Конституционный статус Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 21 Апреля 2014 в 21:21, реферат

Краткое описание

В отличие от многих стран мира, где парламентские традиции складывались веками, в России первое представительное учреждение (в современном понимании этого термина) было созвано лишь в 1906 году. Оно получило название — Государственная Дума и просуществовало около 12 лет, вплоть до падения самодержавия, имея четыре созыва. С 1918 по 1993 гг. парламентаризма, в полном смысле этого слова, в нашем государстве не существовало. Актуальность выбранной темы объясняется тем, что нынешняя парламентская практика в нашем государстве относительно молода и находится в стадии становления до сих пор.

Содержание

Введение 3
1. Конституционный статус Государственной Думы 4
2. Роль Государственной Думы в законодательном процессе 7
Заключение 14
Библиография 17

Вложенные файлы: 1 файл

Министерство образования и науки РФщ.doc

— 86.00 Кб (Скачать файл)

Министерство образования и науки РФ

НОУ ВПО «Нижегородский институт менеджмента и бизнеса»

Гуманитарный факультет

Кафедра государственно-правовых дисциплин

 

 

 

 

 

РЕФЕРАТ

по дисциплине «Конституционное право»

на тему «Конституционный статус Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации»

 

 

 

 

 

 

 

 

План

 

Введение 3

1. Конституционный статус Государственной Думы 4

2. Роль Государственной Думы в законодательном процессе 7

Заключение 14

Библиография  17

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Введение

 

В отличие от многих стран мира, где парламентские традиции складывались веками, в России первое представительное учреждение (в современном понимании этого термина) было созвано лишь в 1906 году. Оно получило название — Государственная Дума и просуществовало около 12 лет, вплоть до падения самодержавия, имея четыре созыва.

С 1918 по 1993 гг. парламентаризма, в полном смысле этого слова, в нашем государстве не существовало.

Одной из незыблемых правовых основ стабильности конституционного строя, закрепленной в ст. 10 Конституции России 1993 г.1, является проведение в жизнь принципа осуществления государственной власти на базе разделения на законодательную, исполнительную и судебную, органы которых самостоятельны, равноправны, независимы. Данный принцип в советском государстве реализован не был, и именно этим мы обязаны небогатому наследию в области парламентской практики. Не умаляя значения исполнительной и судебной властей, следует признать, что «первой среди равных», несомненно, является законодательная власть. Ей, по Конституции, отведено особое место, поскольку в ее прерогативы входит разработка и принятие законов, на которых строится организация и деятельность всего государства. Закрепленные в законах правила обязаны соблюдать органы исполнительной власти, на их основе функционирует судебная система. Следовательно, в «тройственном союзе» разделения властей Федеральное Собрание, как выразитель законодательной власти, выступает в роли основополагающего органа государственной власти, наделенного правами влиять на каждую из них.

Актуальность выбранной темы объясняется тем, что нынешняя парламентская практика в нашем государстве относительно молода и находится в стадии становления до сих пор.

    1. Конституционный статус Государственной Думы

 

Конституционный статус Государственной Думы определяют конституционные и иные законодательные установления, касающиеся ее особого социального назначения, предметов ведения, порядка выборов депутатов и их правового статуса, внутреннего устройства, порядка работы.

Порядок образования Государственной Думы определяется Конституцией Российской Федерации, федеральными законами «О выборах депутатов Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации» от 21 июня 1995г., «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации от 19 сентября 1997 г.

Государственная Дума состоит из 450 депутатов, избираемых гражданами Российской Федерации на основе всеобщего равного и прямого избирательного права при тайном голосовании. Право выдвижения кандидатов в депутаты принадлежит непосредственно избирателям и избирательным объединениям, избирательным блокам. Выборы в Государственную Думу осуществляются по смешанной модели: половина депутатов избирается по пропорциональной, а другая половина по мажоритарной системе относительного большинства, т.е. 225 депутатов избираются по одномандатным (один округ — один депутат) избирательным округам на основе единой нормы представительства избирателей на одномандатный избирательный округ, за исключением избирательных округов, образуемых в субъектах Российской Федерации, число избирателей в которых меньше единой нормы представительства; другие 225 депутатов избираются по федеральному округу пропорционально количеству голосов, поданных за федеральные списки кандидатов в депутаты, выдвинутые избирательными объединениями, избирательными блоками. Основные полномочия Государственной Думы заключаются в осуществлении законодательной деятельности. Помимо этого, Конституция Российской Федерации наделяет данную палату и другими немаловажными правами и обязанностями. Так, согласно ст. 103 Конституции к ведению Государственной Думы относится дача согласия Президенту Российской Федерации на назначение Председателя Правительства Российской Федерации, а также решение вопроса о доверии Правительству Российской Федерации. В ее обязанности входит назначение на должность и освобождение от должности Председателя Центрального банка Российской Федерации, Председателя Счетной палаты и половины состава ее аудиторов, Уполномоченного по правам человека. Государственной Думе предоставлено право объявления амнистии. В числе ее правомочий — выдвижение обвинения против Президента Российской Федерации для отрешения его от должности.

