Виды вотчин по Соборному Уложению 1649 года

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 02 Декабря 2013 в 20:25, реферат

Краткое описание

Характерной особенность главы XVII являются её тесное переплетение с главой XVI. Это вполне естественно, так как вотчина и поместье жили одной жизнью, зачастую сливаясь в одно хозяйство. По данным 1632 г., из 626 землевладельцев Московского уезда 582, или 93%, владели одновременно и вотчинами, и поместьями. В этом плане очень интересен документ, относящийся к 1647-1648 гг. и характеризующий положение в среде самой избранной верхушки московской знати. Основным источником гл. XVII, как и гл. XVI, послужила Указная книга Поместного приказа. Ряд статей развивает положения ст. 85 Царского судебника 1550 г.

Содержание

Родовая вотчина 4
Выслуженная вотчина 4
Купленная вотчина 6
Жалованная вотчина 8
Закладная вотчина 8
Изменничья вотчина 9
Церковная вотчина 9
Патриаршая вотчина 10
Монастырская вотчина 10
Старинная вотчина 12
Боярская вотчина 12
Вылганая вотчина 12
Родственная вотчина 13

Вложенные файлы: 1 файл

Referat_po_IOGP.docx

— 40.12 Кб (Скачать файл)

ФЕДЕРАЛЬНОЕ АГЕНТСТВО ПО ОБРАЗОВАНИЮ

Государственное образовательное учреждение высшего  профессионального

образования

«АЛТАЙСКИЙ  ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ»

 

Кафедра “Теории и истории государства и права”

Реферат на тему: “Виды вотчин по Соборному Уложению 1649 года”

 

Специальность: Юриспруденция

Учебная дисциплина: "История  отечественного государства и права"

 

студента 1 курса группа 324

Юридический факультет 

Выполнил:

 Трифаченков Юрий Дмитриевич

Проверил:

Маньковский Иван Юрьевич

доцент, к. ю. н.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

2012 г.

 

Оглавление

 

Родовая вотчина 4

Выслуженная вотчина 4

Купленная вотчина 6

Жалованная вотчина 8

Закладная вотчина 8

Изменничья вотчина 9

Церковная вотчина 9

Патриаршая вотчина 10

Монастырская вотчина 10

Старинная вотчина 12

Боярская вотчина 12

Вылганая вотчина 12

Родственная вотчина 13

 

Введение

 
  Характерной особенность главы XVII являются её тесное переплетение с главой XVI. Это вполне естественно, так как вотчина и поместье жили одной жизнью, зачастую сливаясь в одно хозяйство. По данным 1632 г., из 626 землевладельцев Московского уезда 582, или 93%, владели одновременно и вотчинами, и поместьями. В этом плане очень интересен документ, относящийся к 1647-1648 гг. и характеризующий положение в среде самой избранной верхушки московской знати. 
   Основным источником гл. XVII, как и гл.  XVI, послужила Указная книга Поместного приказа. Ряд статей развивает положения ст. 85 Царского судебника 1550 г. Несколько статей новых, не имеющих прецедентов в предыдущем законодательстве. Говоря о роли Указной книги как источника главы, необходимо отметить следующие отличие в использовании этого источника при составлении гл. XVII и XVI. В последней главе в центре внимания составителей находилось уложения о вотчинах и поместьях 1636 г. При составлении гл. XVII оно не могло играть такой же роли, так как в нём вотчинам посвящено лишь 4 пункта. Наибольшее влияние на содержание этой главы оказал Статейный список от 3 декабря 1627 г., в составлении которого решающую роль сыграл патриарх Филарет. В этом законодательном акте как бы подводится итог всему предшествовавшему законодательству, которое относится к установлению правового статуса выслуженной вотчины, явившейся промежуточным звеном на пути слияния вотчины с поместьем. Насколько важным представлялся этот документ законодателям, можно судить по тому, что они часто называли его уложением о выслуженных вотчинах.

