Конституция ФРГ 1949 года

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 26 Сентября 2013 в 14:08, контрольная работа

Краткое описание

После Второй мировой войны в немецком обществе не отдавалось предпочтения ни анархически функционирующему капиталистическому рынку, ни централизованно-плановому управлению экономикой. В ходе проведенного еще в 1945 году референдума по вопросу о собственности и в советской, и в американской зонах преимущество было отдано общественным формам собственности. В американской зоне это решение не было проведено в жизнь. В английской зоне на «социализацию» собственности было наложено вето оккупационными властями.

Вложенные файлы: 1 файл

контрольная по истории государства и права зарубежных стран.doc

— 100.50 Кб (Скачать файл)

 

Контрольная  работа


МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

МЕЖДУНАРОДНАЯ АКАДЕМИЯ БИЗНЕСА

И НОВЫХ ТЕХНОЛОГИЙ (МУБиНТ)

Кафедра теории права и гражданско-правовых дисциплин

 

 

по дисциплине: История государства и права зарубежных стран

Тема: «Конституция ФРГ 1949 года»

 

                                                            Выполнил: студент группы 2ЗБ3ЮР-11

                                                                     Бахарева Елена Валерьевна

                                           № зачётной книжки 111з041

                              

         

 

 

 

 

 

г. Ярославль  2013

После Второй мировой войны в немецком обществе не отдавалось предпочтения ни анархически  функционирующему капиталистическому рынку, ни централизованно-плановому управлению экономикой. В ходе проведенного еще в 1945 году референдума по вопросу о собственности и в советской, и в американской зонах преимущество было отдано общественным формам собственности. В американской зоне это решение не было проведено в жизнь. В английской зоне на «социализацию» собственности было наложено вето оккупационными властями.

Большинство немцев было настроено на выбор некоего  центристского «третьего курса», создание «социального рыночного хозяйства» и «социального государства». На этом направлении предстояло, с одной стороны, обеспечить экономическую свободу, гарантированную правовым государством, с другой – социальную справедливость. Основы германской экономической политики «третьего пути» формировались в ходе дискуссий о будущей конституции страны, в том числе и в Парламентском совете, состоящем из представителей германских земель, призванных ее разработать.

Дискуссии в  Парламентском совете шли вокруг двух моделей «социального государства». Буржуазные партии христианского толка (окончательно оформившийся в партию в 1950 году Христианско-демократический союз (ХСС) и Христианско-социальный союз (ХСС), основанный в 1945 году в Баварии в качестве региональной партии) предлагали создание «социального капитализма». Социал-демократическая партия Германии (СДПГ), восстановленная в 1946 году, - создание «демократического социализма». Между ними было много общих точек соприкосновения. Формула «социального государства» и возникла как попытка совместить разноплановые интересы отдельных слоев общества в чрезвычайно сложной ситуации послевоенной разрухи.

На выборах 14 августа 1949 года немцы проголосовали за ХДС/ХСС, которые вместе с малыми буржуазными партиями получили большинство в рейхстаге. Они тем самым проголосовали и за создание «социального рыночного хозяйства», «социального государства» Германии.

Определив в качестве стратегического  направления создание и поддержание  рыночно конкурентных порядков, государство  проводило политику деконцентрации производства, вводило контроль за деятельностью монополий, за ценообразованием, всемерно поощряя создание новых, прежде всего средних и мелких фирм. С этой целью упрощались правовые формы их регистрации при получении статуса юридического лица, предоставлялись льготные кредиты. Проведение в жизнь политики социального рыночного хозяйства привело к бурному экономическому росту, получившему в западногерманской печати название «экономического чуда».

Оккупационный статут. В преддверии скорого принятия конституции возникла необходимость и в определении новых принципов взаимоотношений между оккупационными властями и местными органами управления. Будущая конституция фактически снимала с повестки дня вопрос о заключении послевоенного мирного договора с Германией, способствовала правовому закреплению ее раскола на две части: ФРГ и ГДР.

В связи с этим в апреле 1949 года был принят так называемый Оккупационный статут, разработанный западногерманскими оккупационными властями. Статут сохранял экономический и политический контроль США, Англии и Франции в Западной Германии, в частности, предоставив им право осуществлять надзор за соблюдением Основного закона ФРГ и конституций земель, отменять все местные законы, противоречащие им.

