Автор работы: Пользователь скрыл имя, 27 Марта 2014 в 08:04, курсовая работа
Внешнеэкономическая деятельность и, прежде всего, внешняя торговля связаны с перемещением через таможенную границу страны как юридическими, так и физическими лицами товаров и транспортных средств, которые подлежат таможенному контролю. Для понимания правовой природы таможенного контроля необходимо его ясное определение, так как названный контроль является первоосновой и одним из важнейших институтов таможенного права
ВВЕДЕНИЕ ............................................................................................................3
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ОРГАНИЗАЦИИ ТАМОЖЕННОГО КОНТРОЛЯ…………............................................................7
1.1. Понятие и формы таможенного контроля.....................................................7
1.2. Правовая основа таможенного дела…………….........................................16
1.3. Структура и функции таможенных органов………………………………22
ГЛАВА 2. АНАЛИЗ ПОКАЗАТЕЛЕЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ТАМОЖЕННЫХ ОРГАНОВ .............................................................................................................32
2.1. Практика применения форм таможенного контроля..................................32
2.2.Анализ борьбы таможенных органов с правонарушениями в таможенном деле……………………………………………………………………………….79
ГЛАВА 3.ТЕНДЕНЦИИ РАЗВИТИЯ ТАМОЖЕННОГО КОНТРОЛЯ......... 86
3.1. Проблемы развития таможенных органов.................................................. 86
3.2. Направления совершенствования деятельности таможенных органов………………………………………………………………………...... 90
ЗАКЛЮЧЕНИЕ.................................................................................................. 100
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ.................................................................................. 106
ПРИЛОЖЕНИЯ……………………………………………………………… 113
МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
ФЕДЕРАЛЬНОЕ ГОСУДАРСТВЕННОЕ БЮДЖЕТНОЕ
ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
ВЫСШЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ
ТЮМЕНСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ
ИНСТИТУТ ДИСТАНЦИОННОГО ОБРАЗОВАНИЯ
Допустить к защите в ГАК
Зав.кафедрой ТД
д.э.н., доцент
_________ А.П. Горн
«___» ____________2011 г.
СУЛТАНОВ РАСИМ РАМИЗ ОГЛЫ
Таможенный контроль товаров и транспортных средств: современное состояние и тенденции развития
(дипломная работа)
Научный руководитель:
ст. преподаватель
___________________ Л.И. Попова
Автор работы:
___________________ Р.Р. Султанов
Тюмень – 2011
СОДЕРЖАНИЕ
ВВЕДЕНИЕ ..............................
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ОРГАНИЗАЦИИ
ТАМОЖЕННОГО КОНТРОЛЯ…………..................
1.1. Понятие и формы таможенного контроля......................
1.2. Правовая основа таможенного дела…………….....................
1.3. Структура и функции
ГЛАВА 2. АНАЛИЗ ПОКАЗАТЕЛЕЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
ТАМОЖЕННЫХ ОРГАНОВ ..............................
2.1. Практика применения форм таможенного
контроля......................
2.2.Анализ борьбы таможенных
органов с правонарушениями в таможенном
деле……………………………………………………………………
ГЛАВА 3.ТЕНДЕНЦИИ РАЗВИТИЯ ТАМОЖЕННОГО КОНТРОЛЯ......... 86
3.1. Проблемы развития таможенных органов.......................
3.2. Направления совершенствования деятельности
таможенных органов……………………………………………………………
ЗАКЛЮЧЕНИЕ....................
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ....................
ПРИЛОЖЕНИЯ……………………………………………………
ВВЕДЕНИЕ
Перемещение товаров и транспортных средств через таможенную границу связано с выполнением различных таможенных процедур, а именно с выбором таможенного режима, таможенным оформлением, уплатой таможенных платежей. Среди них особая роль отводится таможенному контролю, осуществляемому в различных формах и нацеленному на выявление, пресечение и предупреждение нарушений таможенного законодательства.
Контрольная функция присуща таможенным органам абсолютного большинства государств. Правовые основы проведения таможенного контроля на территории Таможенного союза России, Белоруссии и Казахстана установлены в разделе III Таможенного кодекса таможенного союза, а на территории Российской Федерации - в Таможенном кодексе РФ в части, не противоречащей кодексу Союза.
Ускорение товарооборота через границу обусловливает необходимость сокращения времени, затрачиваемого на таможенное оформление и таможенный контроль без снижения их эффективности. В целом этому способствует новая стратегия осуществления таможенного контроля, предусматривающая постепенный переход от тотальной системы таможенного контроля к его выборочности и достаточности с максимальным использованием системы управления рисками.