 

 

 

 

Родовая вотчина

Родовые вотчины остаются сыновьям, а в случае их отсутствия – дочерям, а если нет дочерей, то переходят в род. Родовые вотчины принадлежали боярам и их детям. Их особенность в том, что они являлись собственностью всего боярского дома, даже после отчуждения члены боярского дома могли её выкупить у собственника.  Родовая вотчина была показателем родовитости владельца. Ст. 4. Ссылаясь на Статейный список 3 декабря 1627 года и на прежние указы, допускающие дочерей к наследованию вотчин при отсутствии в семье сыновей, развивает положение о дальнейших этапах наследования по женской линии, предоставляя право наследования не только дочерним детям и внукам, но и внучатым племянникам и племянницам. Таким образом, выслуженные вотчины в вопросах наследования полностью сливались с родовыми, но сохраняли общность черт и с поместьем в том смысле, что наряду с ним могли служить источником для выделения прожитка бездетным вдовам и матерям. Ст. 45. Гл. XVII устанавливает то, что в соответствии с Соборным приговором 12 марта 1620 г. закрепляла за владельцами родовых вотчин припаханные ими из своих угодий примерные земли. Ст. 32,33 гл. XVII Эти статьи следует рассматривать как дополнительное разъяснение к ст. 30. Сорокалетний срок выкупа являлся предельной границей и относился только к родовым вотчинам, определяя права родичей. Для родовых вотчин срок доклада определялся в каждом случае по договорённости сторон и фиксировался в закладной кабале, которая хранилась у принявшего вотчину заклад.

Выслуженная вотчина

Выслуженная вотчина говорила о  служебных заслугах. Выслуженные вотчины в отличие от жалованных с самого момента их возникновения имели единый правовой статус, установленный в формуляре жалованных грамот на выслуженные вотчины.  Первый формуляр этих грамот был выработан при Василии Шуйском в жалованных грамотах за осадное сиденье в Москве в 1610 году. Выслуженные вотчины жаловались в размере 20 четвертей пахотной земли с каждых 100 четвертей поместного оклада награждаемого. Владельческие права вотчинников определялись следующей формулой: “ему(имя рек), и детем его, и внучатам, и правнучатам, и в род их неподвижно, а в той вотчине он, и дети его, и внучата, и правнучата волен, по нашему царскому жалованию вольны”. 
   В связи недостаточным четким определением прав владельцев выслуженных вотчин в 1619 году была выработана новая редакция грамоты, в которой отразились слабость государственной власти, с одной стороны, и ощущение своей силы поместным дворянством, только что посадившим на престол Михаила Романова, - с другой. Новая редакция грамоты предоставляла владельцам выслуженных вотчин такие широкие права, каких не имели и владельцы старинных родовых вотчин. В новых грамотах писалось: “В той вотчине…он, и его дети, и внучата, и правнучата волны, и волно ему и его детем, и внучатам, и правнучатам та вотчина продать, и заложить, и в приданье дать, и в монастырь по душе до выкупу дать…А будет у него детей и роду не останется, а останется одна жена, и жене его тою вотчиною владеть по свой живот, а после своего живота вотчину для мужа своего и своего поминка отдать в монастырь до выкупу”. Вот это предоставление права наследования вотчины бездетным женам явилось нововведением, нарушающим сложившиеся веками нормы вотчинного права. Согласно Статейному списку 3 декабря 1627 года, в случае отсутствия у владельца выслуженной вотчины наследников мужского пола вотчина возвращала обратно в государев поместный фонд. Ст. 1 заменяет это положение другим пунктом того же указа, по которому разрешалось в случае отсутствия наследников мужского пола передавать по духовному завещанию вотчину прямым наследникам по женской линии(племянницам, внучкам и правнучкам). Эти коррективы имеют большое социальное значение. Во-первых, они значительно расширили владельческие права вотчинников, так как ранее наследовать вотчину по женской линии могла только сестра в случае смерти брата, теперь же круг наследниц значительно увеличился. Во-вторых, отказ от возвращения выморочных выслуженных вотчин в поместный фонд свидетельствуют о том, что интерес правительства к расширению фонда пометных земель значительно ослаб к середине XVII в.   Это нельзя не связать с реорганизацией вооружённых сил Русского государства, с увеличением удельного веса войск иноземного строя. Выслуженные вотчины остаются сыновьям, а в случае их отсутствия – дочерям, а если нет дочерей, то переходят в род. Пока дворянин владел поместьем, его жена имела право на получение прожитка в случае его смерти, но, если он в награду за хорошую службу получал это поместье в вотчину, жена лишалась такого права. Эта юридическая нелепость не могла не вызывать недоумений и протестов, тем более что выслуженные вотчины в 30-40-х гг. XVIIв. Всё ускоряющимися темпами поглощали поместье. Поэтому, видимо, уже в процессе работы над Уложением 1649г. был принят указ, включённый в ст.2, по которому бездетным женам, а также матерям в случае отсутствия купленных вотчин или поместий во владении умершего предоставлялось право на получение прожитка из выслуженных вотчин в пожизненное владение без права продажи, заклада и отдачи в монастырь по душе.  
    Статья 3 устанавливает, что мать вотчинника имеет право на получение прожитка из выслуженной вотчины сына лишь в том случае, если она жила вместе с ним до его смерти и не имела собственного прожиточного поместья, полученного после смерти мужа.

