Право Древней Греции

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 07 Декабря 2013 в 17:46, курсовая работа

Краткое описание

Целью данной работы является обзор наиболее существенных социальных, политических и правовых аспектов существования древнегреческого государства. Государства древней Греции, развивавшиеся в преемственном соприкосновении с древнейшими цивилизациями, внесли выдающийся вклад в мировую культуру. Наследие античности, особенно в области философии, искусства и права, составило основу европейской цивилизации. Ввиду того, что Древняя Греция не была типичным для современности государственным образованием, а, по сути, представляла собой совокупность так называемых городов-полисов ( т.е. небольших, иногда даже крошечных государств).

Содержание

ВВЕДЕНИЕ……………………………………………………………………….3
ГЛАВА 1. ОСОБЕННОСТИ ОБЩЕСТВЕННОГО И ГОСУДАРСТВЕННОГО СТРОЯ ДРЕВНЕЙ ГРЕЦИИ…………………………………………………….5
1.1Общественный строй Древней Греции……………………………….5
1.2Государственный строй Древней Греции…………………………….9
ГЛАВА 2. ПРАВОВЫЕ НОРМЫ АФИНСКОЙ ОБЩИНЫ………………….13
2.1. Афинское народное собрание……………………………………….13
2.2. Реформы Солона, Клисфена, Эфиальта…………………………….20
ГЛАВА 3. ОСНОВНЫЕ ЧЕРТЫ ПРАВА СПАРТЫ………………………….28
3.1.Законы Ликурга……………………………………………………….28
ЗАКЛЮЧЕНИЕ………………………………………………………………….30
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ……………………………31

Вложенные файлы: 1 файл

курсовая 1 курс право др греции.docx

— 62.82 Кб (Скачать файл)

Министерство  образования Республики Беларусь

Частное учреждение образования «БИП–Институт  правоведения»

Гродненский филиал

 

Кафедра истории и теории права

 

 

Курсовая  работа

 

 

по дисциплине: История государства и права зарубежных стран

на тему: Право Древней Греции

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Выполнила:

Студентка 1 курса 3 группы

дневное отделение

специальность «международное право» 

                                                               Алёшина Вероника Анатольевна 

                                                    (подпись)                                                 

Научный руководитель:

старший преподаватель

                                                                    Филипчик Татьяна Викторовна 

                                                 (подпись)                                                               

 

 

 

 

 

 

ГРОДНО 2011

 

СОДЕРЖАНИЕ

ВВЕДЕНИЕ……………………………………………………………………….3

ГЛАВА 1. ОСОБЕННОСТИ ОБЩЕСТВЕННОГО И ГОСУДАРСТВЕННОГО СТРОЯ ДРЕВНЕЙ ГРЕЦИИ…………………………………………………….5

1.1Общественный строй Древней Греции……………………………….5

1.2Государственный строй Древней Греции…………………………….9

ГЛАВА 2. ПРАВОВЫЕ НОРМЫ АФИНСКОЙ ОБЩИНЫ………………….13

2.1. Афинское народное собрание……………………………………….13

2.2. Реформы Солона, Клисфена, Эфиальта…………………………….20

ГЛАВА 3. ОСНОВНЫЕ ЧЕРТЫ ПРАВА  СПАРТЫ………………………….28

3.1.Законы  Ликурга……………………………………………………….28

ЗАКЛЮЧЕНИЕ………………………………………………………………….30

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ……………………………31

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

ВВЕДЕНИЕ

 

 

Целью данной работы является обзор наиболее существенных социальных, политических и правовых аспектов существования  древнегреческого государства.

Государства древней Греции, развивавшиеся в преемственном  соприкосновении с древнейшими  цивилизациями, внесли выдающийся вклад  в мировую культуру. Наследие античности, особенно в области философии, искусства  и права, составило основу европейской  цивилизации.

Ввиду того, что Древняя  Греция не была типичным для современности  государственным образованием, а, по сути, представляла собой совокупность так называемых городов-полисов ( т.е. небольших, иногда даже крошечных государств). Территория полиса состояла из города и прилегающих к нему селений. По подсчетам современных историков численность свободного населения полиса редко превышала 100 тыс. человек.

 В основу работы положено рассмотрение двух наиболее любопытных во многих отношениях (но в тоже время весьма отличных друг от друга) полисов – Афин и Спарты.

Многообразие политического  опыта, накопленного в государствах-полисах, стимулировало теоретические обобщения  практики осуществления власти и  создание учений, в которых поднимались  проблемы возникновения государств, их классификации, наилучшей формы  устройства. Правовая мысль Древней  Греции постоянно обращалась к сравнительному изучению законов, которые установили в полисах первые законодатели (Ликург – в Спарте, Солон – в Афинах).

