Парламентарная монархия

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 16 Июля 2014 в 02:21, курсовая работа

Краткое описание

Цель курсовой работы заключается в раскрытии изучаемой темы, именно «Парламентарной монархии», так как эта форма правления существует в большинстве высокоразвитых и современных государствах.
Интерес к исследованию проблем монархической государственности поддерживается рядом следующих обстоятельств:
- парламентарная монархия — конституционная монархия, в которой монарх выполняет свои функции чисто номинально. При парламентарной монархии правительство ответственно перед парламентом, которому принадлежит формальное верховенство среди других органов государства.

Содержание

Введение………………………………………………………..……….……………3
Глава I. ПОНЯТИЕ И ФОРМЫ ГОСУДАРСТВЕННОГО ПРАВЛЕНИЯ……...5
§ 1. Понятие и признаки монархии…………………………………...............…5
§ 2. Виды монархии……………………. ……………………………….……….6
Глава II. СУЩНОСТЬ ПАРЛАМЕНТАРНОЙ МОНАРХИИ…...........................10
§ 1. Общее понятие парламентарной монархии………………………………10
§ 2. Парламентарная монархия в Великобритании…………………………...16
Заключение………………………………………………………………………….26
Библиография ……………

Вложенные файлы: 1 файл

КУРСОВАЯ ГОТОВАЯ - копия для сайта.docx

— 58.31 Кб (Скачать файл)

 

 

Министерство образования и науки РФ

Федеральное агентство по образованию

Государственное образовательное учреждение

высшего профессионального образования

Московский Государственный Индустриальный Университет

(ГОУ МГИУ)

Филиал ГОУ МГИУ в г.Сергиевом Посаде МО

(СПФ ГОУ МГИУ)

 

Кафедра «Гражданско-правовых дисциплин и правоохранительных органов»

 

 

 

 

Курсовая работа

по дисциплине «Теория государства и права»

на тему: «Парламентарная монархия»

 

 

 

Группа                                  2721

студент                                _____________        

Руководитель работы

Профессор, д.и.н.               _____________        

 

 

Оценка работы                      ____________________

Дата                                                                              «___» _____________ 20__г.

 

 

 

Сергиев Посад

20__

 

Содержание

 

Введение………………………………………………………..……….……………3

Глава I. ПОНЯТИЕ И ФОРМЫ ГОСУДАРСТВЕННОГО ПРАВЛЕНИЯ……...5

§ 1. Понятие и признаки монархии…………………………………...............…5

§ 2. Виды монархии……………………. ……………………………….……….6

Глава II. СУЩНОСТЬ ПАРЛАМЕНТАРНОЙ МОНАРХИИ…...........................10

§ 1. Общее понятие парламентарной монархии………………………………10

§ 2. Парламентарная монархия в Великобритании…………………………...16

Заключение………………………………………………………………………….26

Библиография  ………………………………….…………………….…………......28

 

Введение

Изучение формы правления государства как одного из элементов формы государства имеет важное значение, так как позволяет более детально разобраться в происходящих в государстве процессах, понять общие закономерности возникновения и развития различных социальных явлений.

В юридической литературе под формой правления понимают элемент формы государства, характеризующий организацию верховной государственной власти, порядок образования ее органов и их взаимоотношения с населением. В зависимости от положения главы государства различают монархии и республики.

Монархия (от греческого -единовластие) — это форма правления, при которой власть полностью или частично сосредоточена в руках единоличного главы — монарха (короля, царя, шаха, императора и т. д.)

Цель курсовой работы заключается в раскрытии изучаемой темы, именно «Парламентарной монархии», так как  эта форма правления существует в большинстве высокоразвитых и современных государствах.

Интерес к исследованию проблем монархической государственности поддерживается рядом следующих обстоятельств:

- парламентарная монархия — конституционная монархия, в которой монарх выполняет свои функции чисто номинально. При парламентарной монархии правительство ответственно перед парламентом, которому принадлежит формальное верховенство среди других органов государства.

- парламентарные монархии значительно более распространены в современном мире по сравнению с абсолютными и дуалистическими. Среди монархий их подавляющее большинство. Это — Великобритания, Япония, Канада, Испания, Австралия, Швеция, Новая Зеландия, Норвегия, Дания, Нидерланды, Бельгия, Таиланд, Малайзия, Люксембург и др.

Для достижения поставленной цели в работе ставятся следующие задачи:

- раскрыть сущность парламентарной монархии;

- выявить признаки парламентарной монархии;

- описать современную парламентарную монархию на примере Великобритании.

