Источники таможенного права

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 29 Января 2013 в 14:17, курсовая работа

Краткое описание

Цель настоящей работы - разработка и изучения системы источников таможенного права
Таким образам в 1 главе раскроем систему источников таможенного права Российской Федерации, подробнее разберем каждую группу источников. 2 главу работы мы посвятим международно - правовым источникам таможенного права.

Содержание

Введение 3
Глава 1. Источники таможенного права таможенного союза, Евразийской экономической комиссии 5
1.1 Система источников таможенного права России 5
1.2 Таможенный кодекс таможенного союза 11
1.3 Соглашение таможенного союза и Евразийской экономической комиссии 18
Глава 2 Международно - правовые источники таможенного права 23
2.1 Место международно - правовых источников в системе правового 23
регулирования таможенного права 23
2.2 Международные соглашения Российской федерации в таможенном 25
деле 25
2.3 Международно - правовое сотрудничество в сфере таможенного 30
дела в рамках СНГ 30
Заключение 34
Список литературы 36

Вложенные файлы: 1 файл

курсовая.docx

— 95.91 Кб (Скачать файл)

 

Оглавление

Введение 3

Глава 1. Источники таможенного права таможенного союза, Евразийской экономической комиссии 5

1.1 Система источников таможенного права России 5

1.2 Таможенный кодекс таможенного союза 11

1.3 Соглашение таможенного союза и Евразийской экономической комиссии 18

Глава 2 Международно - правовые источники таможенного права 23

2.1 Место международно - правовых источников в системе правового 23

регулирования таможенного права 23

2.2 Международные соглашения Российской федерации в таможенном 25

деле 25

2.3 Международно - правовое сотрудничество в сфере таможенного 30

дела в рамках СНГ 30

Заключение 34

Список литературы 36

 

 

 

Введение

 

Таможенное право представляет собой сравнительно новую отрасль отечественной системы права. Она сформировалась как самостоятельная отрасль в начале 90-Х гг. XX в. До этого времени в советском праве таможенное отношения регулировались в основном нормами административного права. Таможенное право (как отрасль Российского права) можно определить совокупность правовых принципов и норм, регулирующих общественные отношения, связанные с перемещением лиц, товаров и транспортных средств через таможенную границу таможенного союза.

У таможенного права  как нормативно-правового образования:

1. Существует самостоятельный предмет правового регулирования, представляющий собой обособленный комплекс общественных отношений, связанных с перемещением лиц, товаров и транспортных средств;

2. Есть собственный метод регулирования - система приемов и способов, применяемых для регулирования предмета и определяемых его спецификой;

3. Имеется свой круг субъектов и объектов регулирования;

4. Существует собственная система правовых источников, которым и будет посвящена данная работа.

Актуальность избранной  темы обуславливается тем что, в  настоящее время в связи с  возникновением Таможенного союза  Республики Беларусь, Республики Казахстан  и Российской Федерации система  источников в корне изменилась. Создан Таможенный кодекс таможенного союза, подписана множества международно - правовых актов (договоров, соглашений). И, следовательно, необходимо определиться с иерархией источников таможенного права, выяснить какой правовой акт имеет большую силу при решении какого - либо вопроса в области таможенного дела.

Предметом данного исследования является анализ источников таможенного права.

Цель  настоящей работы - разработка и  изучения системы источников таможенного  права

Таким образам в 1 главе раскроем систему источников таможенного права Российской Федерации, подробнее разберём каждую группу источников. 2 главу работы мы посвятим международно - правовым источникам таможенного права.

 

Глава 1. Источники таможенного права таможенного союза, Евразийской экономической комиссии

    1. Система источников таможенного права России

 

Изучение  любой отрасли права невозможно без рассмотрения вопроса о его  источниках, поскольку именно источники  права как понятие характеризуют  связь права с государством, в них опосредуется государственная воля в отношении тех или иных общественных отношений. Под источниками таможенного права следует понимать совокупность нормативно - правовых актов различных государственных органов, в которых содержатся нормы таможенного права. Причем источниками таможенного права России могут быть только нормативные акты федерального уровня. Но об этом  несколько ниже.

