Автор работы: Пользователь скрыл имя, 04 Февраля 2013 в 17:44, контрольная работа
1. Понятие органа государственной власти
2. Система государственных органов РФ
3. Президентская власть
4. Законодательная власть.
5. Исполнительная власть.
6. Судебная власть.
Департамент образования и науки Кемеровской области
ГОУ СПО Профессиональный колледж г. Новокузнецка
Заочное отделение
основы ПРАВа
Домашняя контрольная работа
Выполнил: | |
студент 5 курса гр. МЗ 10-03 Сангинова Наталия Юрьевна, Домашний адрес: г. Осинники, ул. Победы, 41, 88. Тел. 8 951 570 97 46
Проверил: Преподаватель Кель Дарья Сергеевна |
Новокузнецк
2013
1.
Понятие органа
Деятельность государства осуществляется посредством государственных органов.
Органы государственной власти – это граждане или коллективы граждан,
которые наделены государственно-властными полномочиями и уполномочены
государством для
им порядке.
2. Система государственных органов РФ
В своей совокупности государственные органы образуют единую систему
. Согласно ст.11 Конституции
РФ в нее входят органы
органы гос. власти ее субъектов.
Единство системы государственных органов РФ проявляется в
разграничении предметов ведения и полномочий между органами государственной
власти РФ и органами государственной власти ее субъектов. Оно проявляется и в
том, что все органы этой системы действуют совместно, находятся во взаимосвязи,
взаимодействии и взаимозависимости. В этих рамках одни органы этой системы
избираются или назначаются другими органами, одни из них руководят другими,
одни подконтрольны или подотчетны другим. Между всеми органами государственной
власти существует организационно- правовая связь.
Государственная власть в Российской Федерации осуществляется Президентом
Российской Федерации, а также на основе разделения на законодательную,
исполнительную и судебную. В соответствии с этим и система органов РФ
состоит из органов нескольких видов. Конституция РФ (ст.10,11) предусматривает
наличие органов президентской, законодательной, исполнительной и судебной
власти. Каждый из этих органов представляет собой фактически подсистему
единой системы
быть по разным признакам разделена на ряд входящих в нее звеньев.
3. Президентская власть
Хочу напомнить, что институт президентской власти имеет сравнительно короткую
историю в развитии российской государственности. Советской республике,
каковой была Россия много десятилетий, этот институт был органически чужд.
Все дело в том, что с господствовавшей концепцией полновластия Советов,
соединения в них
принцип разделения властей, одним из выражений которого является наличие в
системе органов власти Президента.
Впервые пост Президента был утвержден в 1990 году, в тогда еще СССР,
преодолев значительное сопротивление народных депутатов и повлек изменения в
Конституции. А неоднозначная личность М.С.Горбачева навеки будет записана на
скрижалях истории не только как человека, давшего толчок демократических
преобразований в стране, но как и первого и последнего Президента СССР.
Первый президент РСФСР был избран путем прямых народных выборов 12 июня
1991г.
Конституция РФ 1993 года внесла существенные изменения в статус Президента и
в порядок его избрания, процедуру отрешения от должности и проч. На этой
основе произошло и изменение текущего законодательства. Так, Государственной
Думой в 1995 г. был принят и подписан Президентом Закон «О выборах
Президента Российской Федерации», ряд других правовых актов, связанных с
характеристикой статуса Президента.
Рассмотрим коротко ст.80 Конституции и гл.4, посвященные Президенту.
Ст.80 определяет, что Президент Российской Федерации является главой
государства. В ранее действующей Конституции устанавливалось,
что Президент является высшим должностным лицом и главой исполнительной власти
в РФ.
Придание Президенту статуса главы государства прежде всего было вызвано
требованием повышения персонифицированного представительства государства как
внутри страны, так и на международной арене. Замечу также, что этот статус
является традиционным в конституциях многих стран.
Принципиально новое трактование статуса Президента РФ, содержащееся в
Конституции означает, что Президент занимает особое место в системе органов
государственной власти, не входит непосредственно ни в одну из ее ветвей.
Однако Конституция содержит ограничения, препятствующие превращению
Президента РФ в авторитарного правителя. Они – в ограниченности периода
полномочий Президента, в порядке его прямых всенародных выборов, в
недопустимости занятия этого поста более двух сроков подряд, в возможности
отрешения его от должности, в признании не соответствующими Конституции
нормативных актов Президента на основе решения Конституционного Суда и т.д.
Закрепляя статус Президента как главы государства, Конституция РФ в ст.80
предусматривает в обобщенном виде связанные с этим функции. Они касаются
основ жизнедеятельности государства и общества.
Президент выступает в качестве гаранта Конституции Российской Федерации,
прав и свобод человека и гражданина. Это означает, что он несет
персональную ответственность за то, чтобы механизмы защиты Конституции и прав
человека работали бесперебойно.
Президент также принимает меры по охране суверенитета страны, ее
независимости и государственной целостности, обеспечивает согласованное
функционирование органов государственной власти РФ.
Хочу отметить и такую функцию, как определение основных направлений
внутренней и внешней политики государства. Ежегодные послания
Президента Федеральному собранию делают их достоянием общественности. Он также
осуществляет общее
исполнительной власти, с органами которой он связан наиболее тесно.