Изучение правления в парламентарной монархии позволяет уяснить, как в государствах с данной формой правления создаются высшие органы государства; какой принцип лежит в основе взаимоотношений между высшими и другими государственными органами; как строятся отношения между населением государства и верховной государственной властью; в какой мере организация высших органов государства позволяет обеспечить права и свободы гражданина.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Глава I. ПОНЯТИЕ И ФОРМЫ ГОСУДАРСТВЕННОГО ПРАВЛЕНИЯ

§ 1. Понятие и признаки монархии

 

Форма правления рассматривается как организация государства, включающая в себя порядок образования высших и местных государственных органов и порядок взаимоотношений между ними. Формы правления в значительной мере различаются в зависимости от того, осуществляется ли власть одним лицом или же она принадлежит коллективному выборному органу. В первом случае имеет место монархическая форма правления. Во втором - республиканская.

При монархической форме правления источником государственной власти, согласно действующим законам, является монарх. При республиканской -- выборный государственный орган1.

Главная разница между монархией и республикой заключается в следующем: монархическая форма государства означает, что власть в государстве принадлежит высшему носителю государственной власти на основе его собственного права.

В монархии монарху предоставлено окончательное решение по всем важнейшим государственным актам. Народ здесь не обладает никакой властью, или обладает ею в весьма малой степени. Народ в монархии или вовсе устранен от управления, или участвует в нем лишь в ограниченном объеме. Иначе обстоит дело в республике. Под республикой разумеется такая форма государства, где власть принадлежит самому народу и только ему. Здесь сам народ прямо или через посредство избранных им представителей и управляет государством и решает все важнейшие государственные дела.

______________

1Марченко, М.Н. Теория государства и права: учебник. / М.Н. Марченко.   Изд. 2-е. – М., 2009. – С. 300.

 

Таково главное различие между монархическим и республиканским государствами.

Монархией (от гр. единовластие) называется такое государство, в котором верховная власть в стране сосредоточена (полностью или частично) в руках единоличного главы государства. Пост монарха обычно передается по наследству от отца к старшему сыну, реже к дочери или родственнику по боковой линии, и ни один орган власти не вправе повлиять на этот процесс2.

Основными признаками классической монархической формы правления являются:

-существование единоличного главы государства, пользующегося своей властью пожизненно (царь, король, император, шах)

-наследственный (согласно закону о престолонаследии) порядок преемственности верховной власти;

-монарх олицетворяет единство нации, историческую преемственность традиции, представляет государство на международной арене;

-юридический иммунитет и независимость монарха, которые подчеркивает институт контрасигнатуры.

 

§ 2. Виды монархии

Многочисленные и весьма весомые основания для  подразделения монархий дает сама жизнь. Применительно, например, к монархии в качестве основных критериев для ее классификации на различные разновидности могут служить различная степень концентрации власти в руках одного лица — монарха,

________________

2 Пиголкин, А.С. Общая теория права: учебник для юр. вузов. / А.С. Пиголкин. Изд. 2-е. – М.,1996. – С. 69.

наличие или отсутствие конституционных актов, оказывающих сдерживающее влияние на проявление монархической власти, функционирование в стране наряду с монархическими институтами республиканских институтов в виде парламента или других представительных органов3. 

В свою очередь, монархии делятся на абсолютные и ограниченные. В абсолютных монархиях вся полнота государственной власти — законодательной, исполнительной и судебной — сосредоточена в руках монарха (примером такой монархии может служить Россия 17- 18 вв., Франция до революции 1789 г. и др.). Однако следует заметить, что абсолютные монархии — категория исторически ограниченная.

В абсолютистской монархии нет разделения властей, монарх (реальный глава государства) сосредоточивает в своих руках все высшие полномочия государственной власти. Он является единственным или верховным законодателем — только по его волеизъявлению нормативные установления могут приобретать силу закона. Он является верховным судьей, от его имени творится правосудие, он обладает правом помилования. Он назначает и смещает должностных лиц исполнительной власти, перед ним ответственно правительство. Абсолютный монарх подчиняется законам в той мере, в которой он желает им подчиняться. Законность, власть законов — явление, характерное для республики; для абсолютистской монархии характерно правление людей — добрых и злых монархов, справедливых или несправедливых, "грозных" и "тишайших" и т.д4.

Как отмечалось выше, в абсолютных монархиях не только население страны, но и ни один орган государства, даже самый высший, не вправе изменить _____________________

 3 Марченко, М.Н. Проблемы теории государства и права: учебник. / М.Н. Марченко. –  М., 2001. – С. 185.

4 Нерсесянц, В.С. Проблемы общей теории государства и права: учебник для вузов. / Под ред. В.С. Нерсесянца. – М., 2004. – С. 598-599.

выбор главы государства. Говоря о конституционном закреплении формы правления, следует отметить, что абсолютная власть монарха опирается исключительно на силу и поэтому какому-либо правовому регулированию подвергнута быть не может, поскольку любая попытка опереться на закон означает ограничение власти, введение ее в определенные рамки. Поэтому большинство монархий приняли на вооружение теорию божественного происхождения государственной власти.

В настоящее время в мире осталось только 6 государств, форму правления в которых можно безо всяких условностей назвать абсолютной монархией — это Бруней, Саудовская Аравия, Оман, Катар, Свазиленд, а также Ватикан. В них власть безраздельно принадлежит монарху.

