствуют непреодолимые
трудности;
внутренний конфликт, возникающий после первых тревожных
факторов, определяющий формирование комплекса личностных проблем как
препятствий для нормального мироощущения в сфере общения и
деятельности, взаимоотношений с людьми.
Неразрешимость внутренних противоречий с близкими людьми и
«значимыми другими» трансформируется сначала в отчуждение, затем в
конфронтацию и, наконец, в постоянную готовность (диспозицию) к
столкновению, которые различаются способами взаимодействия с
окружающими, формами своего выражения, степенью интенсивности,
длительности и открытости противостояния.
Социальный работник, стремящийся преодолеть всякого рода
отклонения в поведении подростка, должен избрать главным объектом
своего внимания вовсе не правонарушения и даже не дезадаптацию, а
причины их возникновения, в том числе социально-психологические,
уводящие ребенка из мира нормальных взаимоотношений с людьми в мир
иллюзорный, часто примитивный, криминальный, а значит, и асоциальный.
- 12 -
При этом главное внимание надо уделять тому периоду жизни ребенка, в
течение которого формируются его личность, круг нравственных интересов,
сфера межличностных отношений.
1.2. Нормативно-правовые основы социальной работы с
дезадаптированными детьми и подростками
Эффективность социальной работы среди несовершеннолетних во
многом определяется качеством ее организации и управления.
В настоящее время, как считают специалисты, в целом завершено
создание государственной сети учреждений, применяющих различные
формы и методы работы с гражданами, нуждающимися в социальном
обслуживании. Она имеет комплексный характер и включает широкий набор
мер, направленных
на обеспечение профилактики
социального
неблагополучия, оказание различных видов помощи семьям, оказавшимся в
трудной жизненной ситуации, на социальную защиту нуждающихся.
Социальные службы – предприятия и учреждения независимо от форм
собственности, предоставляющие социальные услуги, а также отдельные
граждане, занимающиеся
предпринимательской деятельностью
по
социальному обслуживанию населения без образования юридического лица.
Их деятельность основывается на следующих принципах: служение клиенту;
добровольность;
конфиденциальность;
открытость;
своевременность;
полезность.
Функциями социальной службы являются: социальная помощь и
поддержка; консультирование; социальное корректирование и реабилитация;
информирование и др.
В соответствии с Федеральным законом «Об основах социального
обслуживания населения в Российской Федерации» (1995) современная
система социальных
служб
включает в себя
государственные,
муниципальные и негосударственные службы.
К системе социальных служб относятся:
- 13 -
государственные
предприятия
и
учреждения
социального
обслуживания, являющиеся федеральной собственностью и находящиеся в
ведении федеральных органов государственной власти;
государственные
предприятия
и
учреждения
социального
обслуживания, являющиеся собственностью субъектов РФ и находящиеся в
ведении органов государственной власти субъектов РФ;
муниципальные
предприятия
и
учреждения
социального
обслуживания, находящиеся в ведении органов местного самоуправления;
предприятия и учреждения иных форм собственности, занимающиеся
деятельностью по социальному обслуживанию.
Федеральный закон от 24 июля 1998 года № 124-ФЗ ввел определение
понятия «социальные службы для детей». Ими являются организации
независимо от организационно-правовых форм и форм собственности,
осуществляющие мероприятия по социальному обслуживанию детей
(социальной поддержке, оказанию социально-бытовых, медико-социальных,
психолого-педагогических, правовых услуг и материальной помощи,
организации обеспечения отдыха и оздоровления, социальной реабилитации
детей, находящихся в трудной жизненной ситуации, обеспечению занятости
таких детей по достижению ими трудоспособного возраста), а также
граждане, осуществляющие без образования юридического
лица
предпринимательскую деятельность по социальному обслуживанию
населения, в том числе детей.
Социальное обслуживание и социальную помощь семье и детям
осуществляют:
комплексные центры социального обслуживания населения;
территориальные центры социальной помощи семье и детям;
центры социального обслуживания;
социально-реабилитационные центры для несовершеннолетних;
центры помощи детям, оставшимся без попечения родителей;
социальные приюты для детей и подростков;
- 14 -
центры психолого-педагогической помощи населению;
центры экстренной психологической помощи по телефону;
центры (отделения) социальной помощи на дому;
дома ночного пребывания;
стационарные учреждения социального
обслуживания (дома-
интернаты для инвалидов, психоневрологические интернаты, детские дома-
интернаты для умственно отсталых детей, дома-интернаты для детей с
физическими недостатками);
иные учреждения, предоставляющие населению социальные услуги.
Главными принципами социального обслуживания являются:
адресность; доступность; добровольность; гуманность; приоритетность
предоставления социальных услуг несовершеннолетним, находящимся в
трудной жизненной ситуации; конфиденциальность; профилактическая
направленность.
Формирование сети учреждений социального обслуживания семьи и
детей началось 1993-1994 годах. Вначале постановление Совета Министров
РСФСР, указ Президента РФ, в котором органам исполнительной власти на
местах рекомендовалось создавать сеть учреждений нового типа, а затем
федеральный закон «Об основах социального обслуживания населения»
(1995 г.) создали нормативные правовые основы, устанавливающие правовые
основы социального обслуживания семьи и детей.
В целях развития системы социальных служб для семьи и детей
Министерством здравоохранения и социального развития Российской
Федерации в 2006 году проведен конкурс, по результатам которого приказом
Министерства от 23.06.2006 г. № 495 статус опорно-экспериментального
учреждения социальной сферы присвоен 37 учреждениям социального
обслуживания семьи и детей.
К началу 2003 года количество учреждений социального обслуживания
семьи и детей в Российской Федерации достигло 3059, увеличилось почти в
3,1 раза по сравнению с 1995 годом и более чем на треть (36,6%) за
- 15 -
последние 3 года. Наиболее распространёнными выступают отделения по
работе с семьёй и детьми, действующие с 1995г. - 612, социально-
реабилитационные центры – 531, социальные приюты – 526.
За период с 1994 г. к 2003 г. показатель увеличился с 0,72 до 21,7 , с
2003 г. к 2007 г. с 21, 7 до 29,3 учреждения на каждый миллион россиян.
Такую обеспеченность услугами учреждений, безусловно, нельзя назвать
достаточной. Однако налицо динамичный рост, который объясняется, в
первую очередь, ростом числа учреждений в регионах .
Значимым этапом в развитии российского законодательства,
направленного на защиту прав и законных интересов детей и подростков
стали 2006-2008 годы. В декабре 2006 года был принят пакет документов и
нормативных актов, определяющих новые меры государственной социальной
политики поддержки семей с детьми, направленной, по замыслу
законодателя, на стимулирование рождаемости.
Принятый в феврале 2008 года Федеральный закон «О внесении
изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в
целях повышения размеров отдельных видов социальных выплат и
стоимости набора социальных услуг» конкретизировал некоторые меры
поддержки для детей и подростков, находящихся в социально опасном
состоянии Собрание законодательства Российской Федерации.
Важные положения, касающиеся защиты прав детей-сирот и детей,
оставшихся без попечения родителей содержатся в Федеральном законе от 24
апреля 2008 года «Об опеке и попечительстве» Собрание законодательства
Российской Федерации.
