Автор работы: Пользователь скрыл имя, 05 Декабря 2013 в 10:45, контрольная работа
В работе рассмотрены основные шаги, предшествовавшие принятию новой Конституции.
По существу посредством внесения изменений и дополнений в Конституцию 1978 г. в России был оформлен совершенно новый общественный строй. Благодаря обновленной конституционной основе он стал уже и новым конституционным строем страны. Это выражается в следующих главных моментах.
Введение
1. Конституционное развитие в 80-х годах
2. Конституционное развитие в 1990году
3. Конституционное развитие в 1991 году
4. Конституционное развитие в 1992 году
5. Конституционное развитие в 1993 году
Заключение
МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
Федеральное государственное
бюджетное образовательное
высшего профессионального образования
«Уральский государственный экономический университет»
(ФГБОУ ВПО «УрГЭУ»)
РЕФЕРАТ
по дисциплине «Конституционное право»
тема «Конституционное развитие России в период с 1985 по 1993 год.
Исполнитель:
Группа: ГПЮ-12-НС
Проверил:
Екатеринбург
2012
Содержание
Введение
Заключение
Введение
Все советские конституции
не соответствовали традиционному
пониманию конституционализма. Кроме
того, они в значительной степени
были фиктивными: даже привлекательные
конституционные нормы (о личных
и политических правах и свободах,
народовластии, федерализме и др.)
на практике не соблюдались, в стране
существовал тоталитарный (позднее
— авторитарный) режим с фактически
безраздельным правлением партийно-государственной
номенклатуры. Однако наука конституционного
(государственного) права в этот
период не находилась в полном застое,
что предопределило достаточно быстрый
переход к новой
Становление подлинного
конституционализма в России не следует
связывать исключительно с
После 1985 г., когда в СССР началась так называемая «перестройка» всех сфер общественной жизни, Конституция 1978 г. многократно изменялась, в результате чего приобрела принципиально иные черты. Многие из тех конституционных положений оказались воспринятыми действующей Конституцией РФ. Именно на основе изменившейся Конституции и принятых в ее развитие положений законов начался переход от авторитарного режима к демократическому.
Начавшийся процесс
перестройки был ознаменован
законами РСФСР «Об изменениях
и дополнениях Конституции
Обращение к съездовской системе
было не столько взглядом в прошлое, сколько
стратегическим решением для нового времени.
Следующие факторы были при этом определяющими.
В ходе перестройки и демократизации
общества возникла потребность в энергичных
людях, готовых решать новые задачи.
Остро встала необходимость иметь постоянно
действующий представительный орган государственной
власти в более узком составе, т.е. заложить
начала советского парламентаризма. Этой
цели и должен был служить создаваемый
Съездом из своей среды Верховный Совет
СССР.
Съезд народных депутатов СССР состоял
из 2250 депутатов; 750 избиралось от территориальных
избирательных округов; 750 - от национально-территориальных
избирательных округов и 750 - от общесоюзных
общественных.
Верховный Совет СССР состоял из двух
палат - Совета Союза и Совета Национальностей,
равных по численному составу и по правам.
Создание регулярно работающего Верховного
Совета СССР позволяло реализовать еще
одну весьма существенную цель - произвести
перераспределение в его пользу полномочий
на высшем государственном уровне. Верховному
Совету были переданы многие вопросы,
которые до этого находились в ведении
Президиума Верховного Совета СССР и Совета
Министров СССР. Таким образом, делался
важный шаг в сторону повышения роли депутатского
корпуса в управлении государством.
Согласно Конституции, Верховный Совет
СССР ежегодно созывался на очередные
- весеннюю и осеннюю - сессии продолжительностью,
как правило, три - четыре месяца каждая.
Были предприняты важные
шаги по реформе избирательной системы.
Впервые выборы становились состязательными,
с выдвижением нескольких кандидатов
в депутаты на один мандат. На состоявшихся
весной 1989 г. союзных выборах состязательность
получилась - на 1500 мест по территориальным
и национально-территориальным избирательным
округам был выдвинут 7531 кандидат, т.е.
в среднем 5 на один мандат.
Вводилось правило о несовместимости
депутатского мандата и должности: лица,
входившие в состав исполнительных органов
(кроме их председателей), руководители
отраслевых органов управления, судьи
и государственные арбитры не могли избираться
депутатами Совета, которым они назначались
или избирались на должность - статья
96 Конституции. Предполагалось освободить
представительные органы власти от опеки
государственной бюрократии и усилить
контроль Советов в отношении аппарата.
