Современные проблемы юридической науки

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 03 Марта 2013 в 23:05, реферат

Краткое описание

Принятие решений – особый вид целенаправленной деятельности человека, заключающейся в выборе одной из имеющихся альтернатив. Выбирая тему курсовой работы из предложенных преподавателем, студент задался целью выбрать такую, которая бы наиболее полно освещала предмет “Теория государства и права”. Изучив соответствующую литературу, студент пришел к выводу, что большинство тем, так или иначе, соприкасаются с пониманием феномена права, типом правопонимания.

Содержание

Введение 3
1. Многообразие подходов понимания сущности права. 5
1.1 Понятие права 5
1.2 Основные теории права. 9
2. ПОЗИТИВИСТСКОЕ ПРАВОПОНИМАНИЕ 19
2.1. Легистское понятие права. 19
2.2 Социологическое правопонимание 22
3. НЕПОЗИТИВИСТСКИЙ ПОДХОД К ПРАВУ. 25
3.1 Этическое правопонимание. 25
3.2 Либертарное правопонимание. 27
Заключение 30
Список литературы: 33

Вложенные файлы: 1 файл

Современные проблемы юр науки.docx

— 63.53 Кб (Скачать файл)

 

 

 

 

 

 

 

Современные подходы к  пониманию права

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Оглавление

 

Введение 3

1. Многообразие подходов понимания сущности права. 5

1.1 Понятие права 5

1.2 Основные теории права. 9

2. ПОЗИТИВИСТСКОЕ  ПРАВОПОНИМАНИЕ 19

2.1. Легистское  понятие права. 19

2.2 Социологическое  правопонимание 22

3. НЕПОЗИТИВИСТСКИЙ  ПОДХОД К ПРАВУ. 25

3.1 Этическое  правопонимание. 25

3.2 Либертарное  правопонимание. 27

Заключение 30

Список литературы: 33

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Введение

Принятие решений – особый вид  целенаправленной деятельности человека, заключающейся в выборе одной  из имеющихся альтернатив. Выбирая  тему курсовой работы из предложенных преподавателем, студент задался целью выбрать такую, которая бы наиболее полно освещала предмет “Теория государства и права”. Изучив соответствующую литературу, студент пришел к выводу, что большинство тем, так или иначе, соприкасаются с пониманием феномена права, типом правопонимания.

Право – объект изучения различных  наук как юридического, так и неюридического характера. Будучи сложным, многогранным и разноуровневым общественным явлением, право попадает в поле зрения и социологии, и правоведения, и антропологии и многих других наук. Каждая из них подходит к праву по – своему, исходя из собственной природы и характера. Отсюда – проблема многообразия наук о праве, и, как следствие, правопониманий.

Определение (дефиниция) понятия есть логическая операция, которая раскрывает содержание понятия либо устанавливает  значение термина. С помощью определения  понятия права мы в явной форме  указываем на сущность отражаемых в  понятии явлений, раскрываем содержание понятия и тем самым отличаем круг определяемых явлений от других.

Актуальность темы курсовой работы несомненна. Право всегда было на острие мировой жизни. В отечественной  правовой истории наблюдается его  сложная эволюция. С течением времени  меняются представления о праве, теории и концепции. В конце XIX – начале XX в. ученые юристы связывали с правовом преимущественно принудительное воздействие государства, осознание его зависимости от власти. В 20 – х годах нашего века формируется понимание права как общественного отношения, как фактического правового порядка, что отражало создание нового, социалистического права. В 30-40-х годах вырабатывается нормативное определение права. Но в 50-х годах вновь развиваются более широкие представления о праве, в котором помимо норм выделяются правоотношения и правосознание.

Коренные изменения общественного  строя в нашей стране в 90-х годах  приводит к изменению взглядов на право. С одной стороны, наряду с  позитивным правом четко выделяются начала естественного права и производится различие права и закона. С другой, сохраняется и обогащается прежнее, нормативистское представление о праве.[2. С.104] Общество и государство – феномены, не совпадающие друг с другом. Общество порождает нормы естественного права (частного) и требует защиты со стороны государства. Публичное право, отождествленное с государством, должно создавать условия для действия права частного, ограничить само государство как средоточие политической власти, могущей использоваться как во благо, так и во вред обществу. Общество и государство, – правовые феномены.

