Право в системе социальных норм

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 01 Декабря 2015 в 21:54, реферат

Краткое описание

Социальные нормы играли важнейшую роль в истории жизнедеятельности человека. И по сегодняшний день социальные нормы являются неотъемлемой частью в жизни всего мирового общества. С помощью них регулируются отношения между людьми
Социальные нормы отражают развитие всех сфер жизни общества: экономической, политической, духовной, социальной.

Содержание

Введение
Социальные нормы
1. Понятие социальных норм и их значение
2. Виды социальных норм
Право в системе социальных норм
1. Признаки права
2. Источники права
3. Соотношение права с моральными нормами
Заключение
Список литературы

Вложенные файлы: 1 файл

право.docx

— 36.87 Кб (Скачать файл)

          Содержание

  • Введение
  • Социальные нормы

      1. Понятие социальных норм и их значение

      2. Виды социальных норм

  • Право в системе социальных норм

      1. Признаки права

      2. Источники права

      3. Соотношение права с моральными нормами

  • Заключение
  • Список литературы

 

Введение


Социальные нормы играли важнейшую роль в истории жизнедеятельности человека. И по сегодняшний день социальные нормы являются неотъемлемой частью в жизни всего мирового общества. С помощью них регулируются отношения между людьми

Социальные нормы отражают развитие всех сфер жизни общества: экономической, политической, духовной, социальной.

Характеризуя их, можно понять уровень свободы граждан в государстве, тип политической системы, форму правления, тип экономической системы, качество жизни человека в характеризуемом обществе, а также многие другие аспекты жизни.

Основную роль в системе социальных норм занимает право. Поэтому именно нормы права, я считаю нужным рассмотреть, более подробно. Поскольку именно нормы права в большей степени выступают как регуляторы общественных отношений.

Актуальность темы реферата обусловлена следующими факторами:

1. Социальные  и правовые нормы регулируют  деятельность людей,, выстраивают  её: в направлении достижения  социальной справедливости. При  этом правовые: нормы, как основа  осуществления духовности, постоянно  взаимодействуют с семьёщ гражданским.обществом и государством.

2. Анализ  права в системе социальных  норм открывает перспективы для  анализа; нравственности. Нравственность  предполагает внутренние представленияi личности о должных, благовидных; поступках. Для введения:  в практическую жизнедеятельность нравственных помыслов? необходим регулятор' общественных отношений; Одним из таких главных регуляторов; выступает право. Чем; богаче духовная жизнь, чем более она определённа (а право позволяет отстоять такую определённость); тем богаче должен: быть и её предмет.

3. Нравственность, и право, принадлежат  человеку потому, что суть человека  есть его самосознание. Каждая  личность- имеет представление: о  своих правах и обязанностях. Но, общаясь с другими; индивидами, такие представления могут не  совпадать с их мнениями-: о  правах и обязанностях. В связи  с этим, право? и преследует основную; цель: закрепить общественные отношения  в форму внешнего выражения; (норму  права), которая имеет равносильное  действие на: всех участников; правоотношений. Идеальным правом является то, которое должно в своих нормах  содержать представления о нравственности, морали. В: современном российском  обществе такое; право ещё не  сформировано, что, в свою очередь, явилось последствием духовного  и финансового кризиса.

Социальные нормы


Понятие социальных норм и их значение.

 

Важнейшим средством организации общественных отношений являются социальные нормы: нормы права, нормы морали, нормы общественных организаций, нормы традиций, обычаев и ритуалов. Эти нормы обеспечивают наиболее целесообразное и гармоничное функционирование общества в соответствии с потребностями его развития.

Социальные нормы — общепризнанные правила, образцы поведения, стандарты деятельности, призванные обеспечивать упорядоченность, устойчивость и стабильность социального взаимодействия индивидов и социальных групп.

Социальные нормы имеют жизненно важное значение для общества:

поддерживают порядок, равновесие в обществе;

подавляют скрытые в человеке биологические инстинкты, «окультуривают» человека;

помогают человеку приобщиться к жизни общества, социализироваться.

Регулирование общественных отношений осуществляется путем реализации определенных социальных норм: норм права, норм морали, норм, установленных общественными организациями, норм обычаев, норм традиций, норм ритуалов и т.д. В общем плане социальные нормы - это правила поведения общественного характера, регулирующие взаимоотношения людей и деятельность организаций в процессе их взаимодействия.

