Конституция РСФСР 1918 года

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 24 Октября 2014 в 11:05, доклад

Краткое описание

Высшие органы государственной власти по Конституции РСФСР 1918 года были представлены Всероссийским съездом Советов рабочих, крестьянских, красноармейских и казачьих депутатов, Всероссийским Центральным Исполнительным Комитетом Советов и Советом Народных Комиссаров. В Конституции структура, порядок формирования и компетенция данных органов описана в разделе третьем подразделе “А” главах шестой, седьмой и восьмой соответственно.

Вложенные файлы: 1 файл

Система государственной власти.doc

— 133.00 Кб (Скачать файл)

Конституция РСФСР 1918 г.

 

Высшие органы государственной власти по Конституции РСФСР 1918 года были представлены Всероссийским съездом Советов рабочих, крестьянских, красноармейских и казачьих депутатов, Всероссийским Центральным Исполнительным Комитетом Советов и Советом Народных Комиссаров. В Конституции структура, порядок формирования и компетенция данных органов описана в разделе третьем подразделе “А” главах шестой, седьмой и восьмой соответственно.

 

Всероссийский съезд Советов и Всероссийский Центральный Исполнительный Комитет Советов

Всероссийский съезд Советов являлся высшим органом власти РСФСР. Состав съезда Советов формировался из числа депутатов городских Советов (1 депутат от 25000 избирателей), и представителей губернских съездов Советов (1 депутат от 125000 избирателей). При этом, если между губернским  съездом и съездом Всероссийским стоит уездный съезд, то делегаты посылаются от уездного.

Съезд Советов созывался Всероссийским Центральным Исполнительным Комитетом Советов не реже двух раз в год. Статьей 27 предусматривалась возможность чрезвычайного созыва съезда. В данном случае решение принимает ВЦИК Советов, руководствуясь собственным усмотрением, или по требованию 1/3 населения РСФСР.

Съезд Советов избирал свой постоянно действующий орган – ВЦИК Советов, численный состав которого не должен превышать двухсот человек. Ст. 29 устанавливалась полная ответственность ВЦИК перед съездом. Таким образом ВЦИК являлся органом, избираемым и подотчетным Всероссийскому съезду Советов, который осуществлял высшее государственное правление в период между съездами Советов. Также ВЦИК являлся высшим законодательным, распорядительным и контролирующим органом РСФСР, давал общее направление деятельности всех органов государственной власти в РСФСР.

Законодательная функция ВЦИКа проявлялась в рассмотрении и утверждении проектов нормативных актов, вносимых СНК и отдельными ведомствами, а также в издании собственных нормативных актов.

 

Компетенция Всероссийского съезда Советов и Всероссийского Центрального Исполнительного Комитета Советов

К компетенции Всероссийского съезда Советов и Всероссийского Центрального Исполнительного комитета Советов относились такие вопросы, как: общее руководство внешней и внутренней политикой, заключение мира и объявление войны другим государствам, установление основ и общего плана народного хозяйства, утверждение бюджета, установление налогов, установление основ организации ВС РСФСР, формирование состава СНК, объявление амнистии и т.п. (ст. 49). Таким образом к ведению съезда Советов и ВЦИК Советов относились вопросы, носящие общегосударственный, стратегический характер. Съезд Советов и ВЦИК Советов могли устанавливать дополнительный круг вопросов для собственного ведения через принятие соответствующих нормативных актов (ст. 50). К исключительному ведению съезда Советов относились вопросы установления, дополнения и изменения основных начал Конституции и ратификация мирных договорах (ст. 51). Правда ст. 52 вводит некоторое ограничение на исключительное ведение съезда Советов: в случае, если съезд Советов невозможно созвать, то ВЦИК Советов имел право принимать решение по вопросам, отнесенным к п.п. ”в” и “з” ст. 49, а равно и п. “б” ст. 51: установление и изменение границ, отчуждение земель РСФСР, а также объявление войны и мира, ратификация мирных договоров с иностранными государствами. Таким образом, съезд Советов имел лишь исключительное право принимать решения по изменению Конституции РСФСР. Остальные вопросы ведения дублировались ВЦИКом Советов.