Экономической основой  государства и права был рабовладельческий  способ производства, получивший в  этом регионе наибольшее развитие. Рабство сравнительно быстро утрачивает патриархальные черты, принимает массовый характер и проникает в основные отрасли производства, хотя и не вытесняет полностью труд свободных крестьян и ремесленников.

Утверждается своеобразная форма античной собственности: стать  собственником земли (основного  средства производства) мог лишь полноправный член гражданской общины -- полиса, т. е. города-государства, представлявшего  собой экономическое, религиозно-культовое, политико-правовое сообщество свободных, полноправных граждан-землевладельцев, эксплуатирующих в частном порядке  или совместно (посредством государства) рабов и неполноправных. Первоначально  эту ступень развития проходят многие государства Греции.

Последующая эволюция этой государственности обусловливалась  внутренними противоречиями, присущими  античному обществу. Борьба рядовых  граждан полиса против родовой аристократии вынуждает ее несколько уменьшить  свои привилегии: ограничивается захват общественной земли знатью, упраздняется долговое рабство, а основным источником пополнения рабов становится население  порабощенных стран.

 Все это имело далеко  идущие политические последствия.  В частности, расширяется участие  рядовых граждан в делах государства.  Наиболее полно этот процесс  заявил о себе в Древних Афинах - государстве, рабовладельческом по сущности и демократическом для полноправных граждан по форме.

В античной Греции на передний план выдвигаются вопросы, связанные  с положением индивида в обществе, возможностью морального выбора и субъективной стороной поведения человека. Опираясь на идеи нравственной свободы индивида, представители" демократии разрабатывали  учения о равенстве граждан и  договорном происхождении закона и  государства.

Античному миру были известны различные формы государства. Четко  различались республика и монархия, республики демократическая и аристократическая.

 

 

 

ГЛАВА 1. ОСОБЕННОСТИ ОБЩЕСТВЕННОГО И  ГОСУДАРСТВЕННОГО СТРОЯ ДРЕВНЕЙ  ГРЕЦИИ

 

 

1.1.Общественный  строй Древней Греции

 

После разложения первобытнообщинных отношений в истории Древней Греции наступил так называемый полисный этап - время формирования и расцвета полисов, городов-государств, когда на смену первобытнообщинным пришли рабовладельческие отношения. Для истории государства и права с давних времен наибольший интерес представляют два полиса - Афины и Спарта. На примере этих двух полисов рассмотрим общественный строй Древней Греции. Формально полис был своего рода социально-политическим союзом всех граждан независимо от их социального и материального положения. Фактически же внутри него шла жестокая борьба между демосом и эвпатридами. К полноправным членам полиса относились домовладельцы и те, кто призывался в ополчение [1,с. 34].

Поскольку Древнеафинское государство можно с полным основанием причислить к античным рабовладельческим  республикам, то рабский труд в Афинах широко использовался в домашних работах, в сельском хозяйстве, строительстве. Рабы в Афинах разделялись на принадлежавших частным лицам и государственных. Рабы частных лиц в правовом отношении  приравнивались к вещи, поэтому не могли иметь собственности. За государственными рабами признавалось ограниченное право приобретать собственность и распоряжаться ею. Ставший вольноотпущенником раб приравнивался по своему положению к метекам.

По реформам Перикла, полноправными  афинскими гражданами являлись только лица, у которых мать и отец были гражданами Афин. Гражданская правоспособность наступала у мужчин с 18 лет и предполагала наличие определенных прав и обязанностей.

К наиболее важным правам гражданина относились:  право на свободу и личную независимость от другого человека; право на земельный участок (клер) на полисной территории; право на экономическую помощь от государства в случае материальных затруднений; право на ношение оружия и службу в ополчении; право на участие в делах государства; право на почитание и защиту отеческих богов; право на защиту и покровительство афинских законов.

Богатые граждане несли также материальную повинность в пользу государства - литургию, отчасти ограничивавшую доходы от их частной собственности. В системе градации населения по правам между полноправными гражданами и рабами полиса находился промежуточный слой - метеки, неграждане Афин. К метекам относились чужеземцы, постоянно проживавшие в Афинах. Они были лично свободными, но лишенными политических и некоторых экономических прав, в том числе: права гражданства; права приобретать недвижимость; права заключать полноправные браки с афинскими гражданами.