Как вид социальных норм, моральные установления характеризуются общими родовыми признаками и являются правилами поведения, определяющими отношение человека к человеку. Если действия человека не касаются других людей, его поведение с социальной точки зрения безразлично. Поэтому не все ученые считают нормы нравственности явлением исключительно социальным.

Со времен Канта существует убеждение, что сфера нравственности охватывает сугубо внутренний мир человека, поэтому оценить поступок как нравственный или безнравственный можно лишь по отношению к лицу, которое его совершило. Человек как бы извлекает из себя нормы своего поведения, в себе, в глубине своей души , дает оценку своим действием. С данной точки зрения человек, взятый отдельно, вне его отношений к другим людям, может руководствоваться нравственными правилами.

Существует и компромиссная позиция в оценке нравственного регулирования. Согласно ей нормы морали имеют двоякую природу: одни имеют в виду самого индивида, другие - отношение индивида к обществу. Отсюда деление этики на индивидуальную и социальную.

Наиболее распространенным и аргументированным является представление об абсолютном характере норм морали и отсутствии в них какого-либо индивидуального фактора. Шершеневич, например, считал, что нравственность представляет не требования человека к самому себе, а требования общества к человеку. Не человек определяет, как он должен относиться к другому человеку. Не отдельный индивид оценивает свое поведение как хорошее или плохое, а общество. Оно может признать поступок нравственно хорошим, хотя он не хорош для индивида, и оно может считать поступок недостойным с нравственной стороны, хотя он вполне одобряем с индивидуальной точки зрения.

Существует точка зрения, что нравственные законы заложены в самой природе человека. Внешне они проявляются в зависимости от той или иной жизненной ситуации, в которой оказывается индивид. Другие же категорически утверждают, что нормы нравственности - это требования, обращенные к человеку извне.

Видимо, нет оснований проводить водораздел между индивидуальным и социальным характером нравственных требований, поскольку в них органически переплетаются элементы того и другого. Ясно одно, что любая социальная норма имеет общий характер, и в этом смысле она адресуется не к конкретному индивиду, а ко всем или к большой группе индивидов. Моральные нормы регулируют не внутренний мир человека, а отношения между людьми. Однако не следует упускать из виду индивидуальные аспекты нравственных требований. В конечном счете их реализация зависит от нравственной зрелости человека, прочности его моральных воззрений, социальной ориентированности его индивидуальных интересов. И здесь первостепенную роль играют такие индивидуализированные моральные категории, как совесть, долг, которые направляют поведение человека в русло социальной нравственности. Внутреннее убеждение индивида в нравственности или безнравственности своего поступка в значительной мере определяет и его социальную значимость.

              Виды социальных норм.

 

  Существуют различные классификации  социальных норм. Наиболее важным  является разделение социальных  норм в зависимости от особенностей  их возникновения и реализации. По данному основанию выделяют  пять разновидностей социальных  норм: нормы морали, нормы обычаев, корпоративные нормы, религиозные нормы и правовые нормы.

Нормы морали представляют собой правила поведения, которые являются производными от представ?лений людей о добре и зле, о справедливости и не?справедливости, о хорошем и плохом. Реализация этих норм обеспечивается общественным мнением и внутренним убеждением людей.

Нормы обычаев — это правила поведения, вошед?шие в привычку в результате их многократного повторения. Реализация обычных норм обеспечивается силой привычки. Обычаи морального содержания называют нравами.

 

 Разновидностью обычаев считаются традиции, которые выражают стремление людей сохранить определенные идеи, ценности, полезные формы поведения. Другая разновидность обычаев — это ритуалы, регламентирующие поведение людей в бытовой, семейной и религиозной сферах.

 

 Корпоративными нормами называют правила поведения, установленные общественными организациями. Их реализация обеспечивается внутренним убеждением членов этих организаций, а также самими общественными объединениями.

 

 Под религиозными нормами понимаются правила поведения, содержащиеся в различных священных книгах либо установленные церковью. Реализация данного вида социальных норм обеспечивается внутренними убеждениями людей и деятельностью церкви.

Правовые нормы — это правила поведения, уставленные или санкционированные государством, церкви вовые нормы это права д, у новленные или санкционированные государством, а иногда и непосредственно народом, реализация которых обеспечивается авторитетом и принудительной силой государства.

