Контрольная работа по «Конституционное право»

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 08 Мая 2013 в 12:07, контрольная работа

Краткое описание

Свобода индивидов и свобода их воли - понятия тождественные. В праве воля - это свободная воля, если она соответствует норме и (в этом состоит ее отличие от произвольной воли) противостоит произволу. Волевой характер права обусловлен именно тем, что право - это форма свободы людей, т.е. свобода их волеизъявления. Итак, правопорядок, дозволения, запреты, ответственность - необходимые условия свободы. Человечество, увы, не изобрело какой-либо другой формы выражения свободы и своего бытия, кроме правовой. Люди свободны в меру их равенства и равны в меру их свободы. Неправовая свобода, свобода без всеобщего масштаба, единой меры, без права - это не свобода, это идеология элитарных привилегий.3

Содержание

Политические права и свободы граждан РФ ………………………3
Основные положения Конституции РСФСР 1918 года ……………19
Виды общественных объединений в РФ, их характеристика………29
Список использованных источников

Вложенные файлы: 1 файл

Конституционное право.docx

— 51.62 Кб (Скачать файл)

МИНИСТЕРСТВО  ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

Федеральное государственное  бюджетное образовательное учреждение

высшего профессионального  образования

«Тихоокеанский государственный  университет»

Специальность 030900.62 «Юриспруденция

(гражданско – правовой  профиль)»

 

 

Контрольная работа

по дисциплине «Конституционное  право»

 

Выполнил: студент  ЗФ(УО ДОТ)

Группы ГрП(б)зу2в-22

______1_______   года обучения

шифр  зач. кн.12041031809

Фамилия Степанова___________

Имя Ксения__________________

Отчество Викторовна_________

Проверил:

___Загидулин _______________

___Равиль Абдулахатович_____

 

Хабаровск 2013 г.

 

 

 

 

Содержание 

  1. Политические права и свободы граждан РФ ………………………3
  2. Основные положения Конституции РСФСР 1918 года ……………19
  3. Виды общественных объединений в РФ, их характеристика………29

Список использованных источников

 

 

  1. Политические права и свободы граждан РФ

 

Право есть форма общественных отношений независимых  субъектов в рамках общей нормы. Независимость этих субъектов друг от друга в рамках правовой нормы  и есть правовое выражение свободы. Правовая форма свободы обеспечивает формальное равенство и формальную свободу. Норма выступает масштабом, мерой свободы. Она отрицает, противостоит произволу и привилегиям в  рамках этого правового поля.

Таким образом, говоря о понятиях «право» и «свобода», следует согласиться с выводами Л.Д. Воеводина о наличии в них  сходства и различия. Сходство определяется через правовую возможность. Что  касается различий, то права свидетельствуют  о возможности получения каких-либо социальных благ, а свободы - о возможности  избежать определенных ограничений  со стороны государства.1

Эта позиция  является более точной по сравнению  с точкой зрения некоторых авторов, считающих эти понятия идентичными, указывая лишь, что термин «свобода»  призван подчеркнуть более широкие  возможности индивидуального выбора.2

Разграничение понятий «право» и «свобода»  имеет практический смысл. Если государство  в своем основном законе закрепило  право, значит, оно берет на себя ответственность за его обеспечение. В случае представления субъектам  свободы государство берет на себя функции контроля, чтобы эту  свободу индивид не мог использовать во вред другим лицам и самому государству.

Свобода индивидов и свобода их воли - понятия тождественные. В праве  воля - это свободная воля, если она  соответствует норме и (в этом состоит ее отличие от произвольной воли) противостоит произволу. Волевой  характер права обусловлен именно тем, что право - это форма свободы людей, т.е. свобода их волеизъявления. Итак, правопорядок, дозволения, запреты, ответственность - необходимые условия свободы. Человечество, увы, не изобрело какой-либо другой формы выражения свободы и своего бытия, кроме правовой. Люди свободны в меру их равенства и равны в меру их свободы. Неправовая свобода, свобода без всеобщего масштаба, единой меры, без права - это не свобода, это идеология элитарных привилегий.3

В русской  правовой науке XIX - XX вв. сложились два  основных подхода к свободам и  правам человека:

- главенствующая  роль принадлежит государству  и праву;

- закон  становится всеобщим и необходимым  только в случае, если он направлен  на регулирование отношений, содержащих  общечеловеческие ценности.

В юридическом  смысле свобода есть нормативно закрепленная возможность человека совершать  действия, поступки по своему усмотрению, не нарушая свободы других, определенный правовой статус человека.

