Автор работы: Пользователь скрыл имя, 06 Апреля 2014 в 13:39, курсовая работа
Целью данной работы является рассмотрение обязательного государственного страхования и его развитие в России.
В соответствии с целью курсовой работы поставлены следующие задачи:
- изучить информацию, имеющуюся в литературе и в ресурсах интернета;
- проанализировать теоретические основы обязательного государственного страхования: понятие, сущность, принципы и рассмотреть виды обязательного государственного страхования;
- на примере ОАО «Росгосстрах» проанализировать динамику страхового рынка.
Объектом работы выступает обязательное государственное страхование.
Введение…………………………………………………………………………..2
1.История развития страхования в России
1.1 Дореволюционный период………………………………………………….4
1.2 Страхование в советский период………………………………………….6
1.3 Формирование свободного страхового рынка в 90-е г………………12
1.4 Современный страховой рынок России………………………………....13
2.Теоретические основы обязательного государственного страхования
2.1 Понятие и сущность обязательного страхования…………………….15
2.2 Принципы и виды обязательного страхования……………………….16
3. Анализ обязательного государственного страхования на примере ОАО «Росгосстрах»
3.1 Общая информация о страховой организации……………………….20
3.2 Динамика страхового рынка 2010-2012 г.г……………………………23
Заключение……………………………………………………………………..29
Список используемой литературы………………………………………….30
СОДЕРЖАНИЕ:
Введение…………………………………………………………
1.История развития страхования в России
1.1 Дореволюционный период………………………………………………….4
1.2 Страхование в советский период………………………………………….6
1.3 Формирование свободного страхового рынка в 90-е г………………12
1.4 Современный страховой рынок России………………………………....13
2.Теоретические основы обязательного государственного страхования
2.1 Понятие и сущность обязательного страхования…………………….15
2.2 Принципы и виды обязательного страхования……………………….16
3. Анализ обязательного государственного страхования на примере ОАО «Росгосстрах»
3.1 Общая информация о страховой организации……………………….20
3.2 Динамика страхового рынка 2010-2012 г.г……………………………23
Заключение……………………………………………………
Список используемой литературы………………………………………….30
ВВЕДЕНИЕ
Страхование в любом современном обществе играет большую роль в функционировании экономики и поддержке жизненного уровня населения. Страхование является одним из институтов экономического развития общества, независимо от его политического устройства. Актуальность работы обусловлена ролью обязательного страхования в современном обществе, которое является составной частью сложнейшей инфраструктуры страхования, являющегося, в свою очередь, частью макроэкономической системы государства. Появились большие потребности в страховых услугах. Преобразования страхового дела в стране направлены на формирование страхового рынка, твердой правовой основы его функционирования, создания условий для расширения сферы и качества страховых услуг. Обязательное страхование - страхование, осуществляемое в силу требований закона. Обязательное страхование означает, что страхование должно осуществиться в силу веления государства независимо от того, хочет или не хочет этого сам страхователь. Так как инициатива осуществления страхования принадлежит здесь государству, то такое страхование всегда носит социальный оттенок и выражает заботу государства либо по поводу определенного слоя граждан (например, страхование пассажиров воздушного и железнодорожного транспорта, где риск причинения вреда наиболее велик), либо по поводу определенного имущества (например, страхование жилых строений, принадлежащих гражданам, страхование посевов сельскохозяйственных культур и т.п.). Иначе говоря, обязательное страхование означает установление страховой защиты объектов, имеющих значение для всего общества.
Целью данной работы является рассмотрение обязательного государственного страхования и его развитие в России.
В соответствии с целью курсовой работы поставлены следующие задачи:
- изучить информацию, имеющуюся в литературе и в ресурсах интернета;
- проанализировать
- на примере ОАО «Росгосстрах» проанализировать динамику страхового рынка.
Объектом работы выступает обязательное государственное страхование.
Предмет работы – анализ обязательного государственного страхования.
Теоретическую основу работы составляют федеральные законы Российской Федерации, приказы и инструкции, издаваемые органами по надзору за страховой деятельностью, а также учебно-методическая литература и различные ресурсы интернета.
