Политический режим

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 12 Января 2013 в 19:43, реферат

Краткое описание

В первой главе я дала определение понятию политического режима, разобралась в его сущности, рассмотрела три основных политических режима (тоталитарный, авторитарный и демократический). В широком смысле слова политический режим характеризует реальное распределение политической власти и влияние в государстве и обществе. В этом значении он представляет собой определенный способ функционирования политической системы общества, который позволяет отличать одно государство от другого.

Содержание

1. Политический режим
2. Виды юридических лиц
3. Система права: понятие и структура
4. Акционерное общество как субъект гражданского права РФ

Вложенные файлы: 1 файл

Введение.docx

— 33.75 Кб (Скачать файл)

Введение

 

    Считаю, что темы моего реферата очень  актуальны сегодня. Разобраться  в них необходимо для лучшего  понимания процессов, происходящих  в России, возможности прогнозирования  их дальнейшего развития.

     Работа состоит из введения, четырех глав и заключения.

    В  первой главе я дала определение  понятию политического режима, разобралась  в его сущности, рассмотрела три  основных политических режима (тоталитарный, авторитарный и демократический). В широком смысле слова политический  режим характеризует реальное  распределение политической власти  и влияние в государстве и  обществе. В этом значении он  представляет собой определенный  способ функционирования политической  системы общества, который позволяет  отличать одно государство от  другого. В более узком значении  слова политический режим характеризуется  как совокупность способов и  методов осуществления государственной  власти.

     Во второй главе мной была  поставлена задача  рассмотреть понятие «юридического лица», оснований классификации юридических лиц, а также их видов. Основу работы составят краткие характеристики видов юридических лиц, жизнеспособность которых в условиях развивающегося российского общества доказана и признана, - это коммерческие и некоммерческие юридические образования российских предпринимателей.

Актуальность  этой главы в том, что одним  из важных понятий Гражданского кодекса  является понятие «юридическое лицо». Категория юридических лиц —  это социально - экономическая реальность, складывающаяся в результате определенных общественных преобразований.

    В  третьей главе будет рассмотрено  понятие системы и ее структура.  Актуальность данной темы заключается  в том, что категория «система  права» является ключевой в  теории государства и права,  в общем, и в теории права  в частности. Выяснение составляющих  «системы права и системы»  законодательства тем более актуальны  в наше время, когда в России  идут споры в научной среде  о необходимости закона «О  законах», в котором несомненно большое значение будут иметь разграничение системы права, системы законодательства, а также их соотношение.

     В четвертой главе я раскрыла  понятие и признаки акционерного  общества как субъекта гражданского  права РФ. Значительное влияние  акционерных компаний на развитие  экономики нашей страны и на  протекающие в ней социальные  процессы вызвано тем, что подавляющее  число крупнейших коммерческих  организаций, занимающих основное  положение в различных отраслях экономики России, осуществляют предпринимательскую деятельность именно в форме акционерных обществ. Это обстоятельство повышает значение процессов, которые возникают и протекают внутри акционерных обществ.

   Цель  моего реферата - разобраться в  многообразии политических режимов,  рассмотреть основные политические  режимы. А также  исследовать  понятия юридического лица при  рассмотрении видов юридических  лиц. Рассмотреть категорию системы права, ее основные понятия и структуру. Целью исследования четвертого вопроса является всесторонний анализ института акционерного общества как субъекта гражданских правоотношений.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

  1. Политический режим.

 

    1. Понятие и признаки политического режима.

     Одной из основных категорий,  раскрывающих способ функционирования  политической системы, в современной  политологии выступает политический  режим (от лат. regimen- управление). Политический режим - это система методов, способов и средств осуществления политической власти. Всякие изменения, происходящие в сущности государства данного типа, прежде всего отражаются на его режиме, а он влияет на форму правления и форму государственного устройства. Понятие политического режима получило распространение в западноевропейской обществоведческой литературе на рубеже XIX и XX веков. В течение долгого времени оно продолжает оставаться объектом теоретических споров.

