Введение
Вопросы о государстве, его
понятии, сущности и роли в обществе с
давних пор относятся к числу основополагающих
и остро дискуссионных. Это объясняется,
по меньшей мере, тремя причинами. Во-первых,
названные вопросы прямо и непосредственно
затрагивают интересы различных слоев
населения, классов общества, политических
партий и движений. Во-вторых, никакая
другая организация не может конкурировать
с государством в многообразии выполняемых
задач и функций. В-третьих, государство
– очень сложное и внутренне противоречивое
общественно-политическое явление.
Актуальность темы исследования
курсовой работы обусловлена, с одной
стороны, большим интересом, к данной теме
в современном мировоззрении и определяется
следующими обстоятельствами. Любое
общество представляет собой своего рода
целостный социальный организм (систему),
который отличается той или иной степенью
организованности, урегулированности,
упорядоченности общественных отношений.
Из этого следует, что для каждого общества
характерны определенная система управления
(социальная власть) и регулирования поведением
людей при помощи определенных общих правил
(социальных норм). Для обеспечения нормальной
жизнедеятельности, прогрессивного развития
социальных связей требуется объединить
эти интересы на общее благо. Но соединить
можно лишь при сочетании во многом индивидуальной
выгоды (личного интереса) с социальной
выгодой (общественным интересом). Такое
соединение достигается главным образом
лишь благодаря существованию в обществе
правил поведения (норм) и власти, которая
бы проводила в жизнь и обеспечивала названные
нормы, то есть государственной власти.
Целью данной курсовой работы
является раскрыть понятие, сущность и
определить социальное назначение
государства.
Поставленная цель предопределила
постановку и решение следующих задач:
- отследить историю возникновения
государства и проанализировать
основные концепции (теории) происхождения
государства;
- раскрыть понятие государства
и определить его сущность;
- раскрыть функции государства
и формы их осуществления на современном
этапе развития;
- рассмотреть основные признаки
государства и проанализировать его социальное
назначение;
Цели и задачи исследования
определяют, каким должен быть объект
исследования.
Предметом исследования является
социальное назначение государства.
Теоретическую основу данной
курсовой работы составляют материалы
из учебной, научной и правовой литературы
отечественных и зарубежных авторов.
Методологическая основа работы
представлена системой различных общенаучных
и частно - научных методов познания исследуемого
вопроса.
Для реализации цели и задач
в данной курсовой работе использовались
такие научные методы исследования, как
формально-логический (метод дедукции
и сравнения), методы эмпирического анализа
(сравнение, анализ документированной
информации), а также специально-юридические
методы исследования - сравнительно-правовой,
документальный, метод анализа и толкования
правовых актов.
1 История возникновения
государства, основные концепции
Вопрос о возникновении государства
остается и, видимо, длительное время останется
в науке дискуссионной. Во-первых, в основе
этого вопроса лежат различные идейные,
философские воззрения и течения. Например,
есть мнение, согласно которому государство
существовало вечно. Для его сторонников
проблемы возникновения государства вообще
нет. Во-вторых, историческая и этнографическая
науки дают все новые знания о причинах
происхождения государства.
Современная материалистическая
наука связывает процесс возникновения
государства (особенно в европейских
странах) главным образом с развитием
производства, с переходом от присваивающей
к производящей экономике.
В результате эволюционного
развития человек для удовлетворения
своих потребностей постепенно
перешел от присвоения готовых
животных и растительных форм к подлинно
трудовой деятельности, направленной
на преобразование природы и производство
орудий труда, пищи и др. Именно переход
к производящей экономике послужил толчком
к трем крупным разделениям общественного
труда — отделению скотоводства от земледелия,
отделению ремесла и обособлению слоя
людей, занятых в сфере обмена — торговли
(купцов).
Такие крупные события
в общественной жизни имели
столь же крупные многочисленные
последствия. В изменившихся условиях
возросла роль мужского труда,
который стал явно приоритетным
по сравнению с женским домашним.
