Государство и госудрственная власть

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 05 Мая 2013 в 16:37, курсовая работа

Краткое описание

Вопросы о государстве, его понятии, сущности и роли в обществе с давних пор относятся к числу основополагающих и наиболее обсуждаемых вопросов в государствоведении. Это объясняется, по меньшей мере, тремя причинами. Во-первых, названные вопросы прямо и непосредственно затрагивают интересы различных слоев, классов общества, политических партий и движений. Во-вторых, никакая другая организация не может конкурировать с государством в многообразии выполняемых задач и функций, во влиянии на судьбы общества. В-третьих, государство – очень сложное и внутренне противоречивое общественно-политическое явление.

Содержание

Введение
Глава 1. Характеристика понятия государства
§1.1. Суть понятия государство
§1.2. Признаки государства
§1.3. Государство - как социальное явление
Глава 2. Характеристика государственной власти
§2.1 Понятие государственной власти
§2.2.Классификация методов реализации государственной власти
§2.3. Общая классификация методов контроля государственной власти
Заключение
Список литературы

Вложенные файлы: 1 файл

ТГП курсовая.doc

— 128.00 Кб (Скачать файл)

 

Содержание

 

Введение 

Глава 1. Характеристика понятия государства 

§1.1. Суть понятия государство

§1.2. Признаки государства 

§1.3. Государство - как социальное явление

Глава 2. Характеристика государственной власти

§2.1 Понятие государственной власти

§2.2.Классификация методов реализации государственной власти

§2.3. Общая классификация методов контроля государственной власти

Заключение 

Список  литературы

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Введение

 

Вопросы о государстве, его понятии, сущности и роли в  обществе с давних пор относятся к числу основополагающих и наиболее обсуждаемых вопросов в государствоведении. Это объясняется, по меньшей мере, тремя причинами. Во-первых, названные вопросы прямо и непосредственно затрагивают интересы различных слоев, классов общества, политических партий и движений. Во-вторых, никакая другая организация не может конкурировать с государством в многообразии выполняемых задач и функций, во влиянии на судьбы общества. В-третьих, государство – очень сложное и внутренне противоречивое общественно-политическое явление.

Государственная власть представляет собой сложное  явление. Попытки дать его определение, предпринимаемые различными учеными, политическими деятелями, мыслителями, сводились главным образом к перечислению ее признаков.

Многие исследователи подчеркивали, что государство представляет собой объединение, корпорацию, общность людей, проживающих на определенной территории и подчиненных политической власти, способной применять принуждение.

Рассматривая  государство и государственную  власть с различных позиций - философской, исторической, социологической, юридической, географической и др., можно выделить лишь те или иные их аспекты (характеристики). Юридический подход позволяет выделить основные признаки государственной власти, отличающие его от других организаций современного общества.

Всесторонне раскрыть понятие, сущность, многосторонние грани, свойства и черты государства  – задача чрезвычайно трудная. Решить ее можно лишь при изучении государства  конкретно – исторически, в различных  его связях с экономикой, социально-политической и духовной жизнью общества, максимально используя при этом прошлые и настоящие научные достижения. Как форма организации общества, призванная обеспечивать его целостность и управляемость, государство выполняет функции, обусловленные потребностями общества, а, следовательно, служит его интересам.

Актуальность  данной темы объясняется необходимостью изучения признаков государства, как особой формы организации общества, имеющей законы, публичную власть, население, территорию, армию и правоохранительные органы, с целью всесторонне раскрыть понятие и сущность современного государства (на примере Российской Федерации).

Объектом исследования данной работы является государство, как особая форма организации общества и присущие ему признаки, отличающие его от других образований.

Цель  настоящей работы – рассмотреть понятие и признаки государства с точки зрения современных историков и правоведов, а также попытаться объективно обобщить полученный материал, а также проанализировать сущность государства и государственной власти.

В процессе достижения определенной цели были решены следующие задачи:

1) рассмотреть понятие государства, как особой формы организации, в историческом аспекте (с точки зрения мыслителей древности – Цицерон и ученых современности);

2) найти отличия государства от других образований;

3) определить признаки современного государства (на примере Российской Федерации);

4) охарактеризовать эти признаки;

5) обобщить полученные сведения, отразить их в работе и сделать необходимые выводы.