8 мая 1949 года Основной закон федеративной Республики Германии был принят Парламентским советом и утвержден военными губернаторами США, Франции, Англии. Термины «учредительное собрание» и «конституция» были сняты из употребления по настоянию самих немцев как «подразумевающие явный сепаратизм». Основной закон должен был обозначать «временный характер» установленных им конституционных порядков. Фактически после одобрения его всеми землями Западной Германии (кроме Баварии, подтвердившей, однако, свою принадлежность к ФРГ) в конце мая 1949 года он вступил в действие в качестве постоянной Конституции ФРГ.

Конституция 1949 года провозгласила  ФРГ демократическим, правовым и  социальным государством. Значительное место в ней отведено правам и  свободам граждан (свобода и неприкосновенность личности, равенство перед законом, свобода вероисповедания, свобода убеждений, печати, собраний и т. д.). К основным принципам, на которых построена Конституция ФРГ, относятся федерализм и разделение властей, однако в ходе развития государства роль исполнительной власти возросла, сложилось и верховенство федерации по отношению к землям.

В Конституции был закреплен  специальный механизм («охрана Конституции»), призванный гарантировать незыблемость ее основных положений. Для этого  была предусмотрена возможность  лишения отдельных лиц конституционных  прав, запрета политических партий в силу их «антиконституционности», не допускался пересмотр основополагающих статей Конституции.

Свой первый раздел Конституция  посвящает правам человека, подчеркивая  тем самым их приоритет перед  всеми другими положениями. Этот раздел более чем другие несет на себе нагрузку отрицания порядков «Третьего рейха», провозглашая «ненарушимость человеческого достоинства», неприкосновенность и неотчуждаемость прав человека (ст. 1), среди которых – право на жизнь и личную неприкосновенность, равенство всех перед законом. Здесь прямо звучит осуждение прошлого, когда физически уничтожались тысячи «расовонеполноценных» и «нежизнеспособных» немцев, проводилась принудительная стерилизация и пр. среди других прав – свобода вероисповедания и совести (ст. 4), свобода выражения мнений, собраний (ст. 8), союзов и обществ, в том числе и «для охраны и улучшения условий труда и экономических условий» (ст. 9), свобода передвижений (ст. 11), выбора профессии (ст. 12), тайна переписки (ст. 10), неприкосновенность жилища (ст. 13), основные права в сфере правосудия и т. д. в этом перечне особое место занимает право на петиции (жалобы) в органы государственной власти отдельных лиц и их объединений, которые рассматриваются в ФРГ не только как гарантия защиты прав человека, но и как одна из форм непосредственного влияния граждан на процессы принятия политических и правовых решений.

Перечень этих прав дополняется  гарантиями, закрепленными в самой  Конституции или в текущем  законодательстве. Так, предоставление свободы совести сопровождается правом на отказ от военной службы против своей совести, в соответствии с которым в 1973 году был принят «Закон о гражданской службе для лиц, отказывающихся от военной службы». Статья 5 Конституции о свободе мнений сопровождается положением о свободе информации, являющейся основой формирования общественного мнения, а также – о запрещении цензуры. В соответствии с Законом 1975 года (пункт «с» ст. 45 Основного закона) был создан специальный Комитет по петициям, который может заслушивать подателей жалоб, запрашивать соответствующую информацию, имея доступ для этой цели во все учреждения и пр.

Защита социальных прав не получила в Основном законе значительного  места, более полно она закреплена в конституциях отдельных земель, обогащена судебной практикой, в том числе и Федерального конституционного суда, и непосредственно действующими в ФРГ нормами международного права о правах человека.

Социальные права закрепляются и самим фактом провозглашения ФРГ  социальным государством.

В разделе II Основного закона (ст. 20) дается общее определение государства ФРГ как государства демократического, социального и федеративного. Наряду с демократическими правами и свободами к основополагающим конституционным принципам Основной закон относит народный суверенитет и разделение властей, или осуществление власти народа через посредничество специальных органов законодательной, исполнительной власти и правосудия. Разграничивая органы трех ветвей власти, Основной закон запрещает совмещение их функций, вмешательство в дела друг друга. Принцип невмешательства особенно строго проводится в отношении органов правосудия.

