Автор работы: Пользователь скрыл имя, 23 Января 2013 в 10:13, контрольная работа
Задание 1. Дайте подробную характеристику такой формы государства как форма государственного устройства. Приведите примеры современных государств, имеющих различные формы государственного устройства. Проанализируйте изменения формы государственного устройства в России. Каким образом форма государственного устройства закреплена в современном российском законодательстве? (обязательны ссылки на статьи нормативно-правовых актов). Охарактеризуйте основные формы объединений государств в современном мире.
Задание 1……………………………………………………………………………...3
Задание 2…………………………………………………………………………….12
Задание 3…………………………………………………………………………….15
Задание 4…………………………………………………………………………….21
Список использованных источников……………………………………………...24
Министерство образования и науки Российской Федерации
Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального образования
«Уральская государственная юридическая академия»
Уфимский филиал
Кафедра «Теории государства и права»
Контрольная работа
по дисциплине: «Теория государства и права»
Вариант 2.
ПРОВЕРИЛ:
Уфа 2012
СОДЕРЖАНИЕ
Задание 1……………………………………………………………………………
Задание 2……………………………………………………………………………
Задание 3……………………………………………………………………………
Задание 4……………………………………………………………………………
Список использованных
источников……………………………………………...
Задание 1. Дайте подробную характеристику такой формы государства как форма государственного устройства. Приведите примеры современных государств, имеющих различные формы государственного устройства. Проанализируйте изменения формы государственного устройства в России. Каким образом форма государственного устройства закреплена в современном российском законодательстве? (обязательны ссылки на статьи нормативно-правовых актов). Охарактеризуйте основные формы объединений государств в современном мире.
Форма территориального устройства отражает территориальную структуру государства, характер взаимоотношений центральных, региональных и местных органов власти. По национально-территориальному устройству государства делятся на унитарные и федеративные [1].
Унитарная форма государственного устройства является преобладающей. К числу унитарных государств относятся Великобритания, Франция, Италия, Швеция, Норвегия, Финляндия, Греция, Испания, Нидерланды, Португалия, подавляющее большинство стран Латинской Америки и Африки, Камбоджа, Лаос, Таиланд, Япония и ряд других стран [2].
Для стран с унитарной формой государственного устройства характерно наличие следующих основных признаков:
1. Единая конституция,
нормы которой применяются на
всей территории страны без
каких-либо изъятий или
2. Единая система высших органов государственной власти (глава государства, правительство, парламент), юрисдикция которых распространяется также на территорию всей страны.
3. Единое гражданство.
Население унитарного
4. Единая система права. Органы власти на местах обязаны
применять в соответствующих административно-
5. Единая судебная
система, которая осуществляет
правосудие на всей территории страны, руководствуясь едиными
нормами материального и процессуального
права. Судебные органы, создаваемые в
административно-
6. Территория унитарного
государства подразделяется на административно-
Федеративная форма государственного устройства, в отличие от унитарной, сложна и многолика и в каждом конкретном случае обладает уникальными специфическими особенностями. Несмотря на преобладание унитаризма, федерация также достаточно распространена (США, Канада, Аргентина, Бразилия, Венесуэла, Мексиканские Соединенные Штаты, Германия, Австрия, Бельгия, Швейцария, Индия, Федерация Малайзия, Нигерия, Танзания, Эфиопия, Австралийский Союз и др.).
Федерация представляет
собой сложное государство, состоящее из государственных образований, обладающих юридической
и определенной политической самостоятельностью.
Составляющие федеративное государство.
Государственные образования (штаты, земли, провинции,
кантоны) являются субъектами федерации
и имеют свое собственное административно-
1. Территория федеративного
государства в политико-
Государственные образования, составляющие федерацию, не являются государствами в собственном смысле слова, ибо они не обладают суверенитетом, под которым следует понимать свойство государственной власти быть независимой в сфере как внутренних, так и внешних отношений. Субъекты федерации юридически лишены права самостоятельного участия в международных отношениях. Хотя Конституции некоторых государств (Швейцарии, Германии) допускают, что субъекты федерации при определенных условиях могут заключать договоры с иностранными государствами, эти полномочия оговорены либо необходимостью получения согласия федерального правительства (Германия), либо крайне узкой сферой его применения (Швейцария).
