Автор работы: Пользователь скрыл имя, 07 Июля 2015 в 22:59, контрольная работа
Правовые нормы имеют строго определенные формы своего выражения и существования, называемые источниками (формами) права.
Источники права – это официальные способы выражения и закрепления правовых норм, придания правилам поведения общеобязательного, юридического значения. Все источники права, так или иначе, связаны с деятельностью государства. Эта деятельность может выражаться в разработке и издании государством юридических норм, выражающих его волю (правотворчество), и придании юридической силы иным социальным нормам, сложившимся вне государства (санкционирование).
1.
Источник права: понятие, виды. Действие нормативно-правовых актов во времени, в пространстве и по кругу лиц
3
2.
Государственный орган: понятие, виды. Принцип разделения властей и его реализация в РФ
12
3.
Задача
23
Список использованной литературы
24
План:
1. |
Источник права: понятие, виды. Действие нормативно-правовых актов во времени, в пространстве и по кругу лиц |
3 |
2. |
Государственный орган: понятие, виды. Принцип разделения властей и его реализация в РФ |
12 |
3. |
Задача |
23 |
Список использованной литературы |
24 |
Правовые нормы имеют строго определенные формы своего выражения и существования, называемые источниками (формами) права.
Источники права – это официальные способы выражения и закрепления правовых норм, придания правилам поведения общеобязательного, юридического значения. Все источники права, так или иначе, связаны с деятельностью государства. Эта деятельность может выражаться в разработке и издании государством юридических норм, выражающих его волю (правотворчество), и придании юридической силы иным социальным нормам, сложившимся вне государства (санкционирование).
В правовых системах разных государств сложились несколько видов источников права, основными из которых являются правовой обычай, судебный прецедент, нормативный договор, правовая доктрина, религиозные тексты и нормативно-правовой акт.
Правовой обычай – одна из наиболее древних разновидностей социальных норм. Значительное внимание обычаям как источникам права уделялось в римском праве. Например, в эпоху принципата значение обычая как живого источника права с большой силой разработано и отмечено Юлианом. На основе обычаев формировалось не только законодательство, но и судебная практика, ставшая отдельным источником права. Значительное распространение правовой обычай как источник права получил в России.
В конце XVIII в. начинается активная законодательная деятельность, возникает понятие о законе, способах его возникновения и силе действия; происходит разграничение источников права.
В последующие годы в России уже признавались два основных источника: обычное право и законы, принятые верховной властью в установленном порядке.
Только действие обычного права начинается там, где молчит закон. При совместном существовании положение их в русском законодательстве неравное – обычное право должно уступить место закону. Отсюда следует, что обычное право не может противоречить закону. Государство по-разному относится к различным обычаям, одни из них запрещаются законом, другие эффективно регулирующие те или иные общественные отношения, напротив, поощряются и санкционируются законом. Законодатель, не воспроизводя текстуально содержание соответствующего обычая, делает на него ссылку в нормативном акте, тем самым возводит его в разряд правового.
Под правовым обычаем или обычным правом понимаются фактически сложившиеся в течение длительного времени в результате многократного повторения правила, регулирующие общественные отношения в определенной сфере, которые признаются обществом и государством в качестве общеобязательных норм права.
В Российской Федерации правовой обычай признается источником права: Гражданский кодекс РФ устанавливает, что некоторые имущественные отношения могут регулироваться обычаями делового оборота. Обычаем делового оборота называется сложившееся и широко применяемое в какой-либо области предпринимательской деятельности правило поведения, не предусмотренное законодательством, независимо от того, зафиксировано ли оно в каком-либо документе или нет.
Судебный прецедент – это судебное решение по конкретному делу, которое имеет значение общеобязательного правила при разделении всех аналогичных дел.
Судебный прецедент, как свидетельствует зарубежный опыт, способствует преодолению противоречий в судебной практике, восполнению пробелов в законодательстве, обеспечению устойчивости правопорядка. В Российском государстве судебный прецедент не нашел данного распространения уже по той причине, что наша правовая система в большей степени ориентирована на нормативистскую концепцию правопонимания, в основе которой лежит правовая норма, в то время как социологическая концепция права предполагает, что в основе права находится судебное решение. Актуальной проблемой стало расширение источников права за счет судебных решений. Общепризнанной точкой зрения является признание источником права постановления Конституционного суда РФ. Это обуславливается тем, что вынесенные Конституционным судом РФ постановления отличают такие свойства: обязательность для всех представительных, исполнительных и судебных органов государственной власти, органов местного самоуправления, предприятий, организаций, учреждений, должностных лиц, граждан и их объединений; они являются окончательными и обжалованию не подлежат; вступают в силу немедленному опубликованию в официальных изданиях. Следует считать источником права и судебные решения Верховного суда РФ и Высшего арбитражного суда РФ.
Нормативный договор – это двустороннее или многостороннее соглашение между субъектами права, содержащие правовые нормы.
Нормативные договоры получают все более широкое распространение в Конституционном, трудовом, гражданском, международном и др. отраслях права. Они бывают внутригосударственными и международными, учредительными и обычными, типовыми и текущими.
