Автор работы: Пользователь скрыл имя, 06 Мая 2015 в 19:26, курсовая работа
Цель исследования состоит в том, чтобы изучить парламентаризм в современных государствах. Исходя из поставленной цели, необходимо решить следующие задачи:
- теоретически обосновать понятие «парламентаризм» и его сущность;
- исследовать разновидности парламентаризма современных государств;
- охарактеризовать особенности развития отечественного парламентаризма.
статус полномочие парламент федеральное собрание
Введение
с.3
Глава 1
1. Парламентаризм в зарубежных государствах
с.5
1.1 Понятия «парламент и «парламентаризм»
с.5
1.2 Структура и порядок формирования парламентов
с.7
1.3 Статус парламентария, функции и полномочия парламентов
с.10
1.4 Полномочия парламента
с.12
1.5 Законодательная процедура в парламентах зарубежных стран
с.13
Глава 2
2. Развитие парламентаризма в Российской Федерации
с.18
2.1 История российского парламентаризма
с.19
2.2 Федеральное Собрание - парламент Российской Федерации
с.21
2.3 Статус парламентариев
с.26
Заключение
с.27
Список используемой литературы
МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ КРАСНОЯРСКОГО КРАЯ
Краевое государственное бюджетное профессиональное образовательное учреждение
«Красноярский юридический техникум»
Курсовая работа
Тема: «Парламентаризм в современных государствах»
Дисциплина: ТГП
Выполнила студентка
II курса_очной_формы обучения.
221-О группы
Дата сдачи курсовой работы «___»____2015 г.
Оценка ______________________
__________ «____» _______________2015 г
подпись преподавателя
Красноярск 2015
Оглавление
Введение |
с.3 |
Глава 1 |
|
1. Парламентаризм в зарубежных
государствах |
с.5 |
1.1 Понятия «парламент и « |
с.5 |
1.2 Структура и порядок |
с.7 |
1.3 Статус парламентария, функции
и полномочия парламентов |
с.10 |
1.4 Полномочия парламента |
с.12 |
1.5 Законодательная процедура в
парламентах зарубежных стран |
с.13 |
Глава 2 |
|
2. Развитие парламентаризма в
Российской Федерации |
с.18 |
2.1 История российского |
с.19 |
2.2 Федеральное Собрание - парламент
Российской Федерации |
с.21 |
2.3 Статус парламентариев |
с.26 |
Заключение |
с.27 |
Список
используемой литературы |
с.29 |
Приложение
1 |
с.31 |
Парламентаризм может рассматриваться как система власти, предусматривающая наличие парламента как представительного органа, наделенного законодательными и контрольными полномочиями, и основанная на принципе разделения государственной власти на исполнительную, законодательную и судебную, каждая из которых является независимой и самостоятельной в осуществлении своих конституционных полномочий. При парламентаризме правительство образуется парламентом и ответственно перед ним. То есть формально парламентаризм означает ведущее положение выборного органа в механизме государственной власти и управления. Мировой опыт показывает, что парламент тогда выступает подлинным представителем народа (нации), когда в его составе имеются крупные политические объединения депутатов, выражающие интересы крупных (значительных) слоев общества.
Актуальность данной темы определяется тем, что возникновение новых государств в одних случаях, и радикальное переустройство политических институтов в других, резко повысили (особенно в 1990-е годы) спрос на научные исследования, которые могли бы лечь в основу конституционного строительства. Мировая политическая наука ответила на этот спрос значительным увеличением числа сравнительных исследований политических институтов, в т.ч. специально посвященных парламентам. Парламентоведение стало одним из основных тематических блоков политической компаративистики.
Актуальность темы определяется и важным политическим значением процесса становления современного российского парламентаризма. В отличие от многих европейских стран, где парламентские традиции складывались веками, в России первое представительное учреждение парламентского типа (в современном понимании) было создано лишь в 1906 году. 27 апреля 2011 года исполнилось 105 лет со дня начала работы Первой Государственной Думы в России.
В истории социально-политической мысли ни один исследователь не обходил своим вниманием проблему представительства народа во власти. Так или иначе, об этом говорили Платон, Аристотель, Полибий, Цицерон, Т Г. Гегель. При этом каждый по-своему представлял роль и место законодательного органа в системе государственной власти.
