Конституция в зарубежных странах

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 04 Января 2012 в 12:42, контрольная работа

Краткое описание

Конституционное право зарубежных стран не представляет собой какой-либо особой отрасли права, оно базируется на знаниях о сущности и содержании конституционного права как части национальной системы права каждого зарубежного государства. Вот почему о конституционном праве зарубежных стран чаще всего говорят как о юридической науке.

Содержание

Введение.......................................................................................................3 стр.
Глава 1. Основы теории конституций в зарубежных странах........................4 стр.
Глава 2. Конституционные основы организации гражданского общества в зарубежных странах..........................................................................................7 стр.
Глава 3. Политические партии и партийные системы зарубежных стран..........11 стр.
Глава 4. Формы правления в зарубежных странах............................................16 стр.
Глава 5. Формы государственного устройства зарубежных стран....................22 стр.
Список использованной литературы..................................................................26 стр.

Вложенные файлы: 1 файл

Конституция ЗС контрольная 2.doc

— 92.00 Кб (Скачать файл)

План 

Введение.......................................................................................................3 стр.

Глава 1. Основы теории конституций в зарубежных странах........................4 стр.

Глава 2. Конституционные основы организации гражданского общества в зарубежных странах..........................................................................................7 стр.

Глава 3. Политические партии и партийные системы зарубежных стран..........11 стр.

Глава 4. Формы правления в зарубежных странах............................................16 стр.

Глава 5. Формы государственного устройства зарубежных стран....................22 стр.

Список использованной литературы..................................................................26 стр. 

Введение

 

     Конституционное право зарубежных стран не представляет собой какой-либо особой отрасли  права, оно базируется на знаниях  о сущности и содержании конституционного права как части национальной системы права каждого зарубежного  государства. Вот почему о конституционном праве зарубежных стран чаще всего говорят как о юридической науке.

     Наука конституционного права зарубежных стран - это система знаний о правовом регулировании форм правления и  политических режимов, политико-территориального устройства государства, положения личности, структуры и порядка формирования органов государственной власти, их полномочий и организации деятельности, а также основ местного самоуправления в зарубежных странах.

     Наука конституционного права зарубежных стран выполняет следующие функции:

     познавательную - способствующую полноценной и всесторонней юридической образованности специалистов в области правоведения;

     прикладную - с помощью которой можно осуществлять прогрессивные реформы в сфере  правового регулирования важнейших  общественных отношений с учетом сложившейся за рубежом и подтвержденной временем практики решения подобных вопросов;

     прогностическую - сущность которой состоит в способности  оценивать и обоснованно прогнозировать государственно-правовое развитие;

     коммуникативную - облегчающую общение и взаимопонимание с представителями зарубежных стран.

Глава 1. Основы теории конституций  в зарубежных странах

 

     Под конституцией в зарубежных странах  принято понимать комплекс правовых норм, регулирующих важнейшие вопросы  реализации народного суверенитета, осуществления прав и свобод человека, государственного устройства, деятельности органов государственной власти.

     Однако  зачастую понятия "конституция" и "основной закон" не совпадают. Основной закон - систематизированный (кодифицированный) правовой акт, обладающий высшей юридической силой и являющийся базой для других законов, это всего лишь удобная форма правового регулирования важнейших общественных отношений. Поэтому в большинстве стран конституции имеют форму основного закона. Вместе с тем в ряде государств дело обстоит не так. В Иране, например, принят нормативный акт, именуемый конституцией, но общество руководствуется не ею, а положениями Корана, так как в этом государстве не осуществляется концепция конституционализма; там действует достаточно жестокий режим теократической власти. А в Великобритании - стране с давними конституционными традициями - нет в общепринятом смысле основного закона. Там конституция представляет собой несколько законодательных актов, обладающих высшей юридической силой.

