Организационно-функциональная структура государственного управления

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 14 Декабря 2014 в 18:08, курсовая работа

Краткое описание

В Российской Федерации остро стоит проблема совершенствования законодательства, повышения эффективности действий уже существующих норм права. Право создается и действует не только для того, чтобы на основе законности обеспечить правопорядок, сформировать те или иные варианты правомерного поведения. С помощью права изменяются, развиваются, укрепляются или вытесняются те или иные общественные отношения с целью их дальнейшего прогрессивного развития.

Содержание

Введение…………………………………………………………………………...3
Глава 1. Понятие правовое регулирование государственного управления….5
1.1. Понятие регулирование государственного управления…….……………..5
1.2.Законность и дисциплина в государственном управлении………………...8
Глава 2. Сущность предмет и метод правового регулирования государственного управления…………………………………………………..10
2.1. Сущность предмет и метод правового регулирования…………………...10
Глава 3. Организационно-функциональная структура государственного управления ……………………………………………………………………....14
3.1.Обеспечение законности в государственном управлении………….…….17
Заключение ……………………………………………………………………....25
Список литературы…………………………………………

Вложенные файлы: 1 файл

СОДЕРЖАНИЕ.docx

— 54.36 Кб (Скачать файл)

СОДЕРЖАНИЕ

 

Введение…………………………………………………………………………...3

Глава 1. Понятие правовое регулирование государственного управления….5

1.1. Понятие  регулирование государственного управления…….……………..5

1.2.Законность и дисциплина  в государственном управлении………………...8 
Глава 2. Сущность предмет и метод правового регулирования государственного управления…………………………………………………..10

2.1. Сущность предмет и метод правового регулирования…………………...10

Глава 3. Организационно-функциональная структура государственного управления ……………………………………………………………………....14

3.1.Обеспечение законности в государственном управлении………….…….17

Заключение ……………………………………………………………………....25

Список литературы………………………………………………………………26

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Введение

 
    Актуальность курсовой работы обусловлена наличием комплекса дискуссионных вопросов, связанных с определением понятия темы и проблемы совершенствования правового регулирования. 
     В Российской Федерации остро стоит проблема совершенствования законодательства, повышения эффективности действий уже существующих норм права. Право создается и действует не только для того, чтобы на основе законности обеспечить правопорядок, сформировать те или иные варианты правомерного поведения. С помощью права изменяются, развиваются, укрепляются или вытесняются те или иные общественные отношения с целью их дальнейшего прогрессивного развития. 
       Правовое регулирование в современном обществе-одно из важнейших условий созданий устойчивого правового порядка, а также органов, институтов и учреждений, способных обеспечить защиту и охрану от нарушений тех прав, свобод и законных интересов граждан и иных лиц, которые закреплены действующими нормами права. В целом социальные задачи правового регулирования преследуют достижение общественно полезных результатов и прежде всего, обеспечение необходимых условий для прогрессивного развития и процветания общества. Если общество в целом и каждый его индивидуум действует и в своих поступках опирается на право, исходит из их правомерности, в условиях цивилизации в идеале достигается такая организованность общества, при которой реализуется основные принципы демократического государственного строя, экономическая свобода личности. 
     Наличие правового регулирования является одним из самых необходимых условий для обеспечения и гарантии в нормативном порядке свободы в обществе.  
                                                     
   Правовое регулирование-это функция власти, условие, необходимость которого возникает из ряда предпосылок, например таких как, утверждение справедливости, создание оптимальных условий для  преобладающего действия в обществе как экономических, так и духовных факторов. Отсутствие же эффективного механизма правового регулирования, а также его несовершенство порождает не произвол, своеволие в социальной жизни, ведет к повышению т. н. уровня преступности, действует подавляюще на общественное настроения и в целом отрицательно влияет на развития данного государства и общество в нем. 
    Целью курсовой работы является теоретический анализ понятия, раскрытие структуры правового регулирования.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

ГЛАВА 1. ПОНЯТИЕ ПРАВОВОЕ РЕГУЛИРОВАНИЯ ГОСУДАРСТВЕННОГО УПРАВЛЕНИЯ

 

    1. Понятие  регулирование государственного управления

Правовое регулирование - деятельность государства (уполномоченных им органов) по изданию юридических норм (правил) поведение людей обязательных к исполнению, которое обеспечивается возможностями государственного аппарата и общественного мнения. 
      Правовое регулирование ГУ - это деятельность государства по организации государственных органов и установлении, правил их функционирования (деятельности). Оно имеет особый предмет, т.к. связано главным образом с юридическим определением средств, способов и процедур реализации государственной власти в управленческих процессах. Его предназначением является упорядочивания целеполагания функций, организационных структур и управленческой деятельности государственных органов1.

