Право государственной
и муниципальной собственности
Эти формы собственности
призваны обеспечивать интересы больших
групп людей (население РФ в целом
и ее субъектов). Государственная
собственность – имущество, принадлежащее
на праве собственности Российской
Федерации, а также имущество, принадлежащее
на праве собственности субъектам
РФ: республикам, краям, областям, городам
федерального значения, автономной области,
автономным округам. Основной чертой,
характеризующей право государственной
собственности, является множественность
субъектов. Права собственника от имени
РФ и субъектов РФ осуществляют органы
государства. Имущество, находящееся
в собственности государства, закрепляется
за государственными предприятиями
и учреждениями на праве оперативного
управления и праве хозяйственного
ведения.
В состав государственной
собственности входят:
- объекты, являющиеся основой
национального богатства; объекты, необходимые
для обеспечения деятельности федеральных
органов власти и управления (казна, валютный
фонд и др.);
- объекты оборонного производства
(космические и летательные аппараты и
др.);
- объекты отраслей, обеспечивающих
жизнедеятельность народного хозяйства
(объекты речного и морского флота).
Муниципальная собственность
– имущество, принадлежащее на праве
собственности городским поселениям,
сельским поселениям и другим муниципальным
образованиям. Права собственника от
имени муниципального образования
осуществляются органами местного самоуправления.
Органы государственной власти и
должностные лица не имеют права
на осуществление правомочий собственника
в отношении муниципального имущества.
Муниципальную собственность составляют
следующие объекты:
1) жилой и нежилой фонды,
находящиеся в управлении местной
администрации; жилищно-эксплуатационные
предприятия;
2) ремонтно-строительные
предприятия, обслуживающие объекты
муниципальной собственности, объекты
инженерной инфраструктуры городов,
объекты городского пассажирского
транспорта и внешнего благоустройства;
3) другие объекты, находящиеся
в оперативном управлении местной
администрации;
4) предприятия розничной
торговли, общественного питания
и бытового обслуживания населения;
оптово-складские предприятия, предприятия
и подразделения производственно-технической
комплектации;
5) учреждения и объекты
здравоохранения, народного образования,
культуры и спорта и др. (указанное
имущество регистрируется в реестре
муниципальной собственности).
Наиболее распространенный
способ осуществления права государственной
и муниципальной собственности
– передача государственного и муниципального
имущества предприятиям и учреждениям:
1) на праве оперативного
управления (государственное или
муниципальное предприятие вправе
использовать имущество в соответствии
с целями своей деятельности,
задачами собственника и назначением
имущества);
2) на праве хозяйственного
ведения (государственное или
муниципальное предприятие не
вправе без согласия собственника
продавать, сдавать в аренду, отдавать
в залог или вносить в качестве
вклада в уставной капитал
хозяйственных обществ недвижимое
имущество. Относительно движимого
имущества все указанные действия совершаться
могут при отсутствии прямого ограничения
в законе).
Правовое положение банков
Правовое положение банков
определено двумя федеральными законами:
ФЗ «О Центральном банке РФ (Банке России)»
от 10.07.2002 г. № 86-ФЗ (в ред. от 29.12.2006 г.) и
ФЗ ««О банках и банковской деятельности»
от 02.12.1990 г. № 395-1 (в ред. от 29.12.2006 г.)
Как субъекты предпринимательского
права, банки характеризуются
сложной и многоплановой компетенцией,
поскольку они осуществляют свою
деятельность в сфере денежного
обращения. Предметом их деятельности
являются денежные средства, ценные
бумаги, драгоценные металлы, то
есть выполняют функцию платежа,
обращения и кредита в денежной
форме.
Все банки в совокупности
образуют систему, вне которой
их деятельность невозможна. Руководство
этой системой осуществляет Центральный
банк РФ (Банк России). Он определяет
основы банковской деятельности,
устанавливает единые правила
ведения банковских операций.