Конкретные мероприятия в деле государственной защиты материнства,
отцовства, детства, семьи содержатся в целевых, федеральных и
региональных программах.
Важную роль в развитии системы учреждений социального
обслуживания семьи и детей является реализация утвержденной
Постановлением Правительства Российской Федерации от 21.03.2007 № 172,
- 16 -
федеральной целевой программы «Дети России» на 2007-2010 годы,
включающей подпрограмму «Дети и семья», в том числе направление
«Профилактика безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних».
Система программных мероприятий предусматривает следующие
приоритетные направления реализации задач по улучшению положения
детей: организацию отдыха и оздоровления детей и подростков;
профилактику безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних и т.п.
Наряду с федеральным законодательством достаточно интенсивно
развивалась региональная нормативная правовая база. Во многих регионах
были приняты законы, концепции и программы, предусматривающие меры,
направленные на стабилизацию и социальную поддержку семьи, социальную
защиту детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей.
Сформированное в последние годы законодательство конкретизирует и
дополняет федеральные законы с учетом региональной специфики.
В целом анализ федерального и регионального законодательства,
направленного на защиту прав и интересов детей, свидетельствует о том, что
основные усилия государства сегодня направлены на преодоление
последствий серьёзного кризиса семейных отношений, возникшего в начале
90-х годов в связи с резким изменением системы экономических и как
следствие социальных отношений в обществе в целом, создание
благоприятных условий для жизнедеятельности и развития детей. Важное
значение для реализации принятых нормативных правовых актов в этой
сфере имеет создание эффективного организационного механизма, одним из
элементов которого является система социальных служб для работы с
несовершеннолетними.
- 17 -
ГЛАВА 2. ОСОБЕННОСТИ ТЕХНОЛОГИИ СОЦИАЛЬНОЙ
РАБОТЫ С ДЕЗАДАПТИРОВАННЫМИ ДЕТЬМИ И ПОДРОСТКАМИ
2.1. Характеристика общих технологий социальной работы с
дезадаптированными детьми и подростками
Включение любого дезадаптированного ребенка или подростка в
традиционную воспитательную и образовательную систему в полном объеме
невозможно без специальной помощи в области коррекции и восстановления
психических
ресурсов и
потенциальных
возможностей
ребенка.
Эффективность такого варианта работы с дезадаптированными детьми во
многом зависит от наличия комплексной инфраструктуры, включающей в
себя следующие элементы: квалифицированные кадры, организационная
поддержка, финансирование со стороны государства, связь с научными
подразделениями, а также специально создаваемое для достижения этих
целей социальное пространство, в котором формируются свои традиции и
методы работы с дезадаптированными детьми и подростками.
В настоящее время в системе такой работы наметилась целая сеть
учреждений:
1) центр экстренной психологической помощи по телефону («телефон
доверия»);
2) центр психолого-педагогической помощи семье и детям;
3) территориальный центр социальной помощи семье и детям;
4) центр социальной реабилитации для несовершеннолетних;
5) социальный приют для детей и подростков;
6) центр помощи детям, оставшимся без попечения родителей.
Уже само выстраивание этих учреждений в порядке оказываемых ими
услуг — от чисто психологических до реабилитации и временного
содержания ребенка вне семьи — указывает на наличие своеобразной
функциональной модели, в которой должны реализовываться следующие
принципы:
- 18 -
разноплановость усилий, т.е. направленность социальной работы на
различные сферы жизнедеятельности детей и подростков;
единство психосоциальных, педагогических, социальных (а при
необходимости — медицинских, биологических) воздействий;
партнерство как всемерное вовлечение дезадаптированных детей и
подростков в восстановительный процесс;
ступенчатость,
постепенность,
последовательность,
создание
«переходов» от одного вида коррекционных, реабилитационных или
воспитывающих мероприятий к другому.
Вместе с тем выстраивание учреждений в таком порядке подчеркивает,
что содержание социальной работы с детьми зависит от степени их
дезадаптации и потому осуществляется на разных уровнях разными силами и
разными методами.
Так, трудновоспитуемым детям, а также невротикам, которые в силу
своего возраста еще не окончательно утратили социально-адаптивные
качества и чьи отклонения обусловлены в основном синдромом нарушенного
внимания и легкими дисфункциями мозга, достаточно оказания в
соответствующих центрах: выявление отстающего компонента развития,
узкоспециализированные коррекционные
мероприятия
при
тесном
взаимодействии
психологов
и
педагогов
с
психоневрологом,
психотерапевтом и родителями ребенка. Совсем другое дело — «трудные»
подростки из групп риска с более явными и грубыми формами
отклоняющегося поведения. Они уже нуждаются в более серьезных видах
помощи.
Если представленную сеть учреждений изобразить в виде континуума,
то сфера их деятельности распространится вплоть до пределов компетенции
центров социальной помощи. Это значит, что первостепенное значение
имеют действия специалиста по социальной работе (социального педагога)
— профессионала, способного мобилизовать и организовать всех, кто еще не
был задействован и кто может оказать помощь в работе с этой категорией
- 19 -
несовершеннолетних в условиях их повседневной жизни - от специалистов
центров психолого-педагогической помощи до учителей, родителей, соседей,
друзей и добровольных помощников. При этом каждый, кто будет пытаться
воздействовать на подростков, становится участником комплексной
программы профилактики, тем самым реализующим идеи о создании
социального пространства, формирующего своеобразную терапевтическую
среду. Предупреждаются негативные воздействия, с тем чтобы все
позитивные качества ребенка получили развитие.
- 20 -
2.2. Социально-профилактическая работа как способ оказания
социальной помощи
Исходя из сложившейся системы социально-профилактической работы
не соответствует сегодняшней ситуации, актуальной задачей является
формирование новой социальной политики профилактики детской
безнадзорности и социального сиротства - это создание специализированной
системы учреждений для дезадаптированных детей и подростков,
предназначенной для целенаправленной работы по их социальной
реабилитации.
Специализированные
учреждения
для
несовершеннолетних,
нуждающихся в социальной реабилитации, призваны оказывать помощь той
категории детей и подростков, которая раньше не пользовалась вниманием
властей. Брошенные семьей и школой, они в лучшем случае интересовали
лишь органы правоохранения в связи с совершением противозаконных
действий. В нарушение международных правовых норм дети и подростки, не
совершившие правонарушений, нередко подолгу содержались в приемниках-
распределителях органов внутренних дел ожидая направления в детские
учреждения интернатного типа.
Статистических данных о количестве и составе дезадаптированных
подростков официально не существует, но различные пилотные
исследования дают основание утверждать, что детская беспризорность и
безнадзорность
по-прежнему
является одной
из
острейших
и
трудноразрешимых проблем. Система специализированных учреждений для
дезадаптированных детей и подростков в России начала создаваться с 1992 г.
Благодаря усилиям федеральных и региональных органов социальной
защиты количество таких учреждений возросло с 4 (в 1992 г.) до 550 (в 1996
г.); реабилитацию в них прошли более 75 тыс. несовершеннолетних
2
.
