Автор работы: Пользователь скрыл имя, 22 Июня 2014 в 18:17, доклад
Сгруппировав существующие в правоведении взгляды на понятие юридической практики, можно выделить три их группы. Одни авторы отождествляют практику с юридической деятельностью (И. Я. Дюрягин, В. П. Казимирчук, Ю. И.
Гревцов). Вторая группа авторов, стремясь отграничить юридическую практику от юридической деятельности и представить ее в качестве относительно самостоятельного явления, относит к ней лишь определенные итоги, объективированный опыт правовой деятельности (С. С. Алексеев, С. И.
Вильнянский и др.). И, наконец, третья позиция, которая представляется наиболее предпочтительной, — когда любой вид юридической практики рассматривается в неразрывном единстве правовой деятельности и сформированного на ее основе социально-правового опыта (В. К. Бабаев, В. И.
Леушин, В. П. Реутов и др.).
Введение.
1. Понятие юридической практики.
2. Структура юридической практики.
3. Виды юридической практики.
4. Функции юридической практики.
5. Задачи и проблемы юридической практики в области законотворчества.
1. Понятие законотворчества.
2. Стадии и структура правотворческого процесса.
3. Законотворческий процесс.
4. Федеральное законотворчество: некоторые тенденции развития.
5. Проблемы регионального правотворчества.
6. Законотворчество в сфере Internet.
6. Основные тенденции развития Российской правовой системы на рубеже
тысячелетий.
Заключение.
Список использованной литературы.
ПЛАН.
Стр.
Введение.
1. Понятие юридической практики.
2. Структура юридической
3. Виды юридической практики.
4. Функции юридической практики.
5. Задачи и проблемы юридической
практики в области
1. Понятие законотворчества.
2. Стадии и структура правотворческого процесса.
3. Законотворческий процесс.
4. Федеральное законотворчество: некоторые тенденции развития.
5. Проблемы регионального
6. Законотворчество в сфере Internet.
6. Основные тенденции развития Российской правовой системы на рубеже
тысячелетий.
Заключение.
Список использованной литературы.
Введение.
Сгруппировав существующие в правоведении
взгляды на понятие юридической практики,
можно выделить три их группы. Одни авторы
отождествляют практику с юридической деятельностью (И. Я. Дюрягин, В. П.
Казимирчук, Ю. И.
Гревцов). Вторая группа авторов, стремясь
отграничить юридическую практику от
юридической деятельности и представить
ее в качестве относительно самостоятельного
явления, относит к ней лишь определенные
итоги, объективированный опыт правовой
деятельности (С. С. Алексеев, С. И.
Вильнянский и др.). И, наконец, третья позиция,
которая представляется наиболее предпочтительной,
— когда любой вид юридической практики
рассматривается в неразрывном единстве
правовой деятельности и сформированного
на ее основе социально-правового опыта
(В. К. Бабаев, В. И.
Леушин, В. П. Реутов и др.).
Ошибочность первых двух точек зрения,
на мой взгляд, состоит в том, что в первом
случае из практики исключается такой
ее важный элемент, как юридический опыт,
во втором допускается другая крайность
— результаты деятельности, объективированный
вовне опыт отрываются, противопоставляются
самому процессу деятельности и не учитывается
тот факт, что практическое преобразование
общественной жизни происходит не только
с помощью решений и положений, выражающих
итоговую сторону юридической деятельности,
но и непосредственно в ходе этой деятельности,
при осуществлении организационно- конструктивных
правовых действий и операций.
Что же касается третьей точки зрения,
то она позволяет точнее определить природу
юридической практики и основные элементы
ее структуры, правильнее отразить диалектику
прошлой (ретроспективной), настоящей
(актуальной) и предстоящей юридической
деятельности, понять значение социально-правового
опыта в механизме правового регулирования.
Этот опыт как важнейший компонент практики
представляет собой коллективную, надиндивидуальную
социально-правовую память, обеспечивающую
накопление, систематизацию, хранение
и передачу информации (знаний, умений,
оценок, подходов и т.д.), позволяющую фиксировать
и в определенной степени воссоздавать
весь процесс деятельности или отдельные
его фрагменты. Без социально-правового
опыта (памяти) невозможны эффективное
правотворчество и толкование, конкретизация
и правоприменение, систематизация и восполнение
пробелов в праве.