В ограниченных монархиях власть монарха ограничена выборным органом — парламентом — либо особым правовым актом — конституцией. В большинстве ограниченных монархий налицо сочетание обоих способов ограничения власти монарха — конституции и парламента. Но, например, Великобритания имеет парламент и не имеет конституции в ее традиционном виде — в виде единого писаного документа. Поэтому монархии, ограниченные таким способом, принято именовать парламентарными. Примерами таких монархий являются многие европейские государства — помимо названной выше Великобритании также Бельгия, Дания, Нидерланды и др. С одной стороны, сохранение в этих государствах монархии — дань традиции, поскольку монарх в них выполняет чисто номинальные, представительские функции, а власть в стране принадлежит выборному органу — парламенту. С другой стороны, сохранение поста главы государства в лице монарха является символом стабильности этих государств, их уважения к историческому прошлому и собственной государственности.

В ряде стран Азии и Африки ограниченные монархии действуют в виде дуалистических монархий (например, в Марокко, Иордании, Кувейте и др.). Их отличие от парламентских состоит в сосредоточении в руках монарха больших полномочий в сфере государственной власти. Ему принадлежит не только вся полнота исполнительной власти, но и значительная часть власти законодательной, выражающейся в праве налагать абсолютное вето на законы, принятые парламентом. Этот акт не позволяет закону вступить в силу, зато монарх в дуалистической монархии обладает неограниченным правом на издание указов, подменяющих собой законы либо имеющих даже большую нормативную силу по сравнению с ними5.

В дуалистических монархиях правительство формируется независимо от партийного состава в парламенте и не несет парламентской ответственности. При данной форме правления власть носит двойственный (дуалистический) характер. Она юридически и фактически разделена между правительством, формируемым и ответственным перед монархом, и парламентом. Наследственный монарх выражает интересы класса феодалов, тогда как парламент представляет интересы класса буржуазии. Существование дуалистической монархии свидетельствует о слабости буржуазии в данной стране, о вынужденном делении ею государственной власти с феодалами. Дуалистическая монархия существовала в кайзеровской Германии (1871—1918 гг.), в Эфиопии, Иране и других странах. В настоящее время такая форма правления практически себя изживает6.

 

 

 

_______________________

5 Пиголкин, А.С. Общая теория права: учебник для юр. вузов. / А.С. Пиголкин. Изд. 2-е. – М.,1996. – С. 71.

6 Марченко, М.Н. Общая теория государства и права: академический курс.  Том 1. / М.Н. Марченко. Изд. 2-е. – М., 2001. – С. 290.

Глава II. СУЩНОСТЬ ПАРЛАМЕНТАРНОЙ МОНАРХИИ

§ 1. Общее понятие парламентарной монархии

 

Парламентарная монархия — вид конституционной монархии, в которой монарх не обладает властью и выполняет только представительную функцию. При парламентарной монархии правительство ответственно перед парламентом, который обладает большей властью, чем другие органы государства (хотя в разных странах это может различаться).

Но при этом в категорию монархий попадают не только государства, в которых реальная власть принадлежит монарху, отделенному от подданных, но и номинальные монархии, в которых у монарха нет реальной власти; последние — это, как правило, демократические государства, которые, по сути, представляют собой республики.

Иное дело — парламентарная монархия. Здесь монарх — номинальный глава государства, т. е. такое должностное лицо, у которого нет реальных полномочий какой-либо ветви государственной власти. "От имени" или "по поручению" монарха фактические полномочия высших органов законодательной и исполнительной власти осуществляют парламент и образуемое им правительство. Конституция формально относит к компетенции номинального монарха широкий круг вопросов, но монарх не вправе регламентировать их самостоятельно. В парламентарной монархии существует институт контрасигнатуры, означающий, что подпись монарха действительна лишь при наличии подписи премьер-министра или другого компетентного члена правительства.

В парламентарных монархиях, являющихся наиболее распространенными формами монархии в настоящее время, правительство формируется партией, получившей во время всеобщих выборов большинство голосов в парламенте, или партиями, располагающими в нем вместе большинством голосов. Лидер партии, обладающей большинством депутатских мест, становится главой правительства. Парламентарная монархия отличается тем, что статус монарха формально и фактически ограничен во всех сферах осуществления государственной власти. Власть монарха является весьма ограниченной во всех сферах государственной жизни и деятельности, и прежде всего в законодательной и исполнительной. Причем ограничение это имеет не формально-юридический, а фактический характер. Законодательная власть полностью принадлежит парламенту. Исполнительная — правительству, которое несет ответственность за свою деятельность перед парламентом. Господствующие слои рассматривают конституционную монархию как своего рода резервное средство воздействия на остальные слои населения, как дополнительное средство защиты своих интересов в случае предельного обострения социально-классовых конфликтов. Парламентарные монархии в научной литературе зачастую именуют конституционными монархиями.

Информация о работе Парламентарная монархия