Анализ роли таможенного тарифа в защите внутреннего рынка и отечественных производителей

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 27 Ноября 2013 в 09:16, доклад

Краткое описание

В настоящее время таможенный тариф является основным регулятором ввоза и вывоза товаров в системе государственного тарифного и нетарифного регулирования внешней торговли, при этом таможенные пошлины одновременно являются важным источником пополнения доходов федерального бюджета страны.

Вложенные файлы: 1 файл

текст работы 3 глава.docx

— 57.55 Кб (Скачать файл)


3 Анализ роли таможенного  тарифа в защите внутреннего  рынка и отечественных производителей

В настоящее время таможенный тариф является основным регулятором  ввоза и вывоза товаров в системе  государственного тарифного и нетарифного  регулирования внешней торговли, при этом таможенные пошлины одновременно являются важным источником пополнения доходов федерального бюджета страны.

Правительством России проводится постоянная работа по таможенно-тарифному  регулированию ввоза и вывоза товаров, направленная на защиту и поддержку  отечественных товаропроизводителей, создание благоприятных условий  для развития различных отраслей народного хозяйства.

Внешнеторговый оборот в России за 2010-2012 гг. изменялся как в количественном, так и стоимостном выражении.

Таблица 2.1 Итоги внешней торговли за 2010-2012 гг.

Показатели

2010

2011

2012

Темп роста  2012 к 2010, %

млн. долл.

удельный

вес, %

млн. долл.

удельный

вес, %

млн. долл.

удельный

вес, %

Товарооборот

439294

100,00

551684

100,00

734 991

100,00

167,31

Импорт

301530

68,64

351930

63,79

467 907

63,66

155,18

Экспорт

137764

31,36

199754

36,21

267 084

36,34

193,87


 

Анализ основных показателей  внешней торговли России выявил следующие  тенденции:

- относительно устойчивый  рост объемов внешней торговли;

- положительное сальдо  внешнеторгового оборота. Так,  прирост стоимостных показателей товарооборота в 2012 году составил 67,3 % по отношению к 2010 году. Однако сальдо товарооборота в 2011 году уменьшилось на 7 %, но уже в 2012 году увеличилось на 32 %. В 2012 году прирост импорта был больше чем экспорта на 38,69 %.


Таким образом, мы видим, что  товарооборот по всем показателям растет, все это, с учетом современных  тенденций развития таможенно-тарифной политики таможенного союза может  служить лишь следствием реализации тех нормотворческих принципов, заложенных при заключении этого  союза.

Импорт России сырья в 2012 году увеличился на 36,8 %, в том числе из стран дальнего зарубежья на 35,6 %, из стран СНГ рост на 44,8 %. Причина такого существенного увеличения показателя импорта сырья за один год кроется в унификации ставок ввозных таможенных пошлин, ввиду принятия ЕТТ ТС. Для России целесообразней и правильней было бы говорить не про унификацию, а про существенное снижение ставок, что можно наглядно проиллюстрировать в нижеприведенной таблице.

Таблица 2.2 Понижение ставок ввозных таможенных пошлин на сырье

Код

ТН ВЭД ТС

Товар

Ставка

ТТ РБ

ТТ РФ

ТТ РК

ЕТТ

0809, 0810

Фрукты тропические

5-15

5-10

5

0-5

Из гр. 25, 26, 28, 29

Сырье минеральное и химическое

5

5

0

0

2937, 2941, 3003,

из гр. 32

Сырье для фармацевтической и лакокрасочной  промышленности

5-10

5-10

0-5

0

Из гр. 39, 4001

Полимеры (сырье), каучук натуральный

5-10

0-10

0-5

0

4701–4707

Целлюлоза, бумажная масса

15

5-15

0

10

5101–5105

Шерсть

10-15

10-15

5

5


 

Таким образом, видно, что  ставка ввозной таможенной пошлины  по целому ряду сырьевых товаров была занижена в 2-3 раза, что естественно  позволило иностранному сырью войти  на российский рынок и составить  ему конкуренцию, тем самым увеличив суммарную долю общего импорта.


