Становление земских статистических органов и развитие государственной статистики в России

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 31 Октября 2014 в 09:41, контрольная работа

Краткое описание

Коренные преобразования социально-экономической жизни современной России
определили неизбежность реформирования государственной статистики с целью
адаптации ее к рыночной экономике. Характер государственной статистики и
основные направления ее развития неразрывно связаны с историей страны, во многом определяются задачами и способами управления экономикой.
Российская государственная статистика прошла длительный и разнообразный путь становления и развития, ее история была обусловлена особенностями социально-
экономического уклада России, в первую очередь - длительным сохранением
крепостничества.

Содержание

Введение.......................................................................................................................3
1.Становление земских статистических органов и развитие государственной статистики в России (начало 60-х годов XIX века – начало XX века)...................5
2.Советский период деятельности органов государственной статистики............11
3.Российская государственная статистика в период перехода к рыночной экономике.....................................................................................................................15
4.Предмет, метод и основные категории статистики как науки.............................20
5.Органы государственной статистики Российской Федерации............................26
Заключение..................................................................................................................28
Список литературы...........................................

Вложенные файлы: 1 файл

контрольная. Статаистика. тема1. Статистика как наука..docx

— 71.15 Кб (Скачать файл)

 

 

СОДЕРЖАНИЕ

Введение.......................................................................................................................3

1.Становление земских статистических органов и развитие государственной статистики в России (начало 60-х годов XIX века – начало XX века)...................5

2.Советский период деятельности  органов государственной статистики............11

3.Российская государственная статистика в период перехода к рыночной экономике.....................................................................................................................15

4.Предмет, метод и основные  категории статистики как науки.............................20

5.Органы государственной  статистики Российской Федерации............................26

Заключение..................................................................................................................28

Список литературы.....................................................................................................29

     

ВВЕДЕНИЕ

     Высочайшим Манифестом от 8 сентября 1802 г. министерствам было поручено

проводить сбор письменных отчетов. 8 сентября (20 сентября по новому стилю)

1802 года началось организационно-структурное  оформление статистической

деятельности в России.

     Коренные преобразования социально-экономической жизни современной России

определили неизбежность реформирования государственной статистики с целью

адаптации ее к рыночной экономике. Характер государственной статистики и

основные направления ее развития неразрывно связаны с историей страны, во многом определяются задачами и способами управления экономикой.

   Российская государственная статистика прошла длительный и разнообразный путь становления и развития, ее история была обусловлена особенностями социально-

экономического уклада России, в первую очередь - длительным сохранением

крепостничества.

     Изменение экономической политики в конце XVIII века, проявившееся в оживлении свободного предпринимательства, сказалось на характере статистики, проявлении в ней черт средства социального познания, более широком отражении состояния экономики и общественной жизни. Этот период характеризуется также рядом важных и интересных научных статистических разработок.

       В начале XIX столетия были проведены крупные реформы, коснувшиеся системы управления. Вместе с новой организацией управления была изменена и система статистических работ, восстановлена отчетность губерний. С возникновением в 1811 г. Статистического отделения при Министерстве полиции наступил новый исторический этап развития российской статистики. Вплоть до начала 60-х годов этот этап характеризуется организационно-методологическим совершенствованием работы органов государственной статистики и появлением глубоких статистических исследований, способствовавших проведению реформы 1861 г. Пореформенный период (1861-1917) вошел в историю как период развития

правительственной и земской статистики. Огромный статистический материал,

собранный и разработанный земскими статистиками, стал надежной основой

глубоких исследований экономики пореформенной России, в первую очередь,

русской деревни. Статистической науке этого периода была присуща глубокая

теоретическая аргументация, ей принадлежала ведущая роль в разработке общей

концепции математической статистики.

     Начальный этап советской статистики (1917-1930) отличался исключительной

интенсивностью: проводилось большое число специально организованных

статистических переписей и обследований, был построен первый баланс народного

хозяйства. Плюрализм мнений, концепций, идей, критическое использование

достижений зарубежной статистики характеризуют этот период.

