Понятие, особенности и виды государственной службы

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 15 Октября 2012 в 20:19, доклад

Краткое описание

Государственная служба возникла еще во времена первобытного общества. Она имеет многовековую историю своего развития. При разделении труда в первобытном обществе начинает формироваться управленческая элита, которая отделяется от основной массы производителей и с течением времени превращается в отдельную группу людей — «государственных людей».

Вложенные файлы: 1 файл

1.docx

— 25.00 Кб (Скачать файл)

Понятие, особенности  и виды государственной службы

 

Государственная служба возникла еще во времена первобытного общества. Она имеет многовековую историю  своего развития. При разделении труда  в первобытном обществе начинает формироваться управленческая элита, которая отделяется от основной массы  производителей и с течением времени  превращается в отдельную группу людей — «государственных людей». В Древнем Египте такими людьми были: фараоны, визири, «казначеи Бога», казначеи, «хранители печати», министры, советники  «совета храмового управления», «городские советы», начальники «Юга», «Северных стран», «греков» и т. д. Чрезвычайно сложной была «государственная бюрократия» у ацтеков — народа Мексики, цивилизация которого бесследно  исчезла в эпоху прибытия европейцев в Америку: избираемый глава государства; члены «тайного государственного совета»; придворные и государственные чиновники (различные звания многочисленных чиновников с четко определенными соответствующими функциями); разветвленная система  независимых судебных учреждений; жрицы, наделенные светской властью, особенно в сфере образования и воспитания и т. д. Высокоразвитыми были системы  государственной службы в Древнем  Риме и Византийской империи. К первой системе относились принцепсы, сенаторы, консулы, преторы, диктаторы, проконсулы, пропреторы, префекты, квесторы, легаты, цензоры, эдилы, презесы, прокураторы, судьи, асессоры и др.; ко второй —  басилевсы, эпанагоги, дуки, полемархи, архонты, стратиги, филомброты, пританы  и т. д.

Услугами государственных  служащих пользуются все современные  государства независимо от государственного устройства, формы правления или  государственного режима. Они выполняют  все задачи и функции, которые  цивилизованное общество возлагает  на свое государство. Государственные  служащие в современном обществе осуществляют контрольную, организационную, правоприменительную и другие виды деятельности.

Организация и деятельность лиц, которые профессионально выполняют  задачи и функции государства, определяются, как правило, термином «государственная служба». Именно такое название используется в Украине, Италии, Греции, Канаде, Франции  и др. В некоторых странах ее называют «публичная служба» (ФРГ, Бельгия, Испания и др.) или «гражданская служба» (Великобритания).

В современном законодательстве и правовой науке термином «государственная служба» определяются правовой институт административного права, учебная  дисциплина, название государственного органа (таможенная служба, контрольно-ревизионная  служба и др.), вид трудовой деятельности.

 

Особенности государственной  службы в РФ

 

Состояние государственной службы Российской Федерации характеризуется  значительным количеством накопившихся проблем и противоречий, связанных  со становлением государственности  Российской Федерации и гражданского общества, переходным состоянием экономики, в том числе:

· отсутствием целостной системы  государственной службы (государственная  служба осуществляется как служба в  отдельном государственном органе на федеральном уровне и на уровне субъекта Российской Федерации);

· отсутствием общего (рамочного) законодательного регулирования государственной  службы в целом, а также прямого  законодательного регулирования различных  видов государственной службы, противоречивостью  законодательства;

· низкой эффективностью государственных  органов и государственных служащих и недоверием к ним граждан;

· снижением престижности государственной  службы и авторитета государственных  служащих;

· неэффективностью кадровой политики на государственной службе, выражающейся в высокой текучести кадров, в  том числе вследствие частых изменений  структуры органов исполнительной власти, а также структуры аппаратов  государственных органов;

· в отсутствии механизма перевода государственного служащего из федерального государственного органа или государственного органа субъекта Российской Федерации  или вида государственной службы в другой с сохранением его  статуса;