2
Холостова Е.И
Технологии социальной работы // Специализированные
учреждения
для
несовершеннолетних, нуждающихся в социальной реабилитации. Учебное пособие / Е.И. Холостова – М.:
«Дашков и Ко», 2004 - 692 с.
- 21 -
Задачами учреждений для дезадаптированных детей и подростков
являются:
профилактика безнадзорности, бродяжничества, дезадаптации;
психолого-медицинская помощь детям, попавшим по вине родителей
или в связи с экстремальной ситуацией (в том числе в связи с физическим и
психическим насилием или с опасными для жизни и здоровья условиями
проживания) в безвыходное положение;
формирование у детей и подростков положительного опыта
социального поведения, навыков общения и взаимодействия с окружающими
людьми;
выполнение попечительских функций по отношению к тем, кто остался
без родительского внимания и заботы, средств к существованию;
психологическая и педагогическая поддержка, способствующая
ликвидации кризисных состояний личности;
содействие возвращению в семью;
обеспечение возможности получить образование;
забота о дальнейшем благоустройстве, месте жительства.
Иными словами, основная цель деятельности таких учреждений —
социальная защита и поддержка нуждающихся в этом детей, их
реабилитация
и
помощь
в жизненном определении. Создание
специализированного учреждения для детей и подростков предоставляет
реальную возможность оказать им экстренную помощь.
Специалисты подобных учреждений выделяют три основных этапа в
работе с детьми:
диагностическая работа;
реабилитация, программа которой основана на данных, полученных
после всесторонней диагностики;
постреабилитационная защита ребенка.
Прежде всего, в системе социально-реабилитационных служб для
несовершеннолетних создаются социальные приюты для детей и подростков,
- 22 -
каждый из которых отличается своеобразием вследствие различий в уровне и
глубине понимания специалистами стоящих перед ними задач, их
профессиональной подготовленности, опыта работы с детьми (особенно с
«трудными»). Различны и их материально-техническая база, возможности
финансирования и
осуществления
контактов со
всевозможными
организациями.
Состав несовершеннолетних в социальных детских приютах весьма
сложен в социальном и педагогическом плане и отличается от такового в
детских домах или школах-интернатах, поскольку:
подавляющее большинство детей уже приобщились к курению,
систематическому употреблению алкоголя;
подавляющее большинство детей находятся в кризисном или
пограничном с ним состоянии вследствие социально-психологической
депривации в семье, физического или сексуального насилия, школьной
дезадаптации;
почти у всех детей выявлены различные хронические заболевания;
многие дети нигде и никогда не учились, у них не сформированы (или
утрачены) элементарные социальные и бытовые навыки, не сформирован
(или утрачен) опыт жизни в семье;
у многих детей отмечена задержка психического развития.
В специализированное учреждение для несовершеннолетних,
нуждающихся
в
социальной
реабилитации,
принимаются
несовершеннолетние на основании:
1) личного обращения;
2) направления органов, осуществляющих социальную защиту населения;
3) постановления комиссий по делам несовершеннолетних;
4) заявления
родителей,
ходатайства
органов
образования,
здравоохранения, опеки и. попечительства, органов внутренних дел;
- 23 -
5) постановления или определения суда, прокурора или следственных
органов, если родители или лица их заменяющие, осуждены либо к. ним в
качестве меры пресечения применено заключение под стражу.
Одной из главных задач приютов, в которых дети могут получить кров
и пищу, является восстановление широкого спектра, их отношений с миром,
обучение их общению со взрослыми, сверстниками, обретению чувства
семьи, своей значимости.
Большое значение в реабилитации подростка имеют психологическая
диагностика и коррекция. Работником приютов приходится сталкиваться с
двумя главными психологическими проблемами: отставание ребенка в
психическом развитии и преодоление последствий его психической
депривации.
Естественно, что социальные и психологические проблемы
проявляются у детей в разной степени и в различных формах.
Соответственно и реабилитация проводится индивидуально для каждого
ребенка. Специалисты используют
два способа психологической
реабилитации: групповой и индивидуальный. Участие ребенка в
психокоррекционных группах способствует его личностному росту,
самораскрытию, приобретению определенных знаний, умений, навыков,
прежде всего умения общаться, индивидуальная же реабилитация прежде
всего призвана снять у ребенка чувство тревоги и неуверенности, повысить
его самооценку, помочь справиться со страхами, сформировать доверие к
людям.
Важнейший путь реабилитации детей, имеющих 100-процентную
школьную
дезадаптацию, —
организация в условиях
приюта
систематического воспитательного и учебного процесса, устранение
имеющейся педагогической запущенности, коррекция нарушений поведения.
Наиболее сложна реабилитация подростков. Если при работе с детьми
младшего возраста необходимы воспитание, возмещение дефицита тепла,
навыков, знаний, которые они недополучили от своего окружения
- 24 -
(родителей, родственников и
т.д.),
то
подростков приходится
перевоспитывать, устранять уже приобретенную девиантность поведения,
искаженные представления о взаимоотношениях между людьми. Подросток
стремится быть самостоятельным и болезненно реагирует на попытки
взрослых руководить его жизнью и воспитывать его, он претендует на роль
взрослого, на уважительное отношение к себе.
Существует несколько способов формирования у подростков
самоуважения и самосознания. Один из них — ориентация на образец,
достойный
подражания (родственник, знакомый,
реальный
или
вымышленный герой). Большую помощь в реабилитации подростка
оказывает и индивидуальная психотерапия: беседы, разговоры, обсуждение
различных проблем.
Одна из трудностей при реабилитации подростка — его нежелание
учиться. Многие подростки никогда не учились в школе или имеют перерыв
в учебе от года до пяти лет, они в недостаточной степени владеют навыками
мыслительной деятельности. Именно поэтому процесс обучения в детских
социальных приютах должен быть организован на строго индивидуальной
основе, Подростки должны пройти этап, предшествующий возвращению в
школу. Сегодня в приютах используются несколько вариантов обучения;
общеобразовательные дневная и вечерняя школа, ПТУ, классы
выравнивания.
В ряде приютов обучение осуществляется в рамках так называемой
домашней школы, наиболее оптимальной для большинства приютских
воспитанников; ее задача — снизить эмоционально-психическое напряжение,
порожденное неблагополучным опытом обучения в школе, восстановить и
укрепить общеучебные навыки, восполнить пробелы в знаниях, придать
подростку уверенность в своих силах; занятия здесь проводятся
индивидуально или в микрогруппах (два-три человека).
Но даже самый хороший приют — это лишь временное место
пребывания подростка, поэтому одна из главных задач социальной помощи
- 25 -
подростку — устройство его дальнейшей судьбы. Идеальным вариантом
является возвращение ребенка в родную семью, но это возможно лишь при
соответствующей работе с родителями и детьми.
Сотрудники приюта изучают условия жизни семьи, ее функциональные
способности, возможность проживания ребенка в конкретных семейных
условиях. Посещение семьи социальным работником дает возможность
оценить перспективы возвращения ребенка в семью. Однако очередной срыв
со стороны родителей может вернуть ребенка в приют.
