Конституция-основной закон РБ

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 05 Ноября 2013 в 12:40, курсовая работа

Краткое описание

Общепризнанным считается факт, что Конституция составляет ядро правовой системы, она является базой для развития всего законодательства. Не случайно вторым сопутствующим названием Конституции было - Основной Закон. Сейчас это название содержится лишь в преамбуле. На основе Конституции развивается все законодательство, которое должно чутко улавливать потребности общественного развития, отвечать нуждам и чаяниям людей. В ней получают свое закрепление воля и интересы всего народа, важнейшие начала общественного строя и государственной организации страны, находят отражение вопросы власти, собственности, прав и свобод граждан, обязанностей общества перед гражданами и граждан перед обществом.

Содержание

Введение . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .

Глава 1. Конституционное развитие Республики Беларусь

1.1. Первые Конституции Беларуси . . . . . . . .

1.2. Порядок принятия Конституции Беларуси 1994г. . . . .. . .. . . .. . . .

Глава 2. Анализ Конституции Республики Беларусь

2.1. Внутреннее содержание Конституции Республики Беларусь

2.2. Структура Конституции по институтам

Заключение . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .

Список использованных источников . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .

Вложенные файлы: 1 файл

Министерство образования Республики Беларусь.docx

— 39.30 Кб (Скачать файл)

ОГЛАВЛЕНИЕ

Введение . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .

 

Глава 1. Конституционное развитие Республики Беларусь

 

1.1. Первые Конституции Беларуси . . . . . . . .

 

1.2. Порядок принятия Конституции  Беларуси 1994г. . . . .. . .. . . .. . . .

 

Глава 2. Анализ Конституции Республики Беларусь

 

2.1. Внутреннее содержание Конституции  Республики Беларусь

 

2.2. Структура Конституции по институтам

 

Заключение . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .

 

Список использованных источников . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .

 

 

 

ВВЕДЕНИЕ

 

В жизнедеятельности  современного общества особое место  принадлежит конституции. Ее содержание и сущностные черты определяются, прежде всего, тем, что она регулирует важнейшие общественные отношения  между гражданином, обществом и  государством, закрепляет основы общественного  строя, принципы организации государственного аппарата. Она является фундаментом, на котором строится правовая и политическая система общества.

Слово“конституция” происходит от латинского constitutio – установление, строение.

Наиболее  общим определением конституции  будет следующее. Конституция – это основной закон государства, закрепляющий организацию государственной власти и определяющий её взаимоотношения с обществом и гражданами.

Общепризнанным считается факт, что Конституция составляет ядро правовой системы, она является базой  для развития всего законодательства. Не случайно вторым сопутствующим названием  Конституции было - Основной Закон. Сейчас это название содержится лишь в преамбуле. На основе Конституции  развивается все законодательство, которое должно чутко улавливать потребности общественного развития, отвечать нуждам и чаяниям людей. В ней получают свое закрепление  воля и интересы всего народа, важнейшие  начала общественного строя и  государственной организации страны, находят отражение вопросы власти, собственности, прав и свобод граждан, обязанностей общества перед гражданами и граждан перед обществом.

Для конституции, как акта, обладающего наибольшей юридической силой, характерно решение, по меньшей мере, трех задач: 1) учреждение или закрепление системы общегосударственных органов, определение их компетенции; 2) определение основ правового статуса граждан данного государства; 3) определение взаимоотношений между государством и гражданами, что позволяет характеризовать политический режим.

Сущность  Конституции заключается в том, что она:

  1. является основным законом государства;
  2. обладает наивысшей юридической силой;
  3. является политическим и идеологическим документом.

Актуальность  темы курсовой работы определяется тем, что Конституция является самым важным документом нашего государства. Конституция Республики Беларусь обрела определенную устойчивость и дала мощный импульс для становления новой белорусской государственности. За прошедшее время законодательство Республики Беларусь существенно обновилось и стало занимать ведущее положение в регулировании общественных отношений. Конституция отразила качественные изменения в социальной политике государства: исключен классовый подход к различным слоям населения, закреплены институты частной собственности и свободного предпринимательства, которые типичны для экономики, основанной на свободном рыночном хозяйстве.

Конституция встала на путь юридического равноправия  всех субъектов Республики Беларусь как в отношениях друг с другом, так и в отношениях с государством, взяв за основу приоритет прав человека. Обязанность соблюдать Конституцию  касается всех органов государственной  власти, местного управления и самоуправления, должностных лиц и граждан, что  имеет особое значение для обеспечения  законности, стабильности и правопорядка в государстве и обществе.

Предметом исследования курсовой работы являются теоретические положения, высказанные различными учеными  и юристами.