Любой договор с нормативным содержанием имеет следующие свойства: 1) содержит норму общего характера; 2) добровольность заключения; 3) общность интереса; 4) равенство сторон; 5) согласие участников по всем существенным аспектам договора; 6) эквивалентность и, как правило, возмездность; 7) взаимную ответственность сторон за невыполнение или ненадлежащее исполнение принятых обязательств; 8) правовое обеспечение.
В отличие от договоров-сделок нормативный договор не носит персонифицированного, индивидуально-разового характера, его содержание составляют правила поведения общего характера – нормы. Наиболее распространенным примером такого рода актов является коллективный договор между администрацией предприятия и профсоюзной организацией, представляющей трудовой коллектив. Он выполняет весьма значительную роль при регулировании трудовых отношений. К числу нормативных относится и Федеративный договор, заключенный между федеральной властью и субъектами РФ.
Правовая доктрина представляет собой мнения ученых-юристов по вопросам права. Сложность, высокая степень обобщения и абстрактность права требует частого привлечения ученых-юристов к разъяснению тех или иных правовых норм.
Сегодня правовая доктрина как источник права широко используется в мусульманских странах, где она служит основой для разрешения имущественных, брачно-семейных споров. Мнения мусульманских юристов (улемов) по поводу толкования положений священных мусульманских книг – Корана и Сунны – признаются в странах мусульманской правовой системы источником права. Нередко обосновывают свои решения ссылками на труды ученых английские судьи.
В российской правовой системе правовая доктрина источником права не признается.
Религиозные тексты представляют собой предписания, положения, определяющие ведения праведной жизни, порядок проведения обрядов, ритуалов, выработанных в той или иной религии и зафиксированных в священном писании (Библии, Коране, Сунне, Иджме, Киясе и т.д.).
Как форма права религиозные нормы выступали в определенный период развития человечества, когда религия занимала особое место в общественном и индивидуальном сознании. В связи с этим государственная власть вынуждена была идти на «соприкосновение» с религиозной властью, чтобы обосновать свое существование и получить хорошую опору для функционирования. Таким образом, государство придавало религиозным нормам обязательный характер, как и правовым обычаям.
В настоящее время распространенной формой права в арабских и некоторых других странах остаются мусульманские религиозные воззрения. Мусульманское право значительно отличается от всех других правовых систем. Оно представляет одну из сторон религии ислама. Например, в современном Иране для принятия решения о признании человека умершим гражданским законодательством установлен семилетний срок. Однако он может быть сокращен, если религиозные власти вынесут иное заключение («фатва»).
В странах, которые провозгласили себя светскими государствами, в частности в России, подобной формы права нет.
Нормативно-правовой акт – это изданный или санкционированный компетентными государственными органами правовой акт, обладающий государственно-властным характером, имеющий официально-документальную форму, содержащий обязательные правила поведения и гарантированный принудительной силой государства. Нормативно-правовые акты являются основой и наиболее современной формой современного права. Широкому использованию нормативно-правовых актов «помогают» такие качества, как способность централизованно регулировать различные отношения, быстро реагировать на изменения потребностей общественного развития, четкость и доступность изложения выраженных в нем предписаний. Документально-письменная форма нормативно-правовых актов позволяет непосредственно и оперативно знакомить с их содержанием население. Нормативно-правовой акт как источник права должен отвечать определенным требованиям.
Для правильного применения правовых норм необходимо уметь точно определить действие нормативно-правового акта, содержащего эти нормы, во времени, в пространстве и по кругу лиц.
Говоря о пределах действия нормативного акта во времени, учитывают три существенных обстоятельства: момент вступления его в законную силу, момент прекращения его действия и применение установленных нормативным актом юридических норм к отношениям, возникшим до его вступления в законную силу («обратная сила закона»).
В Российской Федерации нормативно-правовые акты вступают в силу одним из следующих способов:
- в результате указания в тексте нормативного акта на календарную дату, с которой юридический документ вступает в силу;
- в результате указания на
иные обстоятельства, с которыми
связывается вступление в
- в результате применения общих
правил. По этим общим правилам законы
РФ, другие нормативно-правовые акты высших
представительных органов вступают в
силу на всей территории Российской Федерации
одновременно по истечении десяти дней
со дня их официального опубликования,
если в тексте акта не указано иное.
Прекращение действия нормативного акта
происходит в результате:
- истечения срока, на который был принят юридический документ;
- объявления об утрате
- принятия правомочным органом
нового юридического
- устаревания юридического
Вопрос о действии нормативных актов во времени нужно рассматривать с учетом еще двух аспектов.
Во-первых, нормативно-правовой акт не имеет обратной силы (эта юридическая аксиома сформулирована еще древнеримскими юристами). Нормативный документ действует только в отношении тех обстоятельств и случаев, которые возникли после введения его в действие. Это правило – необходимый фактор правовой стабильности, когда граждане и юридические лица должны быть уверены в том, что их правовое положение не будет ухудшено законом.
Во-вторых, нормативно-правовой акт может утратить силу, но отдельные его положения, нормы могут применяться к фактам, имевшим место во время его действия («переживание закона»). Это относится и к регулированию длящихся правоотношений.