Автор работы: Пользователь скрыл имя, 05 Ноября 2013 в 18:46, контрольная работа
Актуальность и теоретическая разработанность темы дают основания определить объект и выделить предмет исследования. Объект исследования: право и религия. Предмет исследования: взаимодействие права и религии.
Цель контрольной работы: проанализировать и обобщить историю взаимодействия права и религии.
Задачи: рассмотреть влияние религии на возникновение права и государства; правовую реализацию религиозных идей; идеи справедливости в религии и в праве; влияние права на религию. Для реализации обозначенной цели и решения поставленных задач были использованы такие методы как систематизация, сравнение и обобщение.
Введение 1. Влияние религии на возникновение права и государства 2. Правовая реализация религиозных идей 3. Идеи справедливости в религии и в праве 4. Влияние права на религию
2
Содержание
3
Введение
Актуальность
настоящей работы обусловлена, с одной
стороны, большим интересом к теме "
Религия и право " в современной науке,
с другой стороны, ее недостаточной разработанностью.
Рассмотрение вопросов связанных с данной
тематикой носит как теоретическую, так
и практическую значимость.
Теоретической
основой проведения исследования явились
законодательные акты, нормативные документы
по теме работы.
Источниками информации для написания
работы по теме " Религия и право "
послужила базовая учебная литература,
фундаментальные теоретические труды
крупнейших мыслителей в рассматриваемой
области, результаты практических исследований
видных отечественных и зарубежных авторов,
статьи и обзоры в специализированных
и периодических изданиях, посвященных
тематике " Религия и право ", справочная
литература, прочие актуальные источники
информации.
Актуальность
и теоретическая разработанность темы
дают основания определить объект и выделить
предмет исследования. Объект исследования:
право и религия. Предмет исследования:
взаимодействие права и религии.
Цель контрольной
работы: проанализировать и обобщить историю
взаимодействия права и религии.
Задачи: рассмотреть
влияние религии на возникновение права
и государства; правовую реализацию религиозных
идей; идеи справедливости в религии и
в праве; влияние права на религию.
Работа
имеет традиционную структуру и включает
в себя введение, основную часть, состоящую
из 4 глав, заключение и список использованной
литературы.
4
1. Влияние религии на
возникновение права и
Каждое государство живёт
Прямую связь права и духовного начала усмотрел и один из представителей исторической школы права Ф. Савиньи, который в своей «Системе современного римского права» дал следующее определение сущности и генезиса права: «Если мы отвлечём право от всякого особенного содержания, то получим как общее существо всякого права нормирование определённым образом совместной жизни многих. Но случайный агрегат неопределённого множества людей есть представление произвольное, лишённое всякой реальности. А если бы и действительно имелся такой агрегат, то он был бы не способен, конечно, произвести право. В действительности же везде, где люди живут вместе, мы видим, что они образуют одно духовное целое, и это единство их проявляется и укрепляется в употреблении одного общего языка. В этом единстве духовном и коренится право, так как, в общем, всех проникающем народном духе представляется сила, способная удовлетворить потребности в урегулировании совместной жизни людей. Но, говоря о народе как о целом, мы должны иметь в виду не одних лишь наличных членов его: духовное единство соединяет также и сменяющие друг друга поколения, настоящее с прошлым. Право сохраняется в народе силой предания, обусловленной не внезапной, а совершенно постепенной, незаметной сменой поколений. Однако Савиньи, вполне в духе концепции исторической школы, видит главный момент духовного единства в языковой традиции. Носители религиозной идеи, которые устанавливают правовую систему, естественно, вкладывают в неё, прежде всего, свои религиозные ценности, а эти ценности, в свою очередь, для них самих носят сакральный характер, то есть имеют свой конечный источник согласно их представлениям, в божественной воле, в космическом законе и т.п. Именно эти представления порождают так называемые теологические школы права, возводящие правовые установления непосредственно к высшим основам мироздания. Таким образом, если признавать истинность тех религий, нормы которых непосредственно становятся правовыми, необходимо признавать и правоту соответствующих богословских концепций права. Влияние религии на содержание европейского права в средние века привело здесь к почти тысячелетнему господству теологических воззрений, утверждавших божественное происхождение права и законов. Наиболее последовательным их выражением является учение Ф. Аквинского. Он различал законы вечные, естественные, человеческие и божественные. Последние, по его мнению, основаны на предписаниях, содержащихся в Новом и Ветхом Завете, и дают божественное обоснование «человеческим» законам, позитивному праву.
