Роль таможенных платежей в формировании федерального бюджета Российской Федерации

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 27 Октября 2014 в 10:48, курсовая работа

Краткое описание

Актуальность темы исследования объясняется следующим. Глобализация мировой экономики, в том числе участие в этом процессе Российской Федерации, означает все более тесное переплетение национальных экономик, что способствует более интенсивному развитию на этой основе внешнеэкономической деятельности. Присоединение России ко Всемирной торговой организации (далее - ВТО) предполагает, с одной стороны, раскрытие внутреннего рынка страны для иностранных конкурентов, а с другой - определенное облегчение доступа отечественных предприятий на мировые рынки.

Содержание

Введение
Глава 1. Таможенные платежи во внешнеэкономической деятельности Российской Федерации
1.1 Понятие и назначение таможенных платежей
1.2 Налоговые платежи
1.3 Неналоговые платежи
Глава 2. Роль таможенных платежей в формировании федерального бюджета Российской Федерации
2.1 Динамика и структура поступлений таможенных платежей в федеральный бюджет
2.2 Перспективы развития таможенных платежей в условиях членства России в ВТО
Заключение
Список использованной литературы

Вложенные файлы: 1 файл

соломатина.doc

— 509.50 Кб (Скачать файл)

Оглавление

 

Введение

Глава 1. Таможенные платежи во внешнеэкономической деятельности Российской Федерации

1.1 Понятие и назначение таможенных  платежей

1.2 Налоговые платежи

1.3 Неналоговые платежи

Глава 2. Роль таможенных платежей в формировании федерального бюджета Российской Федерации

2.1 Динамика и структура поступлений  таможенных платежей в федеральный  бюджет

2.2 Перспективы развития таможенных  платежей в условиях членства  России в ВТО

Заключение

Список использованной литературы

 

 

Введение

 

Актуальность темы исследования объясняется следующим. Глобализация мировой экономики, в том числе участие в этом процессе Российской Федерации, означает все более тесное переплетение национальных экономик, что способствует более интенсивному развитию на этой основе внешнеэкономической деятельности. Присоединение России ко Всемирной торговой организации (далее - ВТО) предполагает, с одной стороны, раскрытие внутреннего рынка страны для иностранных конкурентов, а с другой - определенное облегчение доступа отечественных предприятий на мировые рынки.

В условиях Таможенного союза Республики Беларусь, Республики Казахстан и Российской Федерации и формирования на его основе Единого экономического пространства (далее - ЕЭП), таможенное регулирование внешнеэкономической деятельности перестало быть исключительно государственным (национальным). В России появились две системы источников таможенно - правовых норм: таможенное законодательство Таможенного союза и законодательство Российской Федерации о таможенном деле. Изменения в правовом механизме регулирования таможенных отношений, в том числе института таможенных платежей, на территории Российской Федерации с присоединением к Киотской конвенции и к ВТО ставят перед таможенными органами Российской Федерации новые задачи.

Вопросы таможенных платежей в той или иной мере исследовали Е.Л. Андрейчук, О.Ю. Бакаева, К.А. Бекяшев, К.Г. Борисов, Б.Н. Габричидзе, А.А Гравина., А.Н. Козырин, Л.П. Курникова, Ю. Максимов, Е.Г. Моисеев, А.Ф. Ноздрачев, Л.К. Терещенко., С.В. Халипов, В.Г. Храбсков, М.П. Шестакова и др. Тем не менее, исследование вопросов, имеющих отношение к регулированию уплаты таможенных платежей, требует дальнейшего развития хотя бы потому, что законодательство постоянно совершенствуется и необходимо отслеживать эти изменения.

Объект исследования - процедуры исчисления, уплаты таможенных платежей в Российской Федерации. Предмет исследования - система таможенно-правового регулирования в Российской Федерации в условиях Таможенного союза и ЕЭП.

Цель данной работы - исследование роли и значения таможенных платежей в Российской Федерации и перспектив их развития. Изучение поставленной цели потребовало решения следующих задач:

- проанализировать понятие и назначение таможенных платежей;

- рассмотреть виды таможенных платежей;

провести анализ динамики поступления таможенных платежей в федеральный бюджет;

выявить перспективы развития таможенных платежей в условиях членства ВТО.

Методологической основой исследования явились исторический, сравнительно-правовой, логический методы анализа и синтеза, методы сравнения, группировки.

В ходе написания работы были использованы законодательные и нормативные акты, учебная литература, авторефераты, монографии ученых и научных исследований, посвященных исследуемой тематике, данные официальной статистики, информационные ресурсы Интернет.

