Введение
Считаю,
что темы моего реферата очень
актуальны сегодня. Разобраться
в них необходимо для лучшего
понимания процессов, происходящих
в России, возможности прогнозирования
их дальнейшего развития.
Работа состоит из введения, четырех глав
и заключения.
В
первой главе я дала определение
понятию политического режима, разобралась
в его сущности, рассмотрела три
основных политических режима (тоталитарный,
авторитарный и демократический).
В широком смысле слова политический
режим характеризует реальное
распределение политической власти
и влияние в государстве и
обществе. В этом значении он
представляет собой определенный
способ функционирования политической
системы общества, который позволяет
отличать одно государство от
другого. В более узком значении
слова политический режим характеризуется
как совокупность способов и
методов осуществления государственной
власти.
Во второй главе мной была
поставлена задача рассмотреть
понятие «юридического лица», оснований
классификации юридических лиц, а также
их видов. Основу работы составят краткие
характеристики видов юридических лиц,
жизнеспособность которых в условиях
развивающегося российского общества
доказана и признана, - это коммерческие
и некоммерческие юридические образования
российских предпринимателей.
Актуальность
этой главы в том, что одним
из важных понятий Гражданского кодекса
является понятие «юридическое лицо».
Категория юридических лиц —
это социально - экономическая реальность,
складывающаяся в результате определенных
общественных преобразований.
В
третьей главе будет рассмотрено
понятие системы и ее структура.
Актуальность данной темы заключается
в том, что категория «система
права» является ключевой в
теории государства и права,
в общем, и в теории права
в частности. Выяснение составляющих
«системы права и системы»
законодательства тем более актуальны
в наше время, когда в России
идут споры в научной среде
о необходимости закона «О
законах», в котором несомненно большое
значение будут иметь разграничение системы
права, системы законодательства, а также
их соотношение.
В четвертой главе я раскрыла
понятие и признаки акционерного
общества как субъекта гражданского
права РФ. Значительное влияние
акционерных компаний на развитие
экономики нашей страны и на
протекающие в ней социальные
процессы вызвано тем, что подавляющее
число крупнейших коммерческих
организаций, занимающих основное
положение в различных отраслях
экономики России, осуществляют предпринимательскую
деятельность именно в форме акционерных
обществ. Это обстоятельство повышает
значение процессов, которые возникают
и протекают внутри акционерных обществ.
Цель
моего реферата - разобраться в
многообразии политических режимов,
рассмотреть основные политические
режимы. А также исследовать
понятия юридического лица при
рассмотрении видов юридических
лиц. Рассмотреть категорию системы права,
ее основные понятия и структуру. Целью
исследования четвертого вопроса является
всесторонний анализ института акционерного
общества как субъекта гражданских правоотношений.
- Политический режим.
- Понятие и признаки политического режима.
Одной из основных категорий,
раскрывающих способ функционирования
политической системы, в современной
политологии выступает политический
режим (от лат. regimen- управление). Политический
режим - это система методов, способов
и средств осуществления политической
власти. Всякие изменения, происходящие
в сущности государства данного типа,
прежде всего отражаются на его режиме,
а он влияет на форму правления и форму
государственного устройства. Понятие
политического режима получило распространение
в западноевропейской обществоведческой
литературе на рубеже XIX и XX веков. В течение
долгого времени оно продолжает оставаться
объектом теоретических споров.
Политический режим определяется
следующими признаками:
- степенью участия народа в механизмах формирования политической власти, а также самими способами такого формирования;
- соотношением прав и свобод человека и гражданина с правами государства; гарантированностью прав и свобод личности;
- характеристикой реальных механизмов осуществления власти в обществе; степенью реализации политической власти непосредственно народом;
- положением средств массовой информации, степенью гласности в обществе и прозрачностью государственного аппарата;
- местом и ролью негосударственных структур в политической системе общества;
- соотношением между законодательной и исполнительной ветвями власти; характером правового регулирования в отношении граждан и должностных лиц;
- типом политического поведения; характером политического лидерства;
- учетом интересов меньшинства при принятии политических решений; доминированием определенных методов при осуществлении политической власти;
- степенью верховенства закона во всех сферах общественной жизни; принципами взаимоотношения общества и власти;
- политическим и юридическим положением и ролью в обществе "силовых" структур государства (армии, полиции, органов государственной безопасности);
- мерой политического плюрализма, многопартийности; существованием реальных механизмов привлечения к политической и юридической ответственности должностных лиц, включая самых высших.
1.2. Типы политических режимов.
Обычно выделяют два основных
типа политических режимов:
1. Недемократические политические
режимы. Тоталитарный и авторитарный.
2. Демократический политический режим.
Тоталитарный режим и его признаки.
Термин "тоталитаризм" происходит
от латинского слова "totalis" (весь,
целый, полный). Он был введен в политический
оборот идеологом итальянского фашизма
Дж. Джентиле в начале XX века. В 1925 г. это
понятие впервые прозвучало в итальянском
парламенте. Его использовал лидер итальянского
фашизма Б. Муссолини. С этого времени
начинается становление тоталитарного
строя в Италии, затем в СССР (в годы сталинизма)
и в гитлеровской Германии (с 1933 г.). Государство
поглощает все общество и конкретного
человека. При этом власть на всех уровнях
формируется закрыто одним человеком
или узкой группой лиц из правящей элиты.