     Вопрос  о сущности конституции является довольно сложным в теории и практике зарубежного конституционализма. Но в целом следует согласиться  с формулой Ф. Лассаля (Германия, 1825-1864 гг.) о том, что сущность любой  конституции состоит в отражении в ее нормах действительного соотношения всех общественных сил. Это означает, что сущность конституции можно определить как юридически оформленное общественное согласие, гражданский мир, основанный на взаимном учете интересов государства, граждан и их объединений.

     Конституции обычно создаются в определенный исторический период и естественно, что их авторы не могут предвидеть все изменения, которые произойдут в будущем. Борьба с подобным "старением" конституций проводится по двум направлениям. Первое из них - принятие новых основных законов в том случае, если ранее действовавшие в корне расходятся с реальной действительностью. Так произошло в Италии, Японии (1947 г.) и ФРГ (1949 г.) после ликвидации милитаристских режимов, в странах СНГ и Балтии, обретших политическую самостоятельность в начале 90-х гг. XX в. Другое направление связано с реализацией концепции "живой конституции". В США, Великобритании, Канаде тексты конституционных актов постоянно дополняются многочисленными судебными решениями по их применению и толкованию.

     2. Классификация конституций зарубежных  стран обычно проводится по  традиционным критериям:

     по  структуре:

     а) в форме единого основного  закона ("писаная" конституция);

     б) в виде нескольких правовых актов  высшей юридической силы ("неписаные" конституции Великобритании, Израиля, Финляндии, Швеции, Новой Зеландии);

     по  способу изменения:

     а)"гибкие", текст которых изменяется в том  же порядке, что и обычные (текущие) законы (Великобритания, Индия);

     б)"жесткие", требующие особо сложной процедуры внесения поправок: квалифицированного большинства при голосовании (Норвегия, Испания, Литва); двойного депутатского вотума (Швеция, Украина); утверждения решения парламента референдумом (Италия, Румыния); ратификации поправок законодательными органами субъектов федерации (США, ФРГ).

     Современная наука конституционного права зарубежных стран использует и другие критерии классификации - по поколениям и по происхождению. Конституции первого  поколения - значительная часть действующей  британской конституции, конституции США (1787 г.), Швейцарии (1874 г.), Бельгии (1831 г.), Норвегии (1814 г.), Люксембурга (1868 г.). Они зафиксировали политическую нейтральность государства, широкие рамки реализации прав и свобод граждан. Второе поколение составили конституции, принятые до Второй мировой войны: Германия (1919 г.), Финляндия (1922 г.), Мексика (1917 г.), в текст которых был включен большой объем политических и социально-экономических прав и свобод граждан. К числу конституций третьего поколения следует отнести принятые в послевоенный период конституции ФРГ (1949 г.), Франции (1958 г.), Италии (1947 г.), Венгрии (1949 г.), Японии (1947 г.), Индии (1959 г.). Они имеют весьма обширные тексты, однако положения о правах и свободах личности изложены более декларативно, нежели раньше. Особая группа конституций третьего поколения создана в постсоциалистических странах Восточной Европы, Азии и СНГ (1991-1995 гг.). Конституции этих государств практически полностью восприняли "стандарты" третьего поколения.

     В соответствии с происхождением современные конституции можно разделить на оригинальные и заимствованные. К числу оригинальных следует отнести отражающие собственные традиции конституции США, Франции, Германии, Швейцарии, Финляндии, Норвегии, Швеции. Заимствованные конституции характерны для стран, которые либо полностью восприняли тексты основных законов других государств (Кот-д’Ивуар - у Франции), либо вобрали часть текстов конституций ряда стран (Япония у США, Испании, Швеции).

     3. В зарубежных странах существует  несколько способов принятия конституций:

     парламентом - квалифицированным большинством (обычно в 2/3 или 3/4) голосов (Бельгия, Голландия, Испания);

     референдумом (Таджикистан, Литва, Казахстан, Азербайджан, Эстония);

     особым  органом, специально избираемым для  принятия конституции (в США - Филадельфийский конвент, в ФРГ - Парламентский совет, в Италии - Учредительное собрание);

     путем октроирования - акта дарения монархом политических прав и свобод народу (Голландия, Непал, ОАЭ).