Изучение  и исследование выбранной темы проходило с помощью следующих методов:

1. Изучение исторической и правовой базы, государства и его сущности в конкретизации его признаков;

2. Анализ источников и литературы, которые отражают данную тему в современных условиях и в динамике времени;

3. Личные наблюдения и выводы в процессе изучения методической литературы.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Глава 1. Характеристика эволюции понятия государства

§1.1. Суть понятия государство

 

Следует отметить своеобразный "дуализм" государственной власти. Любому государству присуща двойственная природа. С одной стороны, государство реализует и защищает интересы господствующей элиты, с другой – долговременные интересы всего населения. Первую "половину" сущности государства назовем его классовой природой, вторую – общесоциальной1.

Государственная власть для правящей элиты является мощным средством реализации и защиты своих собственных интересов, подчас через подавление всех остальных слоев населения. Последнее может осуществляться в форме прямого насилия или "мягкого" пропагандистского навязывания своей воли большинству населения – так называемое информационное заблуждение. В качестве правящей элиты могут выступать класс, династия, политическая партия, единоличный деспот с приближенными. Классовый характер в наибольшей степени присущ деспотическим, тоталитарным государствам. Демократические государства также не могут избежать классового элемента в своей природе. Однако демократия предполагает наличие механизмов, позволяющих ограничивать и контролировать узкоэгоистические притязания правящей элиты.

Марксизм-ленинизм неоправданно абсолютизировал классовую  составляющую государства. Согласно этой теории государство есть орудие насилия  экономически господствующих классов  – владельцев основных средств производства, призванное подавлять эксплуатируемые классы. Государство, по мнению В.И. Ленина, – это организация насилия для подавления какого-либо класса, машина, аппарат для подавления одним классом другого. Право – всего лишь инструмент, средство для навязывания воли господствующего класса. Государство есть продукт и проявление непримиримости классовых противоречий, которые объективно не могут быть примирены. Таким образом, марксизм-ленинизм не признавал что-либо надклассовое, общесоциальное в сущности государства2.

Общесоциальная  природа государства. Любому (особенно демократическому) государству присущ надклассовый характер. Поэтому государство в той или иной степени осуществляет и защищает общие, коренные, долговременные интересы всего населения. Будучи главным управленческим центром общества, официально объединяя и представляя все население, государство выполняет "функцию общих дел", выражает общенациональные интересы. Государство является социальным арбитром, средством социального компромисса между правящими и управляемыми. Его задача – преодоление социальных противоречий, конфликтов, разногласий, учет и координация интересов различных групп населения.

Таким образом, государство призвано одновременно выполнять как сугубо классовые задачи, так и общие дела, вытекающие из природы всякого общества.

Соотношение между  общесоциальным и классовым в  государствах разных эпох не одинаково, оно изменяется, развивается, динамично  отражая реалии социально-экономического и политико-государственного развития, достигнутый уровень прогресса и демократии3. Одним из показателей прогресса цивилизации является историческое движение от классовой к общесоциальной природе государства. Последнее можно выразить формулой – "все меньше классового, все больше общесоциального".

Сущность государства  обусловливается объективной закономерностью: при несовпадении, противоречивости текущих, частных интересов в  обществе существует единство коренных, долговременных интересов всех членов общества. Это так называемое общее благо, которое призвано выразить и реализовать государство. Общее благо определяется в результате согласования индивидуальных и коллективных интересов всего населения по коренным вопросам жизнедеятельности общества и государства. Государство олицетворяет общую волю, представляющую собой выражение преобладающей силы, то есть большинства граждан, входящих в государство (Дж. Локк). Сущность государства – "общее благо, которое должно получаться от выполнения реальных государственных интересов" (Н. Макиавелли).

 

 

§1.2. Признаки государства

 

1) Публичная (государственная) власть. Публичной она называется потому, что не совпадает с обществом, выступает от его имени, от лица всего народа.

2) Официальная организация – репрезентует общество, выступает от его имени, и таковым признано другими государствами.

3) Универсальность, так как объединяет членов общества для решения вопросов, которые касаются разных сфер их жизни.

4) Верховная организация – является высшим по значению и силе объединением общества, все другие социальные организации в сфере общественных интересов подчиненные ему.

5) Централизованная организация – внутренняя структура государства осуществляется по иерархии, т.е. подчиненностью низших организационных структур высшим, и особенно общегосударственным.