· в недостаточном уровне профессионализма государственных служащих и несовершенстве системы их профессиональной подготовки, переподготовки и повышении квалификации;

· слабой разработанностью и неэффективностью механизмов профилактики и борьбы с  коррупцией, а также правовых и  организационных мер контроля со стороны гражданского общества за деятельностью  государственных органов;

· неопределенностью статуса государственных  служащих отдельных видов государственной  службы;

· несоответствием социального  положения государственного служащего  характеру возлагаемых на него ответственности  и ограничений;

· отсутствием унификации основных гарантий государственных служащих различных уровней и видов  государственной службы и в ряде случаев декларативным характером этих гарантий;

· отсутствием системы управления государственной службой Российской Федерации;

· неупорядоченностью внутренней организации  государственной службы, отсутствием  надлежащей регламентации деятельности государственных органов и государственных  служащих, способствующих коррупции, злоупотреблениям, бюрократизации отношений между  государственными органами, структурными подразделениями государственного органа, а также государственных органов с гражданами и структурами гражданского общества;

· не разработанностью механизмов взаимосвязи  государственной службы с муниципальной  службой.

Нерешенные проблемы государственной  службы являются причиной ее низкой эффективности, недостаточной гибкости и приспособленности  к решению задач развития гражданского общества и рыночной экономики, невосприимчивости  к новым методам и формам организации, планирования, ресурсного обеспечения  государственных органов и стимулирования профессиональной деятельности государственных  служащих.

Реформирование системы государственной  службы Российской Федерации является приоритетным направлением государственной  политики в области государственного строительства.

Целью реформирования государственной  службы является кардинальное повышение  ее эффективности в интересах  развития гражданского общества и укрепления государства, содействие экономическому и социальному прогрессу, повышение  доверия граждан через улучшение  качества оказываемых им государственных  услуг, рациональное использование  государственных ресурсов и улучшение  положения государственных служащих. Реформирование должно обеспечить создание целостной системы государственной  службы с учетом исторических, культурных, национальных и иных особенностей Российской Федерации, а также тенденций  мирового развития.

Реформирование системы государственной  службы при активном участии органов  управления государственной службой  предполагает решение следующих  задач:

· приведение системы государственной  службы в соответствие со сложившимися общественными отношениями, новыми экономическими условиями;

· определение и утверждение  структуры государственной службы Российской Федерации;

· создание комплексной нормативной  правовой основы регулирования государственной  службы Российской Федерации на основе рамочного федерального закона, федеральных  законов прямого действия и иных нормативных правовых актов Российской Федерации, регулирующих соответствующие  виды государственной службы;

· разработка эффективных механизмов кадровой политики на государственной  службе;

· формирование системы государственных  органов по управлению государственной  службой в Российской Федерации;

· упорядочение внутренней организации  государственной службы и деятельности федерального государственного органа или государственного органа субъекта Российской Федерации и государственного служащего;

· комплексное совершенствование  финансово-экономического и материально-технического обеспечения государственной службы.

Укрепление нормативно_правовой базы государственной службы следует  развивать по пути повышения правового  статуса органов управления государственной  службой и кадровых служб государственных  органов, установления четких правил, обеспечивающих увязку должностных  перемещений государственных служащих с результатами труда, обучения и  использования полученных знаний.

Процессы происходящие в российском обществе столь стремительны, что  наблюдается недостаточность правовой базы развития государственной службы, отсутствие достаточно полного свода  законов государственной службы, как на федеральном, так и на региональном уровне. Несмотря на многочисленность нормативных правовых актов, регулирующих вопросы государственной службы, законодательство в этой сфере имеет  значительные пробелы. Так в частности, требуют правового регулирования  вопросы прохождения государственной  службы, и прежде всего вопросы, связанные  с проведением квалификационных экзаменов, присвоением квалификационных разрядов, определением критериев оценки качества работы государственного служащего, условиями продвижения по службе, государственными гарантиями государственных служащих.

