Политико-территориальное устройство: основные понятия, формы

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 09 Декабря 2013 в 13:12, реферат

Краткое описание

Каждое государство имеет свою территорию, определяющую пространственные пределы распространения его власти. Масштабы и структура территории оказывает существенное влияние на организацию государственной власти. В целях наилучшего осуществления этой власти ее организация обычно привязывается к структурным частям территории данного государства. В одних случаях это могут быть только обычные административно-территориальные единицы (области, округа, районы и др.); в других - особые автономные территориальные образования (автономные области, автономные округа, автономные районы и др.); в-третьих - более или менее самостоятельные государства или подобные им образования (республики, штаты, земли и другие субъекты федерации и др.).

Вложенные файлы: 1 файл

Работа.docx

— 51.24 Кб (Скачать файл)

 

Введение

 

Каждое государство имеет свою территорию, определяющую пространственные пределы распространения его власти. Масштабы и структура территории оказывает существенное влияние на организацию государственной власти. В целях наилучшего осуществления этой власти ее организация обычно привязывается к структурным частям территории данного государства. В одних случаях это могут быть только обычные административно-территориальные единицы (области, округа, районы и др.); в других - особые автономные территориальные образования (автономные области, автономные округа, автономные районы и др.); в-третьих - более или менее самостоятельные государства или подобные им образования (республики, штаты, земли и другие субъекты федерации и др.).

На выбор формы политико-территориальной  организации государства оказывает существенное влияние целый ряд различных факторов, и только комплексный учет их в каждом отдельном случае позволяет правильно понять, почему в данном государстве избрана именно такая, а не иная государственная форма. Обычно такими факторами являются: масштабы территорий и численность населения; этнодемографический состав и структура населения, характер его расселения; исторические, национальные, конфессиональные и иные традиции; условия и особенности возникновения, утверждения и развития страны; природно-географическая обособленность составных частей территории; бытовые и иные особенности регионов и др.

Актуальность темы

Устойчивость государственных  институтов, всей политической жизни  общества во многом зависит от формы  государственного устройства. Форма государственного устройства отражает территориальную структуру государства, соотношение между государством и его составными территориальными единицами.

Важно уточнить, что территория - один из основных признаков государства и важнейший элемент познания сущности государства как формы политической организации общества – представляет собой фундамент построения системы органов государственной власти и местного самоуправления, направленный на успешное решение проблем рациональной организации государства.

Проблемы территориальной  организации государства традиционно  находились в центре внимания отечественных  и зарубежных исследователей. На сегодняшний  день в силу ряда субъективных и  объективных факторов, возникших  в отдельных странах мира (разрушение СССР, раскол Югославии и др.), актуальность учения о формах государственного устройства приобрела новое звучание. Что, в свою очередь, способствовало обострению интереса современных исследователей к теоретическим и практическим проблемам территориальной организации государства и привело к появлению самых разнообразных подходов к определению понятия и классификации формы государственного устройства.

Для России вопросы территориального устройства и управления, особенно на государственных уровнях (федеральном  и региональном), представляют особую важность в связи с огромными  масштабами территории, населения, природных  и материально-технических ресурсов, а также уникальным евро-азиатским географическим и геополитическим положением. В государственно-территориальной структуре России, однако, имеется еще много проблем. Главная из них - создание территориально-организационной системы, адекватной новому политическому типу государства и рыночным экономическим отношениям.

Государство объединяет разнородные (в этническом, религиозном, языковом, культурном отношениях) социальные общности, поэтому возникает потребность  обеспечить взаимодействие этих общностей  и целостность государства. Управление большим государством, имеющим значительную территорию и многочисленное население, из центра достаточно трудно, что предполагает создание довольно сложной системы  управления.

Объект и предмет  исследования

Объектом исследования является политико-территориальное устройство страны, а предметом - ее формы, различия между устройством РА и РФ.

Цель исследования

Целью исследования является выявление  важности выбора конкретного типа политико-территориального устройства исходя из особенностей страны.

Методы исследования

Написание работы сопровождалось анализом научной литературы, отечественной  и зарубежной, их сопоставлением. Множество  публикаций, статей в интернете помогли  создать целостное представление  о политико-территориальном устройстве государств.

База исследования

В качестве информационного  материала были использованы учебные  и справочные материалы, публикации, интернет ресурсы.

Для обоснования теоретической  базы исследования были использованы материалы таких авторов, как Гранберг А.Г., В.В. Кистанов, Масленникова Е., Чиркин В.Е. и других.

1

1. Политико-территориальное устройство: основные понятия, формы

 

Для характеристики территориальной  организации государства в разрезе  осуществления государственной  власти, отношений с территориальной  группировкой населения долгое время  употреблялся, да и сейчас используется термин "государственное устройство". Однако понятию "государственное  устройство" придается излишне  широкое значение в обыденной  речи. В политической литературе нередко имеется в виду государственный строй в целом, в то время как с юридических позиций под этим понятием подразумевается лишь устройство территории государства. Поэтому в последние годы в региональной науке этот термин стремятся заменить формулировкой "политико-территориальное устройство". 1

Даже выполняя задачу экономического районирования, учитывая исторические, этнические факторы, традиции, такое  устройство в конечном счете имеет  политические цели. Этим оно отличается от определенных экономико-географических понятий: экономических зон, регионов и региональных объединений. Вместе с тем следует отличать политико-территориальное  устройство от состава государственной  территории, так как территорией  государства являются также территориальные  моря, континентальный шельф, воздушное  пространство.

Политико-территориальное  устройство - это структура административного и территориального построения государства, характеризующаяся системой взаимоотношений составных частей государства и его органов между собой и населением.

Существуют два основных организационно-правовых типа государства - унитарное и федеративное. Кроме того, выделяют еще один вид - конфедерацию.

Административно-территориальное  устройство - это разделение территории государства на части в соответствии с системой органов управления. Вопросы организации власти в государстве неразрывно связаны с его территориальным устройством, ибо функционирование органов власти осуществляется в границах определенных территориальных единиц, на которые делится любая страна. В соответствии с административно-территориальным делением организуется государственная власть на местах. Административно-территориальное деление имеет несколько уровней, что предопределяет иерархичность в построении единой централизованной системы государственных органов, соподчиненность государственных органов, действующих на разных территориальных уровнях управления.

Административно-территориальное  деление и закладываемое, как  правило, в его основу экономическое  районирование составляют пространственный "базис" территориально-организационной системы государства, или его территориального устройства, а управленческую "надстройку" образует привязанная к территориальному делению система общегосударственных, региональных и местных органов власти и управления. 2

Таким образом, в зависимости от наличия либо отсутствия суверенитета у составных частей государства государственное устройство делится на: 3

  • Простая форма (унитарное государство);
  • Сложная форма (федерация, конфедерация).

Унитарное государство (от лат. "unitas" - единство) - простое, единое государство, которое характеризуется отсутствием у административно-территориальных единиц признаков суверенитета (Республика Армения).

Отличительные признаки унитарного государства:

  1. Вся полнота государственной власти сосредоточена на уровне государства в целом, территориальные части не имеют самостоятельности;
  2. Органы государственной власти строятся в виде единой иерархичной системы с подчинением одному центру;
  3. Одноуровневая система законодательства (существует единая конституция на уровне всей страны);
  4. Наличие единого гражданства.

Федерация (от лат. "foederatio" - объединение, союз) - сложное, союзное государство, части которого являются государственными образованиями с ограниченным государственным суверенитетом. Строится на распределении функций управления между центром и субъектами федерации(Российская Федерация).