Закон прямо предусмотрел обязательность
обеспечения тайны голосования заходом
избирателей в кабины. В совокупности
все новеллы позволили сделать выборы
демократическими, а победу одержали многие
по-новому мыслящие политики.
Одним важным моментом стало провозглашение
приверженности идеям и принципам правового
государства, их определенное отражение
в шагах первой союзной конституционной
реформы. Особенно важны следующие меры:
учреждение Комитета конституционного
надзора СССР; увеличение срока полномочий
судей с пяти до десяти лет, возложение
на вышестоящие по уровню Советы полномочий
по их избранию на должность.
1989 г. Приняты Законы об
изменениях и дополнениях Конституции
РСФСР, о выборах народных депутатов РСФСР.
В значительной степени российские новшества
стали отражением аналогичных союзных.
Как уже сказано, Россия оказалась единственной
союзной республикой, которая учредила
Съезд народных депутатов. Правда, критика
в адрес выборов от общественных организаций
здесь была принята во внимание, и Конституция
их не предусматривает.
Съезд состоял из 1068 депутатов, из которых
900 избирались от территориальных избирательных
округов, а 168 - от национально-территориальных.
Съезд являлся высшим органом государственной
власти РСФСР, мог принять к своему рассмотрению
и решить любой вопрос, отнесенный к ведению
РСФСР.
Важным стало придание второму
органу - Верховному Совету РСФСР - черт,
характерных для парламента федеративного
государства. Напомним, что все предшествующее
время высший орган государственной власти
РСФСР был однопалатным. И только 27 октября
1989 г. было предусмотрено, что Верховный
Совет будет состоять из двух палат - Совета
Республики и Совета Национальностей.
Согласно Конституции, палаты были равны
по численности своего состава и равноправны.
В Конституции с учетом проблем взаимоотношений
двух союзных органов более четко обозначены
отношения Съезда и Верховного Совета.
Верховный Совет - орган Съезда, подотчетный
ему, постоянно действующий законодательный,
распорядительный и контрольный орган
государственной власти РСФСР. Конституция
наделила Съезд и Верховный Совет важными
полномочиями по руководству делами государства.
На II Съезде 23 декабря
1989 г. получила новую редакцию статья 125
Конституции - о Комитете конституционного
надзора СССР, - и был принят Закон о конституционном
надзоре в СССР. Как на норме Конституции,
так и на тексте Закона сказалась борьба
"за" и "против" расширения роли
ККН в отношении союзных органов и законодательства
республик. Съезд принимает Законы от
20 декабря "Об уточнении некоторых положений
Конституции (Основного Закона) СССР по
вопросам порядка деятельности Съезда
народных депутатов СССР, Верховного Совета
СССР и их органов", "Об изменениях
и дополнениях Конституции (Основного
Закона) СССР по вопросам избирательной
системы" и от 23 декабря "Об изменениях
и дополнениях статьи 125 Конституции (Основного
Закона) СССР".
На весну 1990 г. назначаются
выборы народных депутатов РСФСР и местных
Советов. И это событие становится для
РСФСР главным на всю первую половину
1990 г. А на союзном уровне продолжается
принятие важных законодательных актов,
отражающих изменения в обществе. После
бурных дебатов из преамбулы и ст. 6 Конституции
СССР исключались положения о руководящей
и направляющей роли КПСС. Сторонникам
радикального реформирования этих норм
не удалось добиться полного исключения
упоминания о КПСС из Конституции. Ст.
6 гласила: "Коммунистическая партия
Советского Союза, другие политические
партии, а также профсоюзные, молодежные,
иные общественные организации и массовые
движения через своих представителей,
избранных в Советы народных депутатов,
и в других формах участвуют в выработке
политики Советского государства, в управлении
государственными и общественными делами".
Однако в целом все же однопартийности
как конституционному принципу был положен
конец, плюрализм и многопартийность поднимались
на конституционный уровень. Статья 51
Конституции, посвященная праву на объединение,
14 марта 1990 г. получила новую редакцию.
В ее ч. 1 говорилось, что граждане СССР
имеют право объединяться в политические
партии, общественные организации, участвовать
в массовых движениях, которые способствуют
развитию политической активности и самодеятельности,
удовлетворению их многообразных интересов.
Существенные изменения коснулись социально-экономической
жизни страны и собственности. 6 марта
1990 г. Верховным Советом СССР принимается
Закон "О собственности в СССР", в
котором на первое место ставится собственность
граждан с серьезным расширением ее объектов,
включением в их круг средств производства
- статья 7, на второе - коллективная собственность
и лишь на третье - государственная собственность.
Все это означало, что пришло
время совсем новых приоритетов. И это
отразилось на конституционном уровне.
Из Конституции СССР исключается положение
о том, что основу экономической системы
СССР составляет социалистическая собственность
в форме государственной (общенародной)
и колхозно-кооперативной собственности.
Теперь говорится о том, что экономическая
система СССР развивается на основе собственности
советских граждан, коллективной и государственной
собственности. Государство создает условия
для развития разнообразных форм собственности
и обеспечивает им равную защиту. Гражданину
предоставляется возможность иметь в
собственности любое имущество потребительского
и производственного назначения, самостоятельно
вести хозяйственную и иную не запрещенную
законом деятельность .
Учреждается пост Президента СССР. Он
определен в статье 127 как глава Советского
государства. Президентом мог быть избран
гражданин СССР не моложе 35 и не старше
65 лет. Срок его полномочий - 5 лет. Одно
и то же лицо не могло быть Президентом
СССР более двух сроков. Предусматривались
всеобщие выборы Президента, однако устанавливалось,
что первый Президент СССР избирается
Съездом народных депутатов СССР.
Президент СССР - гарант соблюдения прав
и свобод граждан, Конституции и законов
СССР. Он принимает меры по охране суверенитета
СССР и союзных республик, безопасности
и территориальной целостности страны,
по реализации принципов национально-государственного
устройства. Президент обеспечивает взаимодействие
высших органов государственной власти
и управления СССР. Президент обладал
правом законодательной инициативы; он
имел право "вето", которое могло
быть преодолено Верховным Советом СССР
большинством в две трети голосов в каждой
из палат. На Президента возлагались функции
Верховного Главнокомандующего Вооруженными
Силами СССР; он координировал деятельность
государственных органов по обеспечению
обороны страны. Президент мог объявлять
общую и частичную мобилизацию, состояние
войны, военное положение, чрезвычайное
положение, президентское правление.
С учреждением поста Президента в Конституции
СССР предусматривалось создание ряда
органов под его руководством. Это Совет
Федерации, состоящий из высших государственных
должностных лиц союзных республик; Президентский
совет, задача которого - выработка мер
по реализации основных направлений внутренней
и внешней политики СССР, обеспечению
безопасности страны. 10 апреля 1990 г. Верховный
Совет СССР принимает Закон "Об основах
экономических отношений Союза ССР, союзных
и автономных республик". Акт
имеет конституционное значение. Определяя
компетенцию СССР в экономической области,
он относит к его ведению установление
законодательных основ хозяйственной
деятельности СССР и функционирования
общесоюзного рынка, определение стратегии
социально-экономического развития, обеспечение
налогового и финансово-кредитного единства.
Резко расширялись экономическая самостоятельность,
права республик, автономий и территориальных
единиц в экономической сфере. 26 апреля
1990 г. Верховный Совет СССР принимает Закон
СССР "О разграничении полномочий между
Союзом ССР и субъектами федерации".
В акте союзные республики определяются
как суверенные государства, добровольно
объединившиеся в СССР. Вместе с тем уже
четко обозначено то, к чему была создана
предпосылка в Законе от 10 апреля: по новому
акту автономные республики - государства,
"являющиеся субъектами федерации -
Союза ССР". В Законе от 26 апреля подчеркивалась
обязательность исполнения актов СССР
на всей территории СССР.
Первый Съезд народных депутатов
РСФСР заседал 16 мая - 22 июня 1990 г.
Первое изменение Конституции РСФСР принято
им 31 мая 1990 г., но оно незначительно: в
пункте 9 части 3 статьи 104, где ранее предусматривалось
избрание Первого заместителя и (одного)
заместителя Председателя Верховного
Совета РСФСР, число последних было увеличено
до трех человек.