1. История развития страхования в России
1.1 Дореволюционный период
Страхование в России стало развиваться несколько позднее, чем в других странах, что объясняется длительным сохранением крепостничества и постоянно возникавшими препятствиями на пути развития частнокапиталистической экономики. Первые страховые общества создавались для страхования от пожаров. Старейшее из них – Рижское общество взаимного страхования от пожаров – было организовано в 1765 г. Постепенно в эту сферу стали внедряться иностранные страховые компании, предлагавшие свои услуги более или менее состоятельным гражданам. В результате отток денег за границу в виде страховых премий достиг настолько ощутимых размеров, что правительство решило ограничить доступ иностранных страховщиков на российский рынок и попыталось организовать государственную систему страхования от пожаров.
В 1786 г. при Государственном заемном банке создается страховая экспедиция, на которую возлагается обязанность страхования от огня имущества и строений российских граждан. Уже в 1800г. страховая экспедиция вошла в структуру российского агентства английского страхового общества «Феникс», а в 1827 г. на ее базе образовано «Первое российское от огня страховое общество», получившее от правительства монополию на ведение страховых операций в течение 20 лет в Петербурге, Москве, Одессе и других крупных губернских городах.
В дальнейшем с разрешения российского правительства создаются еще два крупных страховых общества: в 1835 г. - «Второе российское от огня страховое общество», а в 1846 г. - «Саламандра». Обществам давалось право на проведение страховой деятельности в определенных, с целью быстрого создания устойчивой финансовой базы, не распыляя страховой капитал по мелким компаниям.
В первой половине XIX в. в России появляется страхование жизни. В 1835 г. было создано страховое общество «Жизнь», которое начинает заниматься личным страхованием.
После отмены крепостного права в 1861г. и проведения целого ряда экономических реформ в области земельных отношений, местного самоуправления, денежно-кредитной системы образуются новые страховые компании в форме акционерных обществ, открываются представительства страховых компаний западноевропейских стран в Москве, Петербурге и других крупных городах. К 1913 г. в России работают около 20 страховых обществ, в том числе три иностранных.
Общества взаимного страхования - одна из старейших организационных форм страховой защиты населения от пожаров. Наибольшее распространение получили городские общества взаимного страхования от огня, созданные практически во всех крупных российских городах. Перед революцией их было свыше 170, из которых 129 состояли в Российском союзе обществ взаимного страхования от огня. При этом наиболее крупные общества (Петербургское, Московское, Киевское и др.) предпочитали не входить в союз, а работать полностью самостоятельно.
Таблица 1 – Страховое дело в дореволюционной России
Организационные формы страхования |
Виды страховой защиты |
Акционерные страховые общества |
|
Земское страхование |
Страхование от пожаров:
|
Общество взаимного страхования |
|
Кроме городских обществ создавались общества взаимного страхования, куда входили предприниматели различных отраслей, в частности общества взаимного страхования промышленников, объединившиеся в 1903 г. в «Российский взаимный страховой союз», «Общество взаимного страхования от огня имущества мукомолов», «Общество взаимного страхования от огня имущества горных и горнозаводских предприятий юга России», общества взаимного морского и речного страхования и др.
В результате накануне Первой мировой войны в России сложился достаточно развитый страховой рынок (Таблица 1). В нем присутствовали практически все формы страховой защиты, которые существовали в Европе. Страхование жизни, однако, не имело массового распространения: им было охвачено только 0,25% всего населения.
На страховом рынке были сильны тенденции монополизации. Так, общества, занимавшиеся имущественным страхованием, заключили между собой в 1875 г. конвенцию о применении единых страховых тарифов. Однако многообразие форм страховой защиты позволяло сохранять достаточно высокий уровень конкуренции на страховом рынке.
Традиционно сильны были связи российских страховщиков с иностранными страховыми компаниями. Они осуществлялись по линии перестрахования. Кроме того, западные страховщики непосредственно присутствовали на российском рынке и участвовали в акционерном капитале страховых обществ.
1.2 Страхование в советский период
Революционные события 1917 г. резко изменили всю систему страховой защиты населения. В 1918-1920 гг. была сделана попытка полной ликвидации системы страхования. В 1918 г. страхование во всех его видах и формах было объявлено государственной монополией. Все частные страховые общества, включая общества на взаимности, подлежали передаче государству со всем их имуществом и фондами. Только за кооперативными организациями было сохранено право проведения взаимного страхования имущества.
