Голосование на выборах

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 26 Ноября 2013 в 16:47, контрольная работа

Краткое описание

Цель – изучение процесса голосования на выборах во всех аспектах.
Задачи:
1. Описать основные модели электорального выбора граждан;
2. Рассмотреть абсентеизм и обозначить его причины;
3. Проанализировать участие российских граждан в голосовании;
4. Проанализировать активность избирателей на региональных выборах в Липецкой области.

Вложенные файлы: 1 файл

KR_ISIT.docx

— 31.36 Кб (Скачать файл)

ФИНАНСОВОЕ ГОСУДАРСТВЕННОЕ  ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

ФИНАНСОВЫЙ УНИВЕРСИТЕТ  ПРИ ПРАВИТЕЛЬСТВЕ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ  ЛИПЕЦКИЙ ФИЛИАЛ

 

 

Кафедра философии

 

 

КОНТРОЛЬНАЯ РАБОТА

 

по дисциплине: «Избирательные системы и технологии»

 

Тема: «Голосование на выборах».

 

 

 

 

 

 

Студент:

Факультет:

Специальность:

Курс: 5

Личное дело

Преподаватель:

 

 

 

 

 

СОДЕРЖАНИЕ

Введение

1.

2.

3.

Заключение

Список использованной литературы

Приложение

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

ВВЕДЕНИЕ

Важной частью любой политической системы в демократических государствах является регулярное проведение выборов  в представительные органы власти различного уровня, высшие органы, а также выборы высших должностных лиц страны и руководителей местной исполнительной власти. Одновременно с укреплением и развитием демократических традиций совершенствуются формы и методы воздействия на общественное мнение, на избирателей, а также лоббистская и общественная деятельность различного рода.

Все усилия в избирательной  кампании направлены на оптимальное  использование имеющихся ресурсов для усиления преимуществ кандидата  и нейтрализации сильных сторон его оппонентов. В процессе избирательной  кампании кульминационным моментом является голосование.

Институт выборов, как  известно, был «импортирован» в Россию сравнительно недавно, и его освоение отечественной политической культурой  при любых обстоятельствах не могло не быть более или менее  длительным процессом. Однако результаты последнего опроса свидетельствуют  о том, что ценность этого института  в глазах российских граждан не только не растет, но, напротив, ощутимо снижается, что показывает актуальность данной темы.

Цель – изучение процесса голосования на выборах во всех аспектах.

Задачи:

  1. Описать основные модели электорального выбора граждан;
  2. Рассмотреть абсентеизм и обозначить его причины;
  3. Проанализировать участие российских граждан в голосовании;
  4. Проанализировать активность избирателей на региональных выборах в Липецкой области.

 

  1. ГОЛОСОВАНИЕ КАК ЭТАП ИЗБИРАТЕЛЬНОЙ КАМПАНИИ. АБСЕНТЕИЗМ.

Голосование является наиболее ответственной  стадией избирательного процесса. Именно на ней находит выражение «развязка» всей избирательной кампании. Действующее  законодательство подробно оговаривает  условия и виды голосования, а  также требования, предъявляемые  к деятельности избирательных комиссий по обеспечению волеизъявления избирателей.

Условия голосования закрепляются в Федеральном законе «Об основных гарантиях избирательных прав и  права на участие в референдуме  граждан Российской Федерации», иных федеральных законах, законах субъектов  Российской Федерации, уставах муниципальных  образований.

Наиболее  полные перечни моделей электората в русскоязычной литературе приводится в работах О.П.Кудинова «Основы организации и проведения избирательных кампаний в регионах России» и Е.Малкина, Е.Сучкова  «Основы избирательных технологий».

В этой связи в можно выделить следующие модели электорального поведения:

  • социологическую модель, где основным мотивом электорального поведения является проявление солидарности с той социальной группой, к которой принадлежит индивид или с которой он себя идентифицирует;
  • социально-психологическую модель, в которой главной детерминантой электорального поведения выступает идеологическая или партийная идентификация;
  • рациональную модель электорального поведения, воспроизводя которую, избиратель может рационально обосновать свой выбор;
  • коммуникативно-эмоциональную модель электорального поведения, главной детерминантой в которой является возрастающий в предвыборный период поток политической информации;
  • социокультурную модель электорального поведения, главными детерминантами в которой являются содержание политического сознания, специфика менталитета и преобладающий в обществе тип электорально-правовой культуры.