  Предметом выступают:

1). отношения между государством (его органами) и обществом, гражданами, благодаря и посредством которого  формируются государственно- управляющие воздействия со стороны государственного аппарата). 
2). Отношения внутри государства, между его органами по поводу распределения предметов его ведения и полномочиями. 
3). Волевые отношения между людьми, вовлеченными в государственное управление процессы путем профессионального несения государственной службы и обращения в государственные органы при решении каких-либо своих проблем.

 ГУ - есть властное управляющее воздействие, опирающееся на государства - организованную силу общества. Поэтому любые проблемы в предмете его правового регулирования считают уровень управления, создают управление "шумы", ведут к злоупотреблениям и произволу. Важно еще понимать, что ГУ относится к явлениям долженствования, а не свободной воле участников управленческих отношений, т.е. управления государственного органа и лица занимающие государственные должности обязаны действовать в определенном направлении и определенным образом, т.к. они уполномочены государством на решение государственных, общественных и частных проблем жизнедеятельности людей.  
         Суть ГУ в том и заключается, что его управленческое воздействие формируется и реализуется не тогда, когда этого кому-то хочется, а когда существует потребность ГУ у управляемых объектов. Поэтому в ГУ все должно быть прописано юридически, в том числе и суть свободной деятельности соответствующих органов и границ.

В центре правового регулирования ГУ находится правовой статус государственного органа. Правовой статус государственного органа состоит из 3-х групп элементов имеющих юридический смысл:

   1). Он включает  в себя месторасположение и  природу существующего или предполагаемого  государственного органа в целостной  системе государственных органов  страны.

    Закон - это принятый  в особом порядке нормативно - правовой акт по основным вопросам  жизни государства, непосредственно  выражающий общую государственную  волю и обладающий высшей юридической  силой послеЙКонституции.

       Структура  правового регулирования государственного  управления

Как видно из сказанного, правовое регулирование государственного управления состоит из множества разнообразных правовых нормативных актов. Многообразие усиливается и тем, что в правовом регулировании применяются разные решения одних и тех же проблем. В одних случаях правовой статус государственных органов и органов местного самоуправления устанавливается при их создании (образовании). Это способствует более-менее полному описанию соответствующих вопросов. В других случаях при возникновении необходимости вносятся изменения в правовой статус существующих органов.  
        Подобное делается довольно часто, поскольку в практике функционирования того или иного органа обычно обнаруживается недостаток управленческих функций либо полномочий, а то и потенциала персонала. В третьих случаях имеет место установление порядка ведения определенного вопроса и возложение его на соответствующий орган (тоже широко принятый метод).

      В общем структура правового регулирования государственного управления формируется под влиянием двух и как бы встречающихся моментов. В одном направлении это объективно сложившиеся формы (правовые акты) правового регулирования, которые сами конституционно и законодательно закреплены, в другом — характер самих элементов, процессов и отношений государственного управления, диктующий содержание правового регулирования государственного управления. О последнем хотелось бы сказать подробнее, ибо в нем многое связано с типичностью и уникальностью в государственном управлении (1.5.3).

     Разумеется, что  те элементы государственного  управления, которые обладают универсальностью, широко и систематически применяются  в управленческой деятельности, являются наиболее актуальными  и определяющими в управлении, должны подлежать полному и  единообразному правовому регулированию. Особо это относится к тем  элементам государственного управления, которые имеют общегосударственный  характер, обеспечивают проведение  в жизнь единой государственной  политики.

    В то же время  применение уникальных элементов  государственного управления или  тех сторон, граней типичных элементов, которые уникальны, требует простора, инициативы, самостоятельности. Здесь  строгая правовая регламентация  и невозможна, и излишня, ибо способна "погасить" конструктивные возможности уникальных элементов в неповторимой, своеобразной управленческой ситуации2.

