Источники, формы права

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 08 Января 2013 в 18:47, реферат

Краткое описание

Под источником права в идеальном смысле понимают правовое сознание. Когда же говорят об источниках в юридическом смысле, то имеют в виду различные формы (способы) выражения, объективизации правовых норм. Таким образом, под источниками права в юридическом смысле понимаются формы выражения, объективизации нормативной государственной воли. Это и есть внешняя форма права в истинном значении термина.

Содержание

Введение
1.Формы (источники) права;
2.Нормативно-правовой акт;
3.Судебный прецедент;
4. Правовой обычай;
5. Принцип права;
6. Правовая доктрина;
7. Нормативный договор;
8. Деловое обыкновение;
Заключение
Список литературы

Вложенные файлы: 1 файл

Формы (источники) права.docx

— 33.77 Кб (Скачать файл)

Содержание

Введение

1.Формы (источники) права;

2.Нормативно-правовой акт;

3.Судебный прецедент;

4. Правовой обычай;

5. Принцип права;

6. Правовая доктрина;

7. Нормативный договор;

8. Деловое обыкновение;

Заключение

Список литературы

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Введение

 Термин "источник права"  юриспруденции известен давно.  Еще римский историк Тит Ливий назвал законы XII таблиц источником всего публичного и частного права. Слово "источник" в этой фразе употреблено в смысле корня, из которого выросло могучее дерево римского права.

 Принято выделять:

а) источник права в материальном смысле;

б) источник права в идеальном  смысле (ранее это называлось - в "идеологическом смысле");

в) источник права в юридическом (формальном) смысле.

 Источником права в  материальном смысле являются  развивающиеся общественные отношения.  К ним относятся способ производства  материальной жизни, материальные  условия жизни общества, система  экономико-хозяйственных связей, формы  собственности как конечная причина  возникновения и действия права.  Право частной собственности  является основой всех прав  человека.

 Под источником права  в идеальном смысле понимают  правовое сознание. Когда же говорят  об источниках в юридическом  смысле, то имеют в виду различные  формы (способы) выражения, объективизации  правовых норм. Таким образом,  под источниками права в юридическом  смысле понимаются формы выражения,  объективизации нормативной государственной  воли. Это и есть внешняя форма  права в истинном значении  термина. Форма права показывает, каким способом государство создает,  фиксирует ту или иную правовую  норму и в каком виде (реальном  образе) эта норма, принявшая объективный  характер, доводится до сознания  членов общества. Следовательно,  внешнюю форму права можно  определить как способ существования,  выражения и преобразования правовых  норм. После рассмотрения терминологического  аспекта проблемы источников (форм) права следует обратить внимание  на их классификацию и видовую  характеристику.

1.Формы (источники) права

 Под юридическим источником  права понимается та официальная  форма, в которой излагаются  нормы права. Она свидетельствует  об их общеобязательном значении. Это форма выражения государственной  воли, ее закрепления в письменном  виде. Проще говоря, понятие источника  (формы права) употребляется для  обозначения того акта, к которому  надо обратиться, чтобы найти  в нем норму права, необходимую  для решения конкретного юридического  дела. Юридические источники права нельзя рассматривать в отрыве от государства, так как они создаются в результате деятельности государственных органов, называемых правотворческими. И именно государство придает тому или иному правилу качество правовой нормы, используя для этого разные способы выражения государственной воли.

 Нормы права – это  устанавливаемые и охраняемые  от нарушений государством общеобязательные  правила поведения, указывающие  на права и обязанности участников  регулируемых отношений. Они являются  государственными регуляторами  поведения, так как в них  выражается государственная воля. Все нормы права, установленные  конкретным государством, вместе  взятые, образуют право в целом.

 Под источником права принято понимать способы придания официальной юридической силы правилу поведения и ее внешнее официальное выражение. Форма показывает, каким способом государство создает, фиксирует норму права, в каком виде доводится до сознания людей. История человеческого общества выработало следующие формы права:

1. Нормативный – правовой акт

2. Судебный прецедент

3. Правовой обычай 

4. Принцип права 

5. Правовая доктрина 

6. Нормативный договор 

7. Деловое обыкновение

2.Нормативный правовой акт

 НПА - это официальный,  письменный документ, изданный органом  государства, в пределах установленной  компетенции, направленный на  введение в действие правовых  норм, на изменение существующих, либо их отмену. Этот документ  всегда обращен к персонально  неопределенному кругу лиц. Нормативный  правовой акт в большинстве  государств служит основным источником и формой права. Эта форма права характерна для России и большинства стран Европы. Для нормативных правовых актов характерны следующие признаки:

1) Они исходят только  от государственных органов, специально  на то уполномоченных;

2) существует особый порядок  их принятия;

3) используется писаная  форма и оформление в специальном  виде;

4) иерархическая подчиненность,  основанная на различной юридической  силе отдельных актов; 

5) содержание нормативных  правовых актов составляют нормы  права. 

 Нормативные-правовые акты могут издавать не любые государственные органы и должностные лица, а лишь специально уполномоченные государством на этот вид деятельности. Все нормативные-правовые акты имеют государственный характер, т.е. они общеобязательны, к их содержанию и действию предъявляются особые требования.

Нормативные правовые акты, в зависимости от их юридической  силы, органа, который их принял, и  способа принятия делятся на две  большие группы: на законы и подзаконные  акты.

Закон - это нормативный  правовой акт, который обладает высшей юридической силой и принимается  представительными (законодательными) органами государственной власти в  особом порядке. (Пример закона - Конституция, Уголовный кодекс, Гражданский кодекс, Устав железных дорог).

