Источники права

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 17 Октября 2013 в 19:30, курсовая работа

Краткое описание

Развитие теории государства и права в нашей стране требует крити-
ческого переосмысления ряда ее фундаментальных категорий, выхода на
новый уровень исследований, призванный соединить достижения правовой
науки и смежных отраслей знания. К числу категорий, требующих углуб-
ленной разработки, относится категория "источники права". Поэтому тема
курсовой работы звучит актуально и подразумевает более глубокий уро-
вень исследования.
Уровень научной разработки данной проблемы, и прежде всего общего
понятия источника права, явно недостаточен. На протяжении долгих лет
подход советских ученых к вопросу отличался тремя особенностями.
Во-первых, известная его недооценка.

Содержание

Введение…………………………………………………………………………………….3
Глава 1. Понятие и виды источников права…………………………………………...6
§ 1 Происхождение термина «источник права»…………………………………………..6
§ 2 Виды источников права………………………………………………………………...8
Глава 2. Особенности нормативно-правового акта как источника права………..16
§1 Виды нормативно-правовых актов……………………………………………………16
Заключение………………………………………………………………………………...24
Список литературы………………………………

Вложенные файлы: 1 файл

курсаовая конеч.docx

— 62.07 Кб (Скачать файл)

ФЕДЕРАЛЬНОЕ АГЕНТСТВО МОРСКОГО И РЕЧНОГО ТРАНСПОРТА

Федеральное бюджетное образовательное  учреждение

высшего профессионального  образования

 

«Санкт-Петербургский государственный университет

Морского и речного  флота им. адм. Макарова»

______________________________________________

Кафедра основ государственного управления

Юридический факультет

 

 

Курсовая работа

по учебной дисциплине

Теория государства  и права

на тему:

Источники права.

 

Выполнила: студентка 121

Учебной группы 1-го курса

                                                                                                              Аметова А.Д. 

                                                                                                             Проверил(а)____________

 

 

 

 

 

2013

Содержание

 

Введение…………………………………………………………………………………….3

Глава 1. Понятие  и виды источников права…………………………………………...6

§ 1 Происхождение термина «источник права»…………………………………………..6

§ 2 Виды источников права………………………………………………………………...8

Глава 2. Особенности  нормативно-правового акта как источника  права………..16

§1  Виды нормативно-правовых актов……………………………………………………16

Заключение………………………………………………………………………………...24

Список литературы……………………………………………………………………….26

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Введение.                               

Развитие теории государства  и права в нашей стране требует  крити-

ческого переосмысления ряда ее фундаментальных  категорий,  выхода  на

новый  уровень исследований,  призванный соединить достижения правовой

науки и смежных отраслей знания.  К числу категорий,  требующих углуб-

ленной разработки, относится  категория "источники права". Поэтому  тема

курсовой работы звучит актуально  и подразумевает более  глубокий  уро-

вень исследования.

Уровень научной разработки данной проблемы, и прежде всего  общего

понятия источника права,  явно недостаточен. На протяжении долгих лет

подход советских  ученых  к  вопросу  отличался  тремя  особенностями.

Во-первых, известная его  недооценка.  Достаточно сказать,  что  за  35

послевоенных лет  (1946-1981)  были опубликованы лишь две общетеорети-

ческие работы по данной проблеме и незначительное число  исследований

источников права  в  отдельных  правовых системах,  в  отраслях права.

Такое положение объяснимо: признавая единство формы и содержания

в праве, советские ученые нередко вольно или невольно отдавали приоре-

тет исследованию его социально-классовых  аспектов.  Это  объяснялось

второй особенностью  подхода,  состоявшей  в изучении данной проблемы,

как и права в целом,  с позиций противоборства двух систем. Закономер-

ности развития  источников  права  выводились из тезиса о диаметрально

противоположной классовой  сущности  буржуазного  и  социалистического

права. Естественно, при таком  подходе наиболее совершенную систему  ис-

точников права должна была представлять наша страна и другие социалис-

тические страны.  Что  касается противоположного лагеря, то в нем выяв-

лялись отступления от принципа верховенства закона и кризис законности.

