История прокуратуры

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 29 Мая 2012 в 21:49, реферат

Краткое описание

Прокуратурой отработаны правовые средства надзора за исполнением законов, отказ от которых в условиях пока еще несовершенной судебной системы, неэффективности государственного контроля, продолжающегося процесса совершенствования правового механизма обеспечения законности ослабит деятельность государства по укреплению законности, защите прав и свобод граждан и даже может принести к разрушению единства государственной и общественной жизни.

Содержание

1.Введение………………………………………………………….3
2.Истоки……………………………………………………………..5
3. Прокуратура в советский период………………………8
4.Прокуратура в годы войны……………………………….11
5.Надзорный щит государства……………………………..12
6. Заключение……………………………………………………13

Вложенные файлы: 1 файл

история прогуратуры.doc

— 86.50 Кб (Скачать файл)


 

 

АКАДЕМИЯ  ТРУДА И СОЦИАЛЬНЫХ ОТНОШЕНИЙ

УРАЛЬСКИЙ СОЦИАЛЬНО-ЭКОНОМИЧЕСКИЙ ИНСТИТУТ

 

 

                 ФАКУЛЬТЕТ Социально-экономический

                 СПЕЦИАЛЬНОСТЬ Менеджмент организации

                 КАФЕДРА Менеджмента

 

 

 

 

 

 

 

РЕФЕРАТ

 

по дисциплине История государственного управления

Тема История прокуратуры

 

 

Студент группы Сутормина А.А

 

 

Руководитель

Бабкина Людмила Фёдоровна

                          

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Челябинск

2011

Оглавление.

1.Введение………………………………………………………….3

2.Истоки……………………………………………………………..5

3. Прокуратура в советский период………………………8

4.Прокуратура в годы войны……………………………….11

5.Надзорный щит государства……………………………..12

6. Заключение……………………………………………………13

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Введение.

Государство, особенно в условиях осуществления правовой и экономической реформы, нуждается в создании эффективно действующей системы законности и правопорядка. Государственная и общественная жизнь должна быть организована так, чтобы соблюдение закона было обязательным и необходимым требованием для гражданина, должностного лица, государственного органа или общественного

объединения. Важно, чтобы существовал механизм, обеспечивающий строгое и точное соблюдение законов. В последние годы в сфере применения и исполнения законов отмечаются серьезные недостатки. При этом трудности в реализации законов порождены не только дефектами юридического свойства, но и негативными явлениями в социально-экономических, политических и национальных отношениях. Нормальной реализации законов препятствуют как объективные, так и субъективные факторы: правовая нестабильность

в сочетании с правовым нигилизмом. Для ликвидации этих факторов необходимо усилить работу правоохранительных органов, которые входят в механизм гарантий законности. Особое место в этом механизме занимают органы прокуратуры, важнейшей функцией которых является надзор за исполнением законов и соблюдением прав и свобод человека и гражданина - общий надзор. Прокуратура является единственным государственным органом, для которого надзор за исполнением законов составляет смысл, сущность и основу деятельности. Другого такого органа нет, а, следовательно, нет такой структуры, которая могла бы взять на себя бремя надзорных забот прокуратуры. Отсюда следует вывод о необходимости не просто сохранения, но и усиления надзорной функции прокуратуры. Функция надзора наиболее полно выражает специфику деятельности органов прокуратуры. Будучи ведущей и определяющей, данная функция оказывает значительное влияние на реализацию всех других

функций прокуратуры. Прокуратурой отработаны правовые средства надзора за исполнением законов, отказ от которых в условиях пока еще несовершенной судебной системы, неэффективности государственного контроля, продолжающегося процесса совершенствования правового механизма обеспечения законности ослабит деятельность государства по укреплению законности, защите прав и свобод граждан и даже может принести к разрушению единства государственной и общественной жизни. Конституция

РФ и Закон «О прокуратуре Российской Федерации» содержат основополагающие принципы организации и деятельности органов прокуратуры, содержание актов прокурорского реагирования на установленные нарушения, а также средств прокурорского воздействия как на устранение, так и на предупреждение нарушений закона, дана классификация этих процессуальных документов, предъявляемые к ним требования и необходимые реквизиты. Закон «О прокуратуре Российской Федерации» сохранил традиционно сложившиеся отрасли прокурорского надзора

и основные направления деятельности органов прокуратуры, тем не менее каждое из них претерпело определенную трансформацию.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

ИСТОКИ

Прокуратура в Российской Империи была учреждена Указом Петра I от 12 января 1722 года. Она учреждалась с целью осуществления гласного контроля (надзора) за соблюдением законности в деятельности центральных и местных органов государственной власти.

