Автор работы: Пользователь скрыл имя, 30 Марта 2014 в 12:22, курсовая работа
Перемещение товаров и транспортных средств через таможенную границу во всех случаях связано с соблюдением субъектами ВЭД и всеми участниками таможенных правоотношений определенных условий и требований, установленных законодательством. При этом таможенные органы обеспечивают соблюдение законодательства в части, связанной с перемещением этих товаров и транспортных средств через таможенную границу. Для того, что бы разобраться с условиями и требованиями перемещения, следует понимать значение терминов перемещение товаров и принципы перемещения товаров в таможенном деле.
ГЛАВА 1
ОСНОВОПОЛАГАЮЩИЕ ПРИНЦИПЫ ПЕРЕМЕЩЕНИЯ ТОВАРОВ И ТРАНСПОРТНЫХ СРЕДСТВ ЧЕРЕЗ ТАМОЖЕННУЮ ГРАНИЦУ
Перемещение товаров и транспортных средств через таможенную границу во всех случаях связано с соблюдением субъектами ВЭД и всеми участниками таможенных правоотношений определенных условий и требований, установленных законодательством. При этом таможенные органы обеспечивают соблюдение законодательства в части, связанной с перемещением этих товаров и транспортных средств через таможенную границу. Для того, что бы разобраться с условиями и требованиями перемещения, следует понимать значение терминов перемещение товаров и принципы перемещения товаров в таможенном деле.
Согласно статье 4 таможенного кодекса Таможенного союза (далее ТК ТС) под перемещением товаров через таможенную границу понимается ввоз товаров на таможенную территорию Таможенного союза (далее ТС) или вывоз товаров с таможенной территории Таможенного союза. В соответствии с той же статьей ввоз товаров на таможенную территорию ТС – совершение действий, связанных с пересечением таможенной границы, в результате которых товары прибыли на таможенную территорию ТС любым способом, включая пересылку в международных почтовых отправлениях, использование трубопроводного транспорта и линий электропередачи, до их выпуска таможенными органами, а вывоз товаров с таможенной территории ТС – совершение действий, направленных на вывоз товаров с таможенной территории ТС любым способом, включая пересылку в международных почтовых отправлениях, использование трубопроводного транспорта и линий электропередачи, до фактического пересечения таможенной границы. [14]
Как видно из определений трубопровод относится к виду транспорта, осуществляющего передачу на расстояние жидких и газообразных продуктов по трубопроводам. Трубопроводный транспорт предназначен главным образом для транспортировки газа и нефти. Международные почтовые отправления – почтовые отправления, принимаемые для пересылки за пределы таможенной территории ТС, поступающие на таможенную территорию ТС либо следующие транзитом через эту территорию и сопровождаемые документами, предусмотренными актами Всемирного почтового союза. Линии электропередачи – система энергетического оборудования, предназначенная для передачи электроэнергии посредством электрического тока.
Под товарами понимается любое движимое имущество, а также иные перемещаемые вещи, приравненные к недвижимому имуществу в соответствии с законодательными актами, в том числе валюта, валютные ценности, электрическая, тепловая, иные виды энергии и транспортные средства. При этом не имеет значения, для чего эти товары перемещаются: для продажи, бартера, демонстрации, потребления и т.д.
Разобравшись со значением вышеперечисленных категорий можно перейти непосредственно к изучению принципов перемещения товаров и транспортных средств через таможенную границу.
Основные принципы перемещения товаров и транспортных средств через таможенную границу — это фундаментальные правовые требования, на основе соблюдения которых всеми участниками таможенно-правовых отношений должно осуществляться правовое регулирование порядка перемещения товаров и транспортных средств через таможенную границу.[1]
Перемещение через таможенную границу строится на общих принципах законности, защиты национальных интересов, равноправия, оперативности, взаимодействия с государственными органами и иными субъектами ВЭД.
Однако следует выделить несколько важнейших, основополагающих принципов применительно к сфере таможенного дела. В главе 15 ТК ТС закреплены основные принципы проведения таможенного контроля (глава 29 ТК Республики Беларусь). Эти принципы от части относятся и к перемещению товаров и транспортных средств в целом. Можно выделить следующие принципы:
- равное право всех лиц на ввоз и вывоз товаров и транспортных средств;
- соблюдение запретов и ограничений;
- обязательность
таможенного оформления и
- использование системы управления рисками;
- определенность места и времени пересечения таможенной границы;
- регламентированность
порядка пользования и
Сущность данных принципов будет раскрыта в нижеследующих разделах.
