Автор работы: Пользователь скрыл имя, 29 Января 2013 в 14:17, курсовая работа
Цель настоящей работы - разработка и изучения системы источников таможенного права
Таким образам в 1 главе раскроем систему источников таможенного права Российской Федерации, подробнее разберем каждую группу источников. 2 главу работы мы посвятим международно - правовым источникам таможенного права.
Введение 3
Глава 1. Источники таможенного права таможенного союза, Евразийской экономической комиссии 5
1.1 Система источников таможенного права России 5
1.2 Таможенный кодекс таможенного союза 11
1.3 Соглашение таможенного союза и Евразийской экономической комиссии 18
Глава 2 Международно - правовые источники таможенного права 23
2.1 Место международно - правовых источников в системе правового 23
регулирования таможенного права 23
2.2 Международные соглашения Российской федерации в таможенном 25
деле 25
2.3 Международно - правовое сотрудничество в сфере таможенного 30
дела в рамках СНГ 30
Заключение 34
Список литературы 36
Оглавление
Введение 3
Глава 1. Источники таможенного права таможенного союза, Евразийской экономической комиссии 5
1.1 Система источников таможенного права России 5
1.2 Таможенный кодекс таможенного союза 11
1.3 Соглашение таможенного союза и Евразийской экономической комиссии 18
Глава 2 Международно - правовые источники таможенного права 23
2.1 Место международно - правовых источников в системе правового 23
регулирования таможенного права 23
2.2 Международные соглашения Российской федерации в таможенном 25
деле 25
2.3 Международно - правовое сотрудничество в сфере таможенного 30
дела в рамках СНГ 30
Заключение 34
Список литературы 36
Введение
Таможенное право представляет собой сравнительно новую отрасль отечественной системы права. Она сформировалась как самостоятельная отрасль в начале 90-Х гг. XX в. До этого времени в советском праве таможенное отношения регулировались в основном нормами административного права. Таможенное право (как отрасль Российского права) можно определить совокупность правовых принципов и норм, регулирующих общественные отношения, связанные с перемещением лиц, товаров и транспортных средств через таможенную границу таможенного союза.
У таможенного права
как нормативно-правового
1. Существует самостоятельный предмет правового регулирования, представляющий собой обособленный комплекс общественных отношений, связанных с перемещением лиц, товаров и транспортных средств;
2. Есть собственный метод регулирования - система приемов и способов, применяемых для регулирования предмета и определяемых его спецификой;
3. Имеется свой круг субъектов и объектов регулирования;
4. Существует собственная система правовых источников, которым и будет посвящена данная работа.
Актуальность избранной темы обуславливается тем что, в настоящее время в связи с возникновением Таможенного союза Республики Беларусь, Республики Казахстан и Российской Федерации система источников в корне изменилась. Создан Таможенный кодекс таможенного союза, подписана множества международно - правовых актов (договоров, соглашений). И, следовательно, необходимо определиться с иерархией источников таможенного права, выяснить какой правовой акт имеет большую силу при решении какого - либо вопроса в области таможенного дела.
Предметом данного исследования является анализ источников таможенного права.
Цель настоящей работы - разработка и изучения системы источников таможенного права
Таким образам в 1 главе раскроем систему источников таможенного права Российской Федерации, подробнее разберём каждую группу источников. 2 главу работы мы посвятим международно - правовым источникам таможенного права.
Глава 1. Источники таможенного права таможенного союза, Евразийской экономической комиссии
Изучение
любой отрасли права невозможно
без рассмотрения вопроса о его
источниках, поскольку именно источники
права как понятие
Классификацию источников права принято проводить по признакам правовых свойств - юридической силе нормативно - правовых актов. В этой связи источники таможенного права можно расположить в следующей последовательности:
- Конституция РФ, нормы которой являются нормами прямого действия и закрепляют исходные начала в основные принципы таможенного дела в Российской Федерации;
- федеральные законы (в том числе и законы сводного характера - кодексы), нормы которых рассчитаны на длительный период действия и, так или иначе, регулируют общественные отношения в сфере таможенного дела;
- подзаконные нормативно-правовые акты (их еще можно охарактеризовать как текущие нормативно-правовые акты) по вопросам таможенного дела, издаваемые Президентом РФ, Правительством РФ, федеральной службой, уполномоченной в области таможенного дела, а также совместные акты ФТС России с другими министерствами и ведомствами;
- международно-правовые договоры и иные соглашения по таможенному делу, участниками которых является Российская Федерация.
Теперь
рассмотрим каждую группу источников
таможенного права более
Конституция Российской Федерации, будучи ее основным законом,
предопределяет
характер таможенного дела в целом
и относит таможенное регулирование
к ведению федеральных органов
государственной власти, из чего следует,
что источниками таможенного
права, как уже упомянуто, являются
только федеральные нормативно-
Конституция РФ запрещает установление на территории Российской Федерации таможенных границ, пошлин и сборов, и тем самым определяет принцип единства таможенной территории России3.
1Конституция Российской Федерации (с учетом поправок, внесенных Законами Российской Федерации поправках к Конституции Российской Федерации от 30 декабря 2008 №6-ФКЗ, от 30 декабря 2008 №7-ФКЗ): Ростов н/Д: Феникс, 2012 - 63с. - ст. 15
2там же - п. «ж» ст.71
Зтам же - часть первая ст. 74
Конституция
РФ формирует принцип законности,
который является одним из основных
принципов осуществления
имеет высшую силу и прямое действие на всей территории РФ; органы
государственной власти, местного самоуправления, должностные лица и граждане обязаны соблюдать Конституцию РФ; законы и другие нормативные акты, затрагивающие права, свободы и обязанности человека и гражданина, не могут применяться без их официального опубликования для всеобщего сведения. Законность означает также обязательное соответствие подзаконных актов предписаниям закона, на основании и в развитие которых принимаются эти подзаконные акты1. Конституция РФ формирует также такие принципы, как: равенство всех перед законом и судом2; неприкосновенность жилища3; институт обжалования и судебная защита прав и свобод4; гарантия на получение квалифицированной юридической помощи5; презумпция невиновности6; гарантия на возмещение государством вреда, причиненного незаконными действиями или бездействием органов государственной власти и их должностных лиц7; действие закона во времени8 и другие. Эти принципы относятся, прежде всего, к правоохранительной деятельности таможенных органов Российской Федерации.
