Автор работы: Пользователь скрыл имя, 06 Сентября 2013 в 13:30, реферат
Формирование нового Российского государства и системы исполнительской власти повлекло за собой обновление механизма правового регулирования и управления внешнеэкономической деятельностью, соответственно, всей таможенной системы - таможенного дела и таможенной службы. Путем разумных протекционистских мер таможенная служба оберегает национальную промышленность.
В новых рыночных условиях, когда российская экономика стала " открытой ", а государственные границы " прозрачными " или во многих местах " размытыми ", гораздо более сложной и масштабной, чем раньше, стала проблема экономической безопасности Российской Федерации. В ее обеспечении зоной ответственности таможенной службы является сфера внешнеэкономической деятельности государства
Введение 3
Начальный этап развития таможенного дела в СССР. 4
Таможенное законодательство СССР в 20-е годы. 6
Разработка таможенно-тарифной политики Советского государства. 6
Организация таможенных учреждений. 8
Таможенное законодательство Советского государства в 30 - 60- е годы. 12
Таможенная политика СССР в 80-е годы. 14
Министров СССР. 16
Заключение 20
Литература 21
Челябинский государственный университет
Институт экономики отраслей, бизнеса и администрирования
Реферат
на тему: «История таможенной политики и таможенного дела в СССР.»
по дисциплине: «История таможенного дела и таможенной политики России»
Выполнил: ст. гр. 22ТС-201
Талипов Р.М.
Хисматуллина Н.Д.
Челябинск
2011
Оглавление
Введение 3
Начальный этап развития таможенного дела в СССР. 4
Таможенное законодательство СССР в 20-е годы. 6
Разработка таможенно-тарифной политики Советского государства. 6
Организация таможенных учреждений. 8
Таможенное законодательство Советского государства в 30 - 60- е годы. 12
Таможенная политика СССР в 80-е годы. 14
Министров СССР. 16
Заключение 20
Литература 21
Международное
экономическое сотрудничество —
объективный процесс развития многообразных
экономических связей между государствами.
Посредством
Важнейшим элементом системы
государственного управления внешнеэкономическими
связями является таможенная структура
в целом и таможенно-
Формирование
нового Российского государства
и системы исполнительской
В новых рыночных условиях, когда российская экономика стала " открытой ", а государственные границы " прозрачными " или во многих местах " размытыми ", гораздо более сложной и масштабной, чем раньше, стала проблема экономической безопасности Российской Федерации. В ее обеспечении зоной ответственности таможенной службы является сфера внешнеэкономической деятельности государства
Ко времени Октябрьской
революции таможенное дело в России регулировалось
Уставом 1910г. Руководил таможенным делом
образованный в 1864 г. в составе Министерства
финансов Департамент таможенных сборов,
который в 1917 году находился в довольно
плачевном состоянии, поскольку таможенная
система в России практически была разрушена:
большинство таможен были закрыты, а их
служащие эвакуированы. В сентябре 1917
г. на съезде таможенных служащих был образован
ЦК профсоюза таможенных работников, который
более года фактически руководил таможенным
ведомством при поддержке Наркома финансов
В.Р.Менжинского.
Новая государственная
власть, пришедшая к управлению страной
в результате Октябрьского переворота
в России, отказалась от таможенной политики,
проводимой в дооктябрьский период, и
ликвидировала существовавшую в России
систему таможенных органов. Реализация
ленинской идеи государственной монополии
внешней торговли по существу заблокировала
широкое применение таможенно-тарифного
регулирования и сделала систему таможенного
контроля чисто вспомогательным инструментом
регулирования внешней торговли. В период
военного коммунизма неоднократно предлагалось
закрыть таможенные учреждения.
Первым нормативным
актом советской власти в области таможенных
отношений был декрет от 29 октября 1917 года
«О разрешении на ввоз и вывоз товаров»,
который установил государственный контроль
за внешнеторговыми операциями посредством
лицензирования: для экспорта и импорта
товаров требовалось разрешение НКТиП.