Принцип равного права всех лиц на перемещение товаров и транспортных средств через таможенную границу.
Суть этого принципа перемещения через таможенную границу заключается в том, что все юридические и физические лица на равных основаниях имеют право на перемещение товаров и транспортных средств. Это право соответствует нормам Конституции Республики Беларусь, закрепившим за каждым (т. е. независимо от принадлежности к белорусскому гражданству) возможность свободно передвигаться и выбирать место жительства в пределах Республики Беларусь, покидать ее и беспрепятственно возвращаться обратно. [7]
Так, в соответствии со ст. 13 Конституции государство предоставляет всем равные права для осуществления хозяйственной и иной деятельности, кроме запрещенной законом, и гарантирует равную защиту, равные условия для развития всех форм собственности, равные возможности свободного использования способностей и имущества для предпринимательской и иной не запрещенной законом деятельности, в том числе и во внешнеэкономической сфере.
Юридическое равенство признается за всеми лицами, перемещающими товары, независимо от того, являются ли они собственниками товаров, их покупателями, владельцами или выступают в ином качестве, достаточном для совершения с товарами действий, предусмотренных законодательством, от собственного имени. Никто не может быть лишен этого права или ограничен в нем, за исключением случаев, предусмотренных ТК ТС, законодательными актами Президента, международными договорами и другими законодательными актами. [20, c. 4]
Порядок перемещения через таможенную границу белорусских рублей, ценных бумаг, иностранной валюты и иных валютных ценностей регулируется валютным законодательством.
Принцип соблюдения запретов и ограничений.
Данный принцип заключается в том, что перемещение товаров через таможенную границу осуществляется с соблюдением запретов и ограничений, в том числе и в отношении товаров, следующих транзитом, если иное не установлено законодательством. [5]
В соответствии со ст. 4 ТК ТС запреты и ограничения – это комплекс мер, применяемых в отношении товаров, перемещаемых через таможенную границу, включающий меры нетарифного регулирования, меры, затрагивающие внешнюю торговлю товарами и вводимые исходя из национальных интересов, особые виды запретов и ограничений внешней торговли товарами, меры экспортного контроля, в том числе в отношении продукции военного назначения, технического регулирования, а также санитарно-эпидемиологические, ветеринарные, карантинные, фитосанитарные и радиационные требования, которые установлены международными договорами государств – членов ТС, решениями Комиссии ТС и нормативными правовыми актами государств – членов ТС, изданными в соответствии с международными договорами государств – членов ТС.
Перечень оснований, по которым может быть запрещен ввоз и вывоз отдельных товаров включает в себя: соображения государственной безопасности; защиту общественного порядка, нравственности населения, жизни и здоровья человека; защиту животных и растений; охрану окружающей природной среды; защиту художественного, исторического и археологического достояния народов Беларуси и зарубежных стран; защиту права собственности (в том числе и интеллектуальной); защиту прав потребителей и т.д. Этот перечень является неисчерпывающим. [20]
В соответствии со ст. 152 ТК ТС (ст. 48 ТК Республики Беларусь) товары, запрещенные к ввозу на таможенную территорию ТС, прибывшие на таможенную территорию ТС, подлежат немедленному вывозу с таможенной территории ТС, если иное не предусмотрено законодательством и (или) международными договорами государств – членов ТС. Принятие мер по вывозу указанных товаров возлагается на перевозчика либо на их собственника, если иное не установлено законодательством и (или) международными договорами государств – членов ТС. Товары, запрещенные к вывозу с таможенной территории ТС, не подлежат фактическому вывозу с таможенной территории ТС, если иное не предусмотрено законодательством и (или) международными договорами государств – членов ТС.
В ряде случаев государство может ввести ограничения на свободное перемещение товаров и транспортных средств через таможенную границу.