Наиболее распространенной формой таможенного контроля является таможенный досмотр, проводимый в отношении товаров и транспортных средств. В процессе его осуществления должностными лицами таможенных органов выявляются случаи недостоверного декларирования, сокрытия предметов, являющихся предметом контрабанды, уклонения от уплаты таможенных платежей и т.д. Таким образом, наряду с иными формами таможенного контроля, таможенный досмотр направлен на обеспечение соблюдения таможенного и административного законодательства. Между тем проблемы, возникающие в процессе проведения таможенного досмотра, нередко влекут негативные последствия для лиц, перемещающих товары и транспортные средства через таможенную границу, например, в виде понесенных убытков.
Проблемными как для таможенных органов, так и для физических и юридических лиц следует признать и вопросы использования в ходе таможенного контроля системы управления рисками, и аспекты отграничения осмотра от досмотра, и специфические нюансы проведения личного досмотра, и особенности применения технических средств таможенного контроля.
Для сокращения времени и упрощения формальностей таможенной очистки товаров и транспортных средств, перемещаемых через таможенную границу РФ, необходимо постоянное совершенствование организации таможенного оформления и таможенного контроля по следующим направлениям: применение электронного декларирования, упрощение таможенных процедур, развитие системы управления рисками.
Объектом выпускной квалификационной работы являются правоотношения, возникающие в связи с осуществлением таможенными органами таможенного контроля товаров и транспортных средств.
Предметом выпускной квалификационной работы выступают правовые нормы административного и таможенного законодательства, регулирующие основания и порядок проведения таможенного контроля в целом и таможенного досмотра товаров и транспортных средств, в частности.
До настоящего времени комплексного теоретического исследования таможенного досмотра товаров и транспортных средств как формы таможенного контроля, не проводилось. В юридической науке досмотр был рассмотрен лишь как мера административного принуждения, применяемая милицией [61, с.4]. Представители науки таможенного права уделяли внимание таможенному досмотру только в контексте изучения более общей темы таможенного контроля [58; 72; 78]. Самостоятельное же исследование по заявленной проблематике проводится впервые.
Основная цель настоящей выпускной квалификационной работы состоит в комплексном исследовании теоретических и практических правовых основ осуществления таможенного контроля товаров и транспортных средств.
Достижение указанной цели обеспечивается решением ряда взаимосвязанных задач:
- изучить теоретические основы организации таможенного контроля;
- исследовать понятие и формы таможенного контроля;
- раскрыть правовую основу таможенного дела;
- рассмотреть структуру и функции таможенных органов при осуществлении таможенного контроля;
- провести анализ показателей деятельности таможенных органов;
- исследовать тенденции развития таможенного контроля и проблемы, связанные с осуществлением таможенными органами таможенного контроля;
- предложить направления совершенствования деятельности таможенных органов при осуществлении таможенного контроля товаров и транспортных средств.
Нормативно-правовая база исследования представлена Конституцией Российской Федерации, Таможенным кодексом таможенного союза, Таможенным кодексом РФ и иными кодифицированными актами, федеральными законами. Немаловажная роль отведена изучению международных нормативно-правовых актов, а также подзаконных нормативных актов, регулирующих отношения по осуществлению таможенного контроля.
Теоретическую основу выпускной квалификационной работы составили научные труды в области административного и таможенного права, теории права, относящиеся к рассматриваемой теме, публикации в периодической печати.
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ОРГАНИЗАЦИИ ТАМОЖЕННОГО КОНТРОЛЯ
1.1. Понятие и формы таможенного контроля
Согласно подп. 31 п. 1 ст. 4 Таможенного кодекса ТС под таможенным контролем понимается совокупность мер, осуществляемых таможенными органами, в том числе с использованием системы управления рисками, в целях обеспечения соблюдения таможенного законодательства ТС и отдельно каждого из государств - членов ТС, т.е. исключительно таможенные органы уполномочены на его производство. Отдельные вопросы взаимодействия с иными государственными органами урегулированы ст. 103 Таможенного кодекса ТС.
На основании ст. 206 Таможенного Кодекса ТС таможенный контроль соблюдений условий таможенных процедур, при помещении под которые товары не приобретают статус товаров ТС, проводится таможенными органами того государства - члена ТС, на территории которого товары выпущены в соответствии с такой таможенной процедурой.
При проведении таможенного контроля таможенные органы должны исходить из принципа выборочности и, как правило, ограничиваться только теми формами таможенного контроля, которые достаточны для обеспечения соблюдения таможенного законодательства и ТС, и РФ.
