Введение
В настоящее время таможенно-тарифное
регулирование становится не только инструментом
общей экономической политики на национальном
уровне, но и объектом регулирующей деятельности
международных экономических организаций,
в первую очередь ВТО. Деятельность ВТО
направлена на формирование общих принципов,
норм, правил и инструментов таможенно-тарифного
регулирования с целью свести к минимуму
препятствия для развития международной
торговли.
Актуальность темы курсовой работы определяется
тем, что в условиях перехода страны к
рыночной экономике возникла необходимость
в создании адекватного таможенно-тарифного
регулирования внешнеэкономической деятельности,
как составной части системы государственного
управления этой важной сферой. Включаясь
в решение внутренних и внешних хозяйственно-политических
задач, таможенное регулирование участвует
в структурной перестройке экономики,
в интеграции страны в международное разделение
труда и в формировании новых международных
отношений.
Таможенная политика, являясь
основой таможенного дела, представляет
собой систему мер, направленную на обеспечение
национальных и государственных интересов,
формирует и закрепляет способы и средства
достижения государственных целей. Таможенное дело напрямую влияет
на процессы международного товарообмена.
При этом соблюдение баланса интересов
между всеми государствами-участниками
внешнеэкономической деятельности, следование
принципу соблюдения неприкосновенности национального экономического
суверенитета позволяют определить проблему
унификации и гармонизации таможенных
процедур как наиболее важную и актуальную
в современном международном таможенном праве.
Проблема единообразного правового регулирования
таможенных процедур является актуальной
и представляет значительный интерес.
Правовое регулирование таможенных
процедур является неотъемлемой составной
частью современного механизма осуществления
внешнеэкономической деятельности хозяйствующих
субъектов государств-членов Таможенного
союза. В этой связи правовые нормы, регулирующие
применение таможенных процедур, занимают
в таможенном законодательстве одну из
ключевых позиций.
Соблюдение таможенного законодательства
обеспечивает стабильность товарооборота
между государствами и субъектами хозяйствования.
Необходимо отметить, что сфера таможенных
режимов (процедур) претерпела некоторые
изменения в связи с принятием Таможенного
кодекса Таможенного союза.
Целью работы является изучение особенностей применения таможенных
процедур в Таможенном союзе.
Необходимость достижения указанной
цели определила постановку и решение
следующих взаимосвязанных задач:
1. Определить понятие и сущность
таможенной процедуры.
2. Выявить особенности регламентации
таможенных процедур в условиях Таможенного
союза.
3. Рассмотреть основные виды
и правовое регулирование таможенных
процедур в Таможенном союзе.
Объектом исследования является совокупность общественных
отношений, складывающихся в процессе
применения таможенных процедур.
Предметом исследования являются правовые нормы, регулирующие
применение таможенных процедур в условиях
функционирования единой таможенной территории
Таможенного союза.
Информационной базой для написания курсовой работы
послужили международные нормативно-правовые
акты в сфере таможенного дела, таможенное
законодательство Таможенного союза,
законодательство Российской Федерации
о регулировании внешней торговли, научная
и учебная литература, посвященная аспектам
таможенного регулирования внешней торговли.
Структура и объем
работы. Курсовая работа состоит из
введения, двух глав, содержащих пять параграфов,
заключения, списка использованной литературы,
включающего 11 источников, содержит 47
страниц текста.
1.Таможенно-тарифное регулирование
внешнеэкономической деятельности
1.1 Таможенный тариф
как инструмент регулирования внешнеэкономической
деятельности
Таможенно-тарифное регулирование
- метод государственного регулирования
внешней торговли товарами, осуществляемый
путем применения ввозных и вывозных таможенных
пошлин, а также таможенных процедур (по
ФЗ № 164 "Об основах государственного
регулирования внешнеторговой деятельности").
Таможенное регулирование в
Российской Федерации в соответствии
с таможенным законодательством Таможенного
союза и законодательством Российской
Федерации заключается в установлении
порядка и правил регулирования таможенного
дела в Российской Федерации. Таможенное
дело в Российской Федерации представляет
собой совокупность средств и методов
обеспечения соблюдения мер таможенно-тарифного
регулирования, а также запретов и ограничений
при ввозе товаров в Российскую Федерацию
и вывозе товаров из Российской Федерации.