Купленная вотчина

Купленная вотчина являлась лишь признаком  состоятельности и ничего более. В Статейном списке 3 декабря 1627 года и соответственно в ст. 1 гл. XVII право бездетных жен на наследование купленных вотчин определялось лишь в самой общей форме (“опричь купленных вотчин”), то в указе 1629 года разъяснялось, что купленная вотчина остаётся в полное распоряжение вдовы: “…волной ей в той вотчине как похочет, нет до нее никому дела”. Но в тех случаях, когда после умершего не оставалось купленных вотчин, ни поместий, бездетная вдова получала лишь часть движимого имущества(живота) и приданое, но не получала ни клочка земли, являвшейся главным источником существования. Посвящены уточнению правового статуса купленных вотчин, в частности, в вопросе о правах наследования. Переход от выслуженных вотчин к купленным вполне закономерен и логичен, поскольку в вопросах наследования и распоряжения купленных вотчин, как и вылуженные, имели в отличие от родовых юридической опоры в нормах обычного права, и следовательно,  требовали более тщательного подхода к разработке их правового статуса. Положение осложнялось еще тем, что купленные вотчины, имея общее название, различались по происхождению, что могло не отражаться и на их юридическом статусе: 1)вотчины, купленные у других землевладельцев, 2) купленные у казны из порозжих земель, 3) купленные из поместий, в том числе из собственных, 4) полученные от чужеродцев по духовному завещанию. Что касается первой категории купленных вотчин, то она в свою очередь делилась на две подгруппы: вотчины, купленные из числа родовых, и вотчины, купленные из других категорий вотчин.  
   Владение вотчинами, купленными из числа родовых, в течение 40 лет носило как бы условный характер, так как в течение этого срока находилась под постоянной угрозой выкупа вотчины родственниками владельца. Порядок наследования этих вотчин был установлен на основе предшествующего законодательства(ст. 1-4 гл. XVII), а условия купли-продажи – на основе ст. 27-36 гл. XVII, источником которых была ст. 85 Судебника 1550 года. Гл. XVII особое внимание обращает на те новые категории купленных вотчин, которые появляются лишь в 70-х гг. XVIв. Сюда относятся прежде всего вотчины, купленные у казны из порозжих земель и из поместий. Первоначальный статус этих вотчин был установлен указом 1573 г. в очень ограниченных рамках. Их владельцы право только оставлять вотчины детям и давать в приданое. В первые десятилетия XVII в. При заключении сделок в купчие вносились более широкие права распоряжения купленными вотчинами. Ответом на эти требования явился указ от 7 февраля 1628 г., утверждающий продажу на прежних условиях. Но покупатели не брали купчие, требуя вписать в них право наследования женами и детьми и право продажи, заклада и отдачи в приданое. После доклада об этом царю был издан новый указ от 16 февраля 1628 г., сделавший уступку лишь в том, что разрешал в случае отсутствия у купившего жены и детей отдавать вотчину в род, а в случае отсутствия рода отдавать, согласно указу 1573 г., в государев поместный фонд. Но владельцы купленных вотчин не смирились и явочным порядком присвоили себе все просимые права, что выяснилось при составлении в 1636 г. Статейного списка о вотчинах и поместьях.  
   Когда царь на Соборе с боярами спросил их, что они думают по этому поводу таких злоупотреблений, они скоромно ответили: пусть будет так, “как о той статье государь укажет”, а им, бояром, приговаривать о том не мочно, потому что за ними самими такие вотчины. 
   При общем назначении каждая из статей комментируемого цикла имеет и свою специфику, проявляющуюся при рассмотрении отдельных казусов, связанных с наследованием купленных вотчин, но не предусмотренных в формуляре купчих грамот. 
   Ст. 5. Устанавливает порядок наследования купленных вотчин в тех случаях, когда умерший владелец был жена не один раз и имел детей от двух или трёх жён. В таких случаях, если всё его владение состояло лишь их купленной вотчины, она подлежала разделу поровну между женой и всеми детьми. Таким образом, в наследовании купленных вотчин в отличие от родовых и выслуженных совершенно не соблюдался принцип наследования, свойственный феодальному праву с преимущественным правом сыновей и других родственников по мужской линии, что было связано со служебным назначением вотчины, а устанавливалось полное равенство всех членов семьи умершего независимо от пола и возраста.  
    Ст. 6. Устанавливает право владельца купленной вотчины оставлять её по духовной только жене(независимо от детей) с правом полного распоряжения. Ст. 45. Гл. XVII устанавливает то, что в соответствии с Соборным приговором 12 марта 1620 г. закрепляла за владельцами старинных вотчин припаханные ими из своих угодий примерные земли. Ст. 45. Распространила это право и на купленные вотчины по указу 1573 г. вотчины, тем самым сближая эту разновидность вотчин с родовыми.

