Шпаргалка по "Социологии"

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 04 Мая 2013 в 18:52, шпаргалка

Краткое описание

Работа содержит ответы на вопросы для зачета по дисциплине "Социология".

Вложенные файлы: 1 файл

Копия 1.docx

— 50.79 Кб (Скачать файл)

1.Возникновение  социологии как науки. 

Термин «социология» в буквальном смысле слова означает «наука об обществе» или «учение  об обществе». Возникает вопрос: в связи с чем именно в XIX в. возникла потребность в создании совершенно новой дисциплины, призванной строго научно, непредвзято изучать общество? Какие причины вызвали появление социологии? Таковых несколько, причем, одни из них носят объективный, а другие – субъективный характер.

Объективные причины: 1) усложнение человеческих отношений, развитие и все большая дифференциация сфер общественной жизни, создание сложных  организаций, вызвавшие потребность  их изучения и научного управления ими; 2) возрастающая степень упорядоченности, повторяемости, закономерности в поступках  людей, создавшая объективную возможность  для их научного анализа и систематизации.

Субъективные  причины: 1) осознание того факта, что  нельзя волевым порядком (волюнтаристически) изменять общество (эффективное влияние  на общественные процессы возможно только при наличии научного понимания  внутренних механизмов его эволюции, присущих ему социальных законов); 2) осознание общественной потребности  в поиске социальных законов, управляющих  поведением и деятельностью людей, групп, общностей и организаций.

Одним из первых пришел к идее о создании социологии французский философ Огюст Конт В 1842 г. в работе "Курс позитивной философии" он обосновал свое мнение о необходимости появления новой  науки об обществе, которую назвал "социология". О.Конт считается  основоположником социологии.

Во 2-й половине XIX – начале ХХ в. ученики и последователи  О. Конта (Г. Спенсер, Э. Дюркгейм, М. Вебер  и другие) заложили теоретические  основы науки, бурное развитие которой  происходило уже в ХХ веке. Заметный вклад в развитие социологии внес основоположник теории научного коммунизма К. Маркс Русские исследователи (М. Бакунин, П. Лавров, Н. Михайловский, М. Ковалевский, П. Сорокин и другие) сформулировали концепции, получившие дальнейшее развитие в трудах их последователей. Социологические теории XIX – начала ХХ в. не утратили актуальности и сегодня.

На рубеже ХХ-XXI вв. начался новый этап развития социологии, связанный с попытками  разрешения возникших в ней проблем  и направленный, в частности, на создание единой интегрированной социологической  теории, объединяющей в себе все  научные достижения прошлого

 

2.Развитие  социологии в России 

представляет  собой весьма увлекательный и  вместе с тем во многом драматичный  процесс. Во второй половине Х1Х века, по мере становления социологии на западе, новая социальная наука стала  проникать в Россию. Российское научное  общество быстро обнаружило новаторский  характер теорий Конта, Спенсера, Миля. Эти представления ранней классической социологической мысли превратились в самых читаемых авторов в  среде просвещенной публики. Одновременно росло и влияние марксисткой  теории, которая к концу Х1Х  века приобрела не только академический  вес, но и превратилась в политическое движение.

На ранних этапах своего развития российская социология не выдвинула теоретиков мирового масштаба, однако, для ведущих российских социологов были характерны прекрасное знакомство с новейшими достижениями западноевропейской и американской социологии, высокая  духовная культура, стремление найти  и выделить специфические черты  российской социологической мысли, отражающие историческое и социальное своеобразие России.

В русскую  интеллектуальную среду социологические  идеи проникли спустя два десятилетия  после опубликования во Франции  знаменитого труда Огюста Конта  «Курс позитивной философии». Уже  в 1859 г. в «Современнике» были изданы статьи П.Л. Лаврова, имевшие позитивную направленность.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

3.Предмет социологии

Существует несколько основных подходов к определению предмета социологии.

1) Социология – это универсальная  наука об обществе, призванная  изучить глубинные основы социальной  жизни (О.Конт, Г.Спенсер) 

2) Социология изучает социальное (взаимодействие между людьми, социальными  группами). Согласно данному подходу  социология не имеет специально  отведенной сферы социальной  явлений (в отличие от политологии,  экономики, юридической и т.д.). С другой стороны, она не  является всеохватывающей наукой  об обществе. Социология стремится  постичь природу социальных связей  между людьми, законы приспособления  людей друг к другу, отношения,  проявляющие в любых областях  общественной жизни (экономическая,  духовная, политическая).