На основании такого подхода к определению
юридической практики я и попытаюсь рассмотреть
в данной курсовой работе ее отдельные
аспекты.
1. ПОНЯТИЕ ЮРИДИЧЕСКОЙ ПРАКТИКИ.
Если говорить кратко, то юридическая практика
— это деятельность компетентных субъектов
по изданию (толкованию, применению и т.п.)
юридических предписаний, взятая в единстве
с накопленным социально-правовым опытом.
Характеризуя юридическую практику, необходимо
иметь в виду следующее.
1. Ей как одной из основных
разновидностей социально-
2. При этом действия субъектов
и участников юридической
Тем самым ограничивается субъективизм и волюнтаризм участников, обеспечивается ее стабильность.
3. Юридическая практика образует существенную часть культуры общества.
Изучение, например, материалов юридической практики Древнего Рима
(законов, судебных решений и т.д.) дает представление не только о тех или иных конкретных правовых ситуациях, но и об экономике и политике этой страны в разные периоды ее развития, о социальном и правовом положении населения, государственном и общественном устройстве.
4. Без этого вида социальной
практики немыслимо
5. Она же способствует целенаправленному юридическому изменению общественной жизни. Это достигается при помощи издания новых или изменения уже существующих норм права, их толкования и конкретизации, использования и применения.
6. Большинство практических
7. Общественная, коллективная природа
юридической практики
8. В отличие от теоретической
(научной) деятельности, где вырабатываются
гипотезы, идеи, понятия, юридическая
практика направлена на
9. В процессе юридической
10. Юридическая практика в той
или иной степени влияет на
все стороны жизни общества, способствуя
развитию происходящих в нем
процессов либо тормозя их. Это
методологически важное положение следует
иметь в виду при формировании и реализации
любых планов и программ экономического,
политического, социального и иного переустройства
общества. Так, к примеру, задержка с принятием
нового Уголовно- процессуального кодекса
Российской Федерации, а также неудовлетворительная
реализация уже принятых нормативных
актов значительно замедляют и затрудняют
переход страны к нормальным рыночным
отношениям.
Анализ отмеченных черт и особенностей
юридической практики показывает, что
она занимает относительно самостоятельное
место в правовой, системе общества и играет
существенную роль в механизме правового
регулирования.
2. СТРУКТУРА ЮРИДИЧЕСКОЙ ПРАКТИКИ
Под структурой юридической практики
понимается такое ее строение, расположение
основных элементов и связей, которые
обеспечивают ей целостность, сохранение
объективно необходимых свойств и функций
при воздействии на нее разнообразных
факторов действительности.
Юридическая практика — образование полиструктурное,
включающее, в частности, логическую, пространственную,
временную, стохастическую и иные структуры.
Рассмотрение логической структуры позволяет
отразить взаимосвязи частей и целого,
элементов и системы, содержания и формы
юридической практики.
Последняя, как уже отмечалось, охватывает
два основных компонента — юридическую
деятельность и социально-правовой опыт.
Динамичная сторона практики выражена
преимущественно в деятельности, статическая
— в правовом опыте. Каждый из этих компонентов
также структурирован.
Структурный анализ предполагает исследование
юридической практики в диалектическом
единстве ее содержания и формы. Содержание
позволяет раскрыть систему образующих
такую практику внутренних свойств и элементов,
форма — показать способы организации,
существования и внешнего выражения ее
содержания.
Конституирующими элементами содержания
юридической деятельности выступают ее
объекты, субъекты и участники, юридические
действия и операции, средства и способы
их осуществления, принятые решения и
результаты действий.
Объекты практики — это то, на что направлены
юридические действия и операции ее субъектов
и участников. Ими могут быть материальные
и нематериальные блага, общественные
отношения и конкретные действия
(бездействия) людей, другие предметы и
явления, включенные в соответствующий
юридический процесс и служащие удовлетворению
общественных и личных потребностей и
интересов.