Хочу отметить и такой момент, как само место в Конституции главы о
Президенте. Она открывает перечень глав, посвященных органам государственной
власти Российской Федерации, что является правовым доказательством того, что
Президент не включается непосредственно ни в одну из трех ветвей власти: ни в
законодательную, ни в исполнительную, ни в судебную.
Рассмотрим вкратце компетенцию Президента РФ.
Президент в соответствии с Конституцией обладает широким кругом полномочий,
вытекающих из его статуса как главы государства и обеспечивающих ему
возможность выполнять закрепленные за ним функции.
Президент имеет полномочия, связанные с формированием федеральных органов
государственной власти и участием в их деятельности.
Значительный объем такого рода полномочий обуславливается следующими причинами:
1) поскольку
путем всенародных выборов
Президентом, поддержана большинством избирателей, он, естественно должен
обладать определенными полномочиями в формировании федеральных органов
государственной власти;
2) составляющий одну из основ конституционного строя Российской
федерации принцип разделения властей не допускает, чтобы какой-либо орган
государственной власти РФ был обязан своим «рождением» только одной ветви
власти.
3) В соответствии со ст.80 Конституции на Президента, как гаранта
Конституции, прав и свобод человека и гражданина возложено обеспечение
согласованного
Поэтому в соответствии с Конституцией в формировании федеральных органов
государственной власти действуют и Президент, и Федеральное собрание –
парламент. Это достигается двумя путями: либо Президент назначает
определенных должностных лиц, а парламент одобряет, либо парламент назначает,
а кандидатуры предлагает Президент.
В формировании органов исполнительной власти полномочия Президента
наиболее широки, т.к. именно эти органы практически реализуют программу
Президента. Президент назначает Председателя Правительства РФ с согласия
Государственной думы, назначает на должность заместителей Председателя
Правительства и федеральных министров по предложению Председателя
Правительства.
Он так же представляет Совету Федерации кандидатуры для назначения на
должности судей Конституционного суда, Верховного Суда, Высшего Арбитражного
Суда, Генерального прокурора. Назначает же перечисленных судей и Генерального
прокурора Совет Федерации (ч.1ст.128).
Подобный порядок формирования
федеральных органов
должен явиться гарантией против их ориентации на одну из ветвей власти.
С этой же целью закрепляется участие Президента в формировании и некоторых
иных федеральных органов. Так, он представляет Государственной Думе
кандидатуру для назначения на должность Председателя Центрального Банка
России, ставит перед Думой вопрос об освобождении его от должности (п.«г»
ст.83 Конституции). Президент назначает пять членов (одну третью часть)
Центральной избирательной комиссии.
На Президента возложен и ряд полномочий, связанный и с деятельностью
Парламента (ст.84). Он назначает выборы Государственной Думы в соответствии
с Конституцией и Федеральным законом, распускает ее в случаях и порядке,
предусмотренным Конституцией.
Он так же подписывает и обнародует федеральные законы Российской Федерации,
обладает правом отлагательного вето (ст.107 Конституции).
Президент вносит законопроекты в Государственную думу, наделен полномочиями
обращаться в Конституционный Суд с запросами о соответствии Конституции РФ
предусмотренных в ст.125 нормативных документов, о толковании Конституции,
вносить предложения о поправках и пересмотре Конституции.
Наибольший объем полномочий закреплен за Президентом в сфере, связанной не
только с формированием, но и с деятельностью исполнительной власти
.
Президент по Конституции не является главой исполнительной власти. Однако
специфика полномочий Президента и Правительства, связь и соотношение этих
полномочий таковы, что делают неизбежными достаточно активные каналы влияния
Президента на деятельность Правительства. Кроме решения вопросов о составе
Правительства, Президент
имеет право
принимает решение об отставке Правительства. Постановления и распоряжения
последнего в установленных Конституцией случаях могут быть отменены
Президентом. Перед вновь
избранным Президентом
полномочия.
Президент в соответствии с Конституцией, федеральными конституционными и
федеральными законами руководит
деятельностью федеральных
исполнительной власти, ведающих вопросами безопасности, внутренних дел,
иностранных дел, предотвращения чрезвычайных ситуаций и ликвидации
последствий стихийных бедствий, утверждает по представлению Председателя
правительства положения о них и назначает их руководителей, а также
осуществляет иные полномочия
как Верховный
Силами Российской Федерации и Председатель Совета Безопасности.
Хочу обратить внимание на важный момент, касающийся нашей темы. В соответствии с
ч.1 ст.112 Конституции Председатель Правительства после своего назначения
представляет Президенту предложения о структуре федеральных органов
исполнительной власти, т.е. их перечне. Длительное время в СССР перечень
министерств и государственных
комитетов закреплялся
Конституции, затем был устранен и был в Законе «О Совете Министров». В
настоящее время законодательный перечень определяется Президентом. Так, Указом
от 14 августа 19996г. «О системе федеральных органов исполнительной власти» (с
изменениями и дополнениями, внесенными Указами от 22 августа и 6 сентября
1996г.) установлено, что
в эту систему входят
комитеты, федеральные комиссии, федеральные службы, российские агентства,
федеральные надзоры, а также Управление делами Президента.
Президент вправе приостановить действие актов органов исполнительной власти
субъектов федерации в случае их противоречия Конституции РФ и федеральным