Жалованная  вотчина

Жалованная вотчина это вотчина  пожалованная царём. Особенность в  том, что царь мог её отобрать. Жалованные вотчины как одна из разновидностей вотчинного землевладения существовали и в первой воловине XVII в. В 1632 году в Московском уезде наряду с 246 выслеженными вотчинами и 100 родовыми значилось 67 жалованных вотчин. Жалованная вотчина не имела твердо установленного единого правового статуса. Этот статус устанавливался в каждом отдельном случае жалованной грамотой в зависимости от милости царя.

Закладная вотчина

Ст. 8. Рассматривает тот же вопрос, но применительно к случаям, когда  во владениях мужа имелись все  три категории купленных вотчин, а именно купленные из родовых  вотчин, из выслуженных вотчин поместий. В такой ситуации жена могла наследовать  только вотчину, купленную из поместья, с условием возвращения её в род мужа в случае смерти, пострижения или выходы замуж. Таким образом, купленная вотчина, унаследованная бездетной женой, временно превращалась во вдовий прожиток и на это время выпадала из сферы служилых земель. Но после смерти, пострижения или замужества вдовы вотчина снова возвращается в род умершего, но уже со статусом не купленной, а унаследованной родовой вотчины с включением её обратно в разряд служилых земель. Такой компромиссный характер статьи удовлетворял интересы обеих сторон – и землевладельцев, и государственную власть. 
   Ст. 33. Становится на защиту интересов держателей заклада в случае просрочки его заимщиком. Решением этих дел занимались совместно Судный и Поместный приказы. Ст. 32,33. Гл. XVII посвящены борьбе с нарушениями положения о порядке выкупа заложенных вотчин: первая статья направлена против таких нарушений со стороны принявшего заклад, вторая – со стороны заложившего.

 

Изменничья вотчина

Ст. 39. Лишает владельческих прав с  последующей конфискацией владений тех покупателей изменничьих  вотчин, которые не предъявили и  не оформили в положенный срок купчую или закладную на приобретённую  ими вотчину. Ст. 40. Предписывает конфискацию  заложенной вотчины изменника, отъехавшего  за рубеж до истечения срока заклада. Но в этих случаях держатель закладной  компенсируется за счёт животов изменника.

Церковная вотчина

Ст. 95, 97, 101. Гл. XXI. Статьи представляют собой дальнейшее развитие законодательных положений относительно тюремного дела, содержащихся в указе 7 июля 1637 г., принятом по докладу, в котором отмечалось, что вопреки давней практике содержание тюрем и младшего губного штата за счёт посошных соборов со всего тяглого населения, не исключая церковных и монастырских вотчин, последние отказываются вносить плату, ссылаясь на тарханные грамоты. Ст. 1. Гл. XIII неполно определяет объем компетенции и юрисдикции Монастырского приказа. Помимо осуществления суда по гражданским искам к духовенству и населению церковных и монастырских вотчин в приказе рассматривались и взаимные иски духовных лиц. Кроме того, из Приказа Большого дворца в ведение Монастырского приказа были переданы все монастырские и церковные земли. Ссылка на ст. 1 на челобитье дворян, торговых и посадских людей подразумевают челобитную от 9 ноября 1648 г., в которых излагалась просьба о конфискации всех церковных вотчин, приобретённых после 1580 г., и о раздаче их в поместья. В ответ на челобитную правительство распорядилось составить ведомости новоприобретённых церковных земель, но описание затянулось, и к концу января 1649 г. когда была завершена работа над Уложением, ведомость так и не была составлена. В Уложении были узаконены только конфискация городских слобод церкви (см. гл. XIX) и запрет в дальнейшем продажи, заклада и вкладов вотчин во все категории церковных владений (см. XVII, 42). Полная же секуляризация церковных вотчин не входила в расчёты правительства, поскольку церковные иерархи и богатые монастыри нередко ссужали государственную казну большими денежными суммами безвозвратно и беспроцентно. Монастырский приказ управлял церковными вотчинами с 17 июля 1667 г. но под напором духовенства при царе Федоре Алексеевиче приказ был упразднен в 1667 г.