Работа состоит из введения, трех глав, заключения и списка использованных источников.

 

 

Глава 1. Таможенные платежи во внешнеэкономической деятельности Российской Федерации

 

1. Понятие и назначение таможенных  платежей 

       Одной из целей  таможенного регулирования внешнеторговой  деятельности, а также контроля  за перемещением товаров через  таможенную границу ТС является  в первую очередь получение  Россией доходов от импорта  и экспорта, процент которых является  существенным в государственном бюджете страны. Такое получение денежных средств реализуется посредством взимания налогов, таможенных пошлин, сборов и иных платежей, то есть посредством взимания таможенных платежей. Денежные средства, получаемые от уплаты или взыскания таможенных платежей, подлежат зачислению в федеральный бюджет РФ. При этом на размер таможенных платежей оказывает влияние довольно внушительный перечень различных факторов, различающихся в зависимости от конкретных видов таможенных платежей.

Ст.70 ТК ТС установлены следующие платежи, подлежащие уплате при перемещении товаров через таможенную границу ТС: таможенная пошлина (которая в свою очередь подразделяется на ввозную и вывозную); таможенные сборы (которые включают в себя сборы за совершение таможенными органами действий, связанных с выпуском товаров, их таможенным сопровождением и прочих предусмотренных законом действий); налог на добавленную стоимость (НДС); акцизы. Среди вышеназванных таможенных платежей следует выделить платежи, которые имеют налоговую природу формирования, а именно налог на добавленную стоимость и акциз, а также неналоговые доходы федерального бюджета страны, к которым относится таможенная пошлина и таможенные сборы. Уплата таможенных платежей является основополагающим условием осуществления операций, связанных с внешней торговлей (рис.1.1).

 

Рис.1.1. Таможенные платежи в Российской Федерации

 

Уплата платежей - одно из основных условий операций, связанных с внешней торговлей. Внутренняя структура таможенных платежей состоит из налоговых платежей (НДС и акцизы, уплачиваемые участниками ВЭД) и неналоговых платежей (таможенные пошлины и таможенные сборы)

Таможенные платежи, взимаемые таможенными органами, формируя казну государства, выполняют две основные функции - фискальную и регулятивную. Фискальная функция заключается в образовании денежных доходов, регулятивная функция отражает способность государства через таможенно-тарифное регулирование и налоговые механизмы влиять на активизацию международной торговли, привлечение инвестиционных ресурсов, защиту национального рынка, конкурентоспособность отечественного производства.

Все таможенные платежи являются доходами федерального бюджета и не могут быть израсходованы на иные цели. Данный фактор обусловливает публичное предназначение таможенных платежей государству, они, наряду с другими обязательными платежами, являются необходимой экономической основой существования и деятельности государства.

Плательщиками таможенных пошлин, налогов являются декларант или иные лица, на которых возложена обязанность по уплате таможенных пошлин, налогов в соответствии с ТС, международными договорами государств - членов ТС и Законом о таможенном регулировании.

Лица, которые являются плательщиками таможенных платежей:

- участники ВЭД - физические и юридические лица, осуществляющие предпринимательскую деятельность, имеющие в качестве контрагентов зарубежных партнеров. Эти лица перемещают через таможенную границу РФ товары и транспортные средства в целях получения в итоге прибыли за счет их реализации или использования;

- некоммерческие организации и учреждения, в том числе государственные (музеи, фонды, институты, научные организации и т.д.), также имеющие международные контакты, в рамках которых возможно перемещение через таможенную границу РФ товаров и транспортных средств. Однако перемещаемые ими товары в подавляющем большинстве случаев не являются объектами международных договоров;

физические лица, перемещающие товары для личного пользования в рамках специальной таможенной процедуры;

транспортные компании, регулярно перемещающие через границу РФ используемые ими для обеспечения международных грузовых и пассажирских перевозок принадлежащие им транспортные средства;

лица, перемещающие товары через таможенную границу ТС в рамках специальных таможенных режимов.

Все субъекты таможенных правоотношений находятся в тесном взаимодействии. Это взаимодействие можно назвать взаимными услугами, которые в комплексе стимулируют рост товарных и финансовых потоков, оборачиваемых как вне, так и внутри ТС, т.е. в итоге позитивно влияют на развитие экономики РФ в целом.

Предприниматели в области таможенного дела перевозят товары через таможенную границу РФ, сохраняют их, а также оказывают содействие при производстве таможенного оформления данных товаров. Этими действиями они помогают таможенным органам обеспечить динамику товарооборота через таможенную границу РФ и в полном объеме взыскать причитающиеся к уплате таможенные платежи.

Таможенные органы осуществляют разрешительное производство, в результате которого заинтересованные лица приобретают свидетельства о включении их в реестр предпринимателей в области таможенного дела. Обладатели данных свидетельств занимают экономическую нишу на рынке соответствующих услуг, что дает им возможность развиваться в качестве хозяйствующего субъекта российской экономики (ее частного сектора), т.е. повышать свое благосостояние.

Предприниматели в области таможенного дела оказывают участникам ВЭД услуги по перевозке, хранению, таможенному оформлению принадлежащих им товаров. Эти услуги помогают участникам ВЭД ускорить прохождение необходимых таможенных процедур, т.е. дают возможность быстрее воспользоваться данными товарами в соответствии с заявленным таможенным режимом, и в конечном счете получить наибольший коммерческий эффект от внешнеэкономической сделки. Участники ВЭД оплачивают услуги по перевозке, хранению, декларированию товаров, которые им оказывают предприниматели в области таможенного дела, и этим обеспечивают повышение благосостояния этих предпринимателей.

Поступающие таможенные платежи составляют значительную часть доходов бюджета, данный вид доходов относится к категории неналоговых и зачисляется в полном объеме в федеральный бюджет (ст. 51 БК РФ).

Таким образом, таможенные платежи - это пошлины, налоги и сборы, взимаемые таможенными органами с участников внешнеэкономической деятельности при перемещении товаров и транспортных средств через таможенную границу государства. Таможенные платежи как система состоят из двух подсистем, а именно из налоговых платежей (НДС и акцизы, уплачиваемые участниками ВЭД) и неналоговых платежей (таможенные пошлины и таможенные сборы). Указанные платежи имеют признаки, присущие как налоговым, так и неналоговым доходам. Плательщики таможенных платежей - участники внешнеэкономической деятельности и иные лица, перемещаемые товары и транспортные средства. Получатели таможенных платежей - федеральный бюджет, лица, осуществляющие предпринимательскую деятельность в области таможенного дела.

 

1.2 Налоговые платежи 

 

Налог на добавленную стоимость (далее - НДС) входит в систему косвенных налогов - налогов на товары и услуги. Через систему действия НДС в доход бюджета изымается часть добавленной стоимости, создаваемой на всех стадиях производства различных видов товарной продукции и доведения ее до потребителей, а также при оказании платных услуг. Размер налога на добавленную стоимость в окончательной цене товаров, работ, услуг равен сумме налоговых платежей всех налогоплательщиков, участвующих в процессе их производства и доведения до конечного потребителя.

Правовую основу НДС в РФ и ТС составляют соглашение между Правительствами Беларуси, Казахстана и Российской Федерации «О принципах взимания косвенных налогов при экспорте и импорте товаров, выполнении работ, оказании услуг в таможенном союзе»; Протокол о порядке взимания косвенных налогов и механизме контроля за их уплатой при экспорте и импорте товаров в ТС; Протокол об обмене информацией в электронном виде между налоговыми органами государств - членов ТС об уплаченных суммах косвенных налогов; Протокол о порядке взимания косвенных налогов при выполнении работ, оказании услуг в ТС. Эти документы направлены на улучшение качества налогового администрирования и предусматривают унификацию перечня документов, порядка и сроков возврата НДС по экспортным операциям, а также организацию информационного обмена между налоговыми органами.

Соглашение содержит две основные нормы:

при экспорте товаров применяется нулевая ставка НДС и (или) освобождение от уплаты (возмещение уплаченной суммы) акцизов при условии документального подтверждения факта экспорта;

при импорте товаров на территорию одного государства - участника ТС с территории другого косвенные налоги взимаются налоговыми органами государства - конечного импортера. Согласно нормам Соглашения во взаимной торговле трех государств реализован принцип взимания косвенных налогов по стране назначения в условиях отмены таможенного оформления и таможенного контроля на внутренних границах.

Элементы налогообложения НДС в России установлены в 21 главе НК РФ. Методика расчета данного налога по российскому законодательству в подавляющем большинстве случаев строится по принципу первоначального исчисления налога со всей суммы реализации (п. 1 ст. 154 НК РФ) и только после этого налогоплательщик может сделать налоговые вычеты, жестко ограниченные различными условиями.

Согласно ст. 146 НК РФ объектом обложения НДС являются товары, ввозимые на территорию РФ. Налоговой базой для целей исчисления НДС является таможенная стоимость товаров. В России ставки НДС составляют 0%, 10% и 18% и применяются к широкому перечню товаров.

Информация о работе Роль таможенных платежей в формировании федерального бюджета Российской Федерации