Органы, осуществляющие судебно-экспертную деятельность их виды и полномочия
Автор работы: Пользователь скрыл имя, 08 Апреля 2014 в 18:59, курсовая работа
Краткое описание
В настоящее время в Российской Федерации на законодательном уровне определены правовые основы, принципы организации и основные направления судебно-экспертной деятельности, используемой в гражданском, административном и уголовном судопроизводстве.
Содержание
Введение 3 Глава 1. Правовое регулирование судебно-экспертной деятельности 5 Глава 2. Органы, осуществляющие судебно-экспертную деятельность их виды и полномочия 14 Глава 3. Классификация судебно-экономических экспертиз и их значение в выявлении преступлений в сфере экономики 26 Заключение 34 Список источников и литературы 35
В настоящее время в Российской
Федерации на законодательном уровне
определены правовые основы, принципы
организации и основные направления судебно-экспертной
деятельности, используемой в гражданском,
административном и уголовном судопроизводстве.
Задачей судебно-экспертной
деятельности является оказание содействия
судам, судьям, органам дознания, лицам,
производящим дознание, следователям
и прокурорам в установлении обстоятельств,
подлежащих доказыванию по конкретному
делу, посредством разрешения вопросов,
требующих специальных знаний в области
науки, техники, искусства или ремесла.
Актуальность выбранной темы заключается
в том, что социально-экономические процессы,
происходящие в стране с последние годы,
обуславливают растущую общественную
потребность в высококвалифицированной
помощи экспертов. Такие процессы сопровождаются
криминализацией общества и ростом преступности
в сфере экономической деятельности. Поэтому заключения и показания
экспертов-бухгалтеров играют большую
роль при раскрытии экономических преступлений.
Целью курсовой работы
является рассмотрение основ организации
судебно-экспертной деятельности в Российской
Федерации. Для достижения данной цели,
поставлены следующие задачи:
рассмотреть правовую основу судебно-экспертной деятельности;
определить цели, виды и задачи судебно-экспертной деятельности;
установить основания и порядок
назначения судебных экспертиз;
исследовать деятельность судебно-экспертных
учреждений РФ;
рассмотреть виды судебно-экономических
экспертиз и выявить их значение в сфере
экономических преступлений.
Объектом исследования являются судебно-экспертная
деятельность, органы, осуществляющие
судебно-экспертную деятельность и группа
судебно-экономических экспертиз.
Предмет исследования – законы, нормативно-правовые
акты, регулирующие судебно экспертную
деятельность, а также приказ по организации
производства судебных экспертиз в судебно-экспертных
учреждениях системы Министерства юстиции
Российской Федерации.
Глава 1. Правовое регулирование
судебно-экспертной деятельности
Согласно историческим источникам
экспертиза документов появилась достаточно
давно, в ней исследованию подвергались
как графические формы - почерк, так и те
движения, которыми они выполнялись. Долгое
время судебно-экспертные исследования
проводились случайными лицами и не имели
под собой достаточной научно-методической
основы. К примеру, получило развитие такое
направление исследования, как графология-учение
об определении характера человека по
почерку. Поскольку графология базировалась
не на научной основе, а лишь на некотором
опыте, приобретенном сведущими лицами
в процессе их профессиональной деятельности
(письмоводители, дьяки), все попытки использовать
ее в судебной экспертизе документов были
безуспешны. Отметим, что в настоящее время
эксперты-почерковеды используют некоторые
признаки почерка и письма, описанные
графологами, для решения таких задач,
как установление пола, состояния пишущего
и других1.
Действующее законодательство
нормативно закрепляет понятие государственной
судебно-экспертной деятельности, определение
которой раскрыто в ст. 1 Федерального
Закона "О Государственной судебно-экспертной
деятельности в Российской Федерации"
(далее - ФЗ ГСЭД).
Государственная судебно-экспертная
деятельность осуществляется в процессе
судопроизводства государственными судебно-экспертными
учреждениями и государственными судебными
экспертами (далее также - эксперт), состоит
в организации и производстве судебной
экспертизы2.
В качестве субъектов государственной
судебно-экспертной деятельности выступают
государственные судебно-экспертные учреждения,
на которых возложена функция организации
производства судебной экспертизы, а также
государственные судебные эксперты, производящие
судебные экспертизы по поручению руководителя
государственного судебно-экспертного
учреждения.
Однако процессуальное законодательство
позволяет осуществлять производство
судебной экспертизы не только государственными
экспертами, но и иными лицами, которым
поручено производство судебной экспертизы:
работниками негосударственных экспертных
организаций, неэкспертных организаций,
частными экспертами.
Судебная экспертиза может
проводиться как в государственном судебно-экспертном
учреждении, так и в негосударственной
экспертной организации, либо к экспертизе
могут привлекаться конкретные лица, обладающие
необходимыми специальными знаниями в
области науки, технике, искусстве и ремесле.
Несмотря на то что ФЗ ГСЭД не
раскрывает сущность негосударственной
судебно-экспертной деятельности, тем
не менее обобщающий термин "судебно-экспертная
деятельность" в нем употребляется.