3) Социология это наука о становлении,  развитии и функционировании  социальных общностей и форм  их организации (социальные институты,  социальная структура, социальные  системы). Социальная общность –  различные формы организации,  взаимодействие социальных субъектов:  индивидов, групп, слоев, классов,  территориальных, государственных  образований и человечество в  целом).

Предмет – определенное социальное явление, рассматриваемое как ключевое. Например, групповое взаимодействие, социальные отношения, социальные организации, системы социальные действия, социальные группы, социальные общности, социальные процессы, социальная жизнь (закономерности их развития, функционирования, тенденции).

Парадигма - термин, введенный американским историком науки и философии  Куном. Под парадигмой Кун понимал "признанное всеми научное достижение, которое в течении определенного  времени дает научному сообществу модель постановки проблем и их решений".

Парадимгма - универсальный метод  принятия эволюционных решений, ментальная модель мира и мироустройства, основанная на сформировавшихся идеях, взглядах и  понятиях.

Парадигма может быть абсолютной, научной, государственной, личной (индивидуальной, субъективной) и общепринятой.

К общепринятым парадигмам относятся  образцовый метод принятия решений, модели мира или его частей (отраслей, областей знаний, сфер жизни и деятельности), принимаемые большим количеством  людей.

Личная парадигма - это сущностный метод принятия решений, ментальная модель конкретного человека. Не верно  бытующее утверждение, что "естественным образом она обязательно будет  отличаться от общепринятой, поскольку  учитывает личный опыт субъекта, а  также не является полной - никто  не может знать все обо всем". Дело в том, что общепринятая парадигма  определяет не "знание всего", а  только сущностное знание необходимое  для обеспечения эволюционной деятельности личности в социальной действительности и обретения разума.

 

 

 

 

4. Социологическое исследование  -  система логических  последовательных

методологических и организационно-технологических  процедур, связанных  между

собой единой целью: получить  достоверные объективные данные  о изучаемом

явлении.

      Социологическое  исследование включает в себя следующие этапы:

    1. Подготовительный: на  этом  этапе  происходит  разработка  программы

исследования.

    2. Основной: включает в  себя проведение самого исследования.

    3. Завершающий: идёт обработка,  анализ данных, а  так  же  формирование

выводов.

      Виды исследований:

    1.   Разведывательное   исследование:   небольшое,   наиболее   простое

исследование,   имеющее   небольшое   количество   респондентов   и   сжатый

инструментарий.

    2. Описательное исследование: более глубокий вид исследования  с  более

большой общностью людей. Применяется  машинная обработка.

    3. Аналитическое исследование: самое сложное и  глубокое  исследование.

Носит  не  только  описательный  характер,  охватывает  большое   количество

респондентов. Обычно рассматривает  динамику явления.

Задачи   социологического   исследования  определяются в соответствии с его целью и гипотезами и так же, как последние, могут быть условно разделены на основные и дополнительные.

Основные задачи исследования отражают поиск ответа на центральный вопрос: каковы пути и средства решения исследуемой проблемы? Не исключены ситуации, когда выдвижение дополнительных гипотез потребует выяснения еще каких-либо вопросов. Тогда и намечаются дополнительные задачи.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

5. Метод опроса в социологическом  исследовании 

 Опрос - метод сбора информации посредством обращения с вопросами к определенной группе людей (респондентам). В 90% маркетинговых исследований используется данный метод.

-массовый опрос (случайно отобранная  группа людей - неспециалистов  по теме опроса);

-экспертный опрос (респонденты  - специалисты по теме опроса);

-глубинное интервью, т.е. беседа  по теме в свободной форме; 

-фокусированный опрос, который  предполагает сбор данных по  конкретной ситуации с предварительной  подготовкой респондентов;

-социометрический опрос служит  для измерения внутригрупповых  отношений. 

Анкетирование: очное и заочное (почтовое, через газеты и журналы, в сети ИНТЕРНЕТ).

Место проведения играет не маловажную роль в определении вида опроса: в лабораторных условиях; уличный опрос; опрос на рабочем месте; "домашний" опрос.

Особенности метода опроса заключаются  в том, что информация отражает социальную реальность с точки зрения ее преломления  в сознании опрашиваемых, т.е. данный метод позволяет работать с мнениями людей. Особенность связана с  тем, что данный метод позволяет  получать первичную и разнообразную  информацию об отношении людей к  каким-либо событиям, о мотивах поведения  и ценностных ориентациях, о характере  отношений с другими людьми.

Методы социологического исследования:

Один из методов социологического исследования - наблюдение, под которым понимается сбор первичной социальной информации путем прямой и непосредственной регистрации исследователем событий и условий, в которых они имеют место, простейший метод сбора первичной информации, лежащей в основе других методов.