Кроме этого при проведении любой  избирательной кампании проявляется  такое понятие, как «абсентизм».

Абсентизм – (от лат. «absens, absentis» – отсутствующий) – отстранение избирателей от участия в голосовании. В современных демократических странах абсентеизм достаточно распространенное явление: нередко в голосовании не принимают участия 50% и даже более избирателей, имеющих право голоса. В России это явление также распространено. Как и в зарубежных странах, в Российской Федерации наибольшая активность избирателей проявляется на общенациональных выборах, значительно ниже она на региональных выборах и выборах органов местного самоуправления.

Абсентеизм возникает тогда, когда  исчезает внешнее принуждение к  политической деятельности, когда у  человека появляются право и реальная возможность воздержаться от политических действий. Как массовое явление абсентеизм отсутствует в тоталитарных обществах. Поэтому многие исследователи не дают однозначной оценки данному  феномену. С одной стороны, существование  проблемы абсентеизма свидетельствует  о том, что у индивида есть право  выбора той линии поведения, которая  соответствует его интересам, но с другой – абсентеизм, несомненно, является свидетельством индифферентности людей к выборам, политическим событиям.

Абсентеизм опасен тем, что приводит к снижению численности избирателей, при явке которых выборы считаются  состоявшимися.

На сегодняшний день среди проблем  общественного сознания, связанных  с абсентеизмом, наиболее актуальной является абсентеизм молодежи. При  этом необходимо отметить, что низкий уровень политического участия  молодежи, или политический абсентеизм, не является исключительно российской проблемой. «Абсентеизм в большей  степени наблюдается у молодежи»  независимо от ее гражданства. Даже в  развитых демократических странах  Европы привлечение молодежи к участию  в выборах – самой массовой, общедоступной, простой и наименее время- и ресурсозатратной форме политического участия – представляет собой задачу отнюдь не тривиальную. Меры, направленные на повышение уровня политического участия молодежи, принимаются на самом высоком уровне, создаются программы, выделяются средства, но молодежь по-прежнему отказывается приходить на избирательные участки.

В России же ситуация более сложная. Если говорить о причинах политического  абсентеизма молодежи в России, то эксперты выделяют целый комплекс таковых. Низкий уровень жизни населения страны (особенно молодежи). Все помыслы людей сводятся к поиску средств для существования, ни на что другое, в том числе и активность в общественной сфере, не остается ни времени, ни сил, ни желания. Люди с низкими доходами были и остаются крайне аполитичными. Отсутствие реальных, по крайней мере, в краткосрочной перспективе, результатов политического участия, что лишает молодежь веры в способность изменить хоть что-то в своей жизни посредством политического участия. Политико-правовая безграмотность, когда большинство молодых людей просто не представляют себе, как можно участвовать в политической жизни страны. Даже председатель Центральной избирательной комиссии РФ отметил, что «многие проблемы на выборах в России возникают из-за низкого уровня правовой культуры». Эмоциональное отчуждение молодежи от власти, связанное с высоким уровнем коррумпированности и некомпетентности существующих властных институтов. Противодействие со стороны старших поколений, которые укрепились в политике и зачастую не желают допускать в нее конкурентов в лице молодежи.

 

 

 

 

  1. УЧАСТИЕ ГРАЖДАН В ГОЛОСОВАНИИ В РОССИИ.

Голосование в помещении избирательного участка в день голосования представляет собой наиболее распространенную форму  волеизъявления избирателей, вследствие чего оно нередко характеризуется  в качестве «обычного» голосования. Помещение для голосования безвозмездно предоставляется в распоряжение участковой избирательной комиссии главой соответствующего муниципального образования, а в случае, если уставом  должность главы муниципального образования не предусмотрена, - лицом, уполномоченным на то органом местного самоуправления. В помещении для  голосования должен быть зал, в котором  размещаются кабины или иные специально оборудованные места для тайного  голосования, оснащенные системой освещения  и снабженные письменными принадлежностями.