6) Государственный суверенитет. Понятие "государственного суверенитета" появилось в конце средних веков, когда стало нужно отделить государственную власть от церковной и предоставить ей исключительное, монопольное значение. Нынче суверенитет – обязательный признак государства. Государство, которое его не имеет – это колония или доминион.

Суверенитет как  свойство (атрибут) государственной  власти заключается в ее верховенстве, самостоятельности и независимости.

Суверенность  государственной власти обусловливается ее возможностями реально, а не только идеологически влиять на общественные отношения.

Самостоятельность и независимость государственной  власти от всякой другой власти внутри страны и извне ее выражается в  ее исключительном, монопольном праве свободно решать все свои дела.

Но не считаясь с то, что государство является формой организации интересов всех членов общества, она не объединяет их абсолютно во всех сферах, аспектах их жизни. Рядом с общественным интересом  существуют интересы особые и индивидуальные, которые отображаются, обеспечиваются и предохраняются соответствующими социальными объединениями или лично индивидом. Государство не должна самая вмешиваться в сферу этих интересов, но обязанностью ее есть обеспечивать их независимость, гарантировать и предохранять от вмешательства со стороны других субъектов. Независимость разных социальных организаций и индивидов, наличие гарантированных государством сфер их "самостоятельного" жизни – важный признак цивилизованности государства и общества4.

Также нужно обратить внимание на то, что государство может быть светским и теократическим. Большинство государств мира – светские, т.е. такие, в которых разграниченные сферы действия церкви и государства (церковь отделена от государства). В теократических государствах власть принадлежит церковной иерархии, например, Монголия до 1921 г., современный Ватикан.

Итак, мы рассмотрели основные признаки государства, которое дает нам возможность  более глубоко понять суть самого государства и понятие государства  в гражданском социальном правовом обществе5.

 

 

 

§1.3. Государство как социальное явление

 

Понятие государства  неразрывно связано, по меньшей мере, с двумя методологически очень  важными обстоятельствами. Первое. Государство - это всегда итог, результат  социально-духовного, политического, культурного, психоэмоционального творчества людей, общества. Оно представляет собой материально-предметное воплощение соответствующих объективных общественных потребностей. Однажды возникнув, государство не может оставаться неизменным навсегда6. Оно - объективно меняющийся и противоречивый внутренне реальный факт исторического движения общества. Государство может и реально переживает, например, такие фазы в своем существовании - становление, развитие, подъем, расцвет, кризис, деградация, упадок. Эти стадии могут проходить вместе или параллельно с обществом или относительно независимо от общества. В связи с этим, естественно, может со стороны общества или исследователя меняться не только субъективная оценочная, ситуативная характеристика государства, но и само его понятие. Другими словами, невозможно сформулировать понятие государства, одинаково успешно "работающее" и объясняющее государства в различные эпохи, в различных формациях и цивилизациях его существования .

В процессе познания нельзя смешивать понятие (или определение) и понимание государства. Одно из назначений определения государства состоит в том, чтобы выделить государство из окружающих его мира вещей, форм, институтов в различных сферах жизни общества и человека. Определение государства лежит в самом начале познания государства. Понимание же государства в методологическом плане требует выработки развернутой системы понятий и определений, в которых находят свое научное выражение и фиксацию различные стороны исторического движения государства - сущность, формы, функции, государственная власть, государственный аппарат, государственный орган и др. Понять государство - это значит создать развернутую и целостную систему понятий и определений различных сторон государства, т.е. создать своего рода его конкретный теоретический портрет.

Из истории  политический мысли известны сотни  понятий и определений государства, которые были сформулированы философами, теологами, теоретиками-государствоведами, социологами, практическими политическими и государственными деятелями. Вот лишь некоторые из них: государство - это "сообщество равных людей для достижения возможно лучшей жизни"; государство - это "совершенный союз свободных людей, заключенный ради соблюдения права и общей пользы"; государство - это "власть, население, территория"; государство - это "нечто разумное в себе", или "нравственный универсум"; государство - это политическая форма социально-экономически дифференцированного общества; государство - это аппарат (машина) для поддержания господства единого класса над другим. Широко известны определения государства метафорического характера: "государство - это я"; "государство - это мы".

Информация о работе Государство и госудрственная власть