Такие ограничения могут применяться исходя из соображений экономической политики, выполнения международных обязательств, защиты экономической основы ее суверенитета, защиты внутреннего потребительского рынка, а также в качестве ответной меры на дискриминационные или другие ущемляющие интересы акции иностранных государств и по другим достаточно важным основаниям.
Принцип обязательности таможенного оформления и таможенного контроля.
Суть этого принципа заключается в том, что все перемещаемые через таможенную границу товары и транспортные средства подлежат осуществлению таможенных операций и таможенному контролю в порядке и на условиях, предусмотренных таможенным законодательством.
При осуществлении таможенного оформления и таможенного контроля таможенные органы и их должностные лица не вправе устанавливать требования и ограничения, не предусмотренные актами таможенного законодательства или иными правовыми актами. Требования таможенных органов, предъявляемые при осуществлении таможенного оформления и таможенного контроля, не могут служить препятствием для перемещения товаров и транспортных средств через таможенную границу и осуществления деятельности в области таможенного дела в большей степени, чем это минимально необходимо для обеспечения соблюдения актов таможенного законодательства. [1] В соответствии со ст. 159 ТК ТС документы и сведения предоставляются таможенному органу в зависимости от вида транспорта, на котором осуществляется перевозка товаров. В данной статье определяется 4 вида транспорта:
В процессе осуществления таможенного контроля можно привлекать специалистов и экспертов. Данное положение регламентируется ст. 155 ТК ТС и постановлением Совета Министров Республики Беларусь от 30 июня 2007г. №859 «О порядке взятия таможенными органами проб или образцов товаров, а также порядке их таможенного исследования».
Принцип использования системы управления рисками.
Таможенными органами разработана система анализа и управления рисками, суть которой состоит в сборе всех видов оперативных и соответствующих данных, что позволяет иметь полную картину о направлениях риска и целенаправленно концентрироваться на конкретных предприятиях, товарах и документах. Применение системы управления рисками в таможенных органах на сегодня проводится по профилям рисков, разрабатываемые на основе предварительного анализа и работающие по заранее определенным критериям рисков и мерам их минимизации. В юридической литературе риск рассматривается как экономическая категория и как правовое явление.
Основу, определяющий исходный элемент любого риска, его главное содержание составляет вероятность наступления события, сопутствующего целенаправленной деятельности человека. В соответствии со ст. 276 ТК Республики Беларусь риск – это предположение таможенными органами о возможности несоблюдения таможенного законодательства Республики Беларусь. В соответствии со ст.127 ТК ТС риск – степень вероятности несоблюдения таможенного законодательства таможенного союза и (или)законодательства государств –участников таможенного союза. Исходя из данных определений, таможенные риски включают в себя следующие составные элементы: 1)целенаправленная деятельность; 2) вероятность; 3)событие, влекущее за собой потери. Элементы таможенного риска обладают следующими особенностями: 1)нанесение вреда интересам государств-участников таможенного союза, юридическим и физическим лицам в результате реализации опасности; 2) риск задевает интересы таможенным органов, которые стремились бы не допустить нежелательное для них развитие событий. Причины, обусловливающие возникновение этого типа риска: принятие и реализация законов, правовых актов в области регулирования внешней торговли; несбалансированность применения тарифных и нетарифных мер в области регулирования товарных потоков, недостаточность правоприменительной практики по обеспечению законности перемещения товаропотоков; неисполнение хозяйствующими субъектами таможенного законодательства. Таможенный риск определяется как величина вероятностная, обусловленная отклонением ожидаемого результата деятельности, и представляет собой сложный тип риска, так как связан с деятельностью двух субъектов во внешней торговле – государства и хозяйствующего субъекта. [21, c. 238]
Таможенный риск государственного регулирования – это вероятность наступления нежелательного события, возникающего в процессе таможенного регулирования внешней торговли и влекущего за собой потери. В контексте данного определения рисковое событие – это нежелательное событие, обусловленное нарушением хозяйствующими субъектами законодательства ТС и Республики Беларусь, имеющее негативное последствие, которое наносит в различной степени ущерб национально-экономическим интересам государства и общества. Таможенный риск хозяйственно деятельности – это вероятность наступления как благоприятных, так и не желательных событий, возникновение которых обусловлено законными или не законными внешнеторговыми операциями, влекущими за собой как прибыль, так и потери.