В качестве носителей, управляющих "центров"
практической деятельности выступают
ее субъекты и участники. Субъект — основной,
ведущий носитель правовых отношений,
без которого немыслимо существование
практики (суд, арбитраж и т.п.). От него
непосредственно зависит разрешение юридического
дела по существу. Участники юридической
практики — это отдельные лица
(организации), которые так или иначе содействуют
субъектам в выполнении правовых операций.
В качестве участников следственной практики
выступают, например, свидетели и потерпевшие.
Юридические действия представляют собой
внешне выраженные, социально- преобразующие
и влекущие определенные правовые последствия
акты субъектов и участников (например,
подпись документа). Совокупность взаимосвязанных
между собой юридических действий, объединенных
локальной целью, составляет операцию
(например, осмотр места преступления
включает самые разнообразные правовые
действия).
В качестве средств выступают допускаемые
законом предметы и явления, с помощью
которых обеспечиваются достижение цели
и необходимый результат. Они составляют
как бы инструментальную часть практической
деятельности и используются для установления
и фиксации фактов, анализа юридической
"материи", вынесения и оформления
решений, организации контроля за их исполнением.
В некоторых случаях определенные средства
жестко "привязаны" к конкретным
видам практики и юридическим операциям.
Так, в соответствии со ст. 54 ГПК РФ, обстоятельства
дела, которые по закону должны быть подтверждены
определенными средствами доказывания,
не могут подтверждаться никакими другими
средствами доказывания.
Все средства можно подразделить на общесоциальные
(например, нравственные и иные социальные
нормы), специально-юридические (договоры,
нормы и принципы права) и технические
(приборы и инструменты). В своей совокупности
они составляют юридическую технику (правотворческую,
судебную и т.п.).
Одни и те же средства могут быть использованы
по-разному, различными способами. Так,
важным средством фиксации материалов
осмотра места происшествия является
фотосъемка, позволяющая запечатлевать
расположение предметов, их специфические
черты, состояния, детали. Способы использования
фотосъемки зависят от характера происшествия
(преступления), места и времени съемки,
множества других обстоятельств.
Способ — это конкретный путь достижения
намеченной цели (результата) с помощью
конкретных средств и при наличии соответствующих
условий и предпосылок деятельности. Способы
накладывают отпечаток на выбор средств
и характер их использования, в известной
степени определяют стиль деятельности
субъектов и участников.
Интегрированные в единое целое родственные
способы образуют тот или иной метод воздействия.
Система способов и методов составляет
в своей основе юридическую тактику (праворазъяснительную,
следственную и т.п.).
Результат воплощает в себе итог юридических
операций, позволяющий удовлетворить
индивидуальную или общественную потребность.
Для установления результативности практической
деятельности он соотносится с целями
(задачами), которые ставятся в конкретной
социально-правовой ситуации. В зависимости
от степени их совпадения решается вопрос
о том, достиг ли субъект (участник) поставленной
цели, насколько эффективны были его действия,
используемые средства, способы и методы.
Особое место в содержании практики занимает
юридический опыт, который может отражать
как совокупный итог всей практической
деятельности, так и отдельные ее моменты.
Он формируется в процессе выделения (отбора,
селекции) в юридических действиях и операциях,
принятых решениях, результатах деятельности
наиболее рационального, целесообразного,
передового, общего и полезного, имеющего
важное значение для правового регулирования
общественных отношений и дальнейшего
совершенствования юридической практики.
Составными элементами социально-правового
опыта являются правоположения, т.е. такие
достаточно устоявшиеся, выработанные
в ходе многолетней практики предписания
общего характера, которые аккумулируют
социально ценные и стабильные фрагменты
(стороны, аспекты) той или иной практической
деятельности[1]. Правоположения бывают
правотворческими и правоприменительными,
регулятивными и охранительными, обязательными
и рекомендательными.
Форма юридической практики — это способы
организации, существования и внешнего
выражения содержания последней.
Говоря о форме, целесообразно выделить
в ней внутреннюю и внешнюю стороны. Внешней
формой здесь выступают разнообразные
юридические акты- документы (нормативные
и индивидуальные, судебные и следственные,
нотариальные и пр.), в которых закрепляются
правовые действия, методы и средства
их осуществления, вынесенные решения.