Классификацию источников права принято проводить  по признакам правовых свойств - юридической  силе нормативно - правовых актов. В этой связи  источники  таможенного  права  можно  расположить   в   следующей последовательности:

- Конституция РФ, нормы которой являются нормами прямого действия и закрепляют исходные начала в основные принципы таможенного дела в Российской Федерации;

- федеральные законы (в том числе и законы сводного характера - кодексы), нормы которых рассчитаны на длительный период действия и, так или иначе, регулируют общественные отношения в сфере таможенного дела;

- подзаконные нормативно-правовые акты (их еще можно охарактеризовать как текущие нормативно-правовые акты) по вопросам таможенного дела, издаваемые Президентом РФ, Правительством РФ, федеральной службой, уполномоченной в области таможенного дела, а также совместные акты ФТС России с другими министерствами и ведомствами;

- международно-правовые договоры и иные соглашения по таможенному делу, участниками которых является Российская Федерация.

Теперь  рассмотрим каждую группу источников таможенного права более подробно. Но при этом оговоримся, что расположение международных договоров по вопросам таможенного дела в конце списка источников таможенного права сделано  лишь для удобства их дальнейшего  рассмотрения. Общепризнанные принципы и нормы международного права  и международные договоры Российской Федерации являются частью ее правовой системы. По юридической силе ратифицированные Россией международные договоры (в том числе и по таможенному  делу) стоят выше ее внутренних законов, что прямо отражено в Конституции  РФ: если международным договором  установлены иные правила, чем предусмотрены  законом, то применяются правила  международного договора1.

Конституция Российской Федерации, будучи ее основным законом,

предопределяет  характер таможенного дела в целом  и относит таможенное регулирование  к ведению федеральных органов  государственной власти, из чего следует, что источниками таможенного  права, как уже упомянуто, являются только федеральные нормативно-правовые акты. Правовые акты государственных  органов - субъектов Российской Федерации  и органов местного самоуправления в число источников таможенного  права не входят2.

Конституция РФ запрещает установление на территории Российской Федерации таможенных границ, пошлин и сборов, и тем самым  определяет принцип единства таможенной территории России3.


1Конституция Российской Федерации (с учетом поправок, внесенных Законами Российской Федерации поправках к Конституции Российской Федерации  от 30 декабря 2008 №6-ФКЗ, от 30 декабря 2008 №7-ФКЗ): Ростов н/Д: Феникс, 2012 - 63с. - ст. 15

2там же - п. «ж» ст.71

Зтам же - часть первая ст. 74

 

Конституция РФ формирует принцип законности, который является одним из основных принципов осуществления таможенного  дела в Российской Федерации. В соответствии с этим принципом: Конституция РФ 

имеет высшую силу и прямое действие на всей территории РФ; органы

государственной власти, местного самоуправления, должностные  лица и граждане обязаны соблюдать  Конституцию РФ; законы и другие нормативные акты, затрагивающие  права, свободы и обязанности  человека и гражданина, не могут  применяться без их официального опубликования для всеобщего  сведения. Законность означает также  обязательное соответствие подзаконных  актов предписаниям закона, на основании  и в развитие которых принимаются  эти подзаконные акты1. Конституция РФ формирует также такие принципы, как: равенство всех перед законом и судом2; неприкосновенность жилища3; институт обжалования и судебная защита прав и свобод4; гарантия на получение квалифицированной юридической помощи5; презумпция невиновности6; гарантия на возмещение государством вреда, причиненного незаконными действиями или бездействием органов государственной власти и их должностных лиц7; действие закона во времени8 и другие. Эти принципы относятся, прежде всего, к правоохранительной деятельности таможенных органов Российской Федерации.

Многие  другие нормы Конституции РФ также  имеют прямое отношение 

 


1 Конституция Российской Федерации (с учетом поправок, внесенных Законами Российской Федерации поправках к Конституции Российской Федерации   от 30 декабря 2008 №6-ФКЗ, от 30 декабря 2008 №7-ФКЗ): Ростов н/Д: Феникс, 2012 - 63с. - ст. 15

2 там же - ст. 19

3 там же - ст. 25

4 там же - ст. 46

5 там же - ст. 48

6 там же - ст. 49

7 там же - ст. 53

8 там же - ст. 54

к таможенно - правовому регулированию. Это, например, конституционные нормы о поддержке  конкуренции и свободе экономической  Деятельности1;

о признании  и защите равным образом частной государственной, муниципальной и иных форм собственности2; о защите достоинства личности, которая как норма общего характере относится ко всем официальным действиям таможенных органов и их должностных лиц3; об обязанности органов государственной власти и их должностных лиц обеспечивать возможность ознакомления каждого с документами и материалами, непосредственно затрагивающими его права и свободы4; о праве каждого свободно выезжать за пределы Российской Федерации и беспрепятственно возвращаться в нее и соответственно свободно вывозить и ввозить в Российскую Федерацию товары и транспортные средства5; о праве граждан обращаться лично, а также направлять индивидуальные в коллективные обращения в государственные органы в органы местного самоуправления6; о праве каждого на свободное использование своих способностей и имущества для предпринимательской деятельности, в том числе и в сфере внешнеэкономической деятельности7; и ряд других норм.