Демократический характер государства ФРГ рассматривается  Основным законом в единстве с  его социальным и правовым содержанием. Социальное государство понимается при этом как государство, осуществляющее политику социальной справедливости, ослабления социального неравенства, защищающее социально-экономические права граждан в том смысле, как они звучат во Всемирной декларации прав человека: «Каждый человек имеет право на такой жизненный уровень, включая пищу, одежду, жилье, медицинский уход и необходимое социальное обслуживание, который необходим для поддержания здоровья и благосостояния его самого, его семьи, и право на обеспечение по случаю безработицы, болезни, инвалидности и т. д.»

Возможность осуществления  этих прав обеспечивается ныне в ФРГ  высоким уровнем экономического развития, позволяющим 50% бюджета страны тратить на стимулирование экономики и социальное обеспечение, повышение жизненного уровня своих граждан.

В ФРГ существует в настоящее время самое развитое законодательство, регулирующее сферу трудовых отношений. Так, в связи с резким увеличением числа безработных в начале 50-х годов в соответствии с «Законом о стимулировании занятости» 1958 года началась выплата пособий всем безработным, которая зависит от продолжительности периода занятости работника до увольнения, размера уплачиваемых страховых взносов по безработице, возраста и состава семьи безработного. Важным элементом реформы в социальной области стало введение «тарифной автономии», при которой отношения между наемными работниками и предпринимателями регулируются соглашениями между отраслевыми и региональными профсоюзами и союзами работодателей. Великим социально-политическим завоеванием в ФРГ считается пенсионная реформа 1957 года, устанавливающая динамическую систему пенсий.

В Основном законе социальная и правовая характеристики государства  ФРГ совмещены, основополагающий принцип  правового государства провозглашен в статье 20(3): «Законодательство  связано конституционным строем, исполнительная власть и правосудие – законом и правом».

Федеральный характер государства  традиционен для Германии. Эта  форма организации государственного единства прошла здесь сложный путь от «гегемонистского федерализма» к  нынешней модели «кооперативной федерации».

Субъекты германской федерации  имеют свои конституцию и администрацию. К конституциям земель предъявляется  лишь требование соответствия основным принципам республиканского, демократического и социально-правового государства.

В разделе VII – «Законодательство федерации» выделяется также широкая сфера, регулируемая исключительно законами федерации: внешние отношения, оборона, гражданство, таможенное и торговое право и пр.; сфера конкурирующего законодательства: гражданское и уголовное право, судоустройство и судопроизводство, право союзов и собраний и пр.; сфера «рамочного» законодательства: правовое положение лиц, состоящих на государственной службе, общие принципы в области высшего образования, охотничьего дела и пр. и сфера законодательных полномочий земель.

Сфера исключительного  законодательства федерации при  этом расширена за счет конкурирующего законодательства путем включения в нее системы мер и весов, выпуска бумажных денег, охраны промышленной собственности, авторского и патентного права и пр. Более того, при определении права на исключительное законодательство Основной закон требует соблюдения лишь одного условия – необходимости в федеральном законодательстве, которая определяется самой федерацией и никогда не оспаривается Федеральным конституционным судом.

По иному, чем раньше, трактуется и конкурирующее  законодательство. Федерации по Основному закону предоставляется право принять закон, даже если ранее был принят по этому же вопросу закон земельный. Здесь действует принцип: «федеральное право ломает право земель».

Объективные процессы расширения полномочий центра в федеративном, демократическом государстве между тем не могут быть беспредельными. Приоритет в сфере выполнения государственных задач, исполнительно-распорядительные полномочия принадлежат по Основному закону землям.

Основополагающие  принципы конституционного устройства ФРГ находят непосредственное выражение и в системе высших органов государственной власти: бундестага, бундесрата, президента, правительства и органов правосудия.

Бундестаг – высший орган законодательной власти, избираемый на 4 года всеобщим, прямым и тайным, голосованием, по смешанной избирательной системе. Существующий 5%-ый избирательный барьер позволяет отсеять наиболее радикальные группировки как правого, так и левого толка. Кроме законодательных функций, бундестаг утверждает бюджет, формирует правительство и контролирует его деятельность. Но бундестаг связан правилом «конструктивного вотума», когда отставка правительства возможна только при утверждении ими нового канцлера.

Информация о работе Конституция ФРГ 1949 года