1.2.Законность  и дисциплина в государственном  управлении

    Уровнем организационной зрелости общества, его культурой, быть экономически обоснованными. И только при наличии достаточного количества юридических норм высокого качества законность предстает как один из важнейших элементов демократии и необходимое условие правового государства. Именно здесь возникает чрезвычайно важное осознание необходимости того, что закон должен быть правовым, справедливым. Правда, как гласит древнелатинское изречение: «Едва ли может быть создан закон, удобный для каждого, но если он хорош для большинства, он полезен».

      В тесном единстве с законностью находится целесообразность, т.е. соответствие действий прежде всего органов исполнительной власти, а также других участников управленческой деятельности тем целям, которые стоят перед ними в общем и перед управлением - в частности. Это особен­но важно с точки зрения того, что с переходом от преобладания админист­ративных директивно-командных методов государственного управления к административным координационно-регулирующим значительно расшири­лась самостоятельность органов государственной власти.  
     Им даются возможность и право в пределах своей компетенции самостоятельно выбирать наиболее целесообразные пути и конкретные меры по решению поставленных перед ними задач. Законодательное регулирование не всегда в полной мере определяет конкретные действия и условия, при которых необходимо принимать однозначно понимаемые управленческие решения.

      В связи с этим все больше появляется дозволительных правовых норм, а целесообразность в деятельности субъектов властно-управлен­ческих отношений получает свое дальнейшее развитие. Однако целесообразность возможна и допустима только тогда, когда она не противоречит законности и приносит пользу гражданам, обществу, государству. Под законностью в государственном управлении обычно подразумевают принцип, режим и метод деятельности государственных органов и должностных лиц. При этом исполнение закона в порядке государственно­го управления, основанного на принципе, методе и режиме законности, ведется исключительно в допустимых законом формах и признанными за­коном способами, приемами и средствами.

    Во многих документах законность рассматривается как принцип, на котором должна основываться практическая деятельность государственных органов и должностных лиц. Принцип законности пред­полагает верховенство закона над иными нормативными правовыми акта­ми, должностными инструкциями и прочими документами. Согласно ему должна быть сформирована такая правовая система, в которой законы го­сударства во главе с основным законом - конституцией обладают высшей юридической силой, а все остальные правовые акты и действия, реализуе­мые во исполнение содержащихся в них норм, должны им соответствовать. В нынешних условиях в Российской Федерации назрела потребность.

Законность приобретает особо важное, значение в государственном управлении, составляет организационную и правовую основу деятельности всех субъектов административного права. Многочисленные органы государственного управления, должностные лица и другие служащие этих органов ежедневно связаны с решением дел, затрагивающих интересы государства, граждан, государственных и общественных организаций. 
     Субъекты государственного управления осуществляют и издают большое число нормативных актов; они обладают большими властными полномочиями, непосредственно распоряжаются огромными материальными, финансовыми, трудовыми ресурсами; вправе осуществлять внесудебное принуждение, юрисдикционную деятельность; в их непосредственном ведении находится механизм физического принуждения. Поэтому юридическая правомерность в сфере государственного управления - стержень всего режима законности в стране. Законность охватывает всю управленческую деятельность, обеспечивает единообразное понимание и применение правовых норм как управляющими, так и управляемыми. Она является объективным условием эффективности управления. 
     Государственное управление носит по своей сущности творчески-организующий характер, именно здесь, в сфере управления есть одна его важнейшая особенность - совершение некоторых действий по усмотрению. Речь идет о проблеме соотношений законности и целесообразности, проблеме, получившей название управления по усмотрению (дискреционное управление). Законы и подзаконные акты, ставя перед органами государственного управления, должностными лицами задачи и цели, не всегда в полной мере определяют их конкретные действия и условия, при которых, невозможно детально отрегулировать нормами права многочисленные и весьма разнообразные, незначительные по масштабам отношения, многие из которых имеют экономическое, техническое содержание3.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

ГЛАВА 2. СУЩНОСТЬ, ПРЕДМЕТ И МЕТОД ПРАВОВОГО РЕГУЛИРОВАНИЯ

Информация о работе Организационно-функциональная структура государственного управления