     Политический режим определяется  следующими признаками:

  • степенью участия народа в механизмах формирования политической власти, а также самими способами такого формирования;
  • соотношением прав и свобод человека и гражданина с правами государства; гарантированностью прав и свобод личности;
  • характеристикой реальных механизмов осуществления власти в обществе; степенью реализации политической власти непосредственно народом;
  • положением средств массовой информации, степенью гласности в обществе и прозрачностью государственного аппарата;
  • местом и ролью негосударственных структур в политической системе общества;
  • соотношением между законодательной и исполнительной ветвями власти;  характером правового регулирования в отношении граждан и должностных лиц;
  • типом политического поведения; характером политического лидерства;
  • учетом интересов меньшинства при принятии политических решений; доминированием определенных методов при осуществлении политической власти;
  • степенью верховенства закона во всех сферах общественной жизни; принципами взаимоотношения общества и власти;
  • политическим и юридическим положением и ролью в обществе "силовых" структур государства (армии, полиции, органов государственной безопасности);
  • мерой политического плюрализма, многопартийности; существованием реальных механизмов привлечения к политической и юридической ответственности должностных лиц, включая самых высших.

 

1.2. Типы политических режимов.

     Обычно выделяют два основных  типа политических режимов:

  1. Недемократические политические режимы. Тоталитарный и авторитарный.

  2.    Демократический политический режим.

     Тоталитарный режим и его признаки.

     Термин "тоталитаризм" происходит от латинского слова "totalis" (весь, целый, полный). Он был введен в политический оборот идеологом итальянского фашизма Дж. Джентиле в начале XX века. В 1925 г. это понятие впервые прозвучало в итальянском парламенте. Его использовал лидер итальянского фашизма Б. Муссолини. С этого времени начинается становление тоталитарного строя в Италии, затем в СССР (в годы сталинизма) и в гитлеровской Германии (с 1933 г.). Государство поглощает все общество и конкретного человека. При этом власть на всех уровнях формируется закрыто одним человеком или узкой группой лиц из правящей элиты.

     Признаки тоталитарного режима:

  • государство стремится к глобальному господству над всеми сферами общественной жизни, к всеохватывающей власти;
  • общество практически полностью отчуждено от политической власти, но оно не осознает этого; в политическом сознании формируется представление о "единстве", "слиянии" власти и народа; монопольный государственный контроль над экономикой, средствами массовой информации, культурой, религией, вплоть до личной жизни, до мотивов поступков людей;
  • абсолютная "правовая", а точнее антиправовая, регламентация общественных отношений, которая базируется на принципе "дозволено только то, что прямо разрешено законом";
  • государственная власть формируется бюрократическим способом, по закрытым от общества каналам, окружена непроницаемой стеной и недоступна для контроля со стороны народа;
  • доминирующим методом управления становится насилие, принуждение, террор;
  • господство одной партии, фактическое сращивание ее профессионального аппарата с государством, запрет оппозиционно настроенных сил;
  • права и свободы человека и гражданина носят декларативный, формальный характер, отсутствуют веские гарантии их реализации;
  • экономической основой выступает крупная собственность: государственная, монополистическая, общинная;
  • наличие одной официальной идеологии, плюрализм фактически устранен; централизация государственной власти в руках диктатора и его окружения;
  • невозможность контроля со стороны общества за деятельностью репрессивных государственных органов;
  • государственная власть осуществляется по своему усмотрению, произволу, без учета мнения большинства, в противоречии с демократическими механизмами, нормами и институтами.

Понятие и основные черты авторитарного  режима.

    Авторитарный (от лат. "autoritas" - власть) режим - государственно-политическое устройство общества, в котором политическая власть осуществляется конкретным лицом (классом, партией, элитной группой) при минимальном участии народа. Главную характеристику данного режима составляет авторитаризм как метод властвования и управления, а также как разновидность общественных отношений.

    Характерные  черты.