Учреждение прокуратуры в России и наделение ее контрольно-надзорными функциями вызвало к жизни систему специальных правовых норм, регулирующих общественные отношения в этой сфере деятельности.

Важную роль в правовом регулировании деятельности прокуратуры сыграл Указ Петра I от 27 апреля 1722 года «О должности Генерал-прокурора». В соответствии с этим указом Генерал-прокурор, названный «оком государевым» и «стряпчим» о делах государственных, осуществлял непосредственно надзор за тем, чтобы высший государственный орган страны - Сенат - действовал в строгом соответствии с регламентами и императорскими указами. Генерал-прокурору подчинялись обер-прокуроры, прокуроры коллегий Сената и провинций. Сам же Генерал-прокурор подчинялся только императору. Первым генерал - прокурором был один из ближайших сподвижников царя - П.И.Ягужинский. Одновременно с его назначением учреждались должности прокуроров в надворных судах.

Осуществляли прокуроры надзор и за законностью в деятельности государственных органов. К примеру, они вели наблюдение за интересами казны, осуществляли надзор по арестантским делам, за местами содержания заключенных под стражей. Прокуроры были наделены правом опротестования незаконных решений государственных органов.

Из этого можно сделать вывод, что прокуратура в России учреждалась как надзорный орган и строилась как единая система на основах принципа централизации. Прокуроры преимущественно осуществляли надзор за законностью в деятельности не только государственных органов, но и должностных лиц и издаваемых ими правовых актов.

После смерти Петра I прокуратура фактически бездействовала, особенно в период царствования Анны Иоанновны, то есть по существу была ликвидирована. Вновь прокуратура была восстановлена 12 декабря 1741 года Указом императрицы Елизаветы Петровны и наделена теми же правами, которые имела в период царствования Петра I.

Полностью же прокуратура сформировалась как орган надзорного типа при Екатерине II. Тогда в значительной мере был усилен прокурорский надзор за законностью в деятельности местных (губернских) органов власти. В принятом в 1775 году «Учреждении о губерниях», были закреплены задачи и полномочия губернских прокуроров. На губернских и подчиненных им прокуроров возлагались, в частности, такие задачи: сохранение «целости власти, установлений и интересов императорского величества»; наблюдение за тем, «чтоб запрещенных сборов с народа никто не собирал»; истребление «повсюду вредных взяток». Они наделялись правом вести надзор за законностью в деятельности губернских и уездных органов, в том числе и судов, проверять соответствие законам принимаемых ими решений. На прокуроров возлагалось предупреждение нарушений законов, принятие мер к пресечению нарушений, опротестование незаконных правовых актов.

В период царствования Павла I прокурорский надзор был существенно ослаблен, сокращены штаты органов прокуратуры, как в центре, так и на местах. Однако, несмотря на это, прокуратура продолжала оставаться активно действующим государственным надзорным органом.

С созданием в 1802 году министерства юстиции, должность министра стала совмещаться с должностью Генерал-прокурора, а губернские прокуроры стали входить в состав органов юстиции на местах.

В 1862 году Государственный Совет принял «Основные положения о прокуратуре», в которых очень четко было определено назначение прокуратуры-наблюдение за точным и единообразным исполнением законов в Российской Империи. В этом основополагающем акте были закреплены принципы организации и деятельности прокуратуры: единство и централизация органов прокурорского надзора, строгая подчиненность нижестоящих прокуроров вышестоящим, несменяемость прокуроров, их независимость от местных органов при принятии решений. Генерал-прокурор и губернские прокуроры назначались и освобождались от должности императором, а нижестоящие -Генерал- прокурором Российской Империи.

С принятием судебных уставов 1864 года прокуратура из органа надзорного типа была трансформирована в основном в орган уголовного преследования. Но следует иметь в виду, что закон подчинял прокурору полицейское дознание, включал в его обязанность вести наблюдение за производством предварительного следствия, в котором сочеталось руководство действиями судебного следствия и надзор за законностью его действий и решений. Прокуроры могли присутствовать при всех следственных действиях, давать указания следователю, требовать дополнительного расследования. По окончанию предварительного следствия прокурор давал заключение о предании обвиняемого суду, излагая его в форме обвинительного акта.

При рассмотрении судами уголовных дел прокуроры выступали полноправными участниками судебного процесса, приносили кассационные и апелляционные протесты на незаконные и необоснованные решения судов, осуществляли надзор за исполнением приговоров. Они также осуществляли надзор за соблюдением законности в местах отбытия наказаний, назначенных судами. При рассмотрении судами гражданских дел прокуратура выполняла лишь законную функцию.