 

 Различные виды социальных норм появлялись не одновременно, а один за другим, по меренеобходимости.

 

 С развитием общества они все более усложнялись.

Ученые предполагают, что первым видом социальных норм, возникшим еще в первобытном обще?стве были ритуалы. Ритуалом называют правило поведения, в котором самым главным является заранее строго заданная форма его исполнения.  Само содержание ритуала не столь важно — главное значение имеет именно его форма. Ритуалами сопровождались многие события в жизни первобытных людей. Нам известно о существовании ритуалов проводов соплеменников на охоту, вступления в должность вождя, преподнесения даров вождям и др. Несколько позднее в ритуальных действиях стали выделять обряды. Обряды представляли собой правила поведения, заключавшиеся в выполнении некоторых символических действий. В отличие от ритуалов они преследовали определенные идеологические (воспитательные) цели и оказывали более глубокое влияние на психику человека.

 

 Следующими по времени появления социальными нормами, которые являлись показателем новой, более высокой ступени развития человечества, были обычаи. Обычаи регулировали практически все стороны жизни первобытного общества.

 

 Еще одним видом социальных норм, возникших в эпоху первобытности, были религиозные нормы. Первобытный человек, осознававший свою слабость перед силами природы, приписывал последним божественную силу. Первоначально объектом религиозного преклонения был реально существующий предмет — фетиш. Потом человек стал поклоняться какому?либо животному или растению — тотему, видя в последнем своего предка и защитника. Затем тотемизм сменился анимизмом (от лат. «анима» — душа), т. е. верой в духов, душу или всеобщую одухотворенность природы. Многие ученые полагают, что именно анимизм стал основой для возникновения современных религий: со временем среди сверхъестественных существ люди выделили несколько особенных — богов. Так появились первые политеистические (языческие), а потом и монотеистические религии.

 

 Параллельно возникновению норм обычаев и религии в первобытном обществе формировались и нормы морали. Определить время их возникновения невозможно. Можно лишь сказать, что мораль появляется вместе с человеческим обществом и является одним из наиболее важных социальных регуляторов.

 

 В период возникновения государства появляются первые нормы права.

 

 Наконец, последними по времени возникают корпоративные нормы.

 Корпоративные нормы  — нормы, которые регулируют отношения, складывающиеся между членами, участниками общественных объединений (общественных организаций, фондов, политических партий, профессиональных союзов, добровольных обществ и др.). Корпоративные нормы закрепляются в уставах (иных документах) общественных объединений, принимаемых на их общих собраниях, конференциях, съездах.

 

Право в системе социальных норм


Признаки права

Рассмотрим основные признаки права.

1.Нормативность

По своему содержанию право состоит из норм, нормативных предписаний, опредедяюших необходимые признаки типичных жизненных ситуаций и общие правила поведения оказавшихся в них субъектов. Нормативность позволяет удовлетворить отмеченную К. Марксом общественную потребность «охватить общим правилом повторяющиеся изо дня в день акты производства, распределения и обмена продуктов и позаботиться о том, чтобы отдельный человек подчинился общим условиям производства и обмена».

2.Волевой характер

История правовой мысли уже давно связывает сущность права с волей. Однако для одних право — это воля господствующего класса, для других право является свободным выражением воли индивидов. В любом случае право является своеобразной формой обозначения и защиты интересов субъекта от конкурирующих интересов. Будучи основой волевого устремления субъекта, именно интерес как осознанная потребность становится решающей правообразующей силой, что подтверждается действительностью. Всякая нормативная абстракция, для того чтобы стать действенной и справедливой, должна изменяться по содержанию, отвечая требованиям своего времени, а толчком к таким изменениям становятся интересы реальных участников общественных отношений, потребности практики.

Всякое право по своей сущности является сбалансированной волей общества. Волей, определяющей наиболее целесообразный порядок регулирования и развития социально значимых отношений. В ней должны найти необходимое сочетание общественный, государственный и индивидуальный интересы. Причем в конкретных предписаниях, в зависимости от специфики регулируемых отношений, удельный вес этих интересов может весьма существенно изменяться. В одних (конституционных) может преобладать общественный или государственный, в других (купли-продажи) — индивидуальный интерес. При нарушении необходимого паритета этих интересов снижается эффективность правового регулирования, а при их противопоставлении право превращается в свою противоположность — в узаконенный произвол.

Информация о работе Право в системе социальных норм