12 июня 1990 г. Съезд принимает
"Декларацию о государственном суверенитете
Российской Советской Федеративной Социалистической
Республики". В "Декларации" РСФСР
провозглашается суверенным государством,
признается вхождение ее в состав обновленного
Союза ССР. Вместе с тем объявляется полнота
власти РСФСР при решении всех вопросов
государственной жизни, за исключением
тех, которые ею добровольно передаются
в ведение Союза ССР. Устанавливается
верховенство Конституции и законов РСФСР
на всей территории РСФСР; действие законов
СССР, вступающих в противоречие с суверенными
правами РСФСР, приостанавливается республикой
на своей территории. Провозглашается
право народа на владение, пользование
и распоряжение национальными богатствами
России.
16 июня 1990 г. I Съездом народных
депутатов РСФСР принимается Закон "Об
изменениях и дополнениях Конституции
(Основного Закона) РСФСР"*(124), который
имеет кардинальное значение. Так же, как
и в марте 1990 г. из союзного Основного Закона,
из Конституции РСФСР исключаются положения
о руководящей роли КПСС. Внешне новая
ст. 6 Конституции РСФСР вроде бы полностью
повторяет ст. 6 Конституции СССР, однако
в российской Конституции эта статья начинается
словами "Политические партии...",
т.е. нет никакого упоминания о КПСС. На
то время принятие подобного решения было
делом непростым, тем не менее российские
депутаты (в своем большинстве на тот момент
официально еще члены КПСС) не оставляют
в Конституции даже косвенного намека
на привилегированное положение Коммунистической
партии и ставят все партии в равное положение
перед законом.
I Съездом принято Постановление от 20 июня
1990 г. "О механизме народовластия в РСФСР".
I Съезд народных депутатов
РСФСР постановлением от 16 июня 1990 г. образует
Конституционную комиссию в количестве
102 народных депутатов РСФСР. Также 16 июня
он принимает постановление "О подготовке
предложений об изменениях Конституции
(Основного Закона) РСФСР", которым поручает
Конституционной комиссии с учетом поступивших
от депутатов предложений "подготовить
и внести на рассмотрение Съезда народных
депутатов РСФСР проект Закона РСФСР об
изменениях Конституции (Основного Закона)
РСФСР". Таким образом, у Конституционной
комиссии было как бы две стратегические
задачи: согласно "Декларации" разрабатывать
новую Конституцию и одновременно готовить
текущие изменения действующего Основного
Закона.
15 декабря 1990 г. - Съезд народных
депутатов принимает Закон "Об изменениях
и дополнениях Конституции (Основного
Закона) РСФСР". Резко сокращена
преамбула Конституции. Съезд народных
депутатов, сознавая историческую ответственность
за судьбу России, свидетельствуя уважение
к правам всех народов, входящих в СССР,
выражая волю народов РСФСР, подтверждает
государственный суверенитет РСФСР на
всей ее территории и заявляет о решимости
создать демократическое правовое государство
в составе обновленного СССР.
Изменена характеристика РСФСР и власти
в РСФСР. Согласно новой редакции статье
1 РСФСР "есть суверенное государство,
созданное исторически объединившимися
в нем народами". В статье 2 подтверждена
принадлежность власти народу - с добавлением
слова "многонациональному". Претерпели
существенные изменения нормы Конституции,
посвященные экономической системе и
собственности. Исключено упоминание
о социалистической собственности как
основе экономической системы. Право собственности
в РСФСР признается и охраняется государством.
Государство создает условия, необходимые
для развития разнообразных форм собственности,
и обеспечивает равную защиту всем формам
собственности. Вместо личной собственности
Конституция говорит просто о "собственности
граждан", предусматривая ее создание
и приумножение различными законными
путями.
Получила новую редакцию ст. 50 Конституции
- о свободе совести и вероисповеданий.
Прежняя статья делала упор на право отправлять
религиозные культы или вести атеистическую
пропаганду. Теперь о последней нет даже
упоминания, и, наоборот, закрепляется
право каждого человека "свободно выбирать,
иметь и распространять религиозные и
иные убеждения".
В Конституции 15 декабря 1990 г. как
раз и было отражено российское видение
соотношения актов Союза ССР и РСФСР.
IV Съезд народных депутатов
СССР принимает Закон "Об изменениях
и дополнениях Конституции (Основного
Закона) СССР в связи с совершенствованием
системы государственного управления".
25 декабря 1990 г. Верховным Советом РСФСР
принимается Закон "О предприятиях
и предпринимательской деятельности".
Акт сориентирован на поддержку и создание
основ инициативной деятельности граждан
и их объединений, направленной на получение
прибыли.
Информация о работе Конституционное развитие России в период с 1985 по 1993 год