В 1919 г. было отменено страхование жизни с аннулированием всех ранее заключенных договоров, а в декабре 1920 г. полностью отменено государственное имущественное страхование. Вместо него должен был быть введен порядок бесплатной государственной помощи натурой для трудовых хозяйств, пострадавших от стихийных бедствий.
Проведение новой экономической политики с марта 1921г. знаменовало собой восстановление страховой системы. В декабре 1921 г. выходит декрет СНК «О государственном имущественном страховании», в соответствии с которым был создан Госстрах. В 1922-1923 гг. после денежной реформы законодательно вводится личное страхование.
Постановление Совнаркома СССР от 11 ноября 1924 г. закрепило монопольное право Госстраха на осуществление страховых операций, никаким другим органам Союза ССР и союзных республик - как центральным, так и местным - не разрешалось заниматься страхованием.
Дальнейшее развитие страхования в СССР характеризуется частыми и радикальными организационными преобразованиями. Наиболее интенсивный характер эти изменения носили в довоенный период. Декретом 1921г. «О государственном имущественном страховании» предписывалась организация во всех сельских и городских местностях имущественного страхования частных хозяйств от пожаров, падежа скота, градобития и транспортных аварий. Государственное имущество, находящееся в арендном или ином пользовании частных лиц и предприятий, подлежало обязательному страхованию.
За кооперативами было оставлено право на самостоятельную организацию страхования собственного имущества вместо обязательного государственного страхования. В 30-е гг. кооперативное страхование было ликвидировано и его функции были переданы Госстраху.
Другое важное организационное нововведение было связано с организацией Ингосстраха. Первоначально страхованием внешнеторговых сделок занимался Госстрах, но его страховой полис не признавался иностранными фирмами в качестве надежной гарантии по контракту. В результате было принято решение учредить на деньги российского правительства на подставных лиц две страховые компании за рубежом. Так в 1925 г. в Лондоне возникло под английской юрисдикцией акционерное общество «Блэкбалси», а в Германии в 1927 г. - Черноморско-балтийское транспортное акционерное общество «Софаг». После окончания Второй мировой войны к Госстраху перешли акции многих страховых компаний Германии, Австрии, Венгрии и Румынии. В связи с ростом страховой деятельности за рубежом в 1947 г. было принято решение о выделении из структуры Госстраха в качестве отдельного учреждения Управления иностранного страхования СССР (Ингосстрах) со статусом самостоятельного юридического лица.
Послевоенный период развития страхования характеризуется новыми организационными и функциональными изменениями в системе страхования. С 1967 по 1991 г. система государственного страхования строилась по союзно-республиканскому принципу. Руководство ею осуществляло Правление государственного страхования СССР, подчинявшееся Министерству финансов. В каждой союзной республике было создано собственное Правление государственного страхования, которое подчинялось, с одной стороны, Правлению государственного страхования СССР, а с другой - министерству финансов союзной республики.
Одной из важнейших проблем государственной системы страхования с первых лет ее существования было обязательное страхование имущества. Уже в конце 1921 г. восстановлено обязательное окладное страхование строений, скота и посевов в сельской местности, заменившее прежнее земское страхование. Практически в неизменном виде оно сохранилось до 1940г., когда был принят закон об обязательном окладном страховании и утверждены новые правила и инструкции о порядке определения и оплаты убытков по каждому виду окладного страхования.
В 1929 г. было принято Постановление ЦИК и СНК СССР «Об обязательном страховании имущества обобществленного сектора народного хозяйства». Обязательному страхованию подлежало имущество государственных предприятий и организаций, имущество смешанных АО без участия иностранного капитала, имущество профессиональных и общественных организаций, государственное имущество, сданное в аренду и на комиссию частным лицам и организациям. Государственные предприятия и организации, состоящие на союзном бюджете и бюджетном финансировании союзных республик, обязательному страхованию не подлежали.
Информация о работе Анализ обязательного государственного страхования на примере ОАО «Росгосстрах»