Глава 2. Конституционные  основы организации гражданского общества в зарубежных странах

 

     Под гражданским обществом следует  понимать систему негосударственных  образований, с помощью которых  народ имеет возможность осуществлять многие свои интересы, не обращаясь  к органам государственной власти. В таком обществе существует широкая сфера публичных отношений, в которой активно действуют массовые движения, партии, объединяющие граждан, группировки по интересам, убеждениям, а также по иным признакам. Развитое гражданское общество обладает такой степенью независимости и автономии от государства, которая гарантирует безопасность личности от злоупотреблений, связанных с недобросовестным использованием государственной власти. Каждый член гражданского общества является прежде всего субъектом права, а только уж потом - гражданином государства, именно поэтому гражданское общество защищает права человека, в то время как с государством связаны права гражданина.

     Гражданскому  обществу, которое сложилось в  развитых демократических странах (ФРГ, Австрии, США, Франции), присущи дополнительные характеристики, одной из которых является открытость. В открытом обществе его члены как бы "не замечают" государство, они обладают социальной мобильностью, имеют развитую систему общих интересов. Такое общество само регулирует деятельность важнейших своих институтов и делегирует государству столько полномочий, сколько считает необходимым.

     Гражданское общество находится в диалектической взаимосвязи с государством. Она  проявляется в том, что чем  сильнее гражданское общество, тем  менее заметна роль государства. И наоборот - неразвитое гражданское общество приводит к чрезмерному усилению государства, которое поглощает первое.

     Гражданское общество обладает рядом существенных признаков:

     наличие социального рыночного хозяйства, в котором обеспечены свобода экономической деятельности, предпринимательства, труда, разнообразие и равноправие всех форм собственности и равная их защита, добросовестная конкуренция;

     обеспечение социальной защищенности граждан, достойной  жизни и развития человека;

     признание приоритета прав человека, подлинных  свобод и демократии;

     свобода инициативы граждан и их коллективов  на основе принципов самоуправления и саморегулирования.

     Важнейшие структурные элементы гражданского общества:

     добровольно сформировавшиеся первичные самоуправляющиеся общности людей (различные ассоциации, хозяйственные корпорации и другие общественные объединения);

     совокупность  негосударственных (неполитических) общественных отношений;

     производственная  и частная жизнь людей, их обычаи, нравы и традиции;

     сфера жизни свободных индивидов и  их организаций, защищенная от вмешательства  государственной власти.

     Названные элементы закрепляются в законодательстве зарубежных стран в качестве конституционных  основ экономических и социальных отношений, функционирования политической системы общества, организации духовной жизни населения страны.

     Важнейший элемент фундамента гражданского общества - институт экономических и социальных отношений. Он представляет собой важную предпосылку полновластия народа и  реальной свободы личности.

     Первый  элемент экономической системы  гражданского общества - отношения  собственности. Право собственности  представляет собой возможность  владения, пользования и распоряжения конкретным имуществом. Вторым элементом  экономической системы гражданского общества является cпocoб производства материальных благ, в том числе частных форм предпринимательской деятельности. При этом государственное регулирование экономических отношений сводится в основном к законодательному установлению необходимых стандартов и пределов налогообложения (США, Великобритания, Испания и др.).

     Отношения между работодателями и работниками  строятся на основе признания социального  партнерства и сотрудничества (Италия, Греция, Финляндия). Межнациональные  отношения регулируются прежде всего на основе конституционного закрепления равенства всех граждан независимо от национальности, расы, языка и религии, а также путем признания прав национальных меньшинств (Швеция, Мексика, Италия, Испания).

Информация о работе Конституция в зарубежных странах