 Эта форма используется  для регулирования наиболее важных  для жизни общества отношений.  Закон обладает высшей юридической  силой. Отсюда следует, что  закону присущи следующие черты:

1) это акт представительных (законодательных) органов государственной  власти или акт, принятый всенародным голосованием (референдумом);

2) он регулирует наиболее  важные общественные отношения,  например, права и обязанности  личности, отношения собственности,  устройство государства и т.д.;

3) закон принимается по  особой процедуре, носящей название  законодательного процесса;

4) обладает верховенством  в правовой системе государства.

 Верховенство закона, его высшая юридическая сила  означает, что при принятии нового  закона все другие нормативно-правовые  акты должны быть приведены  в соответствие с законом, а  в случае противоречия закону  любой акт может быть опротестован  или отменен. Закон всегда нормативен, так как содержит нормы права,  и этим он отличается от  деклараций, обращений и других  актов, принимаемых представительными  органами власти.

 Среди законов высшую  юридическую силу имеет конституция,  основной закон обладает наивысшей  юридической силой и является  основой для всех других законов.  Действующая Конституция Российской  Федерации принята народом путем  референдума (всенародного голосования) 12 декабря 1993 года. Никакой акт  государства не может противоречить  Конституции, ее нормы всегда  имеют приоритет перед нормами  других актов.

Законы подразделяются на конституционные и обыкновенные (текущие). Конституционные законы - это такие законы, принятие которых предусмотрено в самом тексте конституции. Это закреплено в ст. 108 Конституции РФ. Этим законам присущи следующие особенности:

1) они обладают более  высокой юридической силой по  сравнению с обыкновенными законами;

2) принимаются в особом  порядке - квалифицированным большинством, т.е. заранее установленным повышенным  кворумом при голосовании. В  России, например, за федеральный  конституционный закон должны  проголосовать не менее 2/3 депутатов  Государственной Думы и 3/4 членов  Совета Федерации от их списочного  состава. В то время как для  принятия обыкновенного закона  достаточно простое большинство  голосов в обеих палатах (50% плюс один голос);

3) Глава государства не  обладает правом вето в отношении  конституционных законов, а должен  по истечении определенного срока  (в России - в течение 14 дней) подписать  закон и обнародовать его.

Текущими (обыкновенными) называют федеральные законы, которые принимаются  на основе и во исполнение Конституции  и конституционных законов. Они  регулируют различные стороны экономической, социальной, политической и культурной жизни страны.

Все законы независимо от их характера подлежат обнародованию  и опубликованию.

Действует конституционное  правило, что неопубликованные законы не могут применяться.

К подзаконным нормативным  правовым актам на уровне федерации  относятся:

1. постановления, принимаемые  палатами Федерального Собрания  Государственной Думой и Советом  Федерации;

2. нормативные указы Президента Российской Федерации. К ним относятся лишь те указы, в которых содержатся правила поведения общего характера (т.е. нормы права). Например, указ о повышении размера пенсий или пособий;

3. постановления Правительства  Российской Федерации, которыми  регулируются отношения в различных  отраслях общественной и государственной  жизни;

4. нормативные приказы  и инструкции министерств, государственных  комитетов и иных федеральных  ведомств.

 Они не могут противоречить  Конституции и законам. Подзаконные  нормативные правовые акты принимаются  и другими органами государства  - правительством, местными органами  государственной власти и иными  органами. Они также не могут  противоречить Конституции, законам  и указам Президента и издаются  строго в пределах их компетенции.

 Все другие формы  (источники) права относятся к так называемым незаконодательным. То есть они формируются не специальными законотворческими органами государства.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

3.Судебный прецедент

 Судебный прецедент  - это общее официальное правило,  которое устанавливается судьей  при решении конкретного дела (в тексте судебного решения  по конкретному делу), в том  случае, когда он обнаруживает, что  из всех действующих правовых  норм ни одна из них не  подходит к данному случаю. Это  общее правило становится обязательным, частью действующего права, которое  подлежит применению судами, равными  по статусу данному суду, а  также всеми нижестоящими судами. Судебный прецедент - один из  основных источников права в  странах, принадлежащих к англосаксонской  правовой семье.

Признание прецедента источником права позволяет судебным и административным органам выполнять правотворческие  функции, так как они фактически обладают правом создавать новые  нормы права. Тем самым устраняются  противоречия между развивающейся  практикой и действующим законодательством, что позволяет решать дела при  отсутствии норм права.

 Российская юридическая  практика не признает прецедент  в качестве официального источника  права, поскольку исходит из  того, что судебные и административные  органы призваны применять нормы  права, а не создавать их. Судебный  прецедент в настоящее время  достаточно широко применяется  как источник права в Великобритании, США и некоторых других странах,  относящихся к так называемой  англосаксонской правовой семье.  В России и целом ряде других  стан, в основном расположенных  на европейском континенте (Италия, Германия, Франция) и относящихся  к другой правовой семье, называемой, Романо-германской судебная практика  не рассматривается в качестве  источника права. Здесь считается,  что суды могут только рассматривать  конкретные судебные дела, но  они не могут создавать новые  нормы права.

 

 

 

4.Правовой обычай

Не следует полагать, что  правовые обычаи - архаичное явление, потерявшее в настоящее время  всякое значение. Как свидетельствуют  новейшие исследования, правовые обычаи широко применяются при регулировании  общественных отношений (особенно земельных, наследственных, семейно-брачных) в  государствах Африки, Азии, Латинской  Америки. Отдельные обычаи, вошедшие в древние законы той или иной страны, действуют без изменений  до сих пор. Например, в Таиланде по сей день, бытует закон, определяющий условия развода супругов, выработанные еще в процессе формирования обычаев.

Информация о работе Источники, формы права