2. Субъект федерации,
как правило, наделяется
3. Субъекты федерации
наделяются в пределах
4. Субъект федерации может иметь свою собственную правовую и судебную систему. Конституция союза и соответствующего государственного образования определяет порядок организации, процедуру и пределы юрисдикции судебных органов субъекта федерации. Обычно независимо от числа членов федерации судебная система строится по единому образцу. Наиболее типичный пример в этом отношении — судебные системы 50 американских штатов. Высшей судебной инстанцией штата является Верховный суд штата, состав которого либо избирается населением, либо назначается губернатором с согласия сената штата. Верховный суд штата занимается главным образом рассмотрением апелляций на решения нижестоящих судов. Подобно Верховному суду США, Верховные суды отдельных штатов являются высшими органами конституционного надзора в пределах своей юрисдикции.
5. Одним из формальных признаков федерации является наличие гражданства субъектов федерации: каждый гражданин считается гражданином союза и соответствующего государственного образования. Предоставление субъектам федерации права собственного гражданства является, по сути дела, обычной юридической фикцией, т.к. этот институт на практике никаких правовых последствий не порождает.
6. Длительное время
обязательным признаком
В настоящее время
в подавляющем большинстве
По методу формирования верхние палаты федеральных парламентов подразделяются на выборные (Сенаты США, Мексики, Австралийского Союза) и назначаемые (Сенат Канады, бундесрат ФРГ).
В России первые идеи о федерации появились еще в XVII в. В то время Россия существовала как единая и неделимая монархия. Только в начале XX века с проникновением идей социализма в Россию начался новый этап движения за федеративное устройство Российской Империи. Однако попытки создать и развить национально-культурную автономию подавлялись царским правительством. После революции февраля 1917 года у народов Российской Империи появилась возможность самоопределения. Еще задолго до созыва Учредительного Собрания на Украине была созвана Центральная Рада, провозгласившая автономию Украины в составе России. На других окраинах России шла интенсивная работа по созданию национальных автономий. В середине 1917 г. в Москве состоялся Первый Всероссийский мусульманский съезд. На съезде было принято решение, что единственной отвечающей интересам мусульманских народов России формой государственного устройства является демократическая республика на национально-федеративных началах; народы, не имеющие определенных территорий, должны пользоваться национально-культурной автономией.
После прихода к власти большевиков в силу провозглашенного права на самоопределение происходит выделение из России территорий вновь образовавшихся независимых республик. В двух случаях за счет этого были образованы буржуазные государства — Финляндия и Польша, в остальных — Украинская, Латвийская, Азербайджанская и другие советские республики. Большевики придерживались идеи национально — территориальной организации государственного строительства. Лишь в незначительном числе случаев выдвигалась идея культурно-национальной автономии.
В годы Гражданской войны развернулось широкое строительство автономий в составе РСФСР. Характерной чертой данного этапа является стремление к выделению национальных территорий. Почти все вновь создаваемые автономии приобрели национальные имена: Трудовая Коммуна немцев Поволжья, Карельская Трудовая Коммуна, Башкирская, Татарская, Киргизская автономные республики; Чувашская, Марийская, Калмыцкая автономные области и т.д.
После победы большевиков в гражданской войне автономии, находящиеся в составе РСФСР были урезаны в правах. Вокруг независимых государств, которые к тому времени уже и так стали придатками России развернулся спор — включать эти государства в РСФСР в качестве автономий или образовать с ними федерацию. В итоге был образован Союз Советских Социалистических Республик. Однако, вскоре в результате прихода к власти одного из виднейших деятелей-автономистов И.В. Сталина, федерация была постепенно подменена автономией, хотя внешне продолжала оставаться федерацией.
Современное Российское государство по форме государственного устройства является Федерацией [3]. Правовой основой ее образования послужили Конституция 1978 г. с ее многочисленными поправками, включая поправку, касающуюся замены названия государства РСФСР на «Российская Федерация», а также Федеративный договор, подписанный субъектами Российской Федерации в 1992 г., Конституция Российской Федерации 1993 г., закрепившая на конституционном уровне федеративную форму государственного устройства постсоветской России и установившая равнозначность наименования «Российская Федерация» и «Россия», и Декларация о государственном суверенитете РСФСР от 12 июня 1990 г.
В структурном, равно как и в других отношениях Российская Федерация представляет собой весьма сложное, многомерное явление. В качестве ее структурных составных частей — субъектов Федерации выступают как другие государства (республики), так и государственные образования (края, области, города федерального значения, автономная область, и автономные округа). В настоящее время в составе Российской Федерации насчитывается 83 субъекта. Из них: 21 республика, 9 краев, 46 областей, 2 города федерального подчинения, 1 автономная область и 4 автономных округа. Большинство автономных округов — субъектов РФ входит в состав других субъектов РФ — краев и областей.
Информация о работе Контрольная работа по "Теории государства и права"