Религиозное понимание сущности
права как творения Бога до сих
пор остаётся одним из направлений
его теоретического осмысления. Первоначально
естественное и божественное
начала присутствовали и в теории
естественного права. И сегодня
неотомизм обращается к ним, объясняя
сущность права. Однако уже с 17 в. теологическое
направление начинает уступать первенство
светским теориям. В языческой древности,
когда господствующей формой объяснения
мира был политеизм, источник, из которого
проистекает позитивное право, видели,
прежде всего, в воле богов. Их ближайшими
правовестниками
2. Правовая реализация религиозных людей
История предоставляет массу
свидетельств непосредственного либо
опосредованного происхождения
права из религии, как на Западе,
так и на Востоке. Представления
о справедливости целиком вытекают их
язычества. В результате кризиса языческой
религиозности справедливость из мирового
принципа превращается сначала в долг,
а затем в формальное предписание, то есть
в право.
В египетской религии мировая
справедливость носила имя богини Маат,
в китайских религиях она называлась
Дао, в индийских - Карма, в древнегреческих
религиозных представлениях она
имела несколько имён - Дике, Немесида,
Адрастея, Ананке. Одним из древнейших
и существующих до сего дня примеров
правовой реализации языческой идеи
справедливости является индусское
право. Индусская религия, включавшая
в себя систему правил, детально
регламентирующих всю общественную
жизнь, предписывала определённый образ
поведения. «Поведение древнего индейца
тысячелетиями регулировалось религиозно-нравственными
установками, которые по мере развития
классовых отношений медленно уступали
место нормам права, а в большинстве
случаев срастались с ними». «Религиозно-правовая
система стала основой
Своё место занимала религия
и в истории правовой системы
Китая. Много внимания небесному
происхождению этических и
Один из центральных образов древнегреческой религии Дике (Дика) - божество справедливости, дочь Зевса и Фемиды. В Дике больше отвлечённой персонифицированности, чем мифологической образности. По сообщению Павсания, Дике была изображена душащей и избивающей несправедливость на знаменитом ларце Кипсела, тирана Коринфа (7 в. до н. э.). Проявлением мировой справедливости в жизни людей является справедливое воздаяние. Вообще воздаяние - это связь между усилиями человека и результатом. Языческие религии признают, что воздаяние является справедливым, то есть определённые усилия, автоматически влекут определённый результат. Результат этот может проявиться непосредственно после совершения конкретного усилия либо через некоторое время, либо в конце жизни по итогу всех усилий человека либо в конце мировой истории по итогу жизни всех людей. Кроме того, результат может корректироваться усилиями других людей либо предшествующей жизнью, либо вмешательством богов. Теистические религии также признают закономерность воздаяния, однако отрицают его непосредственный автоматизм. Согласно теистическим вероучениям, связь между человеческими усилиями и их результатом целиком находится во власти единого и всемогущего Бога, который может определять эту связь либо в соответствии исключительно со своим произволом, либо в соответствии с договором, который он в той или иной форме заключает с человеком. В древнегреческой религии воплощением негативной справедливости, то есть справедливости как возмездия за грехи, является Немесида (Немезида) - богиня, дочь ночи, именуемая также Адрастеей («неотвратимой») и близкая по своим функциям богине Дике.
Практически во всех формах
древнегреческой религии
Информация о работе Влияние религии на возникновение права и государства