Органы, осуществляющие судебно-экспертную деятельность их виды и полномочия

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 08 Апреля 2014 в 18:59, курсовая работа

Краткое описание

В настоящее время в Российской Федерации на законодательном уровне определены правовые основы, принципы организации и основные направления судебно-экспертной деятельности, используемой в гражданском, административном и уголовном судопроизводстве.

Содержание

Введение 3
Глава 1. Правовое регулирование судебно-экспертной деятельности 5
Глава 2. Органы, осуществляющие судебно-экспертную деятельность их виды и полномочия 14
Глава 3. Классификация судебно-экономических экспертиз и их значение в выявлении преступлений в сфере экономики 26
Заключение 34
Список источников и литературы 35

Вложенные файлы: 1 файл

СБЭ.docx

— 71.39 Кб (Скачать файл)

Содержание

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Введение

В настоящее время в Российской Федерации на законодательном уровне определены правовые основы, принципы организации и основные направления судебно-экспертной деятельности, используемой в гражданском, административном и уголовном судопроизводстве.

Задачей судебно-экспертной деятельности является оказание содействия судам, судьям, органам дознания, лицам, производящим дознание, следователям и прокурорам в установлении обстоятельств, подлежащих доказыванию по конкретному делу, посредством разрешения вопросов, требующих специальных знаний в области науки, техники, искусства или ремесла.

Актуальность выбранной темы заключается в том, что социально-экономические процессы, происходящие в стране с последние годы, обуславливают растущую общественную потребность в высококвалифицированной помощи экспертов. Такие процессы сопровождаются криминализацией общества и ростом преступности в сфере экономической деятельности. Поэтому заключения и показания экспертов-бухгалтеров играют большую роль при раскрытии экономических преступлений.

Целью курсовой работы является рассмотрение основ организации судебно-экспертной деятельности в Российской Федерации. Для достижения данной цели, поставлены следующие задачи:

  • рассмотреть правовую основу судебно-экспертной деятельности;
  • определить цели, виды и задачи судебно-экспертной деятельности;
  • установить основания и порядок назначения судебных экспертиз;
  • исследовать деятельность судебно-экспертных учреждений РФ;
  • рассмотреть виды судебно-экономических экспертиз и выявить их значение в сфере экономических преступлений.

Объектом исследования являются судебно-экспертная деятельность, органы, осуществляющие судебно-экспертную деятельность и группа судебно-экономических экспертиз.

Предмет исследования – законы, нормативно-правовые акты, регулирующие судебно экспертную деятельность, а также приказ по организации производства судебных экспертиз в судебно-экспертных учреждениях системы Министерства юстиции Российской Федерации.

 

 

 

Глава 1. Правовое регулирование судебно-экспертной деятельности

Согласно историческим источникам экспертиза документов появилась достаточно давно, в ней исследованию подвергались как графические формы - почерк, так и те движения, которыми они выполнялись. Долгое время судебно-экспертные исследования проводились случайными лицами и не имели под собой достаточной научно-методической основы. К примеру, получило развитие такое направление исследования, как графология-учение об определении характера человека по почерку. Поскольку графология базировалась не на научной основе, а лишь на некотором опыте, приобретенном сведущими лицами в процессе их профессиональной деятельности (письмоводители, дьяки), все попытки использовать ее в судебной экспертизе документов были безуспешны. Отметим, что в настоящее время эксперты-почерковеды используют некоторые признаки почерка и письма, описанные графологами, для решения таких задач, как установление пола, состояния пишущего и других1.

Действующее законодательство нормативно закрепляет понятие государственной судебно-экспертной деятельности, определение которой раскрыто в ст. 1 Федерального Закона "О Государственной судебно-экспертной деятельности в Российской Федерации" (далее - ФЗ ГСЭД).

Государственная судебно-экспертная деятельность осуществляется в процессе судопроизводства государственными судебно-экспертными учреждениями и государственными судебными экспертами (далее также - эксперт), состоит в организации и производстве судебной экспертизы2.

В качестве субъектов государственной судебно-экспертной деятельности выступают государственные судебно-экспертные учреждения, на которых возложена функция организации производства судебной экспертизы, а также государственные судебные эксперты, производящие судебные экспертизы по поручению руководителя государственного судебно-экспертного учреждения.

Однако процессуальное законодательство позволяет осуществлять производство судебной экспертизы не только государственными экспертами, но и иными лицами, которым поручено производство судебной экспертизы: работниками негосударственных экспертных организаций, неэкспертных организаций, частными экспертами.

Судебная экспертиза может проводиться как в государственном судебно-экспертном учреждении, так и в негосударственной экспертной организации, либо к экспертизе могут привлекаться конкретные лица, обладающие необходимыми специальными знаниями в области науки, технике, искусстве и ремесле.