В связи с этим матриархальный
род уступил место патриархальному,
где родство уже ведется по
отцовской, а не по материнской
линии. Но еще более важным
было, пожалуй, то, что родовая община постепенно
начинает дробиться на патриархальные
семьи (земледельцев, скотоводов, ремесленников),
интересы которых уже не полностью совпадают
с интересами рода. С возникновением семьи
началось разложение родовой общины. Наконец,
наступил черед неизбежной при разделении
труда специализации, повышения его производительности.
Прибавочный продукт как следствие роста
производительности труда обусловил появление
экономической возможности для товарообмена
и присвоения результатов чужого труда,
возникновения частной собственности,
социального расслоения первобытного
общества, образования классов, зарождения
государства.
И все же причины
зарождения государства коренятся
не только в материальном производстве,
но и в воспроизводстве самого человека.
В частности, запрещение инцеста (кровосмешения)
не только способствовало выживанию и
укреплению рода человеческого, но и оказало
многоплановое воздействие на развитие
общества, структуру его внутренних и
внешних отношений, культуру. Ведь понять,
что кровосмешение ведет к вырождению,
ставит род на грань гибели - половина
дела. Куда сложнее было искоренить его,
для чего потребовались суровые меры пресечения
неизбежно встречавшихся сначала отступлений
от табу, еще недавно не существовавшего.
Поэтому есть основания полагать, что
родовые органы, поддерживающие запрещение
инцеста и насильственное его пресечение
внутри рода, развитие связей с другими
родами в целях взаимообмена женщинами,
были древнейшими элементами нарождающейся
государственности.
Формирование государства
— длительный процесс, который
у различных народов шел разными
путями. Ныне доминирует мнение,
что одним из основных является
восточный путь возникновения
государства, «азиатский способ
производства» (вначале — Древний Восток,
затем — Африка, Америка, Океания). Здесь
очень устойчивыми, традиционными оказались
социально-экономические отношения и
структуры родового строя — земельная
община, коллективная собственность. Управление
общественной собственностью становилось
важнейшей функцией родоплеменной знати,
которая постепенно превращалась в обособленную
социальную группу (сословие, касту), а
ее интересы все более обособлялись от
интересов остальных членов общества.
Следовательно, восточный (азиатский)
вариант возникновения государственности
отличается от других вариантов главным
образом тем, что здесь родоплеменная
знать, исполнявшая общественные должности,
плавно трансформировалась в государственные
органы (государственно-чиновничий аппарат),
а общественная (коллективная) собственность
тоже постепенно превращалась в государственную.
Частная собственность тут не имела существенного
значения.
На рассматриваемый
путь зарождения государства
значительное влияние оказали
географические условия, необходимость
выполнения крупномасштабных общественных
работ (сооружение, эксплуатация и
защита ирригационных систем
и др.), предопределивших возникновение
самостоятельной и сильной публичной
власти.
Восточные государства
заметно отличались друг от
друга, хотя имели много общего. Все
они были абсолютными, деспотическими
монархиями, обладали мощным чиновничьим
аппаратом, экономическую основу их составляла
государственная собственность. Здесь
по сути дела не наблюдалось отчетливо
выраженной классовой дифференциации.
Государство одновременно и эксплуатировало
сельских общинников, и управляло ими,
т. е. само государство выступало организатором
производства.
По другому историческому
пути шел процесс возникновения
государства на территории Европы,
где главным государствообразующим
фактором было классовое расслоение
общества, обусловленное интенсивным
формированием частной собственности
на землю, скот, рабов. По мнению Ф. Энгельса,
в наиболее «чистом» виде этот процесс
проходил в Афинах. В Риме на возникновение
классов и государства большое влияние
оказала длительная борьба двух группировок
свободных членов родоплеменного общества
— патрициев и плебеев. В результате побед
последних в нем утвердились демократические
порядки: равноправие всех свободных граждан,
возможность каждого быть одновременно
землевладельцем и воином и др. Однако
к концу II в. до н.э. в Римской империи обострились
внутренние противоречия, повлекшие создание
мощной государственной машины.