Если возвращение ребенка в семью невозможно, используются другие
пути. До недавнего времени законодательство предусматривало только такие
формы жизнеустройства детей, как усыновление, опека (попечительство)
либо государственное сиротское учреждение, куда в основном и
направлялись дети. Конечно, продуктивной формой семейного устройства
является передача детей под опеку или на усыновление родственникам,
однако последние зачастую не выражают желания сделать это в силу разных
причин: наличие у подростка каких-либо заболеваний, стесненные
жилищные и материальные условия и т.д. Если возвращение в семью
невозможно, многие приюты вынуждены передавать подростка в интернат.
Другой способ социальной помощи дезадаптированным подросткам,
который практикуется сейчас многими учреждениями, — создание семейных
(воспитательных) групп.
Сначала о наличии таких детей оповещают через средства массовой
информации или специальный банк данных. При наличии семьи, желающей
взять ребенка на воспитание, тщательно обследуются все материально-
бытовые условия, после чего заключается контракт на два месяца. Подросток
в течение двух месяцев посещает по выходным дням попечительскую семью,
а затем передается туда окончательно. Семейная группа рассматривается как
структурное подразделение приюта, а один из родителей оформляется в
приют в качестве воспитателя. Кроме того, психолог дает необходимые
рекомендации каждой семье.
- 26 -
Специалисты не без оснований считают, что в идеальном варианте
каждый воспитанник приюта должен пройти через домашнюю группу,
поскольку это один из реальных и эффективных путей его реабилитации, при
котором восстанавливаются утраченные им социальные, нравственные и
духовные связи с окружающим миром. Находясь в домашней группе,
ребенок остается под опекой государства до тех пор, пока семья оформляет
опекунство или усыновление, но даже если усыновление не состоится, жизнь
в здоровой семейной обстановке в домашней группе становится для ребенка
важным условием социальной реабилитации.
Кроме того, во многих приютах пытаются моделировать отношения,
похожие на домашние. Правда, это не так просто: сказывается отсутствие у
воспитателей опыта работы с такой сложной категорией детей, как социально
дезадаптированные подростки.
Таким образом, деятельность приюта — это создание условий,
.способствующих вовлечению детей в нормальный жизненный процесс,
выводу из кризисной ситуации, восстановлению нарушенных связей с
семьей, решению вопросов их дальнейшего жизнеустройства.
Технология реабилитации дезадаптированных детей и подростков в
социально-реабилитационном
центре,
основными
направлениями
деятельности которого являются:
профилактика безнадзорности несовершеннолетних, помощь в
ликвидации трудной ситуации в семье ребенка;
обеспечение несовершеннолетним временного проживания на полном
государственном обеспечении до определения и осуществления совместно с
органами опеки и попечительства оптимальных форм жизнеустройства;
обеспечение доступной и своевременной квалифицированной
социальной, правовой, психолого-медико-педагогической помощи детям,
имеющим различные формы дезадаптации, на основе индивидуальных
программ социальной реабилитации, включающих профессионально-
- 27 -
трудовой, учебно-познавательный,
социокультурный, физкультурно-
оздоровительный и иные компоненты.
Центры рассчитаны на 5—10 тыс. детей и могут включать в себя
следующие отделения:
1) приемное отделение;
2) отделение диагностики социальной дезадаптации;
3) отделение реализации программ социальной реабилитации;
4) отделение социально-правовой помощи;
5) семейная воспитательная группа.
Структурным подразделением социально-реабилитационного центра
может быть социальный приют для детей и подростков.
В приемном отделении проводятся первичный медицинский осмотр и
первичная санитарная обработка подростка, которого при необходимости
направляют в стационарное медицинское учреждение.
В отделении диагностики социальной дезадаптации выявляют и
анализируют факторы, обусловившие его социальную дезадаптацию,
особенности личностного развития и поведения подростка; разрабатываются
индивидуальные программы его социальной реабилитации. На основе этих
данных создается индивидуальная программа реабилитации.
Ее поэтапное осуществление осуществляется в отделении реализации
программ социальной реабилитации. Проводится работа по восстановлению
утраченных связей с семьей и внутри семьи, оздоровлению системы
межличностных отношений несовершеннолетних, восстановлению их
социального статуса в коллективе сверстников, содействию подросткам в
получении образования, специальности и в профориентации.
Индивидуальная программа реабилитации реализуется как в условиях
дневного или круглосуточного стационара Центра, так и в семейной
воспитательной группе. В отделении образуются реабилитационные группы
— дети в них могут быть разного возраста но желательно объединять детей
со сходным уровнем адаптации для наиболее эффективного использования
- 28 -
групповых методик. Оптимальное количество детей для дневного стационара
— от 5 до 10 для круглосуточного — до 7.
Отделение социально-правовой помощи осуществляет защиту прав и
законных интересов воспитанников, в том числе находящихся в семейных
воспитательных группах; оказывает содействие органам опеки и
попечительства в дальнейшем жизнеустройстве воспитанников; формирует
банк данных о возможных усыновителях попечителях, опекунах, приемных
семьях; организует психолого-педагогическую и правовую подготовку к
приему в семью неродных детей и наблюдает за адаптацией
несовершеннолетних к новой обстановке.
Самое сложное направление деятельности Центра - работа с семьей.
Социальная реабилитация в Центре непременно ориентирована на решение
семейных проблем детей и подростков. Работа с конфликтными семьями
основана на взаимодействии с психологом на уровне консультирования;
работа с аморальными семьями ведется на уровне социального патронажа.
После возвращения детей в семью продолжаются социальный
патронаж, прямые контакты с членами семей и консультации специалистов
(психологов, юристов, врачей-наркологов и др.).
Из существующих
в настоящее
время
типов
социалыю-
реабилитационных учреждений для детей и подростков Центр для
несовершеннолетних, имеющий в качестве подразделения социальный
приют, призван решать наиболее важные задачи по преодолению роста числа
дезадаптированных
подростков,
устранять
причины
проявлений
дезадаптации еще на начальном этапе до разрыва подростка с семьей.
Такое направление деятельности безусловно, перспективно в общей
системе социально-реабилитационных учреждений, так как на его базе
можно целостно решать проблемы коррекционно-реабилитационной работы,
ориентируя ее как на ребенка, оказавшегося в трудной ситуации, так и на его
семью.
- 29 -
Вместе с тем социальная реабилитация подростка значительно
облегчается, если она протекает на фоне эмоционального принятия им новых
условии, правил жизни, новых людей. Поэтому первейшая задача всех
социальных
работников —
оказать
подростку, прибывшему
в
реабилитационное учреждение, максимальную поддержку в процессе
освоения им новой жизни.
Учреждения социального обслуживания должны быть частью
ближайшего окружения ребенка, в том числе дезадаптированного. В целом
они составляют единый социальный организм, что схематически может быть
представлено в виде своеобразной сети, призванной как бы удерживать
ребенка на плаву.
Если проанализировать такую «сеть», то станет ясно, например, что
школа и
другие воспитательно-образовательные учреждения —
обязательный, но не единственный элемент жизнедеятельности ребенка.