К внутренней форме, т.е. к способу организации,
внутренней связи элементов содержания,
относится процедурно-процессуальное
оформление практики, которое определяет
круг ее субъектов и участников, объемы
их процессуальных прав и обязанностей,
условия вступления в правовой процесс
и выбытия из него, порядок оперирования
средствами и методами, сроки и время совершения
действий, процессуальные гарантии, условия
и процедуру принятия и исполнения решений,
порядок их закрепления и опротестования
(обжалования) и другие процедурные требования,
связывающие в единое целое разнообразные
свойства и элементы осуществляемой специфической
деятельности.
Структура юридической практики — это
не только состав определенных элементов
содержания и формы. Взаимообусловленность
развития всех компонентов практики обеспечивается
генетическими и функциональными, внутренними
и внешними, прямыми и обратными, правовыми
и неправовыми связями и отношениями,
с помощью которых совершается перенос
энергии, информации, свойств и т.д., осуществляются
взаимный обмен результатами деятельности,
контроль, помощь в реализации разнообразных
полномочий и функций. В этом легко убедиться,
если рассмотреть взаимодействие органов
следствия, прокуратуры, суда.
Главное место среди этих связей и отношений,
занимают правовые отношения, которые
в силу своей нормативной заданности,
персонифицированности, гарантированности
в каждой социально-правовой ситуации
определяют индивидуализированные правомочия
и обязанности, конкретную направленность
юридических действий субъектов и участников
практики.
3. ВИДЫ ЮРИДИЧЕСКОЙ ПРАКТИКИ.
Для правовой системы общества характерно одновременное функционирование
разнообразных типов, видов и подвидов
практики. В зависимости от характера,
способов преобразования общественных
отношений различают правотворческую,
правоприменительную (правореализационную),
распорядительную, интерпретационную
и другие ее типы. В процессе правотворческой
практики формируются нормативно-правовые
способы (нормы, принципы и т.п.) воздействия
на общественную жизнь. Правоприменителъная
практика представляет собой единство
властной деятельности компетентных органов,
направленной на вынесение индивидуально-конкретных
предписаний, и выработанного в ходе такой
деятельности правового опыта. Распорядительная
практика складывается из распорядительной
деятельности управомоченных на то субъектов
и накопленного в процессе этой деятельности
юридического опыта.
Суть интерпретационной практики сводится
к формулированию правовых разъяснений
и правоположений.
В функциональном аспекте можно выделять
право-конкретизирующую, контрольную,
правосистематизирующую и иные типы практики.
Особенность этих типов заключается в
том, что изменения общественных отношений
возможны здесь с помощью правотворче-ских,
правоприменительных, распорядительных
и праворазъяснительных средств и способов.
Любой тип юридической практики можно
подразделить далее на определенные виды
и подвиды. Так, в правоприменительной
практике (тип) различают оперативно-исполнительную
и юрисдикционную (виды), а последняя в
свою очередь подразделяется на превентивную,
карательную и др. (подвиды).
По субъектам юридическая практика разграничивается,
как правило, на законодательную, судебную,
следственную, нотариальную и т.п. По этому
же критерию возможна и более детальная
классификация. Так, к судебной относится
практика Верховного Суда Российской
Федерации, областных, городских, районных
судов. А, приняв за основание классификации
объекты практики и категории разрешаемых
юридических дел, можно говорить о судебной
практике, например, по гражданским и уголовным
делам.
Каждый из типов, видов и подвидов юридической
практики специфичен по своей природе,
элементам содержания и формы, функциям
и другим важным аспектам. Все это важно
учитывать как в научном и учебном познании,
так и в конкретной практической деятельности.
4. ФУНКЦИИ ЮРИДИЧЕСКОЙ ПРАКТИКИ.
Функции юридической практики — это относительно обособленные направления
гомогенного (однородного) ее воздействия
на объективную и субъективную реальность,
в которых проявляются и конкретизируются
ее природа, творчески- преобразующая
роль и социально-правовое назначение
в жизни общества.
Функции — это всегда целенаправленное
влияние юридической практики на общественную
жизнь. Поэтому они непосредственно связаны
с задачами (целями) практики.
В функциях выражаются сущность юридической
практики, особенности ее сторон и свойств.