Несмотря на то что ФЗ ГСЭД не раскрывает сущность негосударственной судебно-экспертной деятельности, тем не менее обобщающий термин "судебно-экспертная деятельность" в нем употребляется. Как следует из ст. 16 ФЗ ГСЭД, государственный судебный эксперт не вправе принимать поручения о производстве судебной экспертизы непосредственно от каких-либо органов или лиц, за исключением руководителя государственного судебно-экспертного учреждения, а также осуществлять судебно-экспертную деятельность в качестве негосударственного эксперта.

Таким образом, по логике законодателя судебно-экспертная деятельность может осуществляться как в виде деятельности государственных экспертов, так и экспертов, не являющихся работниками государственных судебно-экспертных учреждений, но производящих экспертизу в установленном процессуальным законом порядке3.

Вопросы правового регулирования производства судебных экспертиз лицами, не являющимися сотрудниками государственных судебно-экспертных учреждений, нашли свое отражение в ст. 41 ФЗ ГСЭД, однако деятельность негосударственных экспертных учреждений (организаций) в нем не отражена.

В то же время сектор негосударственных экспертных услуг сегодня активно развивается. Коммерческие и некоммерческие организации с разнообразными наименованиями и организационно-правовыми формами вступают в конкуренцию с государственными экспертными учреждениями и частными экспертами, предлагая проведение разнообразных "независимых" экспертиз. Массированная и нередко агрессивная реклама создает немалые трудности для правоприменителя в ориентации среди многообразия юридических лиц и оценке качества предлагаемых ими экспертных услуг. На практике в качестве негосударственного экспертного учреждения могут выступать не только частные учреждения, но и юридические лица с иными организационно-правовыми формами. Далеко не все они при этом имеют в качестве основной уставной цели именно производство судебной экспертизы и обладают необходимыми условиями и оборудованием для организации производства исследований в данной отрасли судебной экспертизы.

Отсутствие правовой регламентации судебно-экспертной деятельности негосударственных экспертов приводит к тому, что в качестве таковых могут привлекаться лица, хотя и имеющие специальное образование, но не обладающие всем необходимым комплексом знаний и практических навыков в данной отрасли судебной экспертизы4. Это создает дополнительные проблемы по проверке компетентности и компетенции негосударственных судебных экспертов, порождает трудности в оценке их заключения.

Понятие судебно-экспертной деятельности в судопроизводстве представляется нам более широким, чем только государственная судебно-экспертная деятельность, и подразумевает организационно-методическую деятельность государственных и негосударственных судебно-экспертных учреждений, производственную деятельность государственных судебных экспертов, а также иных экспертов из числа сведущих лиц, которые, в соответствии с действующим процессуальным законодательством, осуществляют судебно-экспертное исследование объектов экспертизы5.

Сущность судебно-экспертной деятельности состоит в организации и производстве судебной экспертизы, осуществляемой по поручению лица или органа, ее назначившего.

Судебно-экспертная деятельность основывается на принципах законности, соблюдения прав и свобод человека и гражданина, прав юридического лица, а также независимости эксперта, объективности, всесторонности и полноты исследований, проводимых с использованием современных достижений науки и техники.

Судебно-экспертная деятельность существует в пределах и в рамках судопроизводства. Действующим законодательством в понятие судопроизводства включаются не только рассмотрение и раз решение судом дела по существу, но и досудебное производство, производство по делу во всех стадиях уголовного и гражданского процесса, разрешение вопросов исполнения приговоров и решений по уголовным и гражданским делам, по делам об административных правонарушениях.

С помощью судопроизводства осуществляется защита потерпевшего от преступления, решается вопрос о возмещении ущерба гражданскому истцу, решаются вопросы об обеспечении конституционных прав и свобод человека. На основе судебного решения допускаются ограничения прав и свобод человека на неприкосновенность частной жизни; неприкосновенность жилища, заключение под стражу. В порядке судопроизводства рассматриваются жалобы на решения органов дознания, следователя, прокурора, принятые в досудебном производстве, которые мешают судебной защите.

К принципам судопроизводства относятся законность, публичность, обеспечение конституционных прав и свобод, обеспечение независимости судей, равенство всех перед законом, гласность судопроизводства, полное и объективное исследование обстоятельств дела.

Основу судебной власти в Российской Федерации составляет совокупность судебных органов различной компетенции, действующих независимо от органов представительной и исполнительной власти. Согласно ст. 118 Конституции РФ суд является единственным государственным органом, уполномоченным осуществлять правосудие как особую функцию государственной власти. Основными задачами суда при осуществлении правосудия являются защита прав и свобод граждан, конституционного строя Российской Федерации, прав и законных интересов предприятий, учреждений, организаций6.

Задачей судебно-экспертной деятельности является оказание содействия судам, судьям, органам дознания, лицам, производящим дознание, следователям и прокурорам, лицам и органам, осуществляющим рассмотрение дела об административном правонарушении в установлении обстоятельств, подлежащих доказыванию по конкретному делу, а также в собирании и исследовании доказательств, посредством разрешения вопросов, требующих специальных знаний в области науки, техники, искусства или ремесла7.