 

Проблемы реформирования государственной службы в Российской Федерации

 
           Российские проблемы реформирования государственного аппарата имеют двойственную природу: с одной стороны, это - ответ на вызовы наступившего XXI века; с другой - насущная необходимость решения вопросов, связанных с приведением в соответствие новых реалий в сфере рыночной экономики и принципов демократизации общественной жизни в России с новациями государственного устройства страны. В Посланиях Президента РФ Федеральному Собранию Российской Федерации, в его заявлениях на пресс-конференциях неоднократно обращалось внимание на низкую или недостаточную эффективность работы госаппарата. Отмечалось, что аппарат в значительной степени «приватизировал государство», произошло срастание аппарата, обязанного выражать и защищать общественные интересы с коммерческими структурами, защищающими частные интересы. Говорилось, что пока не удается существенно продвинуться и добиться результатов в борьбе с российской бюрократией. Трудно вырабатываются решения, трудно доводятся до исполнения, еще труднее, конечно, исполняются. Это проблема, которая заставляет задуматься о совершенствовании системы управления в стране. Не раз также подчеркивалось, что малый и средний бизнес задавлен бюрократией. Реформирование государственной службы выступает как важнейшее звено повышения эффективности государственного управления в целом. С другой стороны, не менее очевидно, что реформирование госслужбы может принести позитивные результаты только в контексте реформирования всей системы управления страной. В известном смысле речь идет об осуществлении трех взаимосвязанных реформ: административной, государственной службы и формировании «электронного правительства», которые, разумеется, тесно или даже имманентно, связаны с состоянием других систем и институтов российского общества.

Концепции общественно-государственного управления разработаны в исследованиях, посвященных взаимодействию гражданского общества и государства, правительства  и групп давления. Можно отметить такие направления, как плюралистическая теория, корпоративизм, теория заинтересованных групп, теория межорганизационных отношений, неоинституционализм, теория сетей  и др. Кратко основные положения  современных концепций и проектов оптимизации и реформирования общественно-государственного управления (нового государственного управления-менеджмента) сводятся к  следующему:

1. Политико-административное  управление рассматривается как  важная функция исполнительной  власти, не только исполняющей  законы, проводящей в жизнь волю  правящих сил, но и принимающей  участие в разработке политики, выступающей в качестве главного  посредника интеракции государства  и общества, а также, в определенных  случаях, в роли влиятельного  политического актора.

2. Теории нового руководства,  общественно-государственного управления, политических сетей реконструируют  отношения между государственным  управлением и современным обществом.  Подобные концепции рассматривают  управление на различных уровнях,  т.е. в них раскрываются не  только отношения между собственно  обществом и государством, но  и между административно-управленческими  структурами, общественными и  бизнес-ассоциациями, конкретные формы  решения совместных задач. На  микроуровне управления новая  система выражается в мириадах  новых политических практик сотрудничества  между государственными институтами,  ассоциациями гражданского общества  и бизнесом, которые позволяют решать конкретные проблемы в областях образования, экологии, развития городов, здравоохранения, жилищного строительства и т.д. На мезоуровне данная система включает набор устойчивых сетевых структур, правил взаимодействия включенных в них агентов, этос-отношений и процессы согласования решений. На макроуровне можно говорить о существенном изменении основных принципов публичного управления и формирования новой идеологии и системы общественно-государственного взаимодействия.

3. Эти концепции восстанавливают  связи между управлением и  политикой. Подход с позиций  политических сетей к государственному  управлению проявляет интерес  к политической сцене. 

4. В теории нового управления  включается моральное измерение  управления и процесса производства  политического решения. Идеи, верования,  ценности, идентичность и доверие  действительно имеют значение  для политического управления; они  являются конструктивными для  логики взаимодействия между  субъектами и акторами политики.

Информация о работе Понятие, особенности и виды государственной службы