Каждый метек  должен был иметь простата, своего посредника между ним и правительственными учреждениями. С метеков взималась особая подать, они привлекались к военной службе, несли и другие повинности

[7, с. 62-63].

Жители Спартанского государства подразделялись на следующие социальные группы: спартиаты; периэки; илоты.

Политическими правами  пользовались только спартанцы. Вся земля в Спарте считалась собственностью государства и была  поделена на участки (клеры), переданные полноправным гражданам в наследственное пользование без права их отчуждения и дробления. Клер считался неотчуждаемым наследственным владением, а так как земля считалась собственностью государства, то участок нельзя было продать, подарить. Участки обрабатывали илоты, обязанностью которых было содержать спартанца и его семью.

С 20 до 60 лет спартанец  считался военнообязанным, должен был  систематически, почти ежедневно, совершенствовать свои атлетические и боевые навыки. До 30 лет спартанец считался неполноправным, не имел политических прав, и ему  надлежало во всем следовать советам  своего опекуна, наставника. Спартанцы  носили одинаковую одежду, пользовались одинаковой домашней утварью, соблюдали стандартную, общепринятую форму бороды и усов. К 30 годам спартанец должен был жениться, иначе он ежегодно в религиозный праздник подвергался избиению со стороны незамужних женщин. Зато тем, кто имел трех, а тем более четырех сыновей, оказывалось особое уважение.

Полноправным гражданином  Спарты считался тот, кто имел надел  земли с илотами, постоянно участвовал в совместных трапезах (сисситиях) и в работе народного собрания. Трусость в бою, неуплата взносов на совместные обеды, непослушание должностным лицам, как правило, влекли исключение из гражданского состояния. Регламентация жизни спартанцев касалась почти всех сторон не только общественной, но и личной жизни. Гражданам возбранялось заниматься ремеслом и торговлей, так как это позорило их и считалось уделом периэков. Ввоз чужеземных изделий был запрещен. Существовал запрет на предметы роскоши. Спартанцы постоянно были заняты военной муштрой, основанной на беспрекословном подчинении, суровой воинской дисциплине.

Контакты с внешним  миром практически исключались. Государство было закрытым. Полис  оказывал материальную поддержку малоимущим, нуждающимся гражданам - без этой поддержки они не могли бы участвовать в общественных делах.

Периэки, жители отдаленных неплодородных районов Спарты, были лично свободными, но не имели гражданских и политических прав, хотя в других правоотношениях они были вполне правоспособны: могли приобретать собственность и совершать сделки, отбывать воинскую повинность. В их руках сосредоточились ремесло и торговля. Со стороны государства над периэками был установлен надзор, осуществляемый специальными должностными лицами - гармостами.

Представители побежденных  племен становились государственными рабами - илотами, которых исследователи часто именуют «античными крепостными». Илоты не имели своей земли и работали на участке, предоставленном спартиату государством. Однако у них было свое хозяйство и свои орудия производства. Илоты платили господину оброк, равный 50% урожая. Они также несли военную службу. Свое господство над илотами спартиаты поддерживали методами террора, устраивая ежегодные массовые истребления илотов. Иногда, однако, илоты могли быть отпущены на волю государством.

Спартиаты имели над  илотами абсолютную власть, но в  то же время создавали им некоторые  условия для материальной заинтересованности в результатах труда [7, с. 66-68].

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

1.2.Государственный  строй Древней Греции

 

Государственный строй Древней  Греции рассмотрим на двух наиболее основных греческих полисах, Афины и Спарта. В Афинах доминировал демократический  режим, в Спарте - аристократический, впоследствии олигархический.

Основные органы власти и управления Афинского государства: народное собрание; Совет пятисот; гелиэя; коллегия стратегов; коллегия архонтов.

Верховным органом власти было народное собрание - экклесия. Право участия в народном собрании имели только мужчины, достигшие двадцатилетнего возраста, полноправные афинские граждане - вне зависимости от их имущественного положения и рода занятий. Компетенция народного собрания охватывала все стороны жизни Афин. Экклесия принимала законы, решала вопросы войны и мира, избирала должностных лиц, заслушивала отчеты магистратов, решала дела по продовольственному снабжению города, обсуждала и утверждала бюджет, осуществляла контроль за воспитанием юношей. Чрезвычайно большое значение для демократии имел институт «жалобы на противозаконнее охранявший основные действующие законы. Эта охрана осуществлялась специальной коллегией, учрежденной для охраны законов и приема письменных либо устных жалоб на лиц, нарушающих законы.

Информация о работе Право Древней Греции