В соответствии с п. 2 ст. 94 гл.15 Таможенного кодекса ТС при проведении таможенного контроля таможенные органы должны исходить из того, что при выборе объектов и форм таможенного контроля используется СУР.
В соответствии со ст. 11 Таможенного кодекса РФ [14] (ТК РФ) таможенный контроль - это совокупность мер, осуществляемых таможенными органами в целях обеспечения соблюдения таможенного законодательства Российской Федерации, что не противоречит положениям Таможенного кодекса ТС.
Данное определение идентично понятию таможенного контроля, содержащемуся в главе II Генерального приложения (E7 F3) Международной конвенции об упрощении и гармонизации таможенных процедур (Киотской конвенции) [1], где таможенный контроль определен как совокупность мер, осуществляемых таможенной службой в целях обеспечения соблюдения таможенного законодательства.
Вместе с тем, по мнению С.В. Халипова, в Таможенном кодексе РФ (как и в Киотской конвенции) нет четкого объяснения тому, что понимается под «совокупностью мер» [88]. Автор правомерно полагает, что данными мерами являются формы таможенного контроля (ст. 366 ТК РФ), а также иные действия (не отнесенные Таможенным кодексом РФ к формам таможенного контроля), способствующие реализации таможенными органами выбранных форм таможенного контроля, например идентификация (ст. 390 ТК РФ), привлечение экспертов и специалистов (ст. 378, 384, 385 ТК РФ), применение технических средств (ст. 388 ТК РФ) и другие действия. Определение таможенного контроля через «совокупность мер», по мнению юридически ограничивает рассматриваемый правовой институт, поскольку таможенный контроль может возникать вообще независимо от осуществляемых таможенными органами мер.
В соответствии со ст. 403 Таможенного кодекса РФ (далее - ТК РФ) таможенный контроль является одной из основных функций таможенных органов [14]. Таможенный контроль неразрывно связан с таможенным оформлением перемещаемых через таможенную границу товаров и транспортных средств, являясь его неотъемлемой частью. Статья 14 главы 2 ТК РФ «Основные принципы перемещения товаров и транспортных средств через таможенную границу» устанавливает, что все товары и транспортные средства, перемещаемые через таможенную границу, подлежат таможенному оформлению и таможенному контролю в порядке и на условиях, которые предусмотрены ТК РФ.
Как следует из ст. 11 ТК РФ, таможенный контроль - совокупность мер, осуществляемых таможенными органами в целях обеспечения соблюдения таможенного законодательства РФ. Согласно п. 7 ст. 358 ТК РФ проведение таможенного контроля является исключительно прерогативой таможенных органов.
Вступивший в силу с 1 января 2004 г. ТК РФ, стремящийся к гармонизации таможенного законодательства с международными нормами и стандартами, закрепил новые подходы к стратегии осуществления таможенного контроля. В отличие от ранее действовавшей фактически тотальной системы таможенного контроля в основе проведения таможенного контроля по новому ТК РФ лежат следующие международные принципы таможенного администрирования:
- минимальное вмешательство: таможенные
органы в максимально
- сбалансированность в части
соотношения между таможенным
контролем в области
В соответствии с п. 1 ст. 358 ТК РФ при применении форм контроля таможенные органы должны ограничиваться только теми формами таможенного контроля, которые достаточны для обеспечения соблюдения таможенного законодательства РФ. При выборе форм таможенного контроля используется система управления рисками (СУР).
СУР - новая технология таможенного контроля, широко используемая таможенными органами зарубежных стран и призванная стать одной из основных составляющих по приведению процедур таможенного контроля в РФ в соответствие с критериями качества таможенного администрирования, предусмотренными стандартами Всемирной торговой организации.
Как отмечается в Концепции системы управления рисками в таможенной службе Российской Федерации, утвержденной Приказом Государственного таможенного комитета России (далее - ГТК России) от 26 сентября 2003 г. N 1069, целью СУР является создание современной системы таможенного администрирования, обеспечивающей осуществление эффективного таможенного контроля, исходя из принципа выборочности, основанного на оптимальном распределении ресурсов таможенной службы РФ на наиболее важных и приоритетных направлениях работы таможенных органов для предотвращения нарушений таможенного законодательства РФ. Основы и принципы таможенного контроля с использованием СУР, закрепленные в данной Концепции, базируются на Международной конвенции по упрощению и гармонизации таможенных процедур Всемирной таможенной организации (Киотской конвенции, ред. 1999 г.) [1].