Вместе с тем, изменение функций влияет
на структуру практики, элементы ее содержания
и формы. Именно в функциях особенно четко
проявляются организационно-конструктивный
и динамичный характер юридической практики,
ее способность связывать воедино разнообразные
элементы правовой системы общества, формировать
нормативную базу этой системы, объяснять
и конкретизировать правовые предписания,
обеспечивать их реализацию. Следует особо
подчеркнуть: о функционировании любых
правовых явлений можно говорить лишь
в том случае, если иметь в виду, что за
ними стоят действующие субъекты и участники
практики.
Правоведами выделяются различные функции
юридической практики. С. С.
Алексеев, например, считает, что таких
функций три: правонаправляющая
(ориентирующая), правоконкретизирующая
и сигнально-информационная[2]. В. И.
Леушин рассматривает функции формирования
права, совершенствования правоприменительной
деятельности, воспитательную и правоконкретизирующую[3].
Особенно большое внимание в литературе
уделяется правотворческой функции судебной
и иных разновидностей практики.
Анализ отмеченных и других выделяемых
в литературе функций показывает, что
принятые подходы не всегда достаточно
полно и всесторонне раскрывают творчески-преобразующий
характер юридической практики, не охватывают
многие ее созидательные аспекты и направления,
опуская важные критерии классификации.
Не обращается внимания, скажем, на тот
факт, что практически в каждой подвергнутой
рассмотрению функции целесообразно выделить
ряд подфункций, обозначающих (в отличие
от функций, отражающих наиболее общее,
ведущее направление, в котором, прежде
всего, выражаются сущность, природа и
роль практики в правовой системе общества)
некоторые особые, специфические стороны
влияния юридической практики на социальную
действительность. Например, в правотворческой
функции практики вычленить правообразующую,
правоизменяющую и правопрекращающую
ее подфункции.
Одним из существенных критериев классификации
рассматриваемых функций является сфера
общественной жизни, которая подвергается
практическому воздействию. По этому основанию
можно выделить экономическую, политическую,
социальную, воспитательную, экологическую,
демографическую и другие функции. Общесоциальные
функции предметно раскрывают управленческую
природу юридической практики в обществе.
Наиболее ярко сущность и правовое назначение
практики проявляются в ее специфических
функциях, где за основу классификации
приняты способы действий, характер деятельности
и осуществляемых юридических преобразований
либо полученный результат. К такого рода
функциям в первую очередь относятся те,
которые определяют конкретный тип (вид,
подвид) практики — правотворческой, правоприменительной,
праворазъяснительной и др. Это, однако,
не означает, что та или иная из обозначенных
функций присуща только одноименной разновидности
практики: она характерна и для всех других
разновидностей. Правоприменительная
практика, например, сигнализирует правотворческим
органам о неполноте законодательства,
его противоречиях и неэффективности,
становясь таким образом необходимой
основой для создания норм права и даже
нормативных актов.
По способам воздействия на реальную действительность
можно выделять регистрационно-
Содержание правоохранительной функции
практики нагляднее всего можно раскрыть
через ее подфункции: правообеспечительную,
превентивную, правовосстановительную,
компенсационную, карательную. Правообеспечительная
подфункция — одно из важных, но не единственных
направлений правоохраны.
Поэтому их отождествление, допускаемое
порой в литературе, не совсем верно.
В данном случае с помощью конкретного
типа (вида, подвида) юридической практики
создаются определенные условия, предпосылки,
средства и способы, обеспечивающие нормальное
функционирование общественных отношений,
достижение поставленных целей, осуществление
требований правовых предписаний. Эта
подфункция обычно связана с обязывающими
и запрещающими методами воздействия
на общественную жизнь.
Юридическая практика — важный канал
общесоциального, специально- криминологического
и индивидуального предупреждения правонарушений,
осуществляемого с помощью правотворческих,
правоприменительных, праворазъяснительных,
контрольных, распорядительных и других
юридических средств и мер.
Правовосстановителъная подфункция связана
с разработкой и закреплением в законодательном
или ином порядке мер правовой защиты,
отменой неправомерных действий, решений
и актов-документов, фактическим и юридическим
восстановлением правопорядка, правоотношений,
прав и законных интересов граждан и организаций.