Цель исследования состоит в  том, чтобы на основе изучения научной  и исторической литературы, правильно и объективно раскрыть структуру Конституции Республики Беларусь, как Основного закона государства, имеющего высшую юридическую силу, проанализировать историю конституционного развития Республики Беларусь.

Из цели исследования вытекают следующие задачи:

1. Дать характеристику Конституций 1919,1927,1937 и 1978гг.

2. Исследовать  порядок принятия Конституции  Республики Беларусь 1994г.

3. Провести  анализ Конституции Республики  Беларусь.

Объектом анализа курсовой работы является теоретическая база, разработанная ведущими современными учеными-правоведами Республики Беларусь.

Методами, использованными при  проведении исследования являются: исторический, структурный, логический, сравнительный, метод анализа.

Данные методы позволили наиболее последовательно и полно рассмотреть  сущность Конституции как Основного  Закона, определить ее конституционное развитие , а также структуру Конституции.

 

1. КОНСТИТУЦИОННОЕ РАЗВИТИЕ РЕСПУБЛИКИ БЕЛАРУСЬ

1.1. ПЕРВЫЕ КОНСТИТУЦИИ БЕЛАРУСИ

 

История конституционного законодательства Беларуси теснейшим образом связана  с историей советского общества и  государства, прошедших в своем  развитии ряд ярко выраженных этапов, каждый из которых характеризовался новыми явлениями в отношениях между  классами и социальными группами, уровнем экономики, распределении  компетенции между Союзом и республиками, полномочиях и направлениях работы государственных органов и т.д. Эти коренные изменения, происходившие  в стране, требовали конституционного закрепления. При этом следует отметить, что Конституции Республики Беларусь (впрочем, как и иных бывших советских  республик) всегда принимались после  принятия соответствующей новой  Конституции СССР [9, с. 183].

За всю историю развития Беларуси было принято пять Конституций (в 1919, 1927, 1937, 1978 и 1994гг.).

Образцом для первой Конституции  Социалистической Советской Республики Белоруссии послужила Конституция  РСФСР 1918г. Конституция ССРБ была принята  на I Всебелорусском съезде Советов 3 февраля 1919г. Она состояла из трёх разделов: общие положения, конструкция Советской власти, о гербе и флаге.

Конституция отменяла частную собственность  на землю, объявляла леса, недра и  воды государственным достоянием. В  ней провозглашалась свобода  совести, отделение церкви от государства  и школы от церкви. Закреплялась свобода слова, собраний и союзов, но только в целях поддержки существующей власти. Образование для рабочих  и крестьян  объявлялось бесплатным. Вводилась всеобщая трудовая повинность.

Высшей властью республики Конституция  провозглашала съезд Советов  Белоруссии, а в период между съездами вся полнота власти принадлежала Центральному Исполнительному Комитету. Центральный Исполнительный Комитет  формировал Малый президиум и  Большой президиум.

Конституция юридически закрепила  образование республики и установила диктатуру пролетариата и беднейшего крестьянства.(Кодавбович стр.28,29)

Вторая Конституция была принята 11 апреля 1927г. VII Всебелорусским съездом Советов рабочих, крестьянских и красноармейских депутатов.

Конституция 1927г. на первый план ставила  права “трудящегося”. “Не трудящиеся” лишались ряда прав, например, проводить общественные мероприятия. Почётное право защищать революцию с оружием в руках имели только рабочие и крестьяне (трудящиеся).

Третья Конституция Беларуси была принята 19 февраля 1937г. В ней были отражены факт победы социализма, господство социалистической системы хозяйствования и социалистической системы хозяйствования и социалистической собственности; перерастание диктатуры пролетариата в общенародное государство; отмена ограничений избирательных прав “не трудящихся”; закреплено равенство граждан, расширен в целом круг прав и свобод граждан, например, были предусмотрены нормы обеспечения неприкосновенности личности, жилища, личной переписки и др. к сожалению, провозглашенные в Конституции гарантии прав не были реализованы на практике.(Василевич 2010,стр.82-83)

Четвертая Конституция БССР была принята 13 апреля 1978г. Верховным Советом  БССР. К этому времени в 1977г. была принята Конституция ССРБ, в которой  провозглашалось построение развитого  социализма и общенародного государства. По существу эти положения нашли  отражение и в республиканской  Конституции. К сожалению, её недостатком  явилась излишняя декларативность, отсутствие конкретных механизмов её исполнения, в качестве главной силы в обществе и государстве сохранялась  компартия, что было прямо закреплено в соответствующих статьях Конституции. Органы государственной власти по существу были придатком единственной партии, действовавшей в обществе. Следует  отметить, что Конституция 1978г. после  десяти лет действия (1989-1990) претерпела некоторые существенные изменения. Так, в 1989г. в неё были внесены  значительные изменения, коснувшиеся  порядка организации и деятельности Советов депутатов, в том числе  Верховного Совета и его Президиума, поведения выборов и др. В 1990г. были внесены изменения в отдельные  статьи Конституции, что привело  к ликвидации компартии на власть.(БГУ 2006 20-21)

Основные этапы конституционного развития в государстве неразрывно связаны с основными этапами развития самого государства.