В целях защиты экономических  интересов Российской Федерации  к ввозимым товарам могут временно применяться следующие виды пошлин: специальные пошлины; антидемпинговые  пошлины; компенсационные пошлины. В отличие от обычных таможенных пошлин особые пошлины вводятся только при условии проведения специальных расследований относительно влияния импорта на ухудшение состояния соответствующей отрасли и срок их действия ограничен. Особые пошлины уплачиваются сверх ставки обычной таможенной пошлины.

Обязательным условием применения особых пошлин является наличие существенного  ущерба отрасли российской экономики  или угрозы его причинения вследствие ввоза зарубежных товаров. Если возникновения  существенного ущерба связанно с  ввозом на таможенную территорию РФ товаров  по искусственно заниженным ценам, применяются антидемпинговые пошлины. Компенсационные пошлины применяются в случаях ввоза на таможенную территорию ТС товаров, при производстве или вывозе которых прямо или косвенно использовались субсидии. В случае, когда товар ввозиться по нормальным не заниженным ценам и в его отношении не использовались субсидии, но этот импорт явно наносит существенный ущерб отрасли отечественной экономики, применяются специальные пошлины.

Специальные пошлины не применяются в отношении товаров, помещаемых под следующие таможенные процедуры: беспошлинная торговля, таможенный склад, транзит, переработка товаров, свободная экономическая зона, свободный склад, реимпорт.

В настоящее время в  России специальной пошлиной облагаются: трубы из черных металлов, происходящие из Украины; крахмал картофельный, крахмал кукурузный, за исключением крахмала, ввозимого из стран – участников Таможенного союза; сахарный сироп, за исключением товаров, происходящих из Республики Беларусь; компрессоры, используемые в холодильниках, кроме используемых в гражданской авиации, за исключением компрессоров, ввозимого из стран – участников Таможенного союза.


В таблице 2.3 представлены товары, на которые установлены протекционистские  пошлины.

Таблица 2.3 Товары, на которые  установлены протекционистские  пошлины

Код товарной группы

Наименование позиции

Преобладающая ставка пошлины

02

Мясо и пищевые мясные субпродукты

15 %, но не менее 0,2 евро за 1 кг – 25 %, но не менее 0,2 евро за 1 кг

17

Сахар и кондитерские изделия из сахара

270 долларов США за 1000 кг

19

Готовые продукты из зерна злаков, муки, крахмала или молока; мучные кондитерские изделия

15 %

22

Алкогольные и безалкогольные напитки  и уксус

20 %; 100 %, но не ме- нее 2 евро за 1 л

31

Удобрения

10 %

39

Пластмассы и изделия из них:

- изделия для транспортировки  или упаковки товаров, из пластмасс;  пробки, крышки, колпаки и другие  изделия для закупорки, из пластмасс

 

 

 

10, 20 %

42

Изделия из кожи

20, но не менее 1,9 евро за 1 кг

44

Древесина и изделия из нее:

- изделия столярные и плотницкие, деревянные, строительные

15 %

 

20 %

47,48

Масса из древесины или из других волокнистых целлюлозных материалов; Бумага и картон

15 %

58

Специальные ткани; тафтинговые текстильные  материалы; кружева; гобелены; отделочные материалы; вышивки

20 %

65

Головные уборы и их части

20 %

68

Изделия из камня, гипса, цемента, асбеста, слюды или аналогичных материалов

15 %

69

Керамические изделия

20 %

70

Стекло и изделия из него

15 %

71

Жемчуг природный

20 %

76

Алюминий и изделия из него

20 %

88

Летательные аппараты, космические  аппараты, и их части

20 %


Производство этих товаров  в нашей стране слабо развито  и поэтому для поддержки развития отстающих производителей государство  устанавливает высокие таможенные пошлины. Размер ставок на эти товары колеблется от 15-20 %.