 

Совет Народных Комиссаров: структура и компетенция

Совет Народных Комиссаров являлся высшим органом исполнительной власти в РСФСР. СНК РСФСР имел право издавать декреты, распоряжения, инструкции. Конституция ставила следующую цель деятельности СНК: принимать все “необходимые меры для правильного и быстрого течения государственной жизни”.

СНК полностью отвечал за свою деятельность перед съездом Советов, а также ВЦИКом Советов. О каждом своем решении СНК обязан был сообщать ВЦИК Советов. ВЦИК же имел право приостановить (отменить) любое решение СНК. Причем Конституция не обязывала ВЦИК обосновывать свое решение о приостановлении (отмене) нормативного акта СНК, что ставило СНК в полную зависимость перед ВЦИК Советов.  Фактически СНК было запрещено единолично принимать решения общеполитического масштаба, решения такого рода должны были утверждаться ВЦИКом. Круг таких вопросов Конституция не конкретизировала.

За СНК закреплялась оперативная функция управления, о чем говорит прим. к ст. 41: “Мероприятия, требующие неотложного выполнения, могут быть осуществлены СНК непосредственно”.

Члены СНК стояли во главе его отдельных комиссариатов, которых было образовано 18: по иностранным делам, по военным делам, по морским делам, по внутренним делам, юстиции, труда, социального обеспечения, просвещения, почт и телеграфов, по делам национальностей, по финансовым делам, путей сообщения, земледелия, торговли и промышленности, продовольствия, государственного контроля, ВСНХ, здравоохранения.

При каждом народном комиссаре формируется коллегия, члены которой утверждаются решением СНК. Председатель – народный комиссар вправе принимать единоличное решения в пределах вопросов ведения своего комиссариата. Коллегия, или ее отдельный член имели право обжаловать любое решение в СНК или в Президиуме ВЦИК Советов. За свою деятельность народный комиссар отвечал перед СНК и перед ВЦИКом.

 

Конституция СССР 1924 г.

 

Верховным органом власти СССР являлся съезд советов СССР. Он избирался от городских Советов из расчета 1 депутат от 25 тыс. избирателей и от губернских или республиканских съездов Советов из расчета 1 депутат от 125 тыс. жителей. В период между съездами высшим органом власти являлся ЦИк СССР, состоящий из двух равноправных палат: Союзного Совета и Совета Национальностей. Союзный Совет избирался съездом Советов СССР из представителей союзных республик пропорционально населению каждой в количестве 414 человек. Они представляли все союзные и автономные республики, автономные области и губернии. Конституция не устанавливала количественного состава Совета Национальностей. Союзный Совет и Совет Национальностей для руководства своей работой избирали Президиум. Законопроекты, рассмотренные ЦИК СССР, получали силу закона лишь при условии их одобрения, как Союзным Советом, так и Советом Национальностей. ЦИК СССР не являлся постоянно действующим органом, а созывался на сессии три раза в год. В период между сессиями ЦИК СССР высшим законодательным, исполнительным и распорядительным органом власти СССР являлся Президиум ЦИК СССР, избираемый на совместном заседании Союзного Совета и Совета Национальностей в количестве 21 человека.

ЦИК СССР образовывал Советское правительство - Совет Народных Комиссаров. СНК СССР являлся исполнительным и распорядительным органом ЦИК СССР и был в своей работе ответственен перед ним и его Президиумом. в который входил председатель СНК, его заместители и десять наркомов. Наркомы руководили отдельными отраслями государственного управления. Пять общесоюзных (по иностранным делам, по военным и морским делам, внешней торговле, путей сообщения, почт и телеграфов) и пять объединенных (Высший Совет Народного Хозяйства, продовольствия, труда, финансов и рабоче-крестьянской инспекции). Общесоюзные наркоматы имели своих уполномоченных в союзных республиках. Объединенные наркоматы осуществляли руководство на территории союзных республик через одноименные наркоматы. В остальных сферах управление осуществлялось исключительно союзными республиками через соответствующие республиканские наркоматы: земледелия, внутренних дел, юстиции, просвещения, здравоохранения, социального обеспечения. В главах о высших органах СССР закреплено единство законодательной и исполнительной власти.