На современном этапе существует комплекс работ отечественных и зарубежных авторов, в которых обобщен и проанализирован опыт зарубежного парламентаризма и его общетеоретические аспекты. Здесь можно выделить следующих авторов: Н.И. Бирюков, Г.В. Голосов, А.И. Ковлер, И.В. Котелевская, Р. М. Романов, В.М. Сергеев, Ж. Блондель.
Цель исследования состоит в том, чтобы изучить парламентаризм в современных государствах. Исходя из поставленной цели, необходимо решить следующие задачи:
- теоретически обосновать понятие «парламентаризм» и его сущность;
- исследовать разновидности парламентаризма современных государств;
- охарактеризовать особенности развития отечественного парламентаризма.
статус полномочие парламент федеральное собрание
1.1 Понятия «парламент и «парламентаризм»
Термин «парламент» происходит от франц. parler и лат. parlare – говорить. Парламент – это общенациональное представительное учреждение общества, носитель верховной законодательной власти. Парламент имеет самостоятельную многовековую историю. Прародителями его были английский парламент и испанские кортесы, возникшие еще в XII–XIII веках, т.е. при феодализме. Считается, что первым парламентом мира был созданный в 1265 году Британский парламент. Однако современный парламент качественно отличается от сословных представительных учреждений эпохи феодализма. Вот почему история современного парламента начинается значительно позже, т.е. с эпохи буржуазных революций XVI–XVII веков.
Повсеместное распространение парламентов началось с эпохи Великой французской революции 1789 года и Войны за независимость в США конца XVIII в. и продолжалось до Первой мировой войны 1914-1918 гг. Однако парламенты XIX в. имели свою особенность: как правило, они были построены по цензовому принципу и в них могли избираться только представители буржуазии. Соответственно, главной целью парламентов конца XVIII – начала XX в. Был борьба за ограничение власти монарха и защита интересов буржуазии.
Современные парламенты стали главными в системе государственных органов большинства стран. Этому во многом способствовало утверждение Парламентаризма – особой системы государственного руководства обществом, характеризующейся законодательной и исполнительной деятельностью при привилегированном (ведущем) положении Парламента, как носителя верховной законодательной власти в системе высших органов государственной власти. Например, в американской Конституции записано: «Все законодательные полномочия сим установленные, предоставляются Конгрессу Соединенных Штатов…». Очень категорично определяет юридический статус парламента Конституция Японии: «Парламент является высшим органом государственной власти и единственной законодательной властью государства»,
В президентских республиках парламент юридически более независим. Он не может быть распущен президентом, законодательная инициатива принадлежит только депутатам. Тем не менее, президенты в этих случаях располагают богатым арсеналом средств воздействия на парламент. В тех странах, где существует конституционный надзор (США, Италия, Германия, Япония, Франция, Австралия, Индия и т.д.), любой акт парламента может быть отменен по причине его несоответствия конституции страны.
Парламент и парламентаризм – понятия взаимосвязанные и взаимообусловленные, но не равнозначные. При парламентаризме правительство образуется парламентом из числа членов партии, имеющей большинство в парламенте, и ответственно перед ним. Парламентаризм не может существовать без Парламента, поскольку его основой является сильный и полновластный Парламент.
Возникновение и оформление парламентаризма относится к тому периоду, когда избирательное право было цензовым и в категорию политически активных граждан входили только мужчины – собственники. По мере демократизации избирательного права и расширения избирательного корпуса шла эволюция парламентаризма. Так, в XX веке и особенно после второй мировой войны заметно расширяется социальная база парламентов, увеличивается доля представительства коммунистических и рабочих партий.
Во многих странах правительства формируются социал-демократическими партиями. Возрастает относительная самостоятельность парламентов по отношению к правительствам. Этот процесс в разных странах проходит по-разному. Так, в США в период Уотергейтского скандала резко возросла реальная власть конгресса, т.к. президентская власть была скомпрометирована. Но с приходом республиканской администрации Р. Рейгана в 1981 году система сдержек и противовесов стабилизировалась за счет активизации президентской власти. Во Франции после ухода президента Шарля де Голля шел процесс возрастания реальных полномочий Национального собрания и восстановления парламентаризма.