В систему  источников таможенного права входят законы Российской Федерации, регулирующие правоотношения в сфере таможенного  дела. К таким законам относятся  законы, в нормах которых закрепляются обязанности 


1Конституция Российской Федерации (с учетом поправок, внесенных Законами Российской Федерации о поправках к Конституции Российской Федерации от 30 декабря 2008 №6-ФКЗ, от 30 декабря 2008 №7-ФКЗ): Ростов н/Д: Феникс, 2012 - 63с. - часть первая ст. 8

2 там же — часть вторая ст. 8

3 там же - ст. 21

4 там же - часть вторая ст. 24

5там же - часть вторая ст. 27

6там же - ст. 33

7 там же – ст. 34

 

государственных органов и общественных организаций, юридических и физических лиц - субъектов  таможенного права, а также формулируются меры ответственности за их нарушение. Основным из таких законов является Таможенный Кодекс таможенного союза. Немаловажное место в системе источников таможенного  права занимает  Федеральные законы, например, такой как Федеральный закон от 27 ноября 2010 года №311-ФЗ «О таможенном регулировании в Российской Федерации».

Анализ  законодательства позволяет отнести  к числу источников таможенного  права также ряд федеральных  законов, которые содержат правовые нормы, регулирующие отдельные аспекты  таможенно - правовых отношений.

Комплексный характер таможенно - правовых отношений  обуславливает использование в  качестве источников таможенного права  правовых норм, содержащихся в законодательных  актах ряда иных отраслей российского  права: уголовного, уголовно-процессуального, гражданского и других. Важными и  наиболее многочисленными источниками  таможенного права являются подзаконные  правовые акты по различным аспектам таможенного дела. Выше мы обозначили их как «текущие» правовые акты, поскольку они зачастую носят  временный характер. Принятие и срок действия подобных актов обусловлены  социально - экономической обстановкой в стране на данном конкретном этапе ее истории.

Среди текущих  правовых актов верховенство имеют  нормативные указы Президента РФ, а также, утверждаемые его указами  положения, так или иначе затрагивающие  таможенно - правовую сферу. Они издаются при наличии пробелов в существующем законодательстве и утрачивают силу с принятием федеральных законов по соответствующим вопросам.

Следующую ступень в иерархии подзаконных  нормативно-правовых актов - источников таможенного права, занимают постановления  Правительства РФ, издаваемые им на основании и во исполнение Конституции РФ, федеральных законов и нормативных указов Президента РФ.

Далее, за правительственными постановлениями  в череде подзаконных источников таможенного права России следуют  ведомственные нормативно - правовые акты, издаваемые ФТС России во исполнение положений и норм, содержащихся в Таможенном кодексе таможенного союза, других федеральных законах, указах Президента и правительственных постановлениях, например, приказ ФТС России от 14.12.2012 №2563 « о внесений изменений в реестр банков, иных кредитных организаций и страховых организаций, обладающих правом банковских гарантий уплаты таможенных пошлин, налогов, утвержденных приказом ФТС России от 4 декабря 2012 года» По количественным параметрам ведомственные нормативно-правовые акты - наиболее многочисленный элемент в системе источников таможенного права.

Наиболее  распространенным видом ведомственных  нормативно - правовых актов, регулирующих правоотношения в сфере таможенного дела, являются приказы ФТС России, которая издает приказы по различным вопросам. Помимо приказов, положений и инструкций руководство ФТС России издает указания и информационные письма. Эти документы издаются с целью разъяснения порядка применения тех или иных норм таможенного законодательства, их единообразного применения территориальными органами таможенной системы, новых норм не содержат и, следовательно, в число источников таможенного права не входят. В систему источников таможенного права входят совместные акты ФТС России с другими министерствами и ведомствами России.

Информация о работе Источники таможенного права