Многие другие нормы Конституции РФ также имеют прямое отношение
1 Конституция Российской Федерации (с учетом поправок, внесенных Законами Российской Федерации поправках к Конституции Российской Федерации от 30 декабря 2008 №6-ФКЗ, от 30 декабря 2008 №7-ФКЗ): Ростов н/Д: Феникс, 2012 - 63с. - ст. 15
2 там же - ст. 19
3 там же - ст. 25
4 там же - ст. 46
5 там же - ст. 48
6 там же - ст. 49
7 там же - ст. 53
8 там же - ст. 54
к таможенно
- правовому регулированию. Это, например,
конституционные нормы о
о признании и защите равным образом частной государственной, муниципальной и иных форм собственности2; о защите достоинства личности, которая как норма общего характере относится ко всем официальным действиям таможенных органов и их должностных лиц3; об обязанности органов государственной власти и их должностных лиц обеспечивать возможность ознакомления каждого с документами и материалами, непосредственно затрагивающими его права и свободы4; о праве каждого свободно выезжать за пределы Российской Федерации и беспрепятственно возвращаться в нее и соответственно свободно вывозить и ввозить в Российскую Федерацию товары и транспортные средства5; о праве граждан обращаться лично, а также направлять индивидуальные в коллективные обращения в государственные органы в органы местного самоуправления6; о праве каждого на свободное использование своих способностей и имущества для предпринимательской деятельности, в том числе и в сфере внешнеэкономической деятельности7; и ряд других норм.
В систему источников таможенного права входят законы Российской Федерации, регулирующие правоотношения в сфере таможенного дела. К таким законам относятся законы, в нормах которых закрепляются обязанности
1Конституция Российской Федерации (с учетом поправок, внесенных Законами Российской Федерации о поправках к Конституции Российской Федерации от 30 декабря 2008 №6-ФКЗ, от 30 декабря 2008 №7-ФКЗ): Ростов н/Д: Феникс, 2012 - 63с. - часть первая ст. 8
2 там же — часть вторая ст. 8
3 там же - ст. 21
4 там же - часть вторая ст. 24
5там же - часть вторая ст. 27
6там же - ст. 33
7 там же – ст. 34
государственных органов и общественных организаций, юридических и физических лиц - субъектов таможенного права, а также формулируются меры ответственности за их нарушение. Основным из таких законов является Таможенный Кодекс таможенного союза. Немаловажное место в системе источников таможенного права занимает Федеральные законы, например, такой как Федеральный закон от 27 ноября 2010 года №311-ФЗ «О таможенном регулировании в Российской Федерации».
Анализ законодательства позволяет отнести к числу источников таможенного права также ряд федеральных законов, которые содержат правовые нормы, регулирующие отдельные аспекты таможенно - правовых отношений.
Комплексный характер таможенно - правовых отношений обуславливает использование в качестве источников таможенного права правовых норм, содержащихся в законодательных актах ряда иных отраслей российского права: уголовного, уголовно-процессуального, гражданского и других. Важными и наиболее многочисленными источниками таможенного права являются подзаконные правовые акты по различным аспектам таможенного дела. Выше мы обозначили их как «текущие» правовые акты, поскольку они зачастую носят временный характер. Принятие и срок действия подобных актов обусловлены социально - экономической обстановкой в стране на данном конкретном этапе ее истории.
Среди текущих
правовых актов верховенство имеют
нормативные указы Президента РФ,
а также, утверждаемые его указами
положения, так или иначе затрагивающие
таможенно - правовую сферу. Они издаются
при наличии пробелов в существующем
законодательстве и утрачивают силу
с принятием федеральных
Следующую ступень в иерархии подзаконных нормативно-правовых актов - источников таможенного права, занимают постановления Правительства РФ, издаваемые им на основании и во исполнение Конституции РФ, федеральных законов и нормативных указов Президента РФ.
Далее, за правительственными постановлениями в череде подзаконных источников таможенного права России следуют ведомственные нормативно - правовые акты, издаваемые ФТС России во исполнение положений и норм, содержащихся в Таможенном кодексе таможенного союза, других федеральных законах, указах Президента и правительственных постановлениях, например, приказ ФТС России от 14.12.2012 №2563 « о внесений изменений в реестр банков, иных кредитных организаций и страховых организаций, обладающих правом банковских гарантий уплаты таможенных пошлин, налогов, утвержденных приказом ФТС России от 4 декабря 2012 года» По количественным параметрам ведомственные нормативно-правовые акты - наиболее многочисленный элемент в системе источников таможенного права.
Наиболее распространенным видом ведомственных нормативно - правовых актов, регулирующих правоотношения в сфере таможенного дела, являются приказы ФТС России, которая издает приказы по различным вопросам. Помимо приказов, положений и инструкций руководство ФТС России издает указания и информационные письма. Эти документы издаются с целью разъяснения порядка применения тех или иных норм таможенного законодательства, их единообразного применения территориальными органами таможенной системы, новых норм не содержат и, следовательно, в число источников таможенного права не входят. В систему источников таможенного права входят совместные акты ФТС России с другими министерствами и ведомствами России.