В Российской Федерации применяются
меры таможенно-тарифного регулирования,
запреты и ограничения, затрагивающие
внешнюю торговлю товарами, предусмотренные
международными договорами, составляющими
договорно-правовую базу Таможенного
союза, и принимаемыми в соответствии
с указанными договорами актами органов
Таможенного союза.
Таможенные органы составляют
единую федеральную централизованную
систему.
В государственном регулировании
внешней торговли России используются
все общепринятые в мировой практике методы
и инструменты таможенно-тарифного регулирования.
Основным элементом механизма тарифного
регулирования служит таможенный тариф,
который представляет собой систематизированный
перечень ставок, определяющих размер
платы по импортным и экспортным товарам,
т.е. таможенные пошлины.
Таможенные тарифы имеют все
страны мира. Современные тарифы унифицированы
на базе Гармонизированной системы описания
и кодирования товаров, что облегчает
пользование тарифами на разных языках
и сопоставление ставок пошлин на одинаковые
товары. Тариф, используемый на территории
Российской Федерации, являет собой образец
договорного, или конвенционного тарифа,
так как он устанавливается по взаимному
соглашению государств. Антиподом ему
выступает автономный тариф, определяемый
государством самостоятельно.1
Функции таможенного тарифа:
Протекционизм - защита отечественных
товаров от иностранной конкуренции
Фискальная - обеспечение поступления средств в госбюджет.
Особое значение имеет фискальная
функция, поскольку таможенные пошлины
в России составляют одну из важнейших
статей доходной части федерального бюджета.
Фискальная функция таможенного
тарифа является наиболее актуальной
для России, и если в развитых странах
доходы от таможенных платежей составляют
небольшую долю поступлений в государственный
бюджет (например, в США – не более 1,5%),
то в российском бюджете – до 40–50% его
доходной части. В соответствии с требованиями
развития мирового хозяйства и ВТО назрела
необходимость снижения средней ставки
таможенного тарифа, поэтому необходимы
поиски новых подходов к исследованию
таможенно-тарифных отношений, переориентации
таможенного тарифа с выполнения фискальной
функции на регулирующую, а в определенной
степени и протекционистскую, поскольку
она выполняет роль защиты национального
производителя.
Страна имеет тем больше возможностей
для маневра в ходе переговоров по согласованию
взаимных тарифных уступок, чем больше
товарных позиций содержится в ее импортном
таможенном тарифе. Развитость товарной
номенклатуры является косвенным показателем
уровня развития системы внешнеторгового
регулирования в стране. Для стран с неразвитой
системой регулирования характерны слабо
детализированные импортные тарифы. Степень
дифференциации тарифа зависит как от
применяемой товарной номенклатуры, так
и от того, насколько полно она используется.
Наибольшее использование имеет Гармонизированная
система описания и кодирования товаров,
которая является основой товарных номенклатур
практически всех крупных государств.2
Для общей характеристики
и сопоставления таможенных тарифов используют
обобщенные показатели уровня ставок
таможенного тарифа. Для характеристики
таможенного тарифа в целом, а также для
анализа положения в области обложения
пошлинами крупных товарных групп, подгрупп,
разделов используются показатели среднего
уровня тарифных ставок. Существуют и
другие показатели, которые касаются не
только уровня обложения, но и структуры
тарифа. Такими показателями являются,
например, максимальный уровень ставок
тарифа (пиковые ставки тарифа), удельный
вес товаров, пользующихся режимом беспошлинного
ввоза и др.
Необходимость цифровых кодов
обусловлена тем, что они используются
для определения ставок таможенных пошлин,
так как на основе ТН ВЭД составляется
таможенный тариф - система таких ставок.
Основополагающей характеристикой ТН
ВЭД является "строгое соблюдение правила
однозначного отнесения товаров к классификационным
группировкам".
Таким образом, таможенный тариф
устанавливает соотношение между товарной
номенклатурой и ставками таможенной
пошлины. Главный вектор развития таможенного
тарифа - создание наиболее приоритетных
направлений в структуре российской экономики.
При этом должны быть учтены и максимально
сбалансированы интересы государства
и общества в соответствии с проблемами,
условиями, целями и возможностями, имеющимися
в стране.3
Использование таможенного
тарифа, содержащего оптимальные ставки
таможенных пошлин, обладает рядом достоинств.
Так, если страна может оказывать влияние
на мировые цены, оптимальный уровень
ставки таможенной пошлины может принести
ей существенный выигрыш.