Желательно, чтобы все избирательные  участки располагались в хорошо знакомых и легко доступных избирателям местах. Каждый избирательный участок должен быть оборудован в соответствии с требованиями ст. 49 Федерального закона «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации» до того, как начнется голосование. При этом помещение должно быть достаточным по размеру, чтобы члены избирательной комиссии предприняли меры и обеспечили удобный доступ к оборудованию для голосования так, чтобы это оборудование находилось в поле зрения членов комиссии и наблюдателей.

Законодательство некоторых субъектов  Российской Федерации предъявляет  повышенные требования к помещениям для голосования на избирательном  участке. Так, например, Закон Приморского  края от 5 сентября 2000 г. «О внесении изменений  и дополнений в Закон Приморского  края «О выборах депутатов представительных органов местного самоуправления в  Приморском крае» (ст. 1) предусматривает, что помещение для голосования  должно располагаться в одном  здании с помещением участковой избирательной  комиссии. Не допускается также расположение двух и более избирательных участков или проведение выборов двумя и более избирательными комиссиями в одном помещении (зале, холле здания).

Досрочное голосование предусмотрено ст. 53 Федерального закона «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации». Правом досрочного голосования обладают: во-первых, избиратели, которые в день голосования по уважительной причине (отпуск, командировка, режим трудовой и учебной деятельности, выполнение государственных и общественных обязанностей, состояние здоровья) будут отсутствовать по месту своего жительства и не смогут прийти проголосовать в участковую избирательную комиссию; во-вторых, избиратели, которые в день выборов будут пребывать на судах, находящихся в плавании, а также на полярных станциях, в других отдаленных и труднодоступных районах. Общим для этих групп избирателей является то, что они пользуются правом проголосовать досрочно не ранее установленного законодательством срока.

Досрочное голосование избирателей, которые в день голосования будут отсутствовать по месту своего жительства и не смогут прийти проголосовать, осуществляется в помещении соответствующей территориальной (окружной) комиссии за 15-4 дня до дня голосования, а в участковой - за три дня до дня голосования. При этом избирательная комиссия обязана обеспечить тайну голосования, исключить возможность искажения волеизъявления избирателя, обеспечить сохранность избирательного бюллетеня и учет голоса избирателя при установлении итогов голосования и определении результатов выборов. Заявления досрочно проголосовавших избирателей с указанием причины, побудившей их воспользоваться данным правом, приобщаются к списку досрочно проголосовавших избирателей. В качестве специальной гарантии, предотвращающей возможные злоупотребления при досрочном голосовании, Федеральный закон «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации» (ст. 56) предусматривает, что в случае, если число досрочно проголосовавших в помещении территориальной (окружной) и участковой избирательной комиссии избирателей будет составлять более одного процента от числа избирателей, внесенных в список (но не менее 10 избирателей), участковая избирательная комиссия по требованию любого члена комиссии, наблюдателя обязана произвести отдельный подсчет избирательных бюллетеней, извлеченных из конвертов досрочно проголосовавших избирателей. На такие «досрочные» бюллетени перед началом голосования в соответствии со ст. 53 Федерального закона на оборотной стороне проставляется печать участковой избирательной комиссии, что и позволяет их идентифицировать при раздельном подсчете голосов избирателей.

Голосование вне избирательного участка (вне помещения для голосования) имеет целью обеспечить в день выборов волеизъявление тех избирателей, которые внесены в списки на данном избирательном участке и не могут  самостоятельно по уважительным причинам (по состоянию здоровья, инвалидности и другим причинам) прибыть в помещение  для голосования. Участковая избирательная  комиссия обязана обеспечить возможность  голосования вне помещения для  голосования в точном соответствии с требованиями ст. 54 Федерального закона «Об основных гарантиях избирательных  прав и права на участие в референдуме  граждан Российской Федерации».

Голосование вне помещения для  голосования проводится только в  день выборов и только на основании  письменного заявления или устного  обращения избирателя о предоставлении ему возможности проголосовать  вне помещения для голосования. Заявление (обращение) может быть сделано  избирателем в любое время  после формирования участковой избирательной  комиссии, но не позднее срока, установленного федеральными законами, законами субъектов  Российской Федерации, который не должен отстоять от времени окончания голосования  менее чем на 4 часа. Участковая комиссия регистрирует все поданные заявления  в специальном реестре. По прибытии членов комиссии к избирателю на основании зарегистрированного устного обращения оно подтверждается письменным заявлением.

Информация о работе Голосование на выборах