Самые высокие практически  запретительные ставки введены на ввоз спирта этилового с концентрацией  спирта 80 % или более – 100 % от таможенной стоимости или 2 евро за 1 литр без дифференциации и по субпозициям и подсубпозициям.

Можно сделать вывод о  том, что применение протекционистских  ставок необходимо, так как высокие  ставки ограничивают ввоз товаров, которые  составляют конкуренцию отечественным  товарам, а, следовательно, помогают развиваться  молодым отраслям.

Протекционистские пошлины  в мировой практике промышленно  развитых стран недостаточно высоки для прекращения импорта, но они  все же ставят иностранного производителя  в невыгодное конкурентное положение  при торговле на внутреннем рынке.

Таможенная политика России нацелена так же на выполнение фискальной функции.

Уплачиваемые таможенными  органами таможенные платежи (пошлины, НДС, акциз, таможенные сборы) являются важным источником государственных  доходов.

О значении этой задачи таможенного  регулирования свидетельствуют  бюджетные задания по таможенной пошлине и иным таможенным платежам.


Но, несмотря на это в большинстве  стран фискальная функция таможенного  тарифа отошла на второй план (таможенные пошлины, как правило, составляют лишь несколько процентов в общей сумме бюджетных доходов).

Но в ряде развивающихся  стран, особенно промышленно наименее развитых, эта функция по-прежнему имеет важное значение.

К их числу относится и  Россия, как было сказано выше.

С учетом того, что таможенный тариф выполняет, прежде всего, фискальную функцию, подходы по формированию таможенно–тарифной политики ориентированы на фискальные меры.

При такой оценке таможенного  тарифа он имеет ряд слабых сторон:

Во-первых, абсолютный размер ставок пошлин не учитывает платежеспособность населения.

Во-вторых, при завышенных ставках пошлин, а они установлены  на уровне 30 % от таможенной стоимости, не учитывались реалии, связанные с возможностью «ухода» от причитающихся платежей через декларирование товаров не своим наименованием по коду товарной номенклатуры, где ставки пошлин ниже.

Как уже говорилось, таможенные платежи являются одним из основных и самых надежных источников пополнения доходной части бюджета.

В целом таможенные платежи  составили 42 % от доходной части федерального бюджета в 2010 году, 47 % от доходной части федерального бюджета в 2011 году и 51 % от доходной части федерального бюджета 2012 году.

По всем периодам плановое задание по перечислению таможенными  органами средств в бюджет было перевыполнено  в среднем на 5 %.

Как правило, таможенные пошлины, установленные с целью пополнения доходной части бюджета применятся к товарам, производство которых  хорошо развито и налажено на внутреннем рынке, т.е. те которые не нуждаются в защите государства и могут достойно составлять конкуренцию иностранным аналогам.

Таблица 2.3 Товары, на которые  установлены фискальные пошлины

Код товарной группы

Наименование позиции

Преобладающая ставка пошлины, %

03

Рыба и ракообразные, моллюски и  другие водные безпозвоночные

10

16

Готовые продукты из мяса, рыбы или  ракообразных, моллюсков или прочих водных беспозвоночных

15

51

Шерсть, тонкий и грубый волос животных; пряжа и ткань из конского волоса

15

52

Хлопок

- ткани х/б

15

54

Химические нити

10

55

Химические волокна

- ткани из синтетических волокон

10

60

Трикотажное полотно машинного  или ручного вязания

10

73

Изделия из черных металлов

15

84

Реакторы ядерные, котлы, оборудование и механические устройства; и их части:

- бульдозеры, грейдеры

- машины швейные

- станки металлорежущие

 

 

10

20

10

85

Электрические машины и оборудование, их части; звукозаписывающая и звуковоспроизводящая аппаратура, аппаратура для записи и воспроизведения телевизионного изображения и звука, их части  и принадлежности:

10, 15

Информация о работе Анализ роли таможенного тарифа в защите внутреннего рынка и отечественных производителей