Таможенная пошлина – обязательный
взнос, взимаемый таможенными органами
РФ при ввозе товара на таможенную территорию
РФ или вывозе товара с этой территории
и являющийся неотъемлемым условием такого
ввоза или вывоза (п. 5 ст. 5 Закона РФ «О таможенном
тарифе»).
Таможенная пошлина носит характер
косвенного налога. Назначение таможенной
пошлины двояко, во-первых, таможенная
пошлина может рассматриваться как источник
пополнения государственного бюджета,
поскольку в соответствии со ст. 19 Закона
РФ «Об основах налоговой системы Российской
Федерации» отнесена к федеральным налогам
а, во-вторых, как способ регулирования
ввоза товаров на таможенную территорию
РФ и вывоза за ее пределы (с целью защиты
российских производителей товаров и
обеспечения внутреннего рынка необходимой
продукцией).
1.2 Нормативно-правовые
основы осуществления тарифного регулирования
в РФ
При осуществлении внешнеэкономической
и торговой деятельности субъекты сталкиваются
со сложной системой общественных отношений,
связанной с перемещением товаров и транспортных
средств через таможенную границу РФ посредством
таможенного регулирования и регулируемой
определенными нормами и правилами.
Согласно ч.2 ст.3 ТК РФ таможенное
законодательство состоит из действующего
Таможенного кодекса РФ и принятых в соответствии
с ним иных федеральных законов. Они именуются
актами таможенного законодательства.
Однако круг источников таможенного права
гораздо шире. Иерархия нормативно-правовых
актов, являющихся источниками таможенного
права, является традиционной: Конституция
РФ, законы и подзаконные акты.
Комплексный характер таможенного
законодательства находит свое выражение
в системе принципов правового регулирования
таможенно- тарифной политики. Часть этих
принципов представляют собой административно-правовые
принципы регулирования внешнеторговой
деятельности и перемещения товаров и
транспортных средств через таможенную
границу.
Исторически формирование системы
нормативно-правового регулирования в
ТС началось еще в начале 1995 года с подписанием
Соглашения о Таможенном союзе между Российской
Федерацией и Республикой Беларусь от
6 января 1995 год, к которому 20 февраля 1995
года присоединился Казахстан. На тот
момент, невзирая на мнения специалистов
из таможенных ведомств, руководители
приняли решение, что таможенный союз
можно построить путем введения единого
таможенно-тарифного регулирования и
унификации таможенного законодательства.
Время показало обратное и с учетом того
негативного, а может и полезного опыта
и с подписанием Договора о Таможенном
союзе и Едином экономическом пространстве
от 26 февраля 1999 года (вступил в силу 23.12.1999г.
в РБ, РК и 02.07.2001г. в РФ) фактически началось
формирование существующей системы нормативно-правового
регулирования в ТС.
В целях формирования правовой
базы таможенного союза подписаны международные
документы, направленные на унификацию
таможенного администрирования, включая
определение порядка декларирования,
а также таможенного оформления и таможенного
контроля товаров, уплаты таможенных платежей
на единой таможенной территории, обеспечение
единообразного применения правил определения
таможенной стоимости товаров и страны
происхождения товаров из развивающихся
и наименее развитых стран.
Таможенно-тарифное регулирование
является наиболее важным и трудоемким
процессом, который включает в себя несколько
взаимосвязанных операций:
- определение страны прохождения
товара;
- определение таможенной стоимости
товара;
- определение таможенных платежей.
Вопросы, связанные с определением
страны происхождения товаров, перемещаемых
через таможенную границу, стали предметом
регулирования нового Таможенного кодекса.
В ст. 25 Закона РФ «О таможенном
тарифе» сформулировано требование, по
которому принципы определения страны
происхождения товара должны основываться
на существующей международной практике.
В соответствии с общепринятым
в международной практике определением
страны происхождения товара под ней понимается
та страна, в которой товар был полностью
произведен или подвергнут достаточной
переработке. Критерий достаточной переработки
используется, когда в производстве товара
участвуют две и более страны, и означает,
что товар считается происходящим из той
страны, в которой он был, подвергнут существенной
последней переработке, достаточной для
придания товару его характерных свойств.
Таможенный орган вправе требовать
подтверждения страны происхождения товара
в следующих случаях:
если стране происхождения ввозимого товара Российская Федерация предоставляет тарифные преференции в соответствии с международными договорами или законодательством Российской Федерации;