 

Патриаршая  вотчина

Гл. VIII ст. 1. Устанавливает единый на все территории русского государства порядок сбора денег “на окуп полоняникам” – ежегодно и в отличии от прошлых сборов ,производившихся, согласно сошному письму, по переписным книгам конца 40-х гг. XVII в., т.е. подворно. Обложению подлежали все низшие разряды населения соответственно социальному положению в следующем размере: с тяглого городского населения – посадских людей, с ямщиков и жильцов, а так же с крестьян и бобылей вотчин высших духовных лиц, не исключая патриарха, и монастырей – со двора по 8 денег. На привилегированные сословия – духовенство, не распространялся. Одна из частных форм смыкания получила отражение не в XII а, в XIII главе, устанавливающий общий порядок подсудности городовым воеводам по месту жительства приказчиков и крестьян всех категорий вотчин, как светских, так и духовных, в том числе патриарших, по искам, не превышающим 20 руб., кроме тех городов, где с воеводами имеются дьяки(см. XIII, 3).

Монастырская  вотчина

Ст. 1. Гл. XIII неполно определяет объем компетенции и юрисдикции Монастырского приказа. Помимо осуществления суда по гражданским искам к духовенству и населению церковных и монастырских вотчин в приказе рассматривались и взаимные иски духовных лиц. Кроме того, из Приказа Большого дворца в ведение Монастырского приказа были переданы все монастырские и церковные земли. Контроль за исполнением запрета передачи вотчин в монастыри по завещанию и обменом вотчинами возлагался на поместный приказ (см. XVII, 42). 
   Ст. 42. Гл. XVII направлена на ликвидацию возможностей земельной экспансии церкви, которые оставались в законодательстве после Соборного приговора 15 января 1581 г. Запрещая монастырям приобретать вотчины, указ “позволял отдавать вотчину в монастырь по душе под условием, что род выкупит вотчину у монастыря, в случае же отсутствия рода или нежелание его выкупить казна выкупит её у монастыря”. В период хозяйственного разорения последних десятилетий XVI в. И во время Смуты отданные в монастыри по душе вотчины выкупались очень редко из-за пресечения родов или их обнищания, и в результате в монастырях накопилась масса невыкупленных земель, которые подлежали выкупу казной. В результате 27 августа 1622 г. был издан указ. Согласно указу, все земли, которые были проданы или отданы монастырями по душе после Соборного приговора 1581 г. и на которые не поступало челобитных о выкупе воцарение Михаила Романова, оставались навсегда за монастырями, как застарелые. Право отдачи выслуженных вотчин в монастырь по душе до выкупа сохранилось и в жалованных грамотах 1627 г., а в Статейном списке 3 декабря 1627 г. было сделано разъяснение о сохранении до живота во владении матерей и жен, постригшихся до 1627 г., вотчин, унаследованных ими после смерти сыновей и мужей. Ст. 42 Соборного уложения 1649 г. заявляет, что формула жалованных грамот 1627 г. не соответствует требованиям сегодняшнего дня. Взамен приводится решение Земского собора 1648 г. о запрете всем духовным чинам, начиная с патриарха, и монастырям покупать и брать в заклад чьи бы то ни было родовые, выслуженные и купленные вотчины. Как отметил В. Н. Сторожев, новым в этой статье является запрещение приобретать вотчины не только монастырям, но и самому патриарху и другим высшим церковным чинам.  
    Ст. 43. Отменяет положение Статейного списка 3 декабря 1627 г., разрешавшее постриженцам сохранять за собой вотчины до смерти. Взамен приписывает отдавать вотчины родственникам с условием содержания сдатчиков до их смерти, а в случае нарушения этих условий с правом продажи вотчин родственникам или на сторону.

Информация о работе Виды вотчин по Соборному Уложению 1649 года