Как следует из ст. 16 ФЗ ГСЭД, государственный
судебный эксперт не вправе принимать
поручения о производстве судебной экспертизы
непосредственно от каких-либо органов
или лиц, за исключением руководителя
государственного судебно-экспертного
учреждения, а также осуществлять судебно-экспертную
деятельность в качестве негосударственного
эксперта.
Таким образом, по логике законодателя
судебно-экспертная деятельность может
осуществляться как в виде деятельности
государственных экспертов, так и экспертов,
не являющихся работниками государственных
судебно-экспертных учреждений, но производящих
экспертизу в установленном процессуальным
законом порядке3.
Вопросы правового регулирования
производства судебных экспертиз лицами,
не являющимися сотрудниками государственных
судебно-экспертных учреждений, нашли
свое отражение в ст. 41 ФЗ ГСЭД, однако
деятельность негосударственных экспертных
учреждений (организаций) в нем не отражена.
В то же время сектор негосударственных
экспертных услуг сегодня активно развивается.
Коммерческие и некоммерческие организации
с разнообразными наименованиями и организационно-правовыми
формами вступают в конкуренцию с государственными
экспертными учреждениями и частными
экспертами, предлагая проведение разнообразных
"независимых" экспертиз. Массированная
и нередко агрессивная реклама создает
немалые трудности для правоприменителя
в ориентации среди многообразия юридических
лиц и оценке качества предлагаемых ими
экспертных услуг. На практике в качестве
негосударственного экспертного учреждения
могут выступать не только частные учреждения,
но и юридические лица с иными организационно-правовыми
формами. Далеко не все они при этом имеют
в качестве основной уставной цели именно
производство судебной экспертизы и обладают
необходимыми условиями и оборудованием
для организации производства исследований
в данной отрасли судебной экспертизы.
Отсутствие правовой регламентации
судебно-экспертной деятельности негосударственных
экспертов приводит к тому, что в качестве
таковых могут привлекаться лица, хотя
и имеющие специальное образование, но
не обладающие всем необходимым комплексом
знаний и практических навыков в данной
отрасли судебной экспертизы4. Это создает дополнительные
проблемы по проверке компетентности
и компетенции негосударственных судебных
экспертов, порождает трудности в оценке
их заключения.
Понятие судебно-экспертной
деятельности в судопроизводстве представляется
нам более широким, чем только государственная
судебно-экспертная деятельность, и подразумевает
организационно-методическую деятельность
государственных и негосударственных
судебно-экспертных учреждений, производственную
деятельность государственных судебных
экспертов, а также иных экспертов из числа
сведущих лиц, которые, в соответствии
с действующим процессуальным законодательством,
осуществляют судебно-экспертное исследование
объектов экспертизы5.
Сущность судебно-экспертной
деятельности состоит в организации и
производстве судебной экспертизы, осуществляемой
по поручению лица или органа, ее назначившего.
Судебно-экспертная деятельность
основывается на принципах законности,
соблюдения прав и свобод человека и гражданина,
прав юридического лица, а также независимости
эксперта, объективности, всесторонности
и полноты исследований, проводимых с
использованием современных достижений
науки и техники.
Судебно-экспертная деятельность
существует в пределах и в рамках судопроизводства.
Действующим законодательством в понятие
судопроизводства включаются не только
рассмотрение и раз решение судом дела
по существу, но и досудебное производство,
производство по делу во всех стадиях
уголовного и гражданского процесса, разрешение
вопросов исполнения приговоров и решений
по уголовным и гражданским делам, по делам
об административных правонарушениях.
С помощью судопроизводства
осуществляется защита потерпевшего от
преступления, решается вопрос о возмещении
ущерба гражданскому истцу, решаются вопросы
об обеспечении конституционных прав
и свобод человека. На основе судебного
решения допускаются ограничения прав
и свобод человека на неприкосновенность
частной жизни; неприкосновенность жилища,
заключение под стражу. В порядке судопроизводства
рассматриваются жалобы на решения органов
дознания, следователя, прокурора, принятые
в досудебном производстве, которые мешают
судебной защите.
К принципам судопроизводства
относятся законность, публичность, обеспечение
конституционных прав и свобод, обеспечение
независимости судей, равенство всех перед
законом, гласность судопроизводства,
полное и объективное исследование обстоятельств
дела.
Основу судебной власти в Российской
Федерации составляет совокупность судебных
органов различной компетенции, действующих
независимо от органов представительной
и исполнительной власти. Согласно ст.
118 Конституции РФ суд является единственным
государственным органом, уполномоченным
осуществлять правосудие как особую функцию
государственной власти. Основными задачами
суда при осуществлении правосудия являются
защита прав и свобод граждан, конституционного
строя Российской Федерации, прав и законных
интересов предприятий, учреждений, организаций6.
Задачей судебно-экспертной
деятельности является оказание содействия
судам, судьям, органам дознания, лицам,
производящим дознание, следователям
и прокурорам, лицам и органам, осуществляющим
рассмотрение дела об административном
правонарушении в установлении обстоятельств,
подлежащих доказыванию по конкретному
делу, а также в собирании и исследовании
доказательств, посредством разрешения
вопросов, требующих специальных знаний
в области науки, техники, искусства или
ремесла7.