Потому задача социальных служб на территории проживания ребенка —
использовать возможности «сети», сделать так, чтобы все ее «ячейки»
функционировали для его блага.
Связь между учреждениями социального обслуживания и социальной
средой, а значит, и детьми должен осуществлять социальный работник,
предоставляемый центром социальной помощи семье и детям, — специалист,
который постоянно взаимодействует с конкретными детьми и подростками.
Социальный работник выполняет мобилизующую и организующую роль.
Он старается актуализировать и использовать все, что может помочь
ребенку, выступая в качестве социального работника при общении с теми,
кто привлекается для помощи детям (родители, соседи, друзья или
официальные лица и их добровольные помощники) и одновременно в
качестве социального педагога при общении непосредственно с
несовершеннолетним.
Одна из важнейших функций социального работника на этом поприще
— объединительная, идет ли речь о тех, кто составляет ближайшее
- 30 -
окружение, и о самих подростках или о представителях социальных служб, а
также тех ведомств и организаций, которые по долгу службы могут и
обязаны участвовать в решении судеб несовершеннолетних.
Тем самым, на этом уровне социальный работник — менеджер и
исследователь сети связей, определяющих размеры и объемы помощи
ребенку, необходимых для этого участников и (одновременно) виды и формы
помощи (например, консультация психолога или юриста, выдача
материального пособия и др.).
Конечно, развитие превентивной активности требует от социальных
работников последовательности, личного мужества и самообладания, чтобы
противостоять
любому
проявлению
не
профессионализма,
незаинтересованности и бездушия со стороны тех, от кого зависит работа с
подростками. Главное направление работы этого специалиста —
непосредственное общение с дезадаптированными детьми и подростками.
Методика социальной работы определяет необходимую канву,
последовательность действий социального работника, контактирующего с
детьми, наличие у него соответствующего опыта, индивидуальности. Работая
с «трудными» детьми, социальный работник должен ориентироваться на
прагматизм повседневной жизни. Это помогает воспринимать ребенка в
конкретном жизненном пространстве — в месте, где он живет, семье, где его
поведение, связи, личностные особенности поддаются наблюдению, а
условия жизни, взаимосвязь психологических, материальных, социальных
факторов и проблем становятся гораздо понятнее, так как целостность бытия
не замыкается только на личности данного ребенка.
Основное содержание работы социального работника с «трудными»
детьми и подростками — это создание атмосферы реального сотрудничества
и партнерства в отношениях с несовершеннолетними. В одинаковой мере
применимы и принцип добровольного обращения их за помощью (поиска
помощи адресатом), и принцип предложения помощи (движения помощи к
адресату). Приступая к работе с «трудными» подростками, нельзя проявлять
- 31 -
прямолинейность. В отличие от детей младшего возраста «трудные»
подростки— отнюдь не пассивный объект социальной работы; их
дезорганизующая активность весьма велика и заставляет с собой считаться.
Предложение любой помощи со стороны социального работника
должно «перевесить» негативное и недоверчивое отношение к нему
подростка и обязательно содержать в себе не какие-то абстрактные схемы, а
атрибуты подростковой субкультуры (часто отвергаемые взрослыми) —
лишь после этого можно переходить к решению более глубинных вопросов.
Следовательно, социальному работнику приходится не ориентироваться на
официальные ценности и постулаты, а учитывать состояние ребенка,
продуцируя и реализуя те потребности, которые обусловлены его
сегодняшними пристрастиями и предпочтениями.
Социальные работники только в том случае добиваются успеха, если не
игнорируют эти обстоятельства и создают вначале своеобразный костяк
своих единомышленников среди «трудных» подростков, и вовлекая всех
остальных в общую деятельность. Эти две разные задачи — формирование
ядра своих единомышленников и влияние на наименее поддающихся —
приходится решать одновременно.
Но этим задачи социального работника не исчерпываются; он обязан
постоянно поддерживать доверительные отношения с «трудными»
подростками, расширяя арсенал своих средств воздействия.
При этом социальному работнику должно быть все равно, увлекся ли
подросток футболом и стал регулярно появляться в спортзале и на стадионе,
перестав воровать запасные части автомобилей в местных гаражах, или он
играет на барабане в клубном рок-оркестре, — важно, каким он становится в
ходе этих занятий. Стремление все делать по-настоящему — само по себе
свидетельство происходящих в нем перемен и стабилизации этого процесса.
Социальный работник, контактируя с подростком, реализует его ярко
выраженную и неудовлетворенную потребность в неофициальном и
доверительном общении с умным взрослым, придерживающимся
- 32 -
общепринятых моральных принципов, помогающим постигать смысл жизни
и ценности человеческих взаимоотношений. В общении с подростками
социальному работнику важно продемонстрировать, что он вовсе не
старается абсолютизировать себя и свои возможности и всегда готов принять
к сведению опыт своего младшего партнера по общению, т.е. самого
подростка, считаясь с ним.
Доверительные отношения с подростками исключают традиционные
методы — поучение, морализирование, тотальный контроль, строгую
регламентацию. Основным механизмом взаимодействия становится умение
устанавливать контакт и способность принимать подростка таким, каков он
есть, эмпатия.
Социальный работник снимает целый комплекс проблем подростков,
имеющих оттенок экстремальности. Соответствующим образом организуя
среду их обитания и создавая адекватные условия для удовлетворения их
основных возрастных потребностей, ом помогает им разобраться в себе,
сделать соответствующий выбор в жизни, а главное, почувствовать себя
нужным и защищенным, уверенным в том, что в трудной ситуации ему есть
на кого положиться.
Социальный работник может не только инициировать многие
социальные начинания, но и пробудить инициативу самого подростка,
направленную на изменения в самом себе, желание работать над этим — в
союзе ли с социальным работником или используя тот потенциал, который
имеется на той территории, где проживает подросток.
Традиционная работа с трудноадаптируемыми детьми, часто
предусматривающая их изоляцию от семьи и помещение в закрытые
учреждения, продемонстрировала свою неэффективность и даже вред — по
отношению к детям, имеющим нервно-психические расстройства. Новая
технология основывается на следующих положениях:
- 33 -
личностно ориентированный индивидуальный подход с оценкой
ключевых семейных проблем ребенка, обучения, общения, сферы интересов,
потребностей;
разработка дифференцированных программ помощи и поддержки,
коррекционных и реабилитационных программ, адекватных индивидуально-
психологическим и возрастным особенностям детей и подростков;
организация работы с ними в аспекте социальной педагогики,
коррекционной и реабилитационной деятельности;
разработка и создание целостной системы оказания помощи,
исключающей изоляцию детей и подростков, в режиме комплексности.
При
определении
целей
и
задач социальной
работы
с
трудновоспитуемыми детьми и детьми, имеющими нервно-психические
расстройства, в том числе невротиками, основным является понятие «особые
социальные потребности». У таких детей как можно раньше должны быть
выявлены и определены первичные нарушения развития (в настоящее время,
например, создана система нейропсихологического выявления минимальных
поражений мозга).
После диагностики начинаются целенаправленные положительное
воздействие, коррекция, обучение и пр. (независимо от возраста детей).