Президиум ЦИКа Союза ССР, в период между сессиями ЦИКа Союза ССР, является высшим законодательным, исполнительным и распорядительным органом власти Союза ССР.  
Он наблюдает за проведением в жизнь Конституции Союза ССР и исполнением всех постановлений Съезда Советов и ЦИКа всеми органами власти. Президиум ЦИКа Союза ССР имеет право приостанавливать и отменять постановления СНК и отдельных наркоматов Союза ССР, а также ЦИКов и Совнаркомов союзных республик, а также постановления съездов советов союзных республик с последующим внесением этих постановлений на рассмотрение и утверждение ЦИКа СССР. Президиум ЦИКа СССР издает декреты, постановления и распоряжения, рассматривает и утверждает проекты декретов и постановлений, вносимых СНК, отдельными ведомствами Союза ССР, ЦИКами союзных республик, их президиумами и другими органами власти. Президиум ЦИКа ответствен перед ЦИКом СССР.

При ЦИКе учреждается Верховный Суд, к компетенции которого относятся:

а) дача Верховным Судам союзных республик руководящих разъяснений по вопросам общесоюзного законодательства;

б) рассмотрение и опротестование перед ЦИКом Союза ССР по представлению прокурора Верховного Суда Союза ССР постановлений, решений и приговоров верховных судов союзных республик, по соображениям противоречия таковых общесоюзному законодательству, или поскольку ими затрагиваются интересы других республик;

в) дача заключений по требованию ЦИКа Союза ССР о законности тех или иных постановлений союзных республик с точки зрения Конституции;

г) разрешение судебных споров между союзными республиками;

д) рассмотрение дел по обвинению высших должностных лиц Союза в преступлениях по должности.

Верховный Суд СССР действует в составе:

а) пленарного заседания Верховного Суда Союза ССР;

б) гражданско-судебной и уголовно-судебной коллегий Верховного Суда Союза ССР;

в) военной и военно-транспортной коллегий.

 

Конституция РСФСР 1925 г.

 

Носителем Верховной Власти в Российской Социалистической Федеративной Советской Республике является Всероссийский Съезд Советов, а в период между Съездами - Всероссийский Центральный Исполнительный Комитет Советов.

Всероссийский Съезд Советов избирает Всероссийский Центральный Исполнительный Комитет Советов в количестве членов, определяемом Съездом Советов. Всероссийский Съезд созывается Всероссийским Центральным Исполнительным Комитетом один раз в год. Исключительному ведению  Съезда принадлежит установление, дополнение и изменение основных начал Конституции, а также окончательное утверждение конституций автономных советских социалистических республик.

ВЦИК является верховным законодательным, распорядительным и контролирующим органом РСФСР. ВЦИК издает кодексы, декреты и постановления в порядке собственной инициативы, а также рассматривает и утверждает законопроекты, внесенные Советом Народных Комиссаров. Все важнейшие декреты и постановления, бюджет обязательно должны рассматриваться и утверждаться ВЦИКом. В период между сессиями Всероссийского Центрального Исполнительного Комитета высшим законодательным, распорядительным и контролирующим органом власти является избираемый ВЦИКом Президиум ВЦИКа. Всероссийский Центральный Исполнительный Комитет созывается Президиумом Всероссийского Центрального Исполнительного Комитета на сессии. ВЦИК ответственен перед Всероссийским Съездом Советов, которому представляет отчет о своей деятельности и доклад по общей политике и по отдельным вопросам. ВЦИК образует Совет Народных Комиссаров для общего управления и Народные Комиссариаты для руководства отдельными отраслями управления. ВЦИК ответственен перед Всероссийским Съездом Советов, которому представляет отчет о своей деятельности.