В современных условиях парламентаризм возможен как в парламентарных республиках, так и в парламентских монархиях. Считается, что политическим условием установления такой системы правления является наличие стабильной
двухпартийной политической системы.
1.2 Структура и порядок формирования парламентов
Современный парламент, как правило, имеет однопалатную или двухпалатную структуру.
1) Однопалатные парламенты
2) Двухпалатные парламенты существуют, как правило, в крупных федеративных государствах. В таких парламентах одна палата, именуемая «нижней», избирается всем народом напрямую и представляет его интересы в целом, а вторая – «верхняя», выражает интересы регионов, субъектов федерации и формируется ими. Достоинства двухпалатной структуры парламентов состоят в том, что в них более «объемно» представлено общество – народ и регионы с их особенностями; верхняя палата служит противовесом нижней: фильтрует ее решения, уменьшает партийное влияние в пользу общегосударственных интересов. Обычно верхняя палата имеет больший срок полномочий и обновляется по частям, что препятствует резкой смене политического курса; в случае радикального обновления нижней палаты в результате выборов верхняя палата обеспечивает преемственность политики. Однако при двухпалатной структуре парламентов существенно усложняется законодательный процесс; верхняя палата может стать слишком консервативной и тормозить деятельность нижней. Среди крупных федеративных государств, двухпалатную структуру парламента имеют США, ФРГ, Индия, Бразилия, Аргентина, Мексика.
В настоящее время наметилась тенденция повсеместного распространения двухпалатных парламентов в унитарных государствах: Франции, Италии, Испании, Бельгии, Голландии, Японии, Швейцарии, Польши, Чехии, Беларуси, Казахстане, Румынии и других странах.
Современные парламенты формируются по-разному. Самый распространенный способ – это избрание всего парламента (либо нижней палаты) непосредственно народом. Данный способ, в частности, практикуется в США, ФРГ, Италии и других развитых демократических странах. Наряду с ним существуют и иные способы формирования парламентов:
- нижняя палата избирается народом, а верхняя – представительными органами регионов (т.е. одна палата – прямыми выборами, другая – косвенными). Такая система практикуется, например, во Франции, в Голландии;
- нижняя палата избирается народом и затем из своего состава избирает верхнюю (Норвегия, Исландия);
- незначительная часть членов верхней палаты назначается пожизненно президентом за выдающиеся заслуги перед государством и обществом (в Италии 5 сенаторов назначаются пожизненно президентом в дополнение к 315 избираемым);
- значительная часть верхней палаты назначается главой государства (в Беларуси президент назначает 1/3 сенаторов, в Казахстане – 1/4 сенаторов);
- нижняя палата избирается народом, а верхняя – назначается (Канада);
- весь парламент назначается главой государства (Катар);
- часть мест в парламенте резервируется для представителей определенных слоев населения (в Египте половина мест в парламенте резервируется за рабочими и крестьянами, в Индии – часть мест для представителей отсталых народностей и каст, в Китае – для представителей армии);
- весь парламент избирается путем многоступенчатых косвенных выборов (Всекитайское собрание народных представителей).
Итак, порядок формирования парламентов находится в прямой зависимости от их структуры (одно- или двухпалатный парламент). Нижние палаты парламентов демократических стран, так же как и однопалатные парламенты, почти всегда формируются посредством прямых выборов. Верхние же палаты формируются следующим образом:
1. Формирование верхних палат посредством непрямых (многостепенных) выборов. Наиболее типичные примеры дает государственная практика Индии, Норвегии и Франции.
2. Формирование верхних палат посредством прямых выборов, хотя и с некоторыми отличиями от той системы, которая применяется при формировании нижних палат. Так, верхняя палата Конгресса США – Сенат – избирается непосредственно населением, но не по территориальным избирательным округам, как члены палаты представителей, а от каждого штата по два сенатора. Определение результатов голосования осуществляется по мажоритарной избирательной системе относительного большинства.
Информация о работе Парламентаризм в современных государствах