Нормативно–правовые документы, регулирующие правовое положение  человека и гражданина подразделяются на две основные группы:

Правовой  статус гражданина - это правовой статус человека, который дополнен соответствующими правами и свободами национальным законодательством государства.

По объему прав, свобод и обязанностей выделяют:

а) базовый (основной) - им обладает каждый - гражданин, иностранный гражданин, лицо без  гражданства - всем им от рождения принадлежат  основные права и свободы, естественные права человека;

б) полный (имеют только граждане России); в) ограниченный (специальный) статус.

Национальное  законодательство демократического государства, регулируя вопросы личности, призвано:

- Признать за каждым человеком необходимые для жизнедеятельности естественные права;

- Закрепить за каждой личностью права, характеризующие ее как гражданина;

- Гарантировать права и свободы, обеспечить их охрану и защиту;

- Предусмотреть обязанности личности и ее ответственность за их неисполнение.

Отражение в национальном законодательстве комплекса  названных вопросов образует институт правового статуса (правового положения) личности. В его состав входят нормы  различных отраслей права: административного, конституционного, трудового, гражданского и др.

Основы  политических прав и свобод имеют  прямую связь с суверенитетом  народа. Они дают гражданам право  на участие в политической жизни  страны, управлении делами государства, осуществлении государственной  власти, а так же позволяют оказывать  влияние на властные структуры.

Духовная  свобода, свобода мнений, в том  числе и в области политики, проявляются в конституционных  свободе мысли и слова, праве  на информацию. Они гарантируют от противозаконного вмешательства государственной  власти в эту сферу, призваны предотвращать  политический и идеологический контроль над духовной жизнью человека, его  политическими взглядами, мнениями, высказываниями. Вместе с тем они  позволяют человеку приобретать  политические убеждения, высказывать, распространять свое мнение по политическим вопросам, проблемам государственной  жизни. Средства массовой информации - сильное средство воздействия на политическое поведение людей, на их политическое сознание.

Конституция РФ, закрепляет фундаментальную общечеловеческую ценность – свободу мысли и  слова, вместе с этим Конституция дает гарантию того, что никто не может быть принужден к выражению своих мнений и убеждений, а так же отказу от них (ч. 3 ст. 29). В то же время не допускается пропаганда или агитация, возбуждающие социальную, расовую, национальную или религиозную ненависть и вражду; запрещается пропаганда социального, расового, национального, религиозного или языкового превосходства (ч. 2 ст. 29).4 К названному праву тесно примыкает право на информацию - право свободно искать, получать, передавать, производить и распространять информацию любым законным способом. Перечень сведений, составляющих государственную тайну, определяется федеральным законом (ч. 4 ст. 29). Конституция гарантирует свободу массовой информации, провозглашает запрет цензуры (ч. 5 ст. 29).5

Важнейшей, наиболее массовой и действенной  формой осуществления указанных  выше прав являются средства массовой информации - периодические печатные издания (газеты, журналы и т.д.), радио-, теле- и видеопрограммы, кинохроника, воздействующие часто на огромную аудиторию. Организация средств массовой информации, распространение, их отношения с  гражданами и организациями, права  и обязанности журналиста регулируются специальным Законом РФ «О средствах  массовой информации» от 27 декабря 1991 г. с изменениями и дополнениями, принятыми Федеральными законами в  редакции от 09.02.2009 г. данный закон гарантирует реализацию соответствующих прав и свобод.6

Однако  законодательством не допускается  чрезмерное злоупотребление свободой массовой информации. Так не допускается  использование средств массовой информации для совершения противоправных деяний, для разглашения сведений, которые могут содержать государственную  или же иную тайну, специально охраняемую законом. Так же не допустимо использование средств массовой информации с целью призыва к захвату власти, насильственному изменению конституционного строя и целостности государства, разжигания национальной, классовой, социальной, религиозной нетерпимости или розни, а так же с целью пропаганды войны.

Учреждение  средств массовой информации разрешается  любым дееспособным гражданам, которые  достигли 18-летнего возраста (исключение составляют лица отбывающие наказания  в местах лишения свободы). Учредителями средств массовой информации так же могут быть объединения граждан, организации, учреждения, предприятия и государственные органы.

Закон предусматривает  возможность и порядок прекращения  и приостановления деятельности средства массовой информации. Это  может сделать только учредитель или суд при наличии обозначенных в законе оснований.