По вопросу возникновения
государства на территории Западной
и Восточной Европы в литературе высказаны
две точки зрения. Сторонники первой утверждают,
что в этом регионе в ходе разложения первобытных
отношений зарождалось феодальное государство
(сказанное относится, прежде всего, к
Германии и России). Приверженцы второй
полагают, что после разложения родового
строя здесь наступает предшествующий
феодализму длительный период, в ходе
которого знать выделяется в особую группу,
обеспечивает себе привилегии, в первую
очередь во владении землей, но крестьяне
сохраняют как свободу, так и собственность
на землю. Этот период они называют профеодализмом,
а государство — профеодальным.
Таким образом, на этапе
производящей экономики под воздействием
разделения труда, появления патриархальной
семьи, военных захватов, запрета инцеста
и других факторов происходит расслоение
первобытного общества, обостряются его
противоречия, вследствие чего родовая
организация социальной жизни изживает
себя, а ей на смену с той же неизбежностью
приходит новая организационная форма
общества — государственность.
Теории о происхождении государства
стали возникать вместе с последним, отражая
уровень развития экономического строя
и общественного сознания. Остановимся
на некоторых из них:
- Теологическая теория является одной из самых древних. Ее создатели считали, что государство вечно
существует в силу божественной воли,
а потому каждый обязан смиряться перед
этой волей, подчиняться ей во всем. Так,
в законах царя Хаммурапи (древний
Вавилон) говорилось о божественном происхождении власти царя: «Боги поставили
Хаммурапи править "черноголовыми"»;
«Человек является тенью бога, раб
является тенью человека, а царь равен
богу» (т.е. богоподобен). В древнем Китае
император именовался сыном неба. В более
близкие нам времена идею богоустановленности
государственной власти продолжало развивать христианство. «Всякая
душа да будет покорна высшим властям, — говорится в послании апостола Павла
к римлянам,— ибо нет власти не от Бога,
существующие власти от Бога установлены».
Согласно теологической
теории творец всего сущего
на Земле, в том числе государства,
— Бог, проникнуть же в тайну
божественного замысла, постичь
природу и сущность государства невозможно.
Не затрагивая научности данной, основанной
на агностицизме посылки, отметим, что
теологическая теория не отвергала необходимости
создания и функционирования земного
государства, обеспечения надлежащего
правопорядка. Придавая государству и
государственной власти божественный
ореол, она присущими ей средствами поднимала
их престиж, сурово осуждала преступность,
способствовала утверждению в обществе
взаимопонимания и разумного порядка.
- Патриархальная
теория была широко распространена в Древней Греции и рабовладельческом Риме, получила второе дыхание в период средневекового абсолютизма и какими-то отголосками
дошла до наших дней.
У ее истоков стоял Аристотель,
который считал, что государство представляет
собой естественную форму человеческой
жизни, что вне государства общение человека
с себе подобными невозможно. Как существа
общественные люди стремятся к объединению,
к образованию патриархальной семьи. А
увеличение числа этих семей и их объединение
приводят к образованию государства.
В средние века, обосновывая
существование в Англии абсолютизма,
Р. Фильмер в работе «Патриархия,
или защита естественного права
королей» (1642 г.) со ссылками на патриархальную
теорию доказывал, что первоначально Бог
даровал королевскую власть Адаму, который
поэтому является не только отцом человеческого
рода, но и его властелином.
Патриархальная теория
нашла благоприятную почву в
России. Видимо, не без влияния
данной теории пустила глубокие
корни в нашей стране вековая
традиция веры в «отца народа», хорошего
царя, вождя, этакую суперличность, способную
решать все проблемы за всех. По сути своей
такая традиция антидемократична, обрекает
людей на пассивное ожидание чужих решений,
подрывает уверенность в себе, снижает
у народных масс социальную активность,
ответственность за судьбу своей страны.
Наиболее уродливо эта тенденция
проявилась во времена сталинского тоталитаризма.
Под аккомпанемент оглушающей культовой
идеологии шел небывалый разгул беззакония
и произвола. Человеческая личность ни
социально, ни юридически не была защищена.
- Органическая теория – ее возникновение связывают с успехами естествознания в XIX в., хотя подобные
идеи высказывались значительно раньше.
Так, некоторые древнегреческие мыслители,
в их числе Платон (IV-III вв. до н.э.), сравнивали
государство с организмом, а законы государства
- с процессами человеческой психики.