Функции Банка России,
по справедливому выражению О.М.
Олейник можно назвать уникальными,
не свойственными никакой другой
организации. Это связано с
тем, что только Банк России
осуществляет изготовление и
эмиссию денежных знаков в
соответствии с решениями представительного
органа РФ. Только ему принадлежат
функции резервной системы, руководства
всеми банками.
Центральный банк РФ
является главным банком Российской
Федерации и находится в ее
собственности. Он является юридическим
лицом, экономически самостоятельным,
осуществляющий расходы за счет
собственных доходов. Данные доходы
он получает за счет предоставления
кредитов банкам, ведения расчетно-кассового
обслуживания банков со взиманием
комиссионного сбора, за счет операций
в отношении государственных ценных бумаг,
чеков, векселей, драгоценных металлов,
за счет иных операций, соответствующих
его уставу.
Имущественную базу
Банка России составляет его
уставный капитал.
В ходе деятельности
его имущественная база пополняется
за счет полученных доходов.
Он может создавать фонды различного
назначения. Имущество принадлежит
Банку России на праве хозяйственного
ведения.
Также необходимо выделить
направления хозяйственной компетенции
Центрального банка РФ. Так, в
области организации денежного
обращения Банк России осуществляет
эмиссию денег, организует обращение
денежных знаков, осуществляет регулирование
денежной массы в обращении.
В области денежно-кредитного регулирования
Банк России определяет нормы депонируемых
в нем обязательных резервов коммерческих
банков, учетные ставки по кредитам, экономические
нормативы для банков, рефинансирует банки
путем предоставления им срочных кредитов
по процентной ставке Банка России, определяет
условия предоставления кредитов под
залог различных активов, кредитует банки
и иные кредитные учреждения в качестве
кредитора последней инстанции.
Банк России является
центром банковской системы РФ,
осуществляет ее регулирование
и надзор за деятельностью
банков.
Банк России вправе
давать другим банкам обязательные
предписания об устранении нарушений
законодательства о банках и
установлении экономических нормативов.
В связи с выявленными нарушениями
вправе применить предусмотренные
законом санкции.
Банк Росси реализует
также внешнеэкономические функции.
Он вправе осуществлять любые
операции в иностранной валюте
в Российской Федерации и за
границей на базе действующего
законодательства и в соответствии
с международной банковской практикой.
Банк России представляет интересы
Российской Федерации в центральных
банках других стран, международных
банках и иных финансово-кредитных
организациях.
Управление Центральным
банком РФ осуществляется советом
директоров Банка и Председателем
Банка России, который назначается
и освобождается от должности
Государственной Думой ФС РФ
по представлению Президента
РФ.
Правовое положение
коммерческих банков определено
ФЗ «О банках и банковской
деятельности».
Банк – это кредитная
организация, которой на основании
лицензии, выдаваемой Центральным
банком РФ (Банком России), предоставлено
право привлекать денежные средства
от юридических и физических лиц и от своего
имени размещать их на условии возвратности,
платности и срочности, а также осуществлять
иные банковские операции. Банк всегда
является юридическим лицом.
Имущественную основу
банка составляют уставный капитал,
который служит обеспечением
обязательств банка; привлеченные
средства юридических лиц; имущество
и средства, полученные в виде
доходов от банковской деятельности,
в том числе направленные в различные
фонды, образуемые банком.
Хозяйственная компетенция
банка определяется кругом банковских
операций и сделок, которые он
вправе совершать в соответствии
с ФЗ «О банках и банковской
деятельности» и выданной банку
лицензии.
Таким образом, компетенция
банков реализуется исключительно
в денежно-финансовой сфере. Банкам,
согласно статье 5 ФЗ «О банках
и банковской деятельности» запрещается
заниматься производственной, торговой
и страховой деятельностью.
Правовое положение бирж
Следует отметить, что
деятельность бирж относится
к ведению хозяйства на некоммерческой
основе и осуществляется в
целях повышения эффективности
обслуживания предпринимателей.