Отсутствие
целенаправленной
психолого-педагогической
помощи,
пренебрежение ею может привести к необратимым последствиям —
невозможности
достичь определенного
уровня реабилитационного
потенциала ребенка.
Определяются роль и функции каждой социальной «патологии»,
которая может возникнуть у конкретного ребенка в силу характера
первичного нарушения и возраста ребенка, ее способность повлиять на
процесс его социализации, характер и содержание специального воздействия
на уже возникшую патологию и способы профилактики возникновения
новых социальных патологий. Даже грубые нарушения можно
предотвратить, если для целенаправленного формирования базовых
- 34 -
компонентов личности в контексте той или иной ведущей деятельности
использовать
систему
обходных
путей, специальные социально-
педагогические приемы, эквивалентные культурным традициям и
ориентированные на развитие ребенка.
Дети, имеющие различные отклонения в развитии, нуждаются в
формировании у них механизмов сознательной регуляции поведения,
взаимодействия с окружающими, коррекции эмоциональных состояний.
Может проводиться их
комплексное медико-психолого-социально-
педагогическое обследование с использованием игровой диагностики и
игровой терапии и с одновременной коррекцией. Положительно может
оцениваться внедрение в учебно-воспитательный процесс любого
образовательного учреждения доступных для освоения педагогическим
персоналом диагностических и коррекционных приемов предупреждения
хронической патологии.
Соответствие выбранной для данного ребенка программы развития его
реальным достижениям регулярно
контролируется. Кроме того,
обеспечивается
пространственная
и
временная
организация
реабилитационной среды.
К примеру, дети-невротики и дети-невропаты нуждаются в особом
структурировании жизненного пространства, облегчающем понимание ими
смысла происходящего, позволяющем предсказывать ход событий,
планировать свое поведение.
Все окружающие детей взрослые подготовлены соответствующим
образом и реально участвуют в решении задачи. Психолого-педагогические
усилия должны быть скоординированными. Работа с детьми не
заканчивается в центре социальной реабилитации. Практически они
нуждаются в длительном патронаже и особом уходе, хотя с возрастом задачи
и средства такого патронирования будут принципиально меняться. Процесс
реабилитации, будь это в центре, школе или группах дневного пребывания
или продленного дня, осуществляется квалифицированными специалистами,
- 35 -
компетентными решать задачи данного контингента детей. Выбирая тип
социального воздействия на такого ребенка, нужно определить, могут ли
быть таким образом обеспечены его особые социальные потребности. Право
выбора принадлежит родителям, если ребенок имеет семейное попечение.
Обязанность же специалистов разъяснить родителям все особые социальные
потребности ребенка, которые должны быть обеспечены в процессе
социальной работы.
Конечно, многообразные формы и методы реабилитационной работы
должны использоваться всегда, когда речь идет о дифференцированном и
индивидуальном подходе к детям. Специфика социальной работы с
дезадаптированными подростками, детьми с особыми социальными
потребностями состоит в том, что они бывают вполне довольны собой и не
считают свое положение сколько-нибудь критическим. Неадекватное
поведение с наибольшей вероятностью обеспечивает им «успех», которого
они добиваются.
Подростки, пробующие наркотики или вступающие в ранние
сексуальные связи, до поры до времени не ощутившие пагубность своего
положения, не только вполне искренно отвергают всякие советы
«остановиться» и, главное, разъяснения, почему это стоит сделать, но даже
слышать не желают о том, насколько реальна и значима угроза такого
поведения.
Первоначально такие подростки формально интегрированы в обычную
систему воспитания и обучения, социальную среду, живут в семьях. Однако
многие отклонения в их поведении, развитии, психическом состоянии
становятся причинами их фактического выпадения из привычного
жизненного ряда. Для обычного педагога, родителей, соседей их поведение
всегда кажется чем-то экстраординарным, вызывающим активное осуждение,
как правило, без осмысления истинных причин, Кроме того, взрослые
обычно пытаются не только осуждать, но и запугивать, устрашать
подростков.
- 36 -
С психологической точки зрения неэффективность такого воздействия
объясняется отчуждением результата от процесса: подростки всегда уверены,
что самое страшное может случиться только с кем-то другим. К тому же
негативные стимулы не могут в течение длительного времени определять
поведение — например, страх, который был пережит в отделениях милиции,
проходит и все возвращается на круги своя. Нужно что-то, ради чего ребенок
захочет произвольно и сознательно отказаться от того или иного поведения.
Иными словами, взрослые, будьте педагог или родители, должны
убедительно, наглядно, конкретно и внятно доказать ребенку пагубность его
поведения.
Новые свойства, появляющиеся у ребенка, и новая направленность его
деятельности проявляются только в ходе его развития. Все это предполагает
активный поиск нестандартных методов ранней диагностики и коррекции
нарушенного развития подростков, которое проявляется вначале в виде
разнообразных проблем социальной дезадаптации, а затем в виде быстрого
нарастания патологических процессов, что требует уже не коррекции, а
длительной, сложной и серьезной реабилитации.
Наиболее адекватной технологией решения данных задач можно
считать
аналитико-преобразующий метод
—
перевоспитывающая
корректировка личности ребенка,
осуществляемая
в следующей
последовательности:
1) психологическая квалификация личностных деформаций подростка,
выявление их внутренних механизмов, определение уровней психических
изменений
(индивидуально-психологического,
межличностного,
личностного), мотивационно-потребностной и ценностно-смысловой сферы.
В результате такой квалификации возможны новое восприятие некоторых
практических проблем подростка и предложение своих (не пересекающихся,
например, ни с «милицейскими», ни с «родительскими» или
«учительскими») подходов к решению проблем конкретного подростка;
- 37 -
2) установление на основе проведенного анализа конкретных задач и
сфер, в отношении которых показаны профилактические, дидактические и
коррекционные воздействия. Иногда нужны лишь простая смена обстановки,
включение в новую систему отношений. Тем самым, данный этап работы —
это определение того, какие особенности психики данного подростка будут
соответствовать представлениям об эффективном влиянии извне;
3) нахождение, разработка и
апробация тактических
приемов
диагностических и коррекционных методик, оптимальных условий,
способствующих их реализации. Этот этап одновременно является проверкой
предварительных гипотез и выводов, сделанных на первых двух этапах.
Начало профилактической работы с трудновоспитуемыми и другими
подростками из групп риска подразумевает изучение причин деформации
личности и их истоков; затем социальный работник сосредоточивает свои
усилия на том, чтобы воспрепятствовать / перерастанию многочисленных
последствий дезадаптации в социально-психологические патологии.
С самого начала нужно учитывать особенности подросткового
возраста. Трудный подросток, даже на словах высказав готовность
«исправиться», не всегда испытывает внутреннюю потребность сделать это.
Но уже сам факт его согласия контактировать с социальным работником, его
приход, например, в центр психолого-педагогической помощи или
спортивную секцию может свидетельствовать о том, что у него зародились
сомнения в целесообразности его привычной жизни, смутное желание «что-
то предпринять».
С психологической точки зрения это еще достаточно неопределенное,
диффузное состояние, не всегда адекватно осознаваемое и оцениваемое. Оно
не имеет определенного мотива, планов дальнейших действий, понимания
того, как с этим «бороться» и нужно ли.