Отличительные признаки федеративного государства:

  1. Предметы ведения и полномочия разделены между государством в целом (федерацией) и его составными частями (субъектами федерации), существует также совместная компетенция по отдельным вопросам;
  2. Двухуровневая система органов государственной власти, в соответствии с которой отдельно существуют федеральные органы и органы субъектов федерации (парламент на уровне федерации имеет двухпалатную структуру - верхняя палата представляет интересы субъектов федерации, кроме того субъекты также формируют свои местные парламенты);
  3. Двухуровневая система законодательства (конституция и законы существуют как на уровне федерации, так и на уровне каждого субъекта);
  4. Наряду с общефедеральным гражданством у субъектов федерации, как правило, есть возможность устанавливать собственное гражданство.

Конфедерация (от позднелат. "confoederatio") - временный союз государств, создаваемый для достижения политических, экономических, культурных и прочих целей. Является переходной формой государства, в дальнейшем или же преобразуется в федерацию, или же снова распадается на ряд унитарных государств (как это стало с Объединённой Арабской Республикой).

Признаки конфедерации: 

  1. Составные части являются суверенными государствами, обладающими всей полнотой государственной власти;
  2. Каждое союзное государство имеет собственную систему органов власти и вооружённые силы, на уровне конфедерации образуются лишь высшие координирующие органы;
  3. Каждое союзное государство имеет собственную конституцию и систему законодательства, на уровне конфедерации может приниматься своя конституция, но единого законодательства, как правило, не создаётся (любое решение единого конфедеративного органа требует утверждения каждым государством-членом);
  4. Нет единого гражданства конфедерации;
  5. Каждое государство имеет право выхода из конфедерации при достижении своих целей.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

2. Политико-территориальное  устройство РФ

 

Российская Федерация - федеративное государство, национально-территориальная федерация, в основе формирования которого положен и территориальный, и национальный принципы образования субъектов. В составе Российской Федерации 83 равноправных субъекта федерации, в том числе 21 республика, 9 краёв, 46 областей, 2 города федерального значения, 1 автономная область, 4 автономных округа. 4

В связи с этим при рассмотрении политико-территориального устройства республики нередко называют национально-государственными образованиями; края, области, города федерального значения – административно-территориальными образованиями; автономную область и автономные округа – национально-территориальными образованиями.

Система органов государственной  власти субъектов федерации определяется общими принципами, устанавливаемыми федерацией. В каждом регионе имеется  законодательный (представительный) орган (парламент, законодательное собрание) и исполнительный орган (правительство). Во многих существует также должность  высшего должностного лица (президент, губернатор), которые наделяются полномочиями законодательными органами власти субъекта федерации по представлению Президента России и могут занимать свой пост неограниченное число раз.5

Россия также подразделяется на 8 федеральных округов, в каждом из которых работает полномочный представитель президента России. Субъекты федерации имеют своё административно-территориальное деление. Как правило, основными административно-территориальными единицами в составе субъекта федерации являются районы и города областного (республиканского, краевого, окружного) значения.

Административно-территориальное  устройство России, оставаясь важным инструментом регулируемого экономического и социального развития управляемой  территории, представляет собой достаточно сложное и многостороннее явление. В Российской Федерации с ее огромной и многоресурсной территорией и федеративной государственностью административно-территориальное устройство имеет важнейшее значение для успешного функционирования всей политической системы общества и решения задач хозяйственного и социально-культурного строительства.

Нельзя не отметить значения административно-территориального устройства для государственного регулирования рыночной экономики, поскольку роль отраслевого управления в значительной степени снизилась. Система прямых (целевые программы, бюджетные трансферты и инвестиции) и косвенных (налоги, кредиты и т.д.) регуляторов построена в территориальном разрезе, по субъектам Федерации. Однако переход к территориальной системе управления отнюдь не означает игнорирования отраслевых связей. Речь идет о таком управлении, которое достаточно гибко способно сочетать интересы экономических районов, административно-территориальных единиц с интересами отраслевых комплексов и рынков.

Информация о работе Политико-территориальное устройство: основные понятия, формы