В ст. 6 ФЗ ГСЭД отмечается, что государственная судебно-экспертная деятельность осуществляется при неуклонном соблюдении равноправия граждан, их конституционных прав на свободу и личную неприкосновенность, достоинство личности, неприкосновенность частной жизни, личную и семейную тайну, защиту чести и доброго имени, а также иных прав и свобод человека и гражданина согласно общепризнанным принципам и нормам международного права и в соответствии с Конституцией РФ.

Это означает, что для судебного эксперта, руководителя судебно-экспертного учреждения не должно иметь значения, например, кем являются стороны в гражданском процессе, какое имущественное и должностное положение занимают; какова национальная или расовая принадлежность обвиняемого в разбойном нападении, в отношении которого вынесено постановление о назначении судебной портретной экспертизы; каких политических взглядов придерживается водитель, в отношении которого составлен протокол об административном правонарушении и назначена экспертиза психофизиологического состояния этого водителя и т.д.

Правовой основой судебно-экспертной деятельности являются Конституция РФ, Федеральный закон "О государственной судебно-экспертной деятельности в Российской Федерации", Гражданский процессуальный кодекс РФ, Арбитражный процессуальный кодекс РФ, Уголовно-процессуальный кодекс РФ, Кодекс РФ об административных правонарушениях, Таможенный кодекс таможенного союза, Налоговый кодекс РФ, законодательство Российской Федерации о здравоохранении, другие федеральные законы, а также нормативные правовые акты федеральных органов исполнительной власти, регулирующие организацию и производство судебной экспертизы.

Так, приказом Минюста РФ от 20 декабря 2002 г. N 347 утверждена Инструкция по организации производства судебных экспертиз в судебно-экспертных учреждениях системы Министерства юстиции Российской Федерации, которая определяет условия и порядок деятельности указанных учреждений, права и обязанности экспертов и руководителей судебно-экспертных учреждений, их дисциплинарную юрисдикцию. За неисполнение или ненадлежащее исполнение работником СЭУ по его вине возложенных на него трудовых обязанностей, в том числе нарушение порядка производства судебной экспертизы и иное недобросовестное отношение к обязанностям эксперта, руководитель СЭУ имеет право применить к нему дисциплинарное взыскание8.

Определенная специфика свойственна судебно-экспертной деятельности, когда в ходе производства судебной экспертизы (как правило, это судебные медицинские и судебные психиатрические экспертизы) исследованию непосредственно подвергается человек (живое лицо). Это нашло свое отражение в ряде норм процессуального законодательства (ст. 203 УПК РФ, 283 ГПК РФ), в ст. 26-36 ФЗ ГСЭД, а также в иных федеральных законах.

Правоспособность гражданина, решившего заняться судебно-экспертной деятельностью в государственном экспертном учреждении, ограничена не только условиями наличия у него необходимого образования, знаний и профессионального опыта, но и тем обстоятельством, что многие государственные экспертные учреждения принадлежат ведомствам с особыми условиями приема на работу сотрудников9. Имеются в виду государственные экспертные учреждения Министерства внутренних дел, Федеральной службы безопасности и т.д. Правоспособность субъектов, желающих работать в качестве экспертов в этих государственных экспертных учреждениях, ограничивается дополнительными условиями, например возрастом, состоянием здоровья, и регламентируется соответствующими федеральными законами.

Анализ норм, регламентирующих судебно-экспертную деятельность в таможенной и в налоговой сферах, показывает, что в этих сферах экспертизы (исследования) производятся не только в процессе рассмотрения дела о правонарушении, но и при осуществлении проверочных процедур. Причем не накладывается никаких ограничений на использование полученных результатов в доказывании. Так, в ст. 144Таможенного кодекса Таможенного Союза (ТК ТС) указывается, что в целях таможенного оформления таможенные органы Российской Федерации вправе брать пробы и образцы товаров и проводить их исследование (экспертизу); в ст. 138 ТК РФ отмечается, что для оказания содействия в проведении таможенного контроля таможенные органы Российской Федерации вправе привлекать специалистов и экспертов10. Эксперт может быть привлечен и для участия в производстве по делу о нарушении таможенных правил и в его рассмотрении (согласно ст. 25.9 КоАП РФ). Таким образом, фактически устанавливается возможность назначения и производства экспертизы не только после начала производства по делу (этого производства может вообще не быть, если нет нарушений таможенных правил), но и при осуществлении проверочных процедур (таможенного оформления и таможенного контроля). При этом экспертиза, упоминаемая в ТК ТС, безусловно, является судебной экспертизой.

Информация о работе Органы, осуществляющие судебно-экспертную деятельность их виды и полномочия