И именно психологи и социальные работники должны перевести эти
диффузные состояния в качественно иной ранг — полноценную потребность
в нормальной жизни как опору и основу для создания подлинной внутренней
- 38 -
смысловой установки взамен словесно высказанной, часто подсказанной,
продиктованной и навязанной извне.
Такого рода задачи могут реализовываться в четыре этапа:
1) мотивационный (создание высокой личностной заинтересованности в
предлагаемых психокроррекционных занятиях);
2) ориентировочный (вводятся многочисленные мотивы — альтернативы,
выборы,
—
потенциально
«опредмечивающие»
существующее
потребностное состояние);
3) установочный (формируются личностно приемлемые для данного
подростка мотивы «изменений», например индивидуальные установки «на
трезвость», бесконфликтные отношения с матерью);
4) деятельностный (разработка для подростка, в частности совместно с
социальным работником, развернутых планов и программ организации
будущего поведения в рамках определенной деятельности — спортивной,
творческой, учебной, трудовой и т.д.). Реабилитация связывается с
расширением причин изменения поведения подростков, появлением новых
предметов деятельности, - иными словами, с позитивными сдвигами в
развитии мотивационной сферы.
Мероприятия по выявлению и стимулированию желания подростка
«работать» над собой, принимать участие в определенном деле, работе,
групповом общении относятся к сфере потребностного состояния и
ориентировки.
У одних подростков желание зарабатывать деньги, учиться и т.д.
отсутствует; они считают, что это неинтересно, нарушает привычный ритм
их жизни, утомляет, отвлекает от друзей, развлечений. У других желание
что-то изменить в своей жизни выражено явно, но носит неопределенный
характер: они не знают, чего именно хотят.
После диагностики и квалификации потребностного состояния
социальный работник предлагает подростку попробовать свои силы в разных
видах деятельности — от простых контактов со сверстниками в клубе или
- 39 -
кружке, на спортивной площадке до сложных и творческих занятий.
Подросток должен иметь широкий спектр выбора, чтобы первоначальное
диффузное состояние преобразовалось в мотивообразование, а значит, могло
бы подвергнуться психокоррекционному воздействию.
После выявления той или иной склонности подростка социальный
педагог совместно с тренером, инструктором, мастером, руководителем
музыкального коллектива или клуба и др. помогает ему глубже осознать
существо того дела, которым он хочет заняться, раскрыть его
привлекательные стороны, возможности и перспективы. Так возникает
определенный, предметно обозначенный мотив, позволяющий перейти к
психокоррекционному воздействию — последовательному преобразованию
потребности в деятельность. На этом этапе социальный работник совместно с
педагогом, психологом, тренером и др. помогает подростку обрести
конкретные навыки этой деятельности, расширить ее возможности.
Хорошо, если после этого подросток начинает заниматься реальным
делом, например, становится членом производственной бригады, посильно
трудится в мастерской с пользой для себя, своей семьи и т.д. — при этом
меняется его самосознание, отношение к себе и другим, проявляются
положительные эмоции и чувства, в том числе ответственность,
удовлетворенность, самоопределение, идентификация себя с обществом,
частью которого ему предстоит стать. Словом, возникает иная, качественно
новая позиция, способствующая развитию, а не деградации, ориентированная
не на узко личные, а общественные, общечеловеческие ценности.
Асоциальная деятельность подростков еще не означает неосознанного
стремления к совершению преступлений. Личность такого подростка
поражена лишь частично: грубый и беспощадный с «чужими», он может
оставаться внимательным и чутким с теми, кого любит и уважает; у него еще
долго сохраняется возможность посредством развития новых интересов,
связей, деятельности расширять и углублять позитивные стороны своей
личности, менять свои убеждения, способы достижения целей. Здесь важно
- 40 -
лишь одно: не опоздать, воспрепятствовать окончательной деградации, не
упустить момент, пока асоциальная сторона его жизни целиком и полностью
не превратилась бы в его суть, образ жизни и мыслей, не стала бы отвечать
его возрастным и индивидуальным потребностям.
- 41 -
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
В результате проведенного исследования, можно сделать следующие
выводы, что социально-экономическая ситуация порождает негативные
процессы во всех слоях общества. Особенно ярко они проявляются в сфере
жизнедеятельности и правовой защищенности детей и подростков, их семей.
Актуальны такие проблемы, как возрастание количества семей и детей,
находящихся в социально опасном положении, ухудшение физического и
психического здоровья населения, социальное сиротство, преступность,
наркомания, алкоголизм, рост количества правонарушений, совершаемых
несовершеннолетними.
Рыночные отношения приводят к тому, что дети и подростки
предоставлены сами себе: большинство родителей (по разным оценкам, до
80%) посвящают воспитанию детей менее 1 часа в день. Особенно сильно это
проявляется в условиях неполной семьи. На фоне общего снижения ее
собственного потенциала отмечается устойчивая тенденция падения уровня
социального здоровья и, соответственно, ее воспитательных возможностей
В таких семьях, в силу специфики их жизнедеятельности, особенно
обострились проблемы социально-педагогического характера. Развод
родителей, нестабильный, конфликтный стиль отношений искажают условия
социализации детей и подростков, являются причиной развития нервно-
психических расстройств, фактором риска увеличения случаев асоциального
поведения, личностной деформации, вызывают возникновение проблем
взаимоотношения ребенка с социальным окружением.
Анализ семьи и ее воздействий на психосоциальное развитие ребенка
показывает, что у большой группы детей нарушены условия их ранней
(первичной) социализации. В связи с этим невозможно отделять проблемы
ребёнка и работать с ним, не изучая семью, стиль воспитания и особенности
взаимоотношений родителей и детей.
В последние годы государство принимает усиленные меры,
направленные на изменение возникшей ситуации. Интенсивное развитие в
- 42 -
России системы социальной работы способствует усилению социально-
педагогической поддержки детей и подростков.
Президентом и Правительством Российской Федерации принято более
190 законов и подзаконных актов, в которых получили отражение различные
аспекты социально-педагогической деятельности и зашиты детства.
В целях
совершенствования государственного
контроля за
соблюдением прав членов семьи, профилактики девиантного поведения
необходимы:
ускорение создания законодательной базы, определяющей новые
подходы к системе профилактики безнадзорности и правонарушении данной
группы лиц, организацию деятельности учреждений, ее составляющих,
межведомственного взаимодействия, обеспечение защиты прав и законных
интересов молодежи, а также условия предоставления им социальных услуг.
финансирование в полном объеме и реализации мероприятий целевых
федеральных программ.
разработка перспективного
плана
действии
по
ликвидации
напряженности в ситуации отклоняющегося поведения в следствии
семейного неблагополучия, укрепление межведомственной координации.
разработка совместных межведомственных нормативных документов,
определяющих в рамках существующего законодательства действия
региональных и местных органов, учреждений и служб по профилактике и
социальной реабилитации лиц девиантного поведения.
организация выявления лиц с девиантным поведением учреждениями и
службами системы профилактики девиации в обществе.