Третьей особенность подхода  к данному вопросу являлись его  огра-

ниченность и  непоследовательность.  Исследование  проблем  источников

права велось, как правило, в рамках проблематики советского права. При

этом, хотя  применительно  к  остальному миру признавалась множествен-

ность источников права, сложившаяся  в ходе исторического развития, од-

нако в условиях советской  правовой системы,  по существу,  единственным

источником права признавался  нормативный акт. Поэтому понятие "система

источников права"  обычно заменялось понятием "система  законодательст-

ва". Проблема роли источников права  в  правовой  системе  вытеснялась

вопросом о соотношении  системы права и системы законодательства.  Сама

терминология - "нормативный  акт",  "законодательство в широком  смысле"

- как бы стирала грань  между законом и актами  подзаконной  силы. В ус-

ловиях командно-административной системы такой подход вел к  тому,  что

верховенство закона  на  практике  превращалось  в  своеобразную ширму,

призванную скрыть реальную подчиненность закона актам  нормотворчества

правящей партии и бюрократического аппарата.

Одной из причин  недостаточной  теоретической  разработки  данной

проблемы являются многозначность и нечеткость самого понятия источника

права. С.Ф.  Кечекьян1 отмечал,  что оно "принадлежит к числу наиболее

неясных в теории права. Не только нет общепризнанного определения  это-

го понятия, но даже спорным  является самый смысл, в котором  употребля-

ются слова "источник права".  Ведь "источник права" - это не более как

образ, который скорее должен помочь пониманию,  чем дать понимание  то-

го, что  обозначается этим выражением." В самом деле,  под источником

права понимают и материальные условия жизни общества (источник права в

материальном смысле),  и причины юридической обязательности нормы (ис-

точник права в формальном смысле), и материалы, посредством  которых мы

познаем право  (источник  познания права).  Кроме того,  ряд авторов -

отечественных и зарубежных - выделяют исторические источники  права.  В

условиях такой многозначности использование данного понятия  в качестве

научной категории связано  с серьезными проблемами.

В 60-е  годы  ряд  авторов  предлагали заменить понятие "источник

права" понятием "форма  права",  которое, по их мнению, позволяло  вести

исследование права  более  глубоко и всесторонне. Такая  позиция не по-

лучила широкой поддержки. В частности, в отраслевых юридических  науках

термин "источник права" сохранил свое значение. Со временем и  в теории

права происходит восстановление в "правах гражданства"  старого  поня-

тия.

При употреблении понятия "источник права" обычно  под  ним  стали

понимать юридический  источник права (источник права в  формальном смыс-

ле). Поэтому весьма распространен  прием,  когда в выражении "источники

права" между этими  словами в скобках добавляется  уточнение - "формы".

В своей работе я постараюсь осветить данную  проблему, опираясь

на  разработки видных деятелей юридической науки .

             

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Глава 1. Понятие  и виды источников права.

§ 1 Происхождение термина «источник права»

Термин "источник права" юриспруденции известен давно. Еще  римский историк Тит Ливий  назвал законы XII таблиц источником всего  публичного и частного права. Слово "источник" в этой фразе употреблено  в смысле корня, из которого выросло  могучее дерево римского права.

     Принято выделять: а) источник права в материальном смысле; б) источник права в идеальном смысле (ранее это называлось - в "идеологическом смысле"); в) источник права в юридическом (формальном) смысле.

           Источником права в материальном смысле являются развивающиеся общественные отношения. К ним относятся способ производства материальной жизни, материальные условия жизни общества, система экономико-хозяйственных связей, формы собственности как конечная причина возникновения и действия права. Право частной собственности является основой всех прав человека.