  • концентрация власти в руках политического лидера или определенных лиц;
  • наличие у государства лишь ключевых рычагов воздействия на общественную жизнь;
  • ограничение и строгая регламентация политических прав и политического поведения как отдельных граждан, так и общественно-политических организаций;
  • отсутствие огромного репрессивного аппарата;
  • разрешение гражданам всего того, что не запрещено государством;
  • наличие некоторых элементов демократии (выборов, парламентской борьбы).

    Авторитарный  режим возникает в странах,  где происходит смена общественного  строя, сопровождающаяся резкой  поляризацией политических сил;  в странах, где наблюдаются  длительные экономические и политические  кризисы, преодоление которых  демократическими средствами становится  невозможным. Во второй половине XX века авторитарные режимы возникли  в ряде освободившихся от колониализма  стран Азии, Африки и Латинской  Америки.

     Демократический политический режим.

     Понятие "демократия "(от греч. demos - народ и kratos - власть) означает народовластие, власть народа.

    Демократический  режим - это способ функционирования  политической системы общества, основанный на признании народа  в качестве главного источника  власти, на его праве участвовать  в решении общественных и государственных  дел и наделении граждан широким  кругом прав и свобод.

    Характерные  черты.

  • избрание представительных органов государственной власти и местного самоуправления путем всеобщих, равных и прямых выборов при тайном голосований;
  • наличие у парламента исключительного права издавать общегосударственные законы;
  • разделение властей на законодательную, исполнительную и судебную ветви при наличии механизма сдерживания и противовесов в отношениях между ними;
  • многопартийность, наличие в партийной системе политических партий, как стоящих на почве существующего строя, так и отрицающих его, но действующих в рамках конституции;
  • принятие политических решений большинством при уважении интересов и прав меньшинства;
  • отсутствие у политических партий непосредственных публично-властных отношений.

   Условия  функционирования демократического  режима.

  • наличие системы контроля со стороны гражданского общества за деятельностью государственных органов и государственного аппарата;
  • отсутствие системы привилегий, связанных с обладанием власти;
  • наличие возможностей и условий для своевременного и полного политического информирования граждан;
  • наличие упрощенной процедуры отзыва депутатов и смены чиновников;
  • гарантии равноправия граждан, признание права каждого человека на критику властей и любых ее представителей.

     Демократический режим работает  эффективно только в том случае, если граждане имеют право  и условия самостоятельно принимать  решения по политическим вопросам  и выступать против Действий  власти, если эти действия не  удовлетворяют их интересам.

     Таким образом, можно сказать,  что в мире происходит постоянная  эволюция политических режимов.  Рассматривая динамику их развития, можно отметить, что в целом в современную эпоху действует определенная тенденция к увеличению числа демократических режимов. Ряд режимов являются переходными: от авторитарных к демократическим или авторитарными с демократическими тенденциями развития. Для большинства стран СНГ характерны переходные режимы с элементами формальной и (или) «управляемой демократии».

 

2. Виды юридических лиц.

 

     Статьи 48 и 50 ГК последовательно исходят из того, что юридическими лицами могут признаваться только такие образования, которые построены по одной из указанных в самом законе моделей. Таким образом, принцип конструирования юридических лиц прямо противоположен тому, который используется для создания договоров. Участники гражданского оборота могут заключать договоры, как названные в законе («поименованные»), так и прямо в законе не указанные («непоименованные»). В отличие от этого любое юридическое лицо должно непременно строиться по модели, которая известна законодателю и им урегулирована.

     Наиболее общим образом принцип  «замкнутого» перечня юридических лиц выражен в п. 2 ст. 50 ГК, из которого следует, что гражданской правоспособностью могут обладать только такие коммерческие организации, которые прямо названы в этом пункте. И только некоммерческие организации в силу п. 3 той же статьи могут создаваться как в форме поименованных в ГК, так и «в других формах, предусмотренных законом». При этом следует указать на то, что содержащийся в п. 3 ст. 50 ГК перечень некоммерческих организаций не охватывает всех названных в ГК видов таких организаций. Речь идет об упомянутом в ст. 291 товариществе собственников жилья, представляющем собой некоммерческую организацию, создаваемую и действующую в соответствии со специально посвященным этому виду товариществ законом.

Информация о работе Политический режим