Ведению Всероссийского С`езда Советов и Всероссийского Центрального Исполнительного Комитета Советов подлежат все вопросы общегосударственного значения, как-то: общее руководство всей политикой и народным хозяйством Российской Социалистической Федеративной Советской Республики; установление границ автономных советских социалистических республик, входящих в состав Российской Социалистической Федеративной Советской Республики, утверждение конституций их, а также разрешение споров между автономными советскими социалистическими республиками и между ними и другими частями Федерации; утверждение бюджета РСФСР, как части единого государственного бюджета Союза Советских Социалистических Республик; установление, в соответствии с Конституцией и законодательством СССР, государственных и местных налогов, сборов и неналоговых доходов, а также заключение внешних и внутренних займов; утверждение кодексов законов РСФСР, в соответствии с Конституцией СССР.

В состав Совета Народных Комиссаров РСФСР входят на правах его членов: Председатель Совета Народных Комиссаров, его Заместители и Народные Комиссары (Высший Совет Народного Хозяйства, Внутренней Торговли, Труда, Финансов, Рабоче-крестьянской Инспекции, Внутренних Дел, Юстиции, Просвещения, Здравоохранения, Земледелия, Социального Обеспечения). Совету Народных Комиссаров принадлежит общее управление Российской Социалистической Федеративной Советской Республикой. Совет Народных Комиссаров Российской Социалистической Федеративной Советской Республики в пределах предоставленных ему Всероссийским Центральным Исполнительным Комитетом прав и на основании Положения о Совете Народных Комиссаров, издаваемого в развитие настоящей статьи, издает декреты и постановления, обязательные к исполнению на всей территории Российской Социалистической Федеративной Советской Республики. Совет Народных Комиссаров ответственен перед Всероссийским С`ездом Советов и Всероссийским Центральным Исполнительным Комитетом. Всякое постановление Совета Народных Комиссаров может быть отменено или приостановлено ВЦИКом или его Президиумом.

Народные Комиссары в своей работе ответственны перед Советом Народных Комиссаров и перед Всероссийским Центральным Исполнительным Комитетом и его Президиумом. Во главе отдельных Народных Комиссариатов стоят члены Совета Народных Комиссаров - Народные Комиссары. При каждом Народном Комиссаре под его председательством образуется Коллегия, члены которой утверждаются Советом Народных Комиссаров. Народный Комиссар вправе единолично принимать решения по всем вопросам, подлежащим ведению соответствующего Народного Комиссариата. В случае несогласия коллегии с решением народного комиссара она могла обжаловать и в Президиум ВЦИК. Президиум ВЦИК имел право отменять распоряжения Народных комиссариатов.

 

Конституция СССР 1936 г.

 

Высшим органом власти в СССР являлся Верховный Совет СССР, исключительно он осуществлял законодательную власть (ст.30 Конституции) и, который избирался сроком на четыре года.

В Основном законе 1936 года происходит утверждение принцип верховенства представительных органов государственной власти, которые образуют подотчетные и подконтрольные им органы управления.

Верховный Совет СССР состоял из двух палат: Совета Союза и Совета Национальностей (ст.33 Конституции). Обе палаты Верховного Совета СССР: Совет Союза и Совет Национальностей были равноправны. Верховный Совет СССР избирается сроком на четыре года. Законы считались принятыми, если получали в обеих палатах простое большинство голосов. Совет Союза избирался по норме - 1 депутат на 300 тыс. населения. В Совет Национальностей избиралось по норме от каждой союзной республики по 25 депутатов, от автономной республики по 11, от автономной области по 5 и от национального округа по 1 депутату. Конституция установила сессионный порядок работы Верховного Совета СССР (две сессии в год, не считая внеочередных).

Информация о работе Конституция РСФСР 1918 года