В начале 1918 г. возобновил работу Департамент
таможенных сборов при
Наркомате финансов. 29 мая 1918 г. СНК издал
Декрет "О разграничении прав Центральной
и местных Советских властей по собиранию
пошлин и о регулировании деятельности
местных таможенных учреждений". Обложение
таможенной пошлиной и другими сборами
товаров, перевозимых через границу, передавалось
в исключительное ведение центральной
государственной власти.
Таможенные учреждения признавались органами центральной Советской власти и управлялись Наркоматом по финансовым делам. Никакие гражданские и военные власти, профессиональные организации не могли вмешиваться в деятельность таможен. Местные Советы имели право надзора за деятельностью таможенных учреждений, не вмешиваясь при этом в распорядительную и административную части работы. Советы могли назначать при таможенных учреждениях комиссаров, которые не имели функций распорядительного характера и были вправе осуществлять лишь общий надзор за деятельностью таможен . В целом этот Декрет был первым крупным актом о создании советских таможенных учреждений.
Декретом
СНК от 29 июня 1918 г. Департамент таможенных
сборов был переименован в Главное
управление таможенного контроля, которое
переходило в подчинение Наркомата
торговли и промышленности (НКТиП),
а последний, в соответствии с
Декретом СНК от II июня 1920 г., был
преобразован в Народный комиссариат
внешней торговли (НКВТ). К НКВТ перешли
все функции в области
12 ноября 1920 г.
СНК РСФСР издал Декрет "О
порядке приема, хранения и отпуска
импортных и экспортных
В первые месяцы Советской власти, а затем и в период военного коммунизма (1918—1921 гг.) таможенным пошлинам отводилась весьма скромная роль. Объяснялось это тем, что НКВТ в эти годы не продавал, а распределял товары. Почти полное отсутствие стоимостного механизма обмена внутри страны, нерегулярность внешнеторгового оборота и его незначительность серьезно затрудняли использование таможенного тарифа как инструмента торговли Советской России с другими государствами.
С переходом
к нэпу, с расширением внешней
торговли, предоставлением права
самостоятельного выхода на
После того, как 9 марта 1922 г. ВЦИК и СНК РСФСР утвердили первый таможенный тариф по европейской привозной торговле, декретом СНК РСФСР от 23 февраля 1922 г. был утвержден Таможенно-тарифный комитет (ТТК), а 13 июня 1922 г. — первый советский тариф по вывозной торговле. В его компетенцию входили: составление новых и изменение старых списков запрещенных товаров; решение вносимых Таможенным управлением вопросов по применению тарифа; разрешение жалоб на решения Таможенного управления по вопросам применения тарифа; дача заключений по всем проектам законов, торговых договоров, конвенций и соглашений, имеющих отношение к таможенно- тарифному делу.
Правовой
статус ТТК уточнялся в Таможенном
уставе 1924 г. и Таможенном кодексе 1928
г. Он являлся совещательно-
Особенность ТТК заключалась
в том, что он координировал деятельность
не только центральных органов
Помимо основного состава в ТТК входили по одному представителю от Государственной плановой комиссии при СТО, от народных комиссариатов иностранных дел, путей сообщения, внутренней торговли, земледелия. По два представителя в Комитете имели НКВТ, НКФ, ВСНХ. С образованием СССР кооперативные объединения союзных республик могли посылать на заседания. Комитета по одному представителю с правом совещательного голоса. СНК союзных республик имели право делегировать в Комитет по одному представителю с правом решающего голоса.
Таможенно-тарифный комитет
в пределах своей компетенции
принимал постановления, которые приобретали
юридическую силу только после утверждения
СНК. При рассмотрении споров, имеющих
отношение к таможенно-тарифному делу,
ТТК вносил свои постановления на утверждение
НКВТ. Союзные ведомства, имеющие в составе
ТТК своих представителей, могли обжаловать
постановления Комитета в 7-дневный срок.
СНК союзных республик имели право обжаловать
постановления ТТК в течение 7 дней, но
при этом должны были в течение последующих
14 дней представить письменное обоснование
своего протеста. Если постановление Комитета
было обжаловано, СНК СССР или НКВТ рассматривали
его вторично. Утвержденное после этого
постановление уже не подлежало обжалованию.
ТТК не имел своего рабочего аппарата,
и формально его функции должен был выполнять
ГТУ. ТТК играл важную роль в выработке
таможенной политики и в управлении таможенным
делом. Многие положения и инструкции
по таможенному регулированию содержат
ссылки на его решения. С переходом в начале
30-х годов к административным методам
регулирования внешней торговли и с реорганизацией
внешнеэкономических органов роль ТТК
значительно снизилась.
Декрет СНК
от 31 марта 1922 г. утвердил Временное
положение о местных таможенных
учреждениях, согласно которому Наркомат
внешней торговли составлял перечень
таможенных округов по согласованию
с Наркоматом финансов. Начальники
округов подчинялись
В 1922 г. ГТУ объединяло 283 местных таможенных учреждения (134 таможни, 149 таможенных постов), входивших в состав восьми округов — Петрозаводского, Западного, Украинского, Южного, Закавказского, Туркестанского, Семипалатинского, Сибирского и двух участков- Петрозаводского и Крымского. В системе таможен в 1922 г. работало 4850 человек.12 декабря 1924 г. Президиум ЦИК СССР утвердил Таможенный устав СССР, явившийся первым кодифицированным союзным актом по таможенному делу. Именно Устав, а также ряд подзаконных нормативных актов, принятых НКВТ, законодательно закрепили систему таможенного управления, сформировавшуюся в середине 20-х годов. Согласно ст. 1 Устава таможенным делом на всей территории Союза ССР управлял НКВТ, который осуществлял свои задачи как в центре, так и на местах через входящее в его состав Главное таможенное управление, состоящий при НКВТ Таможенно-тарифный комитет и через иные учреждения.
За деятельностью таможенных учреждений на местах наблюдали уполномоченные НКВТ при СНК союзных республик, в компетенцию которых входило: наблюдение за выполнением таможенными учреждениями в пределах союзной республики законов и распоряжений центральных союзных органов по таможенной части; ревизия таможенных учреждений; рассмотрение конфликтов между таможенными учреждениями и местными органами власти; разработка мероприятий по борьбе с контрабандой.
Главное таможенное управление разрабатывало планы всех таможенных мероприятий общего характера, инструкции и разъяснения к ним, а также организовывала, и руководило борьбой с контрабандой на территории СССР. ГТУ подразделялось на отделы: административно-хозяйственный, тарифный, оперативно-судебный, по борьбе с контрабандой, сметно-расчетный, статистический и инспекторскую часть. Анализ структуры ГТУ показывает, что в то время правоохранительная деятельность составляла незначительную часть деятельности Управления; ею занимался только один отдел по борьбе с контрабандой, а все остальные отделы замыкались на тарифно-пошлинной и фискальной деятельности.
Таможенный устав предусматривал возможность создания отделений ГТУ в союзных республиках. Такие отделения учреждались распоряжением НКВТ по представлению уполномоченных НКВТ при СНК союзных республик. Отделения ГТУ создавались по федеративному принципу. Границы деятельности отделения совпадали с территорией союзной республики. В 1925 г. отделения ГТУ были созданы в БССР, УССР, ЗСФСР и Средней Азии.
Таможенными
учреждениями на местах руководили районные
таможенные инспекторские управления,
возглавляемые районными таможенными
инспекторами. В 1925 г. в соответствии с
планом реорганизации таможенного аппарата
на местах на территории СССР было создано
11 районных таможенных инспекторских
управлений. Таможни первого разряда учреждались
при железнодорожных станциях и в портах
с большим грузооборотом; второго разряда
— в небольших портах на реках и озерах,
а также на шоссейных дорогах; третьего
разряда — на грунтовых дорогах. Открытие
и упразднение таможенных учреждений,
изменение их дислокации, отнесение таможен
к тому или иному разряду, переименование
постов в таможни и таможен в посты производил
НКВТ. Оформление экспортно-импортных
грузов, а также контроль за перемещаемым
через границу имуществом осуществляли
таможни первого и второго разрядов. Таможни
третьего разряда имели право на указанные
действия, если это не требовало специальной
технической экспертизы.
Таможенные посты занимались только пропуском
пассажиров, багажа и ручной клади, а также
пересылкой международных почтовых отправлений.
Информация о работе История таможенной политики и таможенного дела в СССР