Анализ результатов проведённых исследований в данной работе, еще
раз подтверждает, что на фоне расстройства экономики и финансовой
системы в России семья и дети является наиболее уязвимой и нуждающейся
в мерах социальной защиты, адекватных катастрофическому состоянию
общества.
- 43 -
Территориальные центры социального обслуживания, служат
надежным аппаратом выявления наиболее нуждающихся в социальной
защите категорий населения и проводником передовых методов и приемов в
работе служб социальной защиты семьи и детей.
Основными
направлениями
деятельности
социально-
реабилитационного центра для несовершеннолетних являются:
1) Налаживание межличностного общения в группе;
2) Восстановление коммуникативных связей ребёнка;
3) Оказание помощи в познании самого себя;
4) Раннее выявление истоков и причин социальной дезадаптации детей и
семей, нуждающихся в социальной помощи и защите;
5) Оказание социально-правовой помощи ребёнку и семье;
6) Социальный патронаж.
В процессе социальной реабилитации одна из главных задач, стоящих
перед специалистом - преодоление сложившихся девиантных стереотипов
поведения. Эта деятельность осуществляется совместными усилиями
специалистов разных служб, создаваемых внутри центра
Применение техники описываемой автором в исследовании позволяет
сформировать адекватные, общественно поощряемые навыки поведения в
реальных жизненных ситуациях. Опыт показывает, что такая система
реабилитации является наиболее действенной для контингента социально-
дезадаптированных детей.
Одной из главных задач специалиста социального учреждения -
развитие
различных
форм
работы
с
семьями,
имеющими
несовершеннолетних детей, а также выявление признаков возможного
семейного неблагополучия на ранних этапах с целью их коррекции.
Будущее России в наших детях. Это должно быть целью всех усилий,
направленных на социальную защиту детей, детства и отрочества.
- 44 -
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ И
ЛИТЕРАТУРЫ
1. Алексеева И.А., Новосельский И.Г. Жестокое обращение с ребенком.
Причины. Последствия. Помощь. – М.: Генезис, 2005. – 256 с.
2. Арефьев А.Л. Беспризорные дети России. Социологические
исследования. С. 61-71
3. Беспалов Ю. Ф. Семейно-правовое положение ребенка в Российской
Федерации / Владимир. гос. пед. ун-т. - Владимир, 2000. - 191 с.
4. Бреева Е.Б. Дети в современном обществе. — М.: Эдиториал УРСС,
1999.-216 с.
5. Бреева Е.Б. Социальное сиротство. Опыт социологического
обследования // Социс. 2004. №4. С.44-51.
6. Брутман, В.И. Раннее социальное сиротство как комплексная медико-
социально-педагогическая проблема \ В.И. Брутман. – Москва, 1994.
7. Бутырин Г. Н. Информированность населения о деятельности органов
власти / Г. Н. Бутырин // Личность. Культура. Общество. М., 2000. Т. II.
Спец. Вып. С. 23-28.
8. Васильев А.Ю. Защита прав детей-сирот в современном российском
обществе. // Современное право. - М., 2007. -№9 (1). - С. 54-57.
9. Васильев А.Ю. Истоки возникновения социального сиротства в России.
// Современные проблемы науки и образования. - М., 2006. - №2.
10.Гражданский кодекс Российской Федерации.
11.Дивицына Н.Ф. Социальная работа с неблагополучными детьми и
подростками. Конспект лекций. - Ростов н/Д: Феникс, 2005.
12.Догавлевская А.И. Семейное воспитание приемных детей. - М.,1978.
13.Зубкова Т.С., Тимошина Н.В. Организация и содержание работы по
социальной защите женщин, детей и семьи. - М.: Академия, 2003.
14.Иванова Н. Неблагополучие семьи, как причина трудной жизненной
ситуации детей. Ж: Социальная педагогика. - Ж: Социальная педагогика №2,
2008г.
- 45 -
15.Кабышев О.А. Усыновление. Оᴨȇка и поᴨȇчительство над
несовершеннолетними детьми. - М.: ИНФРА - М, 2006.
16.Конвенция о правах ребёнка от 20.11.1989г.// Сборник международных
договоров СССР.
17.Конституция Российской Федерации.
18.Корнеева И.Л. Семейное право Российской Федерации: Учебное
пособие. - М.: Юристъ, 2005.
19.Лангмайер И. «Психическая депривация в детском возрасте», М., 2002.
20.Лешли Д. Работа с маленькими детьми. - М., 2005
21.Лиханов А. Дети без родителей: Книга для учителя. (С) - М.:
Просвещение, 1987.
22.Мацковский М.С. Социология семьи: проблемы методологии и
методики. М.,1989.
23.Менделевич В.Д. Психология девиантного поведения. - М., 2005
24.Организация экстренной психологической помощи детям и подросткам
в России: принципы, стандарты, практика. Сборник материалов. - М.:
Национальный фонд защиты детей от жестокого обращения; Изд-во
"Смысл", 2007.
25.Постановление Правительства РФ «О федеральных целевых
программах по улучшению положения детей в РФ» от 27.07.1996г. №906
26.Постановление Правительства РФ «Об утверждении Примерного
положения о специализированном учреждении для несовершеннолетних
детей, нуждающихся в социальной реабилитации» от 27.11.2000г. №896
27.Прихожан А.М., Толстых Н.Н. Психология сиротства. 3-е изд. - СПб.:
Питер, 2007.
28.Пчелинцева Л.М. Семейное право России. - М., 2003.
29.Рейн В.А. Социальная защита детей-сирот, детей, оставшихся без
попечения родителей, и лиц из их числа: проблемы и пути их решений. -
Самара., 2003.
30.Сафонова Т.Я. Реабилитация детей в приюте. - М., 1999
- 46 -
31.Семейный Кодекс Российской Федерации.
32.Семин Г.В. Дети-сироты в России. - М.., 2006.
33.Тетерский С.В. - Введение - в социальную работу. - Из-во
«Академический проект» 2000
34.Федеральная Целевая программа «Дети России» на 2007-2010 годы
Постановление Правительства Российской Федерации от 21 марта 2007г.
№172.
35.Федеральная Целевая программа «Профилактика безнадзорности и
правонарушений несовершеннолетних».
36.Федеральный
закон
«Об
основах системы
профилактики
безнадзорности правонарушений несовершеннолетних» от 24.06.1999г.
№120-ФЗ.
37.Федеральный закон «Об основных гарантиях прав ребенка в
Российской Федерации» от 24.07.1998г. №124-ФЗ.
38.Филонов
Л.Б.,
Технология
установления
контакта
с
дезадаптированными подростками в процессе их реабилитации. - М., 1994г.
Вып.2.
39.Фирсов М.В. Теория социальной работы. - М., 2006
40.Холостова Е.И. Социальная работа. - М., 2004
41.Холостова Е.И. Теория социальной работы. - М., 2006
42.Южанинов К. Социальное сиротство в зеркале общественного мнения
// Вопросы социального обеспечения. - 2006. - №11.
43.Ядов В.А. Социологическое исследование: методология, программы,
методы. - Самара, 2006
Информация о работе Технология социальной работы с дезадаптированными детьми и подростками