К положениям, характеризующим конституционный статус Государственной Думы, следует отнести нормы, устанавливающие сроки ее полномочий, и порядок роспуска. Согласно ч. 1 ст. 96 Конституции Государственная Дума избирается сроком на четыре года. В то же время Конституция устанавливает, что Государственная Дума может быть распущена Президентом Российской Федерации в случаях, предусмотренных ст. 111 и 117 Конституции Российской Федерации.

В первом случае Президент Российской Федерации вправе распустить Государственную Думу и назначить новые выборы после трехкратного отклонения ею представленных кандидатур Председателя Правительства Российской Федерации (ч. 4 ст. 111 Конституции Российской Федерации).

Распустить Государственную Думу Президент может и в случае, если Государственная Дума в течение трех месяцев со дня вынесения ею постановления о недоверии Правительству Российской Федерации, повторно подтвердит свое намерение. При такой ситуации Президент Российской Федерации объявляет об отставке Правительства Российской Федерации либо распускает Государственную Думу (ч. 3 ст. 117 Конституции).

И, наконец, ч. 4 ст. 117 предусматривает еще один вариант, позволяющий Президенту реализовать право роспуска Государственной Думы. Произойти это может в том случае, когда Председатель Правительства Российской Федерации ставит перед Государственной Думой вопрос о доверии Правительству, а Государственная Дума в доверии отказывает. Это требует от Президента принятия решения в течение семи дней об отставке Правительства или о роспуске Государственной Думы и назначении новых выборов.

В случае роспуска Государственной Думы Президент Российской федерации назначает дату выборов с тем, чтобы вновь избранная Государственная Дума собралась не позднее чем через четыре месяца с момента роспуска.

Государственная Дума не может быть распущена:

по основаниям, предусмотренным ст. 117 Конституции Российской Федерации, в течение года после ее избрания;

с момента выдвижения ею обвинения против Президента Российской Федерации до принятия соответствующего решения Советом Федерации;

в период действия на всей территории Российской Федерации военного или чрезвычайного положения, а также в течение шести месяцев до окончания срока полномочий Президента Российской федерации.

Завершая анализ конституционного статуса палат Федерального Собрания Российской Федерации, необходимо отметить, что процесс отработки механизма их деятельности находится в постоянном развитии. Обновляются, уточняются, упраздняются отдельные правила и процедуры их работы, о чем свидетельствуют, в частности, многочисленные изменения и дополнения, вносимые в регламенты палат. Корректируется деятельность отдельных подразделений, создаются новые парламентские структуры, устанавливаются дополнительные полномочия.

 

 

    1. Роль Государственной Думы в законодательном процессе

 

Подготовка законопроекта к рассмотрению.

Законопроект считается внесенным в Государственную Думу со дня его регистрации в Аппарате палаты.

Поступивший проект закона Председатель Государственной Думы направляет в депутатские объединения и в соответствующий комитет Государственной Думы, который в течение 14 дней определяет соответствие законопроекта предъявляемым требованиям и представляет его на рассмотрение Совета палаты.

В свою очередь, Совет Государственной Думы назначает ответственный за законопроект комитет. Комитеты играют ведущую роль в создании законопроектов, так как именно они решают, продолжит или прекратит свое существование тот или иной законопроект. Одновременно законопроект направляется в комитеты, комиссии, депутатские объединения, Президенту России, в Совет Федерации, в федеральное Правительство, а также в Конституционный, Верховный и Высший Арбитражный суды России - по вопросам их ведения для подготовки и представления отзывов, предложений и замечаний.

Законопроекты по предметам совместного ведения Российской Федерации и субъектов в соответствии со статьей 109 Регламента Государственной Думы не позднее чем за 45 дней до их рассмотрения направляются Советом Государственной Думы в законодательные органы субъектов Федерации для подготовки предложений и замечаний.