Под источником права в  идеальном смысле понимают правовое сознание. Когда же говорят об источниках в юридическом смысле, то имеют  в виду различные формы (способы) выражения, объективизации правовых норм. Таким образом, под источниками  права в юридическом смысле понимаются формы выражения, объективизации нормативной  государственной воли. Это и есть внешняя форма права в истинном значении термина. Форма права показывает, каким способом государство создает, фиксирует ту или иную правовую норму  и в каком виде (реальном образе) эта норма, принявшая объективный  характер, доводится до сознания членов общества. Следовательно, внешнюю форму  права можно определить как способ существования, выражения и преобразования правовых норм. После рассмотрения терминологического аспекта проблемы источников (форм) права следует обратить внимание на их классификацию и видовую характеристику.

Формы (источники) права

Под юридическим источником права понимается та официальная  форма, в которой излагаются нормы  права. Она свидетельствует об их общеобязательном значении. Это форма  выражения государственной воли, ее закрепления в письменном виде. Проще говоря, понятие источника (формы права) употребляется для  обозначения того акта, к которому надо обратиться, чтобы найти в  нем норму права, необходимую  для решения конкретного юридического дела. Юридические источники (формы) права нельзя рассматривать в  отрыве от государства, так как они  создаются в результате деятельности государственных органов, называемых правотворческими. И именно государство  придает тому или иному правилу  качество правовой нормы, используя  для этого разные способы выражения  государственной воли.

Нормы права - это устанавливаемые  и охраняемые от нарушений государством общеобязательные правила поведения, указывающие на права и обязанности  участников регулируемых отношений. Они  являются государственными регуляторами поведения, так как в них выражается государственная воля. Все нормы  права, установленные конкретным государством, вместе взятые, образуют право в  целом.

 

§2 Виды источников права

Под формой (источником) права  принято понимать способы придания официальной юридической силы правилу  поведения и ее внешнее официальное выражение. Форма показывает, каким способом государство создает, фиксирует ту или иную норму права, в каком виде эта норма доводится до сознания людей. История человеческого общества выработало следующие формы (источники) права:

1. Нормативный - правовой  акт

2. Судебный прецедент

3. Правовой обычай

4. Принцип права

5. Правовая доктрина

6. Нормативный договор

7. Деловое обыкновение

Нормативный правовой акт

НПА - это официальный, письменный документ, изданный органом государства, в пределах установленной компетенции, направленный на введение в действие правовых норм, на изменение существующих, либо их отмену. Этот документ всегда обращен  к персонально неопределенному  кругу лиц. Нормативный правовой акт в большинстве государств служит основным источником и формой права. Эта форма права характерна для России и большинства стран  Европы. Для нормативных правовых актов характерны следующие признаки:

1) Они исходят только  от государственных органов, специально  на то уполномоченных;

2) существует особый порядок  их принятия;

3) используется писаная  форма и оформление в специальном  виде;

4) иерархическая подчиненность,  основанная на различной юридической  силе отдельных актов;

5) содержание нормативных  правовых актов составляют нормы  права.

Нормативные-правовые акты могут  издавать не любые государственные  органы и должностные лица, а лишь специально уполномоченные государством на этот вид деятельности. Все Нормативные-правовые акты имеют государственный характер, т.е. они общеобязательны, к их содержанию и действию предъявляются особые требования.

Следует, вместе с тем, иметь  в виду, что существуют акты органов  государства, которые не носят нормативного характера. Например, Президент РФ имеет  право издавать не только указы нормативного характера, содержащие правила поведения, но и указы ненормативные, в частности, о назначении на должность министра или посла какого-либо конкретного  лица, о награждении орденом или  присвоении воинского или почетного  звания. Акты ненормативного характера  адресуются индивидуально-определенному  лицу (Иванову И.И., Петрову А.Н. и  т.п.), издаются на основе действующих  норм права и не устанавливают  новых норм.

Нормативные правовые акты, в зависимости от их юридической  силы, органа, который их принял, и  способа принятия делятся на две  большие группы: на законы и подзаконные  акты.

Законы принимаются представительными (законодательными) органами, подзаконные  акты - всеми остальными уполномоченными  органами и должностными лицами, чаще всего исполнительными органами власти. В современной России судебные органы не имеют права принимать  нормативные правовые акты. Они лишь вправе применять или толковать уже действующие нормы права.

Информация о работе Источники права