Во всех без исключения Конституциях Беларусь провозглашалась социалистическим государством, объявлялась диктатура  пролетариата. При этом в этих Конституциях содержалось крайне мало положений, закрепляющих определенные, политические и гражданские права.

Однако общим для первых четырёх Конституции Республики Беларусь являлось то, что они имели явно классовый характер, закрепляли господствующей лишь одну идеологию, исключали многопартийность, многообразие форм собственности, все было подчинено интересам вначале социалистического, а затем и коммунистического строительства. Их недостатком было то, что в них, как правило, не получали отражение положения важнейших международных документов о правах человека и гражданина, многие нормы носили декларативный характер, не имели прямого, непосредственного действия на практике, порой подконституционные акты имели реальное преимущество перед Конституцией. Часто, закрепленные в них нормы на практике подтверждения и соблюдения не находили, подвергались постоянным нарушениям со стороны властных структур и коммунистической партии.

 

1.2. ПОРЯДОК ПРИНЯТИЯ КОНСТИТУЦИИ БЕЛАРУСИ 1994г.

 

Заслуживает внимания история подготовки и принятия Конституции 1994г. 22 июня 1990 года Верховный Совет Республики Беларусь принял решение об образовании Конституционной комиссии. Ее полный состав был определен 20 июля 1990 г. В нее вошли 61 депутат и 13 специалистов в области права (ученые и практики). В рамках Конституционной комиссии сразу были образованы две рабочие группы, готовившие альтернативные проекты. После их подготовки на совместном заседании рабочих групп было решено предложить Верховному Совету единый текст проекта. Надо сказать, что по существу проект Конституции был уже готов к середине 1991 года. Впервые он был рассмотрен на седьмой сессии Верховного Совета в ноябре 1991 г. Проект был одобрен в первом чтении, было принято решение о его опубликовании в печати для народного обсуждения (НПК стр.5)

Обсуждение  представленного документа было весьма острым и заинтересованным. Следует отметить, что, несмотря на множество замечаний по проекту, высказанных депутатами, существенной критики по структуре не прозвучало. Самые острые разногласия между  представителями различных политических течений возникли относительно того, какой должна быть наша республика – президентской или парламентской, а также о профессиональном статусе  депутата, т.е. работают ли они только в Парламенте или совмещают свои депутатские обязанности с производственной или учебной деятельностью, об административно-территориальном  устройстве и местном самоуправлении. Широкая дискуссия также развернулась относительно закрепления в Конституции  государственности белорусского языка, возможности придания такого же статуса  русскому языку. (БГУ 2006 21)

Верховный Совет 11 ноября 1991г. принял постановление  по проекту Конституции Республики Беларусь. Основные положения проекта  были одобрены. Решено было опубликовать проект в печати для народного  обсуждения, а исполнительно-распорядительным органам местных Советов депутатов  поручено обеспечить тщательный учёт и обобщение предложений и  замечаний, внесённых по проекту  трудовыми коллективами, общественными  объединениями, гражданами, и направлять их не позднее первого и пятнадцатого числа каждого месяца в Верховный  Совет Республики Беларусь. Итоги  обсуждения проекта Основного Закона должны освещаться республиканскими средствами массовой информации. В постановлении  дано поручение Конституционной  комиссии доработать проект Конституции  с учётом предложений и замечаний, высказанных депутатами Верховного Совета Республики Беларусь, а также  поступивших в ходе народного  обсуждения, и внести его на рассмотрение сессии Верховного Совета.

23 октября  1992г. на десятой сессии проект  Конституции, подготовленный с  учётом предложений, высказанных  депутатами на седьмой сессии, а также гражданами в процессе  народного обсуждения, был предложен  для второго чтения.(2010,стр.87,90)

К десятой  сессии проект дважды публиковался для  народного обсуждения (в декабре 1991 г. после обсуждения на седьмой  сессии и в августе 1992 г. с учетом замечаний, высказанных в ходе народного обсуждения). Опубликование проекта оживило дискуссию в обществе по Основному Закону страны, в Конституционную комиссию к десятой сессии поступило более семи тысяч предложений и замечаний граждан, высказавших их в печати, по радио, телевидению, на собраниях и в письмах. Несмотря на отдельные критические замечания, большинство лиц и органов в целом одобрительно отнеслись к проекту.

Информация о работе Конституция-основной закон РБ