Объективно, вне правопонимания, существует некое абстрактное правовое поле. Постепенно познавая закономерности правового поля, человеческая мысль предлагает различные подходы к пониманию познанного. В свете подобной концепции, государство, как субъективный продукт общественного развития – сосуд, наполняемый правом, наполненность которого определяет тип государства. Если законотворческая деятельность государства вступает в конфликт с объективным (естественным) правом, то такое государство просто отторгается правовым полем, как чуждая материя. Отторжение правом государства приводит к социальным катаклизмам, революционным потрясениям. В итоге, “государственное” (позитивное) право поднимается на ступень познанного объективного права. Эволюция государства и права – ступенчатая, причем государство более статическое явление (подход студента к пониманию права, возможно, не корректный, но имеющий право на существование).

  1. Многообразие подходов понимания сущности права.

    1. Понятие права

 

В истории человеческой мысли  наиболее характерными являются объяснения права с точки зрения его естественной природы, включая абсолютную меру справедливости, неизменные начала гуманности, которым  должны следовать нормы позитивного  права, созданные правотворческой  деятельностью государства (теория естественного права); другой подход рассматривает право с позиции развития общества, вызревания правовых начал в исторической жизни каждого народа в виде обычаев, воплощающихся затем в законе (историческая школа права); широко распространено выведение права из психологических особенностей личности, выраженных в качестве интуиции, чутья, переживаний, психических установок, обеспечивающих познание государственно-правовых институтов как отражения психики индивида (психологическая школа права).

Право, как и государство, представляет собой историческое явление, образованное в результате естественного  развития общества. Однако до недавнего  времени связь права с государством понималась односторонне. Так, известное ленинское выражение, что “право есть ничто без аппарата, способного принуждать к соблюдению норм права”, и что, не  будучи установлено властью государства, оно превращается в “пустое сотрясение воздуха пустым звуком”, оценивалось совершенно определенно и буквально, а именно, что право без государства – ничто, ибо государство выступает не просто как охранитель права, гарант его жизнедеятельности, а как создатель права, его творец. В силу устоявшегося понимания соотношения государства и права сложился своеобразный стереотип в пользу “примата государства”, а глубинные процессы возникновения права объяснялись как производные от процессов становления политической системы, то есть происходящие под влиянием причин, вызвавших возникновение государства.

Между тем разложение родовой  организации, происходившее под  воздействием экономики и в свою очередь приведшее к появлению  частной собственности, отнюдь не напрямую вызывало становление государственной  организации населения. Напротив, закрепление  в условиях родового общества циклов производства и обмена первоначально  на уровне обычаев, то есть элементарных, простых правил поведения, с усложнением  этих циклов нуждается в иных формах, воплощенных в законе. Новые правила  поведения уже не могут обеспечиваться только добровольным исполнением, для  их соблюдения требуется принудительная сила, которую дает государство.

Значит, возникновение права  происходит под непосредственным воздействием экономических отношений; государство  же выступает не как создатель, а  как охранитель права, служебное  средство его обеспечения, в том  числе и принудительной силой  власти. Тем самым процесс происхождения  государства и права может  быть выражен схемой: экономика –  право – государство. Внешнее  проявление данного процесса может  выглядеть иначе: государственная  власть издает законы и тем самым  как бы порождает право. Но за ним, во – первых, стоит экономическая потребность, связанная с юридическим выражением (в законе) отношений, во – вторых, закон, который издает государственная власть, это еще не право, а лишь внешняя форма права. Право несводимо к законам.

Само понятие права  является неоднозначным, поскольку  в разных правовых системах сложились  различные подходы к определению  сущности и признаков права.

В мире существовало и существует множество различных теорий права  и теорий государства, изучающие  государственно-правовые явления с  разных сторон. Все эти теории имеют  разные предметы своего исследования – право, законы, судебные решения. Политическую власть, государство и  т.д. Также все теории права и  теории государства имеют в своей  основе разные подходы к своему предмету, разное понимание терминов “право”  и “государство”, разные типы правопонимания.

Понятие – это мыслительное выражение сущности явления. Предмет  внешнего мира или объект познания обозначается термином. Один и тот  же термин может обозначать хотя и  различные, но в сущности связанные  друг с другом предметы, родственные  понятия. Аналогично существует несколько  понятий права, которые отражают разные, но взаимосвязанные предметы. Правом называются и субъективные права, и правовые нормы (правила) жизнедеятельности  людей, и законы (нормативные правовые акты), и судебные и административные решения, в которых устанавливаются  субъективные права и юридические  обязанности конкретных людей. Имея единую правовую сущность, все указанные  предметы и явления выражают или  защищают свободу людей в обществе.

Разные понятия права (разные представления о праве) обозначают термином “право” разные предметы. Но только одно из этих понятий является адекватным естественному употреблению слова “право”, выражающим сущность именно тех явлений, которые должны называться правом. Отождествляя право  и закон, подменяют понятия, отражают явления, которые  имеют другие названия и не должны называться правом.

 Понятие права раскрывается  через его определение, в котором  перечисляются признаки права,  по мнению автора являющиеся  главными для права. Одно и  то же понятие может быть  раскрыто через разные определения.  Разные определения могут относиться  и к разным понятиям. Существуют  формальные и содержательные определения. Формальные раскрывают явление через описание его формы. Содержательные – через содержание.

Все концепции, авторы которых  стремятся объяснить соотношение  закона и права, можно разделить  на три группы: отождествляющие сущность закона и права; рассматривающих  сущность права через призму иных явлений (экономический строй, психика  человека и так далее) и уже, исходя из сущности этих явлений, решают проблему соотношения права и закона; рассматривающие  сущность права как явление самостоятельное  и не определяемое сущностями других явлений и процессов.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

    1.  Основные теории права.

 

Ознакомившись и проанализировав  соответствующую литературу, мы можем  выделить выделить, что к настоящему времени в мировой юриспруденции несколько основных теорий права: теория юридического позитивизма, теория естественного права, психологическая теория права, социологическая теория, теория нормативизма. Они нам представляются наиболее ключевыми. Все они имеют примерно схожие трактовки в различных источниках, по этому считаем, правильным не давать сравнительный анализ трактовок, а ограничится их описан.

а)Теория естественного права.

Данная теория берет свое начало в Древней Греции и Древнем  Риме. В работах Аристотеля, Сократа, Платона, отражаются попытки выявления  нравственных, справедливых начал в  праве, заложенных самой природой человека. В средние века теория получила развитие в богословских сочинениях Фомы Аквинского. Но окончательно, на мой взгляд, она  сформировалась, как одно из основных направлений правопонимания и самостоятельной научной школы, в период разложения феодализма, подготовки и проведения буржуазных революций 17-18 веков. Представителями теории естественного права являются Гуго Гроций, Т. Гоббс, Ж.-Ж. Руссо, Вольтер, Монтескье, А.Н. Радищев и др..  “Естественно-правовая школа в своих воззрениях исходила из существования двух систем права – естественного и позитивного. Позитивное, или положительное право, - это официально признанное, действующее в том или ином государстве право, получающее выражение в законах и иных правовых актах государственной власти, в том числе санкционируемых обычаях. В отличие от позитивного естественное право проистекает из природы человека, человеческого разума, всеобщих нравственных принципов. Поэтому оно разумно и справедливо, не сковано границами отдельных государств, а распространяется на все времена и народы.1  Иначе под естественным правом подразумеваются представление людей о правах, которые даны людям от природы либо от бога, т.е. эти права никем не устанавливаются, они носят естественно правовой характер и каждый человек обладает ими с рождения. Например в конституции России прямо указывается на то, что “основные права и свободы человека неотчуждаемы и принадлежат каждому от рождения 2

Под прирожденными неотчуждаемыми правами человека подразумевается: свобода, равенство, семья, безопасность и др. Охрана этих ценностей должна быть целью любого политического  союза, в первую очередь государства. Отсюда видно, что признается приоритет  естественного права над правом позитивным.

То есть позитивное право  должно полностью соответствовать  естественному, как бы вытекать из него. По естественно-правовой теории позитивное право должно основываться на праве естественном, способствовать реализации идей и принципов заложенных в нем. Только тогда оно, как мне кажется, может считаться правом.

“Вместе с тем следует  иметь в виду, что само естественное право как нравственные и правовые идеи, принципы, идеалы, требования не является правом в юридическом смысле, а представляет собой мораль, правосознание, демократические устремления, т.е. ближайшую  и необходимую предпосылку права. Важная роль в претворении идеалов  естественного права принадлежит  основанному на нем позитивному или собственно юридическому праву.3

Информация о работе Современные проблемы юридической науки