Признаки тоталитарного режима:
- государство стремится к глобальному господству над всеми сферами общественной жизни, к всеохватывающей власти;
- общество практически полностью отчуждено от политической власти, но оно не осознает этого; в политическом сознании формируется представление о "единстве", "слиянии" власти и народа; монопольный государственный контроль над экономикой, средствами массовой информации, культурой, религией, вплоть до личной жизни, до мотивов поступков людей;
- абсолютная "правовая", а точнее антиправовая, регламентация общественных отношений, которая базируется на принципе "дозволено только то, что прямо разрешено законом";
- государственная власть формируется бюрократическим способом, по закрытым от общества каналам, окружена непроницаемой стеной и недоступна для контроля со стороны народа;
- доминирующим методом управления становится насилие, принуждение, террор;
- господство одной партии, фактическое сращивание ее профессионального аппарата с государством, запрет оппозиционно настроенных сил;
- права и свободы человека и гражданина носят декларативный, формальный характер, отсутствуют веские гарантии их реализации;
- экономической основой выступает крупная собственность: государственная, монополистическая, общинная;
- наличие одной официальной идеологии, плюрализм фактически устранен; централизация государственной власти в руках диктатора и его окружения;
- невозможность контроля со стороны общества за деятельностью репрессивных государственных органов;
- государственная власть осуществляется по своему усмотрению, произволу, без учета мнения большинства, в противоречии с демократическими механизмами, нормами и институтами.
Понятие и основные черты авторитарного
режима.
Авторитарный
(от лат. "autoritas" - власть) режим - государственно-политическое
устройство общества, в котором политическая
власть осуществляется конкретным лицом
(классом, партией, элитной группой) при
минимальном участии народа. Главную характеристику
данного режима составляет авторитаризм
как метод властвования и управления,
а также как разновидность общественных
отношений.
Характерные
черты.
- концентрация власти в руках политического лидера или определенных лиц;
- наличие у государства лишь ключевых рычагов воздействия на общественную жизнь;
- ограничение и строгая регламентация политических прав и политического поведения как отдельных граждан, так и общественно-политических организаций;
- отсутствие огромного репрессивного аппарата;
- разрешение гражданам всего того, что не запрещено государством;
- наличие некоторых элементов демократии (выборов, парламентской борьбы).
Авторитарный
режим возникает в странах,
где происходит смена общественного
строя, сопровождающаяся резкой
поляризацией политических сил;
в странах, где наблюдаются
длительные экономические и политические
кризисы, преодоление которых
демократическими средствами становится
невозможным. Во второй половине
XX века авторитарные режимы возникли
в ряде освободившихся от колониализма
стран Азии, Африки и Латинской
Америки.
Демократический политический режим.
Понятие "демократия "(от
греч. demos - народ и kratos - власть) означает
народовластие, власть народа.
Демократический
режим - это способ функционирования
политической системы общества,
основанный на признании народа
в качестве главного источника
власти, на его праве участвовать
в решении общественных и государственных
дел и наделении граждан широким
кругом прав и свобод.
Характерные
черты.
- избрание представительных органов государственной власти и местного самоуправления путем всеобщих, равных и прямых выборов при тайном голосований;
- наличие у парламента исключительного права издавать общегосударственные законы;
- разделение властей на законодательную, исполнительную и судебную ветви при наличии механизма сдерживания и противовесов в отношениях между ними;
- многопартийность, наличие в партийной системе политических партий, как стоящих на почве существующего строя, так и отрицающих его, но действующих в рамках конституции;
- принятие политических решений большинством при уважении интересов и прав меньшинства;
- отсутствие у политических партий непосредственных публично-властных отношений.
Условия
функционирования демократического
режима.
- наличие системы контроля со стороны гражданского общества за деятельностью государственных органов и государственного аппарата;
- отсутствие системы привилегий, связанных с обладанием власти;
- наличие возможностей и условий для своевременного и полного политического информирования граждан;
- наличие упрощенной процедуры отзыва депутатов и смены чиновников;
- гарантии равноправия граждан, признание права каждого человека на критику властей и любых ее представителей.
Демократический режим работает
эффективно только в том случае,
если граждане имеют право
и условия самостоятельно принимать
решения по политическим вопросам
и выступать против Действий
власти, если эти действия не
удовлетворяют их интересам.
Таким образом, можно сказать,
что в мире происходит постоянная
эволюция политических режимов.
Рассматривая динамику их развития,
можно отметить, что в целом в современную
эпоху действует определенная тенденция
к увеличению числа демократических режимов.
Ряд режимов являются переходными: от
авторитарных к демократическим или авторитарными
с демократическими тенденциями развития.
Для большинства стран СНГ характерны
переходные режимы с элементами формальной
и (или) «управляемой демократии».
2. Виды юридических лиц.
Статьи 48 и 50 ГК последовательно исходят
из того, что юридическими лицами могут
признаваться только такие образования,
которые построены по одной из указанных
в самом законе моделей. Таким образом,
принцип конструирования юридических
лиц прямо противоположен тому, который
используется для создания договоров.
Участники гражданского оборота могут
заключать договоры, как названные в законе
(«поименованные»), так и прямо в законе
не указанные («непоименованные»). В отличие
от этого любое юридическое лицо должно
непременно строиться по модели, которая
известна законодателю и им урегулирована.
Наиболее общим образом принцип
«замкнутого» перечня юридических лиц
выражен в п. 2 ст. 50 ГК, из которого следует,
что гражданской правоспособностью могут
обладать только такие коммерческие организации,
которые прямо названы в этом пункте. И
только некоммерческие организации в
силу п. 3 той же статьи могут создаваться
как в форме поименованных в ГК, так и «в
других формах, предусмотренных законом».
При этом следует указать на то, что содержащийся
в п. 3 ст. 50 ГК перечень некоммерческих
организаций не охватывает всех названных
в ГК видов таких организаций. Речь идет
об упомянутом в ст. 291 товариществе собственников
жилья, представляющем собой некоммерческую
организацию, создаваемую и действующую
в соответствии со специально посвященным
этому виду товариществ законом.