Биржи бывают двух
видов: товарные и фондовые. Правовое
положение товарных бирж регулируется
Законом РФ «О товарных биржах
и биржевой торговле» от 20.02.1992
г. № 2383-1 (в ред. от 15.04.2006 г.),
правовое положение фондовых
бирж – Федеральным законом
«О рынке ценных бумаг» от 22.04.1996
г. № 39-ФЗ (в ред. от 30.12.2006 г.).
Понятие товарной биржи
закреплено в статье 2 Закона РФ
«О товарных биржах и биржевой
торговле». Согласно которой под
товарной биржей понимается организация
с правами юридического лица,
формирующая оптовый рынок путем
организации и регулирования
биржевой торговли, осуществляемой
в форме гласных публичных
торгов, проводимых в заранее
определенном месте и в определенное
время по установленным ею
правилам.
Организация и регулирование
торговли на бирже составляет
сферу деятельности товарной
биржи и ее специальную компетенцию.
Биржа – это организация, которая
создается специально и исключительно
для того, чтобы быть местом
сосредоточения оптовых сделок,
которые бы объективно отражали
цену данного товара на основе
концентрации на бирже спроса
и предложения.
К особенностям учреждения
товарной биржи относится то,
что доля каждого учредителя
или члена биржи в ее уставном
капитале не может превышать
десяти процентов (ст. 11 указанного
Закона).
Создание биржи требует
обязательной государственной регистрации,
однако биржевая торговля может
проводиться на основе лицензии,
выдаваемой Федеральной антимонопольной
службой РФ.
Организация биржевой
торговли является основной сферой
деятельности биржи. Она осуществляется
в соответствии с правилами
биржевой торговли, утверждаемыми каждой
биржей, сходя из уставных задач.
В биржевой торговле
принимают участие две категории
участников: полные члены биржи,
которые имеют право участвовать
в торгах во всех секциях
биржи и неполные, имеющие право
участвовать в торгах определенной
секции. Кроме того, имеются постоянные
посетители – брокерские фирмы,
конторы, независимые брокеры,
которые приобретают на срок
до трех лет право на участие
в биржевых торгах на данной
бирже за определенную плату,
и разовые посетители, приобретающие
за плату право на совершение
сделок в течение данного дня.
Особенностью правового
положения биржи является то,
что она организует и регулирует
биржевую торговлю, но в собственно
биржевой торговле не участвует,
не заключает никаких сделок
в ходе торгов, а субъектами
являются участники биржевой
торговли от своего имени и
за свой счет.
Имущественную базу
товарной биржи составляет частная
собственность. Поскольку доля
каждого учредителя или члена
биржи не может превышать десяти
процентов ее уставного капитала,
таких учредителей или членов
биржи должно быть не менее
десяти.
Хозяйственная компетенция
биржи имеет строго целевой
характер: организация и регулирование
биржевой торговли. Эту компетенцию
реализуют органы управления
биржи, высшим органом собрание
членов биржи. Членство биржи
возникает в силу участия в
формировании уставного капитала
либо внесения взносов в ее
имущество. Членство подтверждается
свидетельством, выдаваемым биржей.
Порядок вступления в члены
биржи определяется ее учредительными
документами.
Классификация предприятий.
Малые предприятия, как особый вид
предприятий
В экономике любой страны
функционируют миллионы различных
предприятий – субъектов хозяйствования,
которые различаются между собой
по различным признакам
Прежде всего, субъекты хозяйствования
различаются по сфере деятельности.
Выделяют предприятия, действующие
в сфере материального и нематериального
производства. Субъекты хозяйствования
сферы материального производства
– это предприятия промышленности,
сельского хозяйства, транспорта, строительства.
Отличительной особенностью субъектов
хозяйствования сферы нематериального
производства является то, что они создают
особые продукты-услуги (бытовые, социальные,
культурные).