     Последующее развитие советской статистики тормозилось созданием в 30-е годы административно-бюрократической системы, массовыми репрессиями, затронувшими, в том числе и лучших экономистов и статистиков. Статистика в этот период подчиняется решению оперативных задач, оценке выполнения плана в ущерб ее аналитическим функциям.

     В годы Великой Отечественной войны статистика решала огромные задачи по

оперативному учету трудовых и материальных ресурсов, перемещению

производительных сил в восточные районы страны. После войны роль статистики

возросла: развернулись балансовые работы, углубилась теория индексного

метода, получили распространение экономико-математические модели и методы.

     В настоящее время российская государственная статистика решает не только

текущие задачи обеспечения информационных потребностей общества, но и

работает над комплексом проблем с целью ее адаптации к рыночной экономике.

В настоящей работе в краткой форме дано представление об основных вехах,

событиях и направлениях работы государственной статистики в России, наиболее

видных деятелях российской статистической науки и практики и их роли в

развитии статистической теории и методологии, совершенствовании организации

государственной статистики.

      

 1. Становление земских статистических органов и развитие

государственной статистики в России (начало 60-х годов XIX века - начало XX

века)

 

     Вступивший в 1855 г. после смерти Николая I на царский престол его старший

сын Александр II (1855-1881) в поисках более гибких методов управления пошел

на некоторые крупные социальные преобразования. По указанию правительства в

губерниях были созданы дворянские губернские комитеты по подготовке

крестьянской реформы. 19 февраля 1861 года  Александром II были подписаны

законопроекты об отмене крепостного права.

    После падения крепостного права был проведен ряд реформ политического

характера, в том числе и реформа местного управления.

     В 1864 г. были созданы выборные органы власти в масштабе губернии и уезда -

земские учреждения (земства). В ходе реформ 60-х годов они появились в 33

губерниях России (к 1914 году - в 43-х). Земства должны были заниматься

народным продовольствием и благотворительностью, промышленностью и торговлей, строительством дорог, почтой, страхованием, материальной помощью народному образованию и здравоохранению и т.п.

     Органами земств были губернские и уездные собрания, созывавшиеся один раз в

год, губернские и уездные земские управы, непосредственно ведавшие делами

земств (исполнительные органы), избиравшиеся на трехлетний срок.

    Земства контролировались Министерством внутренних дел и губернаторами,

имевшими право отменять постановления земского учреждения. Основным

источником средств для деятельности земских учреждений были местные сборы,

взимавшиеся с учетом стоимости недвижимого имущества и его доходности.

Земским учреждениям требовались подробные статистические данные, необходимые для правильного ведения хозяйств, которые не могли им дать правительственные органы. Многие земства взялись за организацию своей собственной местной статистики. К концу XIX века из 34 земских губерний в 25-ти были статистические органы. Создавались они либо путем приглашения на службу

одиночных статистиков, в обязанности которых входили поиск и приведение в

систему необходимого земству материала, либо созданием бюро.

     Способом получения информации была выборка сведений из существующих первичных записей и в дополнение к этому - сбор данных на местах через волости,

учителей народных училищ, других агентов, не экспедируя на места членов бюро.

Возникнув как оценочная, с началом сбора материалов об объектах земского

обложения земская статистика очень скоро поставила перед собой задачи

изучения экономической жизни России, состояния и развития деревни. И в тех земствах, где статистики не ограничились определением ценности и доходности источников обложения, были сложнее организация и работа статистического бюро, богаче и разнообразнее собранные материалы. Среди таких земств выделяются два типа: Московский и Черниговский. Общее у них – сбор данных экспедиционным способом, т.е. члены статистического бюро, объезжали один за другим все уезды и на местах собирали материал по всем тем вопросам, которые требовались программой исследования. Различие состояло в целях и приемах работы.

Черниговская статистика остановилась на определении количества и качества

земельных угодий, московская - на положении земледелия и земледельческого

населения, на способах и формах приложения труда к земле. У черниговских статистиков главнейшим предметом исследования была земля, у московских люди, обрабатывающие землю.

     По черниговской системе работа начиналась с выписки по угодьям, нанесения границ дач на топографическую карту, установления сортов почв на месте приехавшим членом бюро по заранее принятой классификации, получения сведений об урожайности в каждой даче. По этим данным выводилась средняя урожайность сортов почвы в уезде, средняя урожайность дачи.