В ст. 6 ФЗ ГСЭД отмечается, что
государственная судебно-экспертная деятельность
осуществляется при неуклонном соблюдении
равноправия граждан, их конституционных
прав на свободу и личную неприкосновенность,
достоинство личности, неприкосновенность
частной жизни, личную и семейную тайну,
защиту чести и доброго имени, а также
иных прав и свобод человека и гражданина
согласно общепризнанным принципам и
нормам международного права и в соответствии
с Конституцией РФ.
Это означает, что для судебного
эксперта, руководителя судебно-экспертного
учреждения не должно иметь значения,
например, кем являются стороны в гражданском
процессе, какое имущественное и должностное
положение занимают; какова национальная
или расовая принадлежность обвиняемого
в разбойном нападении, в отношении которого
вынесено постановление о назначении
судебной портретной экспертизы; каких
политических взглядов придерживается
водитель, в отношении которого составлен
протокол об административном правонарушении
и назначена экспертиза психофизиологического
состояния этого водителя и т.д.
Правовой основой судебно-экспертной
деятельности являются Конституция РФ,
Федеральный закон "О государственной
судебно-экспертной деятельности в Российской
Федерации", Гражданский процессуальный
кодекс РФ, Арбитражный процессуальный
кодекс РФ, Уголовно-процессуальный кодекс
РФ, Кодекс РФ об административных правонарушениях,
Таможенный кодекс таможенного союза,
Налоговый кодекс РФ, законодательство
Российской Федерации о здравоохранении,
другие федеральные законы, а также нормативные
правовые акты федеральных органов исполнительной
власти, регулирующие организацию и производство
судебной экспертизы.
Так, приказом Минюста РФ от
20 декабря 2002 г. N 347 утверждена Инструкция
по организации производства судебных
экспертиз в судебно-экспертных учреждениях
системы Министерства юстиции Российской
Федерации, которая определяет условия
и порядок деятельности указанных учреждений,
права и обязанности экспертов и руководителей
судебно-экспертных учреждений, их дисциплинарную
юрисдикцию. За неисполнение или ненадлежащее
исполнение работником СЭУ по его вине
возложенных на него трудовых обязанностей,
в том числе нарушение порядка производства
судебной экспертизы и иное недобросовестное
отношение к обязанностям эксперта, руководитель
СЭУ имеет право применить к нему дисциплинарное
взыскание8.
Определенная специфика свойственна
судебно-экспертной деятельности, когда
в ходе производства судебной экспертизы
(как правило, это судебные медицинские
и судебные психиатрические экспертизы)
исследованию непосредственно подвергается
человек (живое лицо). Это нашло свое отражение
в ряде норм процессуального законодательства
(ст. 203 УПК РФ, 283 ГПК РФ), в ст. 26-36 ФЗ ГСЭД,
а также в иных федеральных законах.
Правоспособность гражданина,
решившего заняться судебно-экспертной
деятельностью в государственном экспертном
учреждении, ограничена не только условиями
наличия у него необходимого образования,
знаний и профессионального опыта, но
и тем обстоятельством, что многие государственные
экспертные учреждения принадлежат ведомствам
с особыми условиями приема на работу
сотрудников9. Имеются в виду государственные
экспертные учреждения Министерства внутренних
дел, Федеральной службы безопасности
и т.д. Правоспособность субъектов, желающих
работать в качестве экспертов в этих
государственных экспертных учреждениях,
ограничивается дополнительными условиями,
например возрастом, состоянием здоровья,
и регламентируется соответствующими
федеральными законами.
Анализ норм, регламентирующих
судебно-экспертную деятельность в таможенной
и в налоговой сферах, показывает, что
в этих сферах экспертизы (исследования)
производятся не только в процессе рассмотрения
дела о правонарушении, но и при осуществлении
проверочных процедур. Причем не накладывается
никаких ограничений на использование
полученных результатов в доказывании.
Так, в ст. 144Таможенного кодекса Таможенного
Союза (ТК ТС) указывается, что в целях
таможенного оформления таможенные органы
Российской Федерации вправе брать пробы
и образцы товаров и проводить их исследование
(экспертизу); в ст. 138 ТК РФ отмечается,
что для оказания содействия в проведении
таможенного контроля таможенные органы
Российской Федерации вправе привлекать
специалистов и экспертов10. Эксперт может быть привлечен
и для участия в производстве по делу о
нарушении таможенных правил и в его рассмотрении
(согласно ст. 25.9 КоАП РФ). Таким образом,
фактически устанавливается возможность
назначения и производства экспертизы
не только после начала производства по
делу (этого производства может вообще
не быть, если нет нарушений таможенных
правил), но и при осуществлении проверочных
процедур (таможенного оформления и таможенного
контроля). При этом экспертиза, упоминаемая
в ТК ТС, безусловно, является судебной
экспертизой.