Значение компенсационной подфункции
заключается в том, что все разновидности
юридической практики должны быть нацелены
на возмещение любого материального, имущественного
или морального вреда (ущерба), который
причинен противоправными (а иногда и
правомерными) действиями отдельным лицам,
социальным группам, организациям или
обществу и государству в целом.
Суть карательной подфункции юридической
практики проявляется в формулировании
и закреплении санкций правовых норм,
в разъяснении, конкретизации, в применении
к правонарушителям таких мер юридического
воздействия, которые связаны с лишениями
материального, личного, организационного
и иного характера.
По времени действия функции юридической
практики можно подразделить на постоянные
и временные. Определенное значение имеет
и классификация ее функций на основные,
главные и неосновные. Такое разграничение
необходимо и важно, во-первых, для выделения
соответствующих подфункций. Во-вторых,
в определенные периоды развития общества
акцент может быть сделан на одной или
нескольких важнейших сторонах юридической
практики (например, на экологической
функции). В-третьих, в силу специфической
природы конкретного типа (вида, подвида)
практики одни направления воздействия
на общественную жизнь (например, для правоприменения
— правообеспечительное и индивидуально-
регулятивное) выступают в качестве главных,
а другие (влияние на правотворчество
правоприменительной практики) являются
производными, сопутствующими.
Таким образом, если каждая функция (подфункция)
показывает отдельное направление, сторону,
аспект социально-преобразующей природы
юридической практики, то взятые вместе
они дают более или менее цельное представление
о месте и роли этой практики в правовой
системе общества.
5. Задачи и проблемы юридической
практики в области законотворчества.
5.1. Понятие законотворчества.
В современном обществе люди и различного рода их объединения постоянно соприкасаются с правилами (нормами), зафиксированными в законах и подзаконных актах - с их требованиями, запретами и дозволениями, с необходимостью их соблюдения, исполнения и применения, с теми последствиями, которые наступают при их нарушении. Каждое государство устанавливает в общественных отношениях определенный порядок, который с помощью законодательства и законности формулирует их в правовых нормах, обеспечивает, охраняет и защищает. Законодательство охватывает большинство сфер человеческой жизнедеятельности, расширяет границы своего регулирующего воздействия на общественные отношения по мере усложнения социального бытия, непосредственно сопровождая людей в их общении друг с другом.
Столь значительная роль законодательства в жизни личности и общества предполагает знание, прежде всего, того, каким образом оно создается, формируется и развивается, в чем суть законотворчества. Без такого знания исключается сколько-нибудь успешная деятельность по созданию законов и подзаконных актов, призванных служить задачам обеспечения свободы личности и прогресса общества.
Законотворчество, как и всякое творчество,
предполагает у законодателей не только
общую культуру, но требует от них специальных знаний, определенных навыков
овладения искусством формирования и
формулирования законодательных актов.
Эти знания в мировой юридической теории
и практике именуются законодательной
техникой, представляющей собой определенную
систему требований при создании нормативно-правовых
правил, законов и подзаконных актов, их
систематизации.
Успешная деятельность по созданию законов (иных правовых нормативных актов) зависит прежде всего от правовой культуры законодателя, его подлинно творческого отношения к своей миссии, от владения юридической наукой и приемами законодательной техники. Суть правовой культуры законодателя, как составной части всеобщей культуры, в образе мышления и соответствующего действия, основанного на признании и познании общечеловеческих ценностей права, требований законности и режима правопорядка, в соответствии с которыми осуществляются законотворческая деятельность и правореализующая практика.
Правовая культура законодателя тысячами нитей связана с общей культурой. Ее мощное благотворное влияние на правовое сознание, мышление, мировоззрение творящих законы, на их ценностные правовые установки непосредственно (или опосредствованно) определяют характер законодательства, отвечающего историческому и национальному духу народа, его чаяниям, потребностям и интересам. Вместе с тем правовая культура законодателя обратно воздействует на общую культуру, защищает и создает условия ее свободного развития путем выработки прогрессивных законов, установления режима правовой стабильности, последовательного проведения в жизнь требований законности и установления режима правопорядка.