При внесении в Государственную Думу до рассмотрения в первом чтении альтернативных законопроектов Совет палаты откладывает рассмотрение внесенного ранее законопроекта и поручает ответственному комитету подготовить к одновременному рассмотрению в первом чтении все альтернативные законопроекты.

При работе над законопроектом ответственным комитетом может быть создана рабочая группа из членов ответственного комитета, депутатов Государственной Думы, представителей соответствующего субъекта права законодательной инициативы, а также представителей органов государственной власти, различных организаций, экспертов и специалистов.

Кроме этого, в соответствии со статьей 112 вышеупомянутого Регламента Правовое управление Аппарата Государственной Думы по поручению Совета палаты или ответственного комитета проводит правовую и лингвистическую экспертизу законопроекта, после чего готовит заключение по следующим вопросам:

- соответствует ли  законопроект действующему федеральному  законодательству;

- нет ли противоречий между статьями и частями законопроекта;

- полностью ли приведен  перечень актов, подлежащих признанию  утратившими силу, приостановлению, изменению, дополнению.

Подготовленный к рассмотрению в первом чтении законопроект и материалы к нему ответственный комитет возвращает в Совет Государственной Думы для дальнейшего внесения на рассмотрение палаты.

Дополнительно к указанным ранее материалам ответственный комитет в соответствии со статьей 114 Регламента Государственной Думы представляет:

- проект постановления Государственной Думы о принятии законопроекта в первом чтении;

- заключение комитета  с мотивированным обоснованием  необходимости принятия либо  отклонения данного законопроекта;

- заключение комитета-соисполнителя  с мотивированным обоснованием  необходимости принятия либо отклонения данного законопроекта;

- заключение Правового  управления Аппарата Государственной  Думы;

- проект решения Совета  Государственной Думы с указанием  даты рассмотрения на заседании  палаты.

Необходимо отметить, что Аппарат Государственной Думы обязан ежеквартально информировать всех субъектов права законодательной инициативы о поступивших на рассмотрение законопроектах, результатах рассмотрения законов не только в Государственной Думе, но и в Совете Федерации, Президентом РФ, что способствует координации деятельности всех субъектов, обладающих правом законодательной инициативы.

Хотя рассмотрение законопроектов осуществляется Государственной Думой в трех чтениях, но согласно статье 196 Бюджетного кодекса РФ проект закона о федеральном бюджете рассматривается в четырех чтениях.

Первое чтение.

Законопроект, подготовленный к рассмотрению в первом чтении, и все материалы к нему направляются Аппаратом Государственной Думы:

- Президенту Российской  Федерации;

- в Совет Федерации;

- депутатам Государственной Думы;

- в Правительство Российской  Федерации;

- субъекту права законодательной  инициативы, внесшему законопроект.

При рассмотрении законопроекта в первом чтении обсуждается его концепция, рассматриваются актуальность и практическая значимость законопроекта.

Обсуждение начинается с доклада субъекта законодательной инициативы, внесшего законопроект, об обосновании необходимости принятия закона. При рассмотрении законопроекта, предусматривающего расходы, покрываемые за счет федерального бюджета, в обязательном порядке заслушивается заключение Правительства России.

Результатом обсуждения в первом чтении может быть одно из следующих решений:

- принять законопроект  в первом чтении и продолжить  работу над ним с учетом  предложений и замечаний в  виде поправок;

- отклонить законопроект;

- принять закон.

При внесении альтернативных законопроектов Государственная Дума рассматривает их одновременно посредством рейтингового голосования. Рейтинговое голосование представляет собой ряд последовательных количественных голосований по каждому из вопросов, в которых может принять участие каждый депутат. При этом предъявление результатов голосования в абсолютном и процентном выражении по каждому голосованию производится только после окончания голосования по всем вопросам. Если по итогам рейтингового голосования не сколько законопроектов набрали достаточное для их принятия число голосов, то принятым в первом чтении считается законопроект, набравший наибольшее число голосов. Если по итогам данного голосования ни один из законопроектов не набрал достаточного для принятия числа голосов, то на окончательное голосование ставится законопроект, получивший наибольшее число голосов. Законопроект считается принятым в первом чтении, если при окончательном голосовании за него проголосовало более половины от общего числа депутатов. Результат голосования оформляется постановлением Государственной Думы.

Информация о работе Конституционный статус Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации