Автор работы: Пользователь скрыл имя, 21 Октября 2012 в 13:00, курсовая работа
Таможенные режимы, являясь важнейшим институтом таможенного права, согласно ст. 12 ТК РФ, определяют порядок перемещения товаров и транспортных средств через таможенную границу России. В настоящее время в Российской Федерации в соответствии со ст. 155 ТК РФ действуют 4 группы видов таможенных режимов, каждая из которых представляет собой систему правовых норм, регулирующих разнообразные правоотношения в сфере внешнеторговой деятельности.
ВВЕДЕНИЕ
Таможенные режимы, являясь важнейшим институтом таможенного права, согласно ст. 12 ТК РФ, определяют порядок перемещения товаров и транспортных средств через таможенную границу России. В настоящее время в Российской Федерации в соответствии со ст. 155 ТК РФ действуют 4 группы видов таможенных режимов, каждая из которых представляет собой систему правовых норм, регулирующих разнообразные правоотношения в сфере внешнеторговой деятельности. Таможенные режимы являются серьезным инструментом в руках государства, позволяющий ему выстраивать внешнеэкономические и политические отношения с окружающим миром, во многом определять направление развития внешней торговли и ее качественное содержание.
В этой связи законодательные усилия государства, направленные на углублением юридической регламентацией порядка перемещения товаров и транспортных средств через таможенную границу, позволяют создать более понятную и эффективную систему таможенного оформления, упорядочивает и стимулирует внешнеэкономическую деятельность, снижают количество правонарушений, связанных с уплатой таможенных платежей, обеспечивают достойное представление страны в современном мире.
ГЛАВА 1. Понятие и виды таможенных режимов. Общие положения их применения
Таможенный режим является наиважнейшим институтом таможенного права Российской Федерации. В ст. 12 Таможенного кодекса закреплен основополагающий принцип, в соответствии с которым все лица на равных основаниях имеют право на перемещение товаров и транспортных средств через таможенную границу в порядке, установленном настоящим кодексом, иными федеральными законами и международными договорами Российской Федерации.
В п. 22 ст. 11 Таможенного кодекса дается определение таможенного режима: “таможенная процедура, определяющая совокупность требований и условий, включающих порядок применения в отношении товаров и транспортных средств таможенных пошлин, налогов и запретов и ограничений, установленных в соответствии с законодательством Российской Федерации о государственном регулировании внешнеторговой деятельности, а также статус товаров и транспортных средств для таможенных целей в зависимости от целей их перемещения через таможенную границу и использования на таможенной территории Российской Федерации либо за ее пределами.
В ст. 155 Таможенного кодекса дается классификация и установлен перечень таможенных режимов:
1) основные таможенные
режимы:
выпуск для внутреннего потребления;
экспорт;
международный таможенный транзит;
2) экономические
таможенные режимы:
переработка на таможенной территории;
переработка для внутреннего потребления;
переработка вне таможенной территории;
временный ввоз;
таможенный склад;
свободная таможенная зона (свободный склад);
3) завершающие таможенные
режимы:
реимпорт;
реэкспорт;
уничтожение;
отказ в пользу государства;
4) специальные таможенные
режимы:
временный вывоз;
беспошлинная торговля;
перемещение припасов;
иные специальные таможенные режимы.
Использование таможенных режимов дает возможность, в зависимости от цели, срока ввоза или вывоза товаров, а также иных обстоятельств, применять к ним различные инструменты правового регулирования, что позволяет более полно учитывать потребности и интересы участников внешнеэкономической деятельности и в конечном счете способствует развитию внешнеторгового обмена, а также иных форм деятельности, непосредственно связанных с международной торговлей.
Как и многие правовые категории, понятие таможенного режима используется в широком и узком смысле. В широком смысле таможенный режим можно определить как правовой режим, выражающийся в определенном сочетании административно-правовых и финансово-правовых средств регулирования, установленный таможенным законодательством и имеющий целью регламентировать отношения, возникающие в связи с перемещением товаров и транспортных средств через таможенную границу между таможенным органом и лицом, их перемещающим.
В узкоспециальном значении, используемом в ТК РФ, таможенный режим представляет собой таможенную процедуру, определяющую совокупность требований и условий, включающих:
Каждый таможенный режим преследует достижение определенной цели. Таможенный режим выпуска для внутреннего потребления используется, как правило, при исполнении внешнеторговых договоров купли-продажи или мены товаров. Указанный таможенный режим не связывает участника внешнеэкономической деятельности обязательствами перед таможенным органом, предоставляя тем самым ему возможность по собственному усмотрению решать юридическую судьбу ввезенного имущества. Товары, оформленные в соответствии с этим таможенным режимом, могут быть в дальнейшем переданы третьему лицу во временное пользование, реализованы, потреблены, уничтожены и т. д.
Временный ввоз предполагает только пользование товарами на таможенной территории РФ в течение определенного периода времени. Этот таможенный режим наиболее часто используется при осуществлении международных перевозок пассажиров и товаров, ввозе строительного оборудования, необходимого для проведения работ по соглашению о подряде, компьютерной техники, офисной мебели, автопарка, предназначенных для Функционирования представительств иностранных организаций в РФ, а также различных товаров для проведения выставочных мероприятий. В соответствии с общим правилом временно ввезенные товары подлежат обратному вывозу за пределы таможенной территории РФ, однако могут быть оставлены на этой территории при условии уплаты причитающихся таможенных платежей.
В практике внешней торговли в ряде случаев на момент импорта товаров бывает неизвестно, каким образом распорядиться ввозимыми товарами. Помещение их на таможенный склад облегчает осуществление внешнеторговых операций, поскольку позволяет коммерсанту выбрать между переотправкой иностранного товара за границу и реализацией его на национальном рынке, сообразуя свой выбор с конъюнктурой соответствующего товарного рынка и другими факторами. Использование таможенного режима таможенного склада позволяет осуществить крупные закупки в тот момент, когда предложение на внешнем рынке представляется наиболее выгодным, а продать тогда, когда спрос на внутреннем рынке зарубежных стран будет наиболее благоприятным.
Чаще всего импортер выбирает таможенный режим уничтожения, когда товар после перемещения через таможенную границу утратил свое качество или оказался с истекшим сроком хранения (нередко подобное случается когда товар длительное время хранится на таможенном складе). Уничтожение под таможенным контролем такого товара освобождает лицо одновременно и от транспортных расходов по вывозу продукции с территории Рф и от уплаты таможенных пошлин, налогов. Таможенный режим уничтожения применяется также в выставочном деле: стоимость обратной транспортировки может оказаться выше стоимости самих стендов, рекламного оборудования и даже некоторых экспонатов, что побуждает уничтожать их под таможенным контролем.
Использование таможенного режима отказа в пользу государства напрямую связано с невозможностью или неэффективностью реализации импортного товара на российском рынке. Внешнеторговая практика чаще всего сталкивается со случаями отказа в пользу государства в связи со значительным повышением ставок ввозных таможенных пошлин, налогов. Резкое увеличение таможенных платежей может сделать импортный товар неконкурентоспособным по сравнению с аналогичной продукцией отечественного производства. К такому же результату могут привести и незапланированные длительные транспортные простои при морских и железнодорожных перевозках. Определив рентабельность внешнеторговой сделки в изменившихся условиях, импортер может посчитать целесообразным отказаться от товара в пользу государства.
Таможенные режимы могут быть классифицированы по нескольким основаниям (признакам). Выделение таможенных режимов в отдельные группы либо разделение их по типам имеет юридическое значение, прежде всего для уяснения их роли в механизме таможенного регулирования и более детального изучения различных аспектов их правовой регламентации. Наиболее полно раскрывающей содержание таможенных режимов представляется классификация в зависимости от их роли и места в общем процессе хозяйственной деятельности и экономического воспроизводства. Согласно этой классификации таможенные режимы могут быть разделены на две группы: простые и экономические таможенные режимы. Такое деление лежит в основе классификации таможенных режимов, приведенной в комментируемой статье.
Для простых таможенных режимов характерен общий, без каких-либо изъятий и ограничений, порядок применения таможенных средств и методов регулирования. Эти режимы используются при осуществлении относительно самостоятельных и завершенных коммерческих операций. Простые таможенные режимы подразделены в статье на основные (выпуск для внутреннего потребления, экспорт, международный таможенный транзит), завершающе (реимпорт, реэкспорт, уничтожение, отказ в пользу государства) и специальные (временный вывоз, беспошлинная торговля, перемещение припасов, иные специальные таможенные режимы). Основные таможенные режимы наиболее часто используются при осуществлении внешней торгов' ли товарами. С применением завершающих и основных таможенных режимов ввезенные товары перестают находиться под таможенным контролем (ст. 360 ТК РФ) и, следовательно, их таможенное оформление завершается. Название «завершающий таможенный режим» связано также с тем, что такой таможенный режим может служить для завершения действия какого-либо другого таможенного режима, при этом товары приобретают для таможенных целей итоговый статус. Так, согласно п. 2 ст. 240 ТК РФ под таможенный режим реэкспорта могут быть помещены товары, ранее выпущенные в соответствии с иным таможенным режимом, в целях завершения действия такого режима в порядке, предусмотренном Кодексом. В частности, таможенный режим переработки на таможенной территории в отношении товаров, оставшихся в неизменном состоянии, может завершаться их вывозом в режиме реэкспорта (п. 7 ст. 185 ТК РФ). К числу специальных отнесены таможенные режимы, не имеющие экономического значения, но преследующие достижения каких-либо специфических целей. Круг пользователей большинства специальных таможенных режимов ограничен узким кругом лиц (владельцы магазинов беспошлинной торговли, авиакомпании, воинские части, таможенные органы и др.).
Экономические таможенные режимы отличаются более гибким использованием таможенно-правовых инструментов регулирования, что создает дополнительные возможности не только для расширения внешнеторговых операций, но и для развития других форм международной экономической интеграции.
В качестве основополагающих критериев при отнесении конкретного таможенного режима к группе экономических следует указать следующие их специфические черты:
В зависимости от их предназначения таможенные режимы экономического характера подразделяются на три типа:
В зависимости от направления движения товаров таможенные режимы могут быть подразделены также на ввозные, вывозные, провозные и комбинированные. К первой группе таможенных режимов, предполагающих ввоз товаров в РФ, могут быть отнесены выпуск для внутреннего потребления, переработка на таможенной территории, временный ввоз, уничтожение, отказ в пользу государства. В качестве примеров таможенных режимов второй группы можно привести экспорт, временный вывоз, реэкспорт, магазин беспошлинной торговли. Третью группу составляет таможенный режим транзита. К комбинированным таможенным режимам относятся таможенный склад, перемещение припасов.
Использование некоторых таможенных режимов ограничено определенной территорией, в частности территорией свободной таможенной зоны, свободного склада, таможенного склада, магазина беспошлинной торговли. Требованиями таких режимов является физическое размещение товаров на предусмотренной территории и нахождение на ней товаров в течение всего периода действия режима. Вывоз товаров с этой территории обычно требует изменения таможенного режима.