     По московской системе сведения получались о каждой хозяйственной единице,

входившей в состав уезда, и об общих условиях жизни и деятельности населения

путем личного наблюдения с выездом служащих статистической службы на места. Существенной операцией при местном изучении селений было проведение подворной переписи, в которой по каждому домохозяину отмечалось: число жилых и нежилых строений и их размер, семейный состав с указанием числа рабочих по полу, количество надельной и купленной в собственность земли и способы ее

обработки, количество арендуемой земли и арендные цены, число и род скота,

число и размер необработанных полос, число наемных рабочих и др.

    Детальность учета в земской статистике превышала все, что встречалось ранее в

статистической практике. Использовались развернутые программы наблюдения,

совершенствовались методы наблюдения, широко применялись группировки,

получили дальнейшее развитие статистические таблицы. В развитии земской

статистики большую положительную роль сыграли съезды и совещания статистиков.

    С 1887 по 1917 год было созвано 17 съездов  (совещаний). Кроме исследования

крестьянского быта, бюджетов, земские статистики занимались изучением народного образования, а с начала 80-х годов - санитарно-медицинской

статистикой.

     В своем развитии земская статистика прошла три этапа:

- возникновение и систематическое  проведение статистических работ (1870-

1894); в этот период в  организационном и финансовом  отношении земские

статистические органы были независимыми от правительства;

- расширение программ  работ, включая проведение имущественной  оценки (1894-

1900); в этот период деятельность  земских статистических органов  была

поставлена под правительственной контроль;

- период, когда статистические  работы земств субсидировались  правительством

(1900-1917), что ограничило  их независимость.

    Практически статистические работы земств прекратились с началом первой мировой войны.

     Важной особенностью разработки материалов земскими статистиками было систематическое и широкое применение группировок, особенно комбинационных, предложенных Александром Поликарповичем Шликевичем (1849-1909).

     В трудах земских статистиков раскрыты функции группировок как метода анализа связей и как приема для выделения типа явлений, что подготовило почву

для последующего развития теории типологической группировки.

     Существенный вклад в развитие земской статистики внесли В. И. Орлов

(руководитель Московского  земского статистического бюро  в 1876-1885 гг.), П.П. Червинский, В. Е. Варзар, С. А. Харизоменов, В. Г. Громан  (руководитель

статистики Пензенского земства), Ф. А. Щербина (руководитель статистического

бюро Воронежского земства, член-корреспондент Российской Академии наук (1904

г.) и др.

    Работы по организации государственной статистики, активизировавшиеся в 40-50-х годах XIX века, продолжились и в 60-х.

     Сложившаяся в эти годы, она сохранилась почти в том же виде на протяжении

всего пореформенного периода.

     Положение об устройстве статистической части при Министерстве внутренних дел было утверждено 30 апреля 1863 года Императором Александром II (Мнение

Государственного Совета с резолюцией Императора Александра II  "Быть по

сему". Полное собрание законов Российской Империи, собрание 2, том 38,

отделение 1). В положении предусматривалось создание Статистического совета и

Центрального Статистического комитета Министерства внутренних дел.

     Статистическому совету поручалось: обсуждение способов производства всех статистических работ и мероприятий, касающихся сбора сведений по всей империи и требующих содействия разных ведомств; обсуждение производства частных статистических работ отдельных ведомств и установление общей формы для их издания; улучшение способов регистрации статистических данных, получаемых при обыкновенном делопроизводстве в разных ведомствах.

    Согласно Положению от 1863 года назначением Центрального статистического

комитета являлось производство статистических работ по Министерству

внутренних дел. Ему поручались сбор, проверка, обработка поступающих ежегодно

из местных комитетов сведений, разработка статистических данных, доставляемых

другими ведомствами на основании определения Статистического совета, а также

передача другим ведомствам статистических данных, собираемых по Центральному

комитету; различные единовременные статистические работы, выполняемые по

поручению министра внутренних дел или на основании определения Статистического совета.

В 1866 г. вышел первый сборник Центрального статистического комитета

Информация о работе Становление земских статистических органов и развитие государственной статистики в России