В таком виде и в основном с такими функциями прокуратура России просуществовала до Октябрьского переворота. Декретом Совета народных комиссаров РСФСР от 24 ноября 1917 года прокуратура была упразднена.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Прокуратура в советский период

На протяжении нескольких лет российское социалистическое государство обходилось без органов прокуратуры. Только в 1922 году Всероссийский Центральный Исполнительный комитет принимает постановление об утверждении Положения о прокурорском надзоре. Это был первый в истории советской прокуратуры нормативный акт, специально посвященный регламентированию организации и деятельности органов прокурорского надзора. ВЦИК признал необходимым подчинить местных прокуроров не только центральной прокурорской власти, но и местным губисполкомам. Предлагалось лишить прокуроров права опротестовывать с точки зрения законности любые решения местных властей. Как известно, против двойного подчинения выступил В.И.Ленин - Председатель Совета Народных Комиссаров и свою точку зрения ему удалось отстоять: «Законность не может быть калужская или казанская, а должна быть единая всероссийская и даже единая для всей федерации Советских республик». Но в целом на подготовку Положения о прокурорском надзоре 1922 года оказало большое влияние дореволюционное законодательство о прокурорском надзоре. Государственная прокуратура была учреждена не в качестве самостоятельного органа, а в составе народного комиссариата юстиции, в качестве ее отдела. Народный комиссар юстиции одновременно являлся Прокурором республики (так же, как и Министр юстиции царского правительства - Генерал-прокурором). Губернские прокуроры, их помощники, назначались и увольнялись Прокурором республики.

Судя по архивным материалам, становление прокуратуры в Вологодской губернии было связано с огромными трудностями. Первый губернский прокурор В.П.Чапурский 4 сентября 1922 года докладывал Прокурору республики о том, что «организация прокуратуры идет крайне медленно. Партийные товарищи, подходящие для этой работы, добровольно в прокуратуру не идут, ибо предвидят, что и ее положение будет не лучше других органов юстиции.

.... Приходится подбирать работников через Губком РКП, но Губком, разрываемый на части подобными же требованиями от других учреждений не в состоянии был выделить нужное для прокуратуры количество товарищей. Четыре раза ставился на бюро Губкома вопрос о выделении товарищей для работы в прокуратуру, и … выделить не могли.

… К 1 сентября в отношении организации прокуратуры сделано следующее: подобран состав помощников прокурора, проведено направление через прокуратуру следственного производства и актов дознания, подобран состав общественных обвинителей и обследованы места заключения. Проведено совещание с уполномоченным ГПУ о взаимоотношениях прокуратуры с органами ГПУ, причем совещанием принято, что деятельность ГПУ в порядке охраны стоит вне руководства прокуратуры, и лишь следственная их работа и работа в качестве органов дознания идет под руководством и непосредственным наблюдением прокурора… Объявление об открытии прокуратуры не сделано, ибо взять и справиться с прокурорской работой, по всей губернии, наличному составу работников в числе 10 человек, не возможно».

И все-таки 1 октября 1922 года - официальный День рождения Вологодской губернской прокуратуры.

Архивные документы… Держа в руках эти пожелтевшие от времени листы, вникая подчас в непонятную орфографию, невольно чувствуешь дух того времени, удивляешься, что люди с «низшим» образованием занимали высокие посты и были одержимы изменить жизнь к лучшему, свято веря в светлое будущее. В.П.Чапурский- организатор и руководитель прокуратуры Вологодской губернии был на этом посту до 2 марта 1923 года. Уезжая на новое место работы, он подписал приказ, содержание которого как нельзя лучше передает дух, пафос и колорит начала 20-х годов исторического ХХ века.

«Товарищи! Почти двухлетняя работа моя с Вами в органах Советской Юстиции Вологодской губернии дает мне основание принести Вам глубокую признательность за Вашу упорную и самоотверженную работу по проведению в жизнь начал революционной законности.

Скудно оплачиваемая, протекавшая в тяжелых материальных условиях Ваша работа, была поистине бескорыстным и беззаветным служением трудовому народу, вступившему в октябре 1917 года на путь творческого строительства первого в мире Рабоче-Крестьянского государства без рабов и господ.

Трудно подчас было работать, тяжело было жить, но раздетые, полуголодные Вы делали Ваше дело, не бросали в отчаянии работу. Сознание, что наша работа нужна, что через нее идет укрепление Пролетарского государства, что своей работой мы охраняем Советскую республику от смертельных ее врагов, что каждый день бытия приближает все человечество к лучезарному царству коммунистического братства, придавало нам новые силы, звало Вас к новым и новым усилиям.

Я убежден, что это сознание не покинет Вас никогда и главная наша, Советской Юстиции, задача - окончательно укрепить завоевания Октябрьской Революции, упрочить революционный правопорядок и создать условия для безболезненного и всестороннего развития и усовершенствования республики Советов Рабочих и Крестьян - будет выполнена».

Информация о работе История прокуратуры