Проявлением политического плюрализма, свободы  самоорганизации людей является право каждого на объединение, включая  право создавать профессиональные союзы для защиты своих интересов. Свобода деятельности общественных объединений гарантируется (ч. 1 ст. 30 Конституции).7 Однако нельзя принуждать к вступлению в какое-либо объединение или пребыванию в нем (ч. 2 ст. 30).8

Осуществление права собираться мирно, без оружия, проведения митингов и демонстраций, уличных шествий и пикетирований  не должно нарушить права и свободы  других лиц. Запрещено использование  данного права в целях насильственного изменения конституционного строя, для пропаганды насилия и войны, а так же для разжигания расовой, национальной, классовой и религиозной ненависти. При проведении митингов, уличных шествий, демонстраций и пикетирования, охрану общественного порядка осуществляют органы внутренних дел, которые должны предупреждать и пресекать любые противоправные действия, а в случае необходимости привлечь виновных к ответственности в соответствии с законодательством.

Свобода слова, массовой информации, право на объединение, право проводить собрания, митинги и демонстрации, шествия  и пикетирование иногда рассматриваются  в числе гражданских, а не политических прав и свобод.

Центральное место в системе политических прав и свобод занимает право граждан  Российской Федерации участвовать  в управлении делами государства  как непосредственно, так и через  своих представителей (ч. 1 ст. 32 Конституции).9 Участие граждан в управлении делами государства и общества может быть реализовано посредством выборов, референдумов, собраний, а так же через местное самоуправление и т.п.

Конституция РФ закрепляет ряд политических прав граждан РФ, путем реализации которых  осуществляются разные формы участия  в управлении делами государства; избирательные  права граждан, право участвовать  в референдуме, право на равный доступ к государственной службе, право  участвовать в отправлении правосудия. Конституция РФ фиксирует активное и пассивное избирательное право  граждан - право избирать и право  быть избранными в органы государственной  власти и органы местного самоуправления. Однако некоторые категории граждан  не имеют права избираться и быть избранными: граждане, признанные судом  недееспособными, а также содержащиеся в местах лишения свободы по приговору  суда.

Установлено право граждан Российской Федерации  обращаться лично, а также направлять индивидуальные и коллективные обращения  в государственные органы и органы местного самоуправления (ст. 33).10 Эти структуры в пределах своей компетенции обязаны рассмотреть обращения, принять по ним решения и дать мотивированный ответ в установленный законом срок. Специальный нормативный акт довольно подробно регламентирует порядок рассмотрения заявлений, предложений и жалоб граждан. Как правило, заявления и жалобы граждан разрешаются в срок до одного месяца, а не требующие дополнительного изучения и проверки - безотлагательно, но не позднее 15 дней.

Политические  права - это юридически обеспеченные меры возможного поведения, гарантирующие  свободу действий граждан по участию  в формировании и управлении органов  государственной власти и местного самоуправления. К ним относятся  право на объединение (ст. 30), собираться мирно, без оружия, проводить собрания, митинги и демонстрации, шествия  и пикетирование (ст. 31), участвовать  в управлении делами государства  как непосредственно, так и через  своих представителей (ч. 1 ст. 32), избирать и быть избранными во властные структуры (ч. 2 ст. 32 Конституции РФ) и др.11

Политические  права, в отличие от личных принадлежат  не каждому человеку, а гражданам государства и осуществляются они в основном коллективно, хотя закон и не запрещает реализовывать их индивидуально, но сложно представить себе, например, реализацию права на проведение митингов, шествий, демонстраций индивидуально. Основной целью предоставления политических прав гражданам является вовлечение их в жизнь страны, управление ее делами. Основным критерием выделения политических прав и свобод служит участие в управлении делами государства, взаимодействие с государственной властью. Политические права предусматриваются ст. ст. 30-33 Конституции Российской Федерации.

Политические  права человека и гражданина:

- Право  на объединение (ст. 30);

- Право  собираться мирно, без оружия, проводить собрания, митинги, шествия  и пикетирование (ст. 31);

- Право  на свободу массовой информации (ст. 29);

- Право  на политическое убежище (ст. 63);

- Право  обращаться лично, а также направлять  индивидуальные и коллективные  обращения в государственные  органы и органы местного самоуправления (ст. 33);

- Право  на защиту и покровительство  за пределами Российской Федерации  (ст. 40).

Всеми политическими  правами, которые предоставлены  трудящимся всех наций России, государство  наделяет и иностранцев, проживающих  на территории России. Причем местным  советам дано право предоставлять  таким иностранцам без всяких затруднительных формальностей  права российского гражданства.

Информация о работе Контрольная работа по «Конституционное право»