Контент-анализ - метод анализа содержания текста документов.

Фокус-группы - это другой полезный метод полу-чения идей и предложений. В случае фокус-группы небольшая группа людей собирается вместе в помеще-нии, чтобы выяснить некоторые инте-ресующие заказчика исследования вопросы. Дискуссия направляется модератором, который старается следо-вать примерному направлению вопроса, одновременно отмечая комментарии, сделанные каждым участником в ходе обсуждения. Таким образом, каждый собесед-ник остается открытым для мыслей другого и предо- ставляет свои соображения на суд остальных.

Глубинное интервью является методом сбора информации, который представляет собой неструктурированную беседу респондента и интервьюера.

Тестирование Тестом называется кратковременное испытание, с помощью которого измеряется уровень развития или степень выраженности некоторого психического свойства (черты, характеристики), а также совокупности психических свойств личности или же психических состояний (отношений, взаимовосприятие) групп и общностей.

 

 

6. Ана́лиз документов — это совокупность методических приёмов и процедур, применяемых для извлечения из документальных источников социологической информации при изучении социальных процессов и явлений в целях решения определённых исследовательских задач.

Большая часть социологических  исследований проводится в обществах, где письменность и документы, составленные на её основе, широко распространены.

К документам также часто причисляют так называемые иконографические документы, воспринимаемые визуально, и фонетические, фотографии.

Считается, что документы являются или могут считаться надёжными  свидетельствами явлений, происходящих в действительности (офиц. документы). Например, данные официальной статистики могут существенно меняться в  зависимости от того, каким образом  она составлялась.

Традиционный анализ документов представляет собой совокупность определённых логических построений, направленных на раскрытие  основного содержания изучаемого материала. В большинстве случаев интересующая исследователя информация, содержащаяся в документах, присутствует в них  в неявном виде, в форме, отвечающей целям, во имя которых документ был  создан (статистический отчёт, закон  и т. п.), а это далеко не всегда совпадает с интересами и задачами социологического анализа. Традиционный анализ позволяет преобразовать  первоначальную форму информации, содержащейся в документе в ту форму информации, которая интересует исследователя.

Традиционный анализ документа  представляет собой самостоятельный, творческий процесс, который зависит  от: 1) содержания, направленности самого документа; 2) условий, целей и задач  проводимого исследования; 3) квалификации, богатства опыта и творческой интуиции исследователя .

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

7.Наблюдение как метод  социологического исследования

Наблюдение  в социологии — прост. метод сбора  первичной инф-ции, лежащий в основе др. методов. Он заимствован из естественных наук, куда пришел из жизни. Однако наблюдение в обыденной жизни и науч. наблюдение—не одно и то же. Науч. наблюдение отл-ся планомерностью, систематичностью, последующей проверкой рез-та. М/о встретить разл. виды наблюд.: формализованные и неформализованные, включенные (когда исследователь явл-ся участником событий -журналист, социолог меняет профессию, становясь грузчиком, водителем такси, токарем и т.д.) и невключенные, когда наблюдение осущ-ся при невмешательстве исследователя в изучаемые события. Кажд. вид наблюд. имеет свои «+» и «-» стороны. «+» включенного наблюд. — возможность узнать все тонкости событий, движущие мотивы глав. действующих лиц. «-» — опасность потерять объективность оценки изуч. явления, т.к. исследователь нередко отождествляет себя с наблюдаемыми. Невключенное наблюд. значительно проще, но оно дает более поверхностную инф-цию об изучаемом явлении. При таком наблюдении затруднен учет мотивов действий людей, сравнительно пассивна роль наблюдателя. Наблюд. открытое и скрытое — это виды включенного наблюдения. В 1ом случае объект знает, что за ним наблюдают и вносит соответствующие коррективы в свое поведение. При этом теряется чистота эксперимента, опыта, исследования. При скрытом наблюд. данный недостаток устраняется, но возникает вопрос об этич. стороне сбора 1ой инф-ции. При всей привлекат-ти наблюд. как метода сбора соц. инф-ции (простоте и небол. финанс. затратах) у него есть немало слабых мест- это трудности с гарантированием достоверности данных. Наблюдатель фиксирует локальные события, факты. Практ-ки трудно охватить больш. кол-во явлений.С целью получения объектив. инф-ции об изуч. явлении, соц. факте исп-ся способы контроля: наблюд. за наблюдением; контроль др. методами